Фонарь (авиация)
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2a/Su-27UB_cockpit.jpg/320px-Su-27UB_cockpit.jpg)
Каплевидный фонарь кабины Су-27Б
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/cd/F-22_cockpit_close-up.jpg/320px-F-22_cockpit_close-up.jpg)
Беспереплётный каплевидный фонарь кабины F-22 Raptor.
В авиации фонарь — прозрачная часть пилотской кабины, защищающая экипаж и пассажиров от воздействия встречного потока воздуха, погодных условий и от шума. На большинстве современных летательных аппаратов используются фонари из пластика или стекла обтекаемой формы, чтобы минимизировать лобовое сопротивление воздуха.
Содержание
1 История
1.1 На первых самолётах
1.2 В середине двадцатого века
1.3 Каплевидный фонарь
1.4 Современные фонари
1.5 Использование прозрачной брони
2 Аварийный сброс и взаимодействие с катапультируемым креслом
3 Галерея
3.1 Индикаторы на лобовом стекле
4 Примечания
5 Ссылки
История |
На первых самолётах |
На первых самолётах фонарей не было, и лётчики были никак не защищены от ветра и осадков. Впрочем, в то время в них не было особой необходимости, так как скорости были малы, полёты проводились в основном в хорошую погоду, а в конструкциях самолётов преобладали толкающие винты. По мере роста скоростей и распространения тянущих воздушных винтов к Первой мировой войне встал вопрос защиты лётчиков от набегающего потока воздуха. Вначале в самолётах появились небольшие козырьки, отводящие потоки воздуха, но после войны стали появляться полностью закрытые кабины, которые кроме удобства для лётчика давали также уменьшение аэродинамического сопротивления.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0f/Hurricane.r4118.ground.arp.jpg/220px-Hurricane.r4118.ground.arp.jpg)
Открытый (частично сдвинутый назад, на гаргрот) фонарь английского истребителя Харрикейн
В середине двадцатого века |
К началу Второй мировой войны большинство боевых самолётов обзавелись полностью закрытыми фонарями, зачастую плавно перетекавшими в выраженный гаргрот для улучшения аэродинамики, а стекло было заменено на безосколочное оргстекло. В этом смысле исключением являлся советский истребитель И-16, у которого из-за плохого качества плексигласа и стеснённости кабины, наоборот, фонарь на ранних модификациях был заменён козырьком на поздних[1]. К слову, плохое качество плексигласа на советских самолётах начального периода Великой Отечественной войны вынуждало[2] лётчиков-истребителей летать с открытыми фонарями, хоть это и ухудшало скоростные характеристики самолётов. Прозрачность материала удалось повысить лишь после личного[3] вмешательства Сталина.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Плексиглас, выпускаемый нашей промышленностью, тёмный, как пивная бутылка.
<…>
И. В. Сталин тут же попросил Поскрёбышева соединить его с директором завода, производящего плексиглас для самолетных фонарей.
Связь сработала мгновенно. Сталин предложил директору завода резко повысить качество плексигласа.
— Сколько вам потребуется времени для перестройки производства? — спросил Сталин. — Полгода? Даю вам месяц сроку. И чтобы новый плексиглас был не хуже, чем на «кёртисе» и «томагауке». — Трубка с легким звоном легла на место..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Из мемуаров лётчика-испытателя П. М. Стефановского[3]
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/77/Macchi_MC-200_920901-F-1234P-073.jpg/220px-Macchi_MC-200_920901-F-1234P-073.jpg)
MC.200 поздних серий с «полуоткрытым» фонарём
Однако некоторые лётчики и после этого летали с открытыми фонарями. Неназванные в наставлении 1943 года пилоты «Як»-ов объясняли это тем, что фонари с трудом открывались и закрывались в воздухе[4]. Подобными же доводами (заеданием фонаря на Як и ЛаГГ-3, в том числе и на земле) объяснял свои полёты с открытым фонарём и Герой Советского Союза Ф. Ф. Архипенко[5]. И. И. Кожемяко в своём интервью говорил, что он в 1943 летал с открытым фонарём до тех пор, пока на Як-7Б не появился аварийный сброс, а желтоватый плексиглас встречался до конца 1943 года[6]. Д. А. Алексеев утверждал, что даже на Ла-5ФН, после декабря 1943, несмотря на хорошее качество плексигласа и надёжный аварийный сброс, многие лётчики летали с открытым фонарём во избежание бликов, для улучшения обзора и снижения температуры в кабине[7].
Также по просьбе итальянских пилотов переход от полностью закрытого каплеобразного фонаря на первых пяти сериях (240 самолётов) к «полуоткрытому» с возможностью снятия боковых панелей (в таком случае фактически оставался только козырёк) был произведён на самолёте Macchi C.200 Saetta[8].
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/49/Miles_M.20.jpg/220px-Miles_M.20.jpg)
Miles M.20 — один из первых самолётов с каплевидным фонарём (1940).
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f2/Museum_of_Flight_Spitfire_02.jpg/220px-Museum_of_Flight_Spitfire_02.jpg)
Spitfire LF.XVIe (1945) с каплевидным фонарём)
Каплевидный фонарь |
В боях Второй мировой выяснилось, что для истребителей хороший обзор важнее небольшого прироста скорости, и к середине 1940-х гг. многие самолёты (Як-1, Як-7, P-47, P-51, F4U, частично Ла-5, под конец войны Supermarine Spitfire и др.) приобрели фонарь каплевидной формы, не закрывавший обзор назад.
Современные фонари |
После окончания войны с постепенным переходом на реактивную авиацию рост скоростей и высот продолжился, и к нынешнему времени фонарём не обладают только сверхлёгкие летательные аппараты наподобие парапланов или мотодельтапланов. В большинстве случаев ныне используются беспереплётные фонари[источник не указан 2760 дней], изготовленные из полиметилметакрилата методом вакуумного формования.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/MiG-15_canopy_%28MAA%29.jpg/220px-MiG-15_canopy_%28MAA%29.jpg)
Фонарь МиГ-15 с мощным передним (лобовым) бронестеклом (справа)
Использование прозрачной брони |
![]() | Этот раздел статьи ещё не написан. |
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8e/Crash.arp.600pix.jpg/220px-Crash.arp.600pix.jpg)
Отстреленный фонарь кабины F-16
Аварийный сброс и взаимодействие с катапультируемым креслом |
На большинстве военных самолётов (и даже на некоторых вертолётах) фонарь входит в систему аварийного покидания летательного аппарата. Очевидно, пилот не может покинуть ЛА, пока фонарь преграждает путь катапультируемому креслу. На большинстве самолётов, оснащённых системой аварийного покидания, фонарь отстреливается назад и вверх при помощи пороховых зарядов и сносится прочь с пути кресла встречным потоком воздуха.
![](http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/ad/Ka-52_at_an_air_show_in_Voronezh_2014.jpg/220px-Ka-52_at_an_air_show_in_Voronezh_2014.jpg)
Ка-52. Хорошо виден шнур взрывчатого вещества на пластике фонаря.
Однако на самолётах вертикального взлёта и посадки пилот должен иметь возможность катапультироваться во время «зависания в воздухе» или во время движения, слишком медленного для того, чтобы встречный поток воздуха «сдул» фонарь назад.
В такой ситуации в некоторых западных СВВП (например, Харриер II) во избежание столкновения лётчика с фонарём на этих летательных аппаратах по верхней кромке фонаря, над головой пилота, проходит, извиваясь, тонкий шнур из взрывчатого вещества, как правило пластичного. В момент катапультирования сначала взрывчатый шнур вдребезги разносит пластик фонаря, а уже потом через осколки вылетает кресло с пилотом. Подобная система используется не только на СВВП, но и на некоторых «обычных» самолётах, например, на истребителе-бомбардировщике Panavia Tornado и учебно-боевом Як-130, а также на вертолёте Ка-52.
На советских же СВВП Як-38 и Як-141 при околонулевых горизонтальных скоростях катапультирование осуществляется сквозь остекление кабины, которое разрушается заголовником и другими элементами катапультного кресла. Это возможно на скоростях до 500 км/ч (для Як-38). При скорости самолёта большей 140 км/ч катапультирование осуществляется обычным способом, с отстрелом фонаря. Подобное катапультирование сквозь остекление кабины, например, осуществил лётчик-испытатель Владимир Якимов, когда пилотируемый им Як-141 упал на палубу авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» и загорелся.[9]
Галерея |
Сдвижной фонарь кабины Ил-2.
Фонарь Як-30 на МАКС-2009.
RV-7 с открытым фонарём кабины.
Откинутый назад фонарь Eurofighter Typhoon.
МиГ-29 с открытым фонарём.
Фонарь и воздухозаборник F-16.
Открытый фонарь A-10.
Сдвинутый назад фонарь BAE Harrier II.
Фонарь и воздухозаборник шведского Saab JA 37
Фонарь ПАК ФА
Индикаторы на лобовом стекле |
Фонарь кабины F-22.
Он же анфас.
Вид спереди на фонарь и ИЛС JAS 39 ВВС Чехии.
Фонарь F-14.
Примечания |
↑ Маслов М. А. Техническое описание // Истребитель И-16. — М.: Армада, 1997. — 80 с. — (Прил. к журналу «М-Хобби»).
↑ Бабичев Георгий Федорович // Я Помню. Герои Великой Отечественной войны. Участники ВОВ. Книга памяти.
↑ 12 Стефановский П. М. Глава пятнадцатая. Крылатый щит Москвы // Триста неизвестных. — М.: Воениздат, 1968. — С. 231—234. — 320 с.
↑ Тактика истребительной авиации, ВВС Красной Армии. ДСП, издание 1943 г.
↑ Архипенко Федор Федорович, Герой Советского Союза, летчик-истребитель - Я Помню. Герои Великой Отечественной войны. Участники ВОВ. Книга памяти. - Я Помню. Герои Великой Отечественной войны. Участники ВОВ. Книга памяти.
↑ Интервью с И.И.Кожемяко
↑ Беседа с Д.А.Алексеевым
↑ Macchi MC.200 Saetta
↑ Yefim Gordon. Yakovlev Yak-36, Yak-38 & Yak-41: The Soviet 'Jump Jets' / Translation by Dmitriy Komissarov. — Hinckley, England, UK: Midland Publishing, 2008. — 145 p. — ISBN 978-1-85780-287-0.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() | Фонарь (авиация) на Викискладе |
---|