Микума (крейсер)

Multi tool use
«Микума» | |
---|---|
三隈 | |
![]() Крейсер «Микума» в заливе Кагосима в 1939 году | |
Служба | |
![]() | |
Класс и тип судна | Тяжёлый крейсер типа «Могами» |
Организация | Императорский флот Японии |
Изготовитель | Верфь «Мицубиси», Нагасаки |
Строительство начато | 24 декабря 1931 года |
Спущен на воду | 31 мая 1934 года |
Введён в эксплуатацию | 29 августа 1935 года |
Выведен из состава флота | 10 августа 1942 года |
Статус | Потоплен американской палубной авиацией 6 июня 1942 года |
Основные характеристики | |
Водоизмещение | Изначально: 11 200 т (стандартное), 13 980 (полное) К 1938 году: 12 400 тонн (стандартное), 15 057 (полное)[1] |
Длина | 200,6 м (наибольшая); 198,31 м (по ватерлинии) |
Ширина | 18,16 м (по ватерлинии исходно); 18,92 м (после модернизации) |
Осадка | 6,09 м (при нормальном водоизмещении после модернизации) |
Бронирование | Броневой пояс — 140-25 мм; палуба — 35-60 мм;башни — 25 мм; рубка — 100-50 мм |
Двигатели | 4 ТЗА «Кампон», 10 котлов «Кампон Ро Го» |
Мощность | 152 000 л. с. (111,8 МВт) |
Движитель | 4 гребных винта |
Скорость хода | 36,47 узла (на испытаниях) |
Дальность плавания | 7673 морских миль на 14 узлах (эффективная, исходно)» 7000—7500 морских миль на 14 узлах (после модернизаций) |
Экипаж | 930 человек (по проекту); 896 (58 офицеров и 838 матросов) в 1940 году |
Вооружение (1935) | |
Артиллерия | 5 × 3 — 155-мм/60 тип 3 |
Зенитная артиллерия | 2 × 2 127-мм/40 тип 89, 2 × 2 13,2–мм пулемёта тип 93; |
Минно-торпедное вооружение | 12 (4 × 3) — 610-мм ТА тип 90 модель 1 (18 торпед тип 90); |
Авиационная группа | 2 катапульты тип № 2 модель 3, до 3 гидросамолётов |
Вооружение (1940) | |
Артиллерия | 5 × 2 — 203-мм/50 тип 3 № 2 |
Зенитная артиллерия | 4 × 2 127-мм/40 тип 89 (с 1942 года), 4 × 2 — 25-мм/60 тип 96, 2 × 2 13,2–мм пулемёта тип 93 |
Минно-торпедное вооружение | 12 (4 × 3) — 610-мм ТА тип 90 модель 1 (24 торпеды тип 93) |
Авиационная группа | 2 катапульты тип Курэ № 2 модель 5, до 3 гидросамолётов |
![]() | |
«Микума» (яп. 三隈, по названию реки в префектуре Оита) — японский крейсер[прим. 1], второй вступивший в строй представитель типа «Могами».
Заказан в числе четырёх крейсеров этого типа по Первой программе пополнения флота 1931 года. Его постройкой в 1931—1935 годах занималась верфь компании «Мицубиси» в Нагасаки.mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}
Сразу после вступления в строй «Микума» вместе с «Могами» был повреждён в ходе инцидента с Четвёртым флотом и до конца 1937 года проходил модернизацию, направленную на повышение прочности корпуса. После короткого периода службы он вновь оказался на верфи для проведения запланированной замены орудийных башен, продлившейся с июня по декабрь 1939 года. В 1940—1941 годах крейсер вместе с однотипными кораблями активно участвовал в учениях, а также операции по захвату Французского Индокитая
В составе 7-го дивизии крейсеров «Микума» принял активное участие в начальном этапе боевых действий на Тихоокеанском театре Второй мировой войны, в том числе в захвате Малайи, Нидерландской Ост-Индии (потопив совместно с «Могами» и эсминцами в ходе боя в Зондском проливе американский крейсер «Хьюстон» и австралийский «Перт»), походе в Индийский океан
Содержание
1 Строительство
2 История службы
2.1 Довоенная
2.2 Вторая Мировая война
2.2.1 Мидуэй
3 Командиры
4 Примечания
5 Литература
Строительство |
Заказы на строительство первой пары «8500-тонных» крейсеров стоимостью по 24 833 950 иен в рамках Первой программы пополнения флота были выданы осенью 1931 года[2]. Второй из них (временное обозначение по программе — «крейсер № 2») был заложен на стапеле верфи «Мицубиси» в Нагасаки 24 декабря 1931 года под строительным номером 520. 1 августа 1932 года ему было присвоено название «Микума» — в честь реки в префектуре Оита, ранее это имя в японском флоте не использовалось[3].
На воду крейсер был спущен 31 мая 1934 года. В процессе дальнейшей достройки на плаву корабль прошёл так называемый «Первый этап работ по повышению эффективности», вызванный более ранним инцидентом с «Томодзуру». В ходе него на крейсер установили оборудование для приёма/сброса водяного балласта в двойное дно, а также значительно в сравнении с исходным проектом облегчили надстройки[4].
На ходовых испытаниях 14 июня 1935 года у острова Косикидзима «Микума» достиг скорости в 36,47 узла при водоизмещении 12 370 тонн и мощности машин 154 056 л. с.[5]. 29 августа того же года крейсер был принят флотом, не имея, однако, на тот момент обеих кормовых 127-мм установок и зенитных автоматов[6].
История службы |
Довоенная |
После вступления в строй 29 августа 1935 года «Микума» вместе с «Могами» был зачислен в состав 7-й дивизии и получил позывные JJNA. Оба крейсера были приданы Четвёртому флоту для участия в ежегодних летне-осенних маневрах. 26 сентября того же года в составе главных сил Четвёртого флота они прошли через тайфун, в центральной части которого волны достигали высоты 15-18 м, а скорость ветра — 30-40 м/с. После происшествия на «Микуме» были обнаружены деформации корпуса, многочисленные разрывы сварных швов, особенно в носовой оконечности, также было затруднено вращение носовых орудийных башен. После возвращения в Курэ крейсер в ожидании необходимой модернизации был выведен в резерв второй категории 15 ноября[7].
С 30 ноября 1935 по 5 февраля 1936 года «Микума» находился в доке арсенала флота в Курэ для осмотра корпуса в рамках расследования инцидента. 1 апреля того же года он был переведён в резерв третьей категории в связи с началом реконструкции, направленной на устранение недостаточной прочности и продлившейся вплоть до октября 1937 года (Второй этап работ по повышению эффективности). В ходе неё соединявшиеся сваркой листы стали типа D на протяжении 80 % длины корпуса заменялись на клёпаные (толщина их на ряде участков была удвоена), а в оконечностях — на сварные из мягкой стали, был укорочен первый ярус надстройки (с зенитной палубой), чтобы через него не проходили барбеты орудийных башен № 3 и 4, были установлены були увеличенной ширины для компенсации возросшего водоизмещения. Также параллельно с этими работами были установлены недостающие кормовые 127-мм установки и 25-мм зенитные автоматы, уменьшена высота грот-мачты и переделана система рельсов для размещения гидросамолётов[8].
31 октября 1937 года «Микума» в связи с завершением модернизации был возвращён в состав флота из резерва и 1 декабря снова вошёл в состав 7-й дивизии (две марки на трубах), вместе с «Кумано» (флагман, одна марка) и «Судзуей» (три марки). С 9 по 14 апреля 1938 года три крейсера 7-й дивизии совершили поход из Сасэбо в Такао. В августе корабли участвовали в учениях в проливах Бунго и Исэ. «Микума» при этом в ходе стрельб показал адекватную точность своего главного калибра — рассеяние составило 278 м на дальности 20 км. С 17 по 23 октября крейсера совершили поход из Сасэбо в Мако и вернулась затем обратно[9].

«Микума» в заливе Сукумо, апрель 1939 года.

Носовые 155-мм башни крейсера, начало 1939 года.
С 21 марта по 3 апреля 1939 года 7-я дивизия (включавшая к тому моменту только «Микуму» и «Кумано») ходила из Сасэбо к побережью северного Китая. В апреле—мае оба корабля участвовали в учениях у южной части японских островов (район Кагосима-Сукумо). 20 мая их вывели в резерв третьей категории в связи с началом новой модернизации[9]. Она стала известна как Третий этап работ по повышению эффективности и была направлена прежде всего на замену главного калибра — 155-мм трёхорудийные установки демонтировали и на их барбеты установили 203,2-мм двухорудийные установки (т. н. «модели „Могами“»). Параллельно с этим также заменили катапульты арсенала Курэ тип № 2 модель 3 на более тяжёлые тип № 2 модель 5, парогазовые торпеды тип 90 на кислородные тип 93 (с увеличением боекомплекта до 24 штук), установили прибор управления торпедной стрельбой тип 92 на площадке фок-мачты[10]. Модернизацию «Микумы» проводил Арсенале флота в Йокосуке, работы велись с июня по 30 декабря 1939 года[11].
1 мая 1940 года крейсер вернулся в состав 7-й дивизии, которая с этого момента стала включать в себя все четыре представителя типа «Могами» (флагман — «Судзуя»). С 7 января 1941 года 7-я дивизия получила внутреннее деление на два отделения (первое — «Кумано» и «Судзуя», второе — «Микума» и «Могами»), флагманом стал «Кумано»[9].
В связи с обострением франко-тайского конфликта 7-я дивизия 23 января 1941 года покинула Курэ и 29 января прибыла в Самах на острове Хайнань. 31 января на борту крейсера «Натори» при посредничестве японских дипломатов было подписано перемирие. 6 февраля 7-я дивизия вышла в море, посетила 10-го Бангкок и 13-го Сайгон. 18 февраля она зашла в Самах, 20-21 простояла в Мако, 23-26 — на Окинаве, 3-7 марта — в Такао, 11-28 — в заливе Саэки и 29 марта прибыла в Курэ. С 11 по 17 апреля «Микума» (вместе с «Судзуей») прошёл там докование, в ходе него была также установлена размагничивающая обмотка[9].
24 апреля крейсер покинул Курэ и 28-го прибыл в залив Овасэ, где встретился с прибывшими туда ранее «Кумано» и «Судзуей». 17 мая корабли перешли в залив Исэ, где объединились с «Могами», и 22-го вернулись обратно. 3 июня «Микума» покинул залив Овасэ и направился в Курэ, где простоял с 6 по 16-е, затем заходил в Бэппу и 23-го встретился с остальными тремя крейсерами в заливе Ариакэ. 27-30 июня 7-я дивизия перешла в Йокосуку, а оттуда 8-12 июля — в Курэ[12].
16 июля крейсера покинули Курэ для участия в захвате Французского Индокитая. 22 июля они прибыли в Самах и 25-30 сопровождали оттуда транспорты с войсками до Сайгона. 7-19 августа 7-я дивизия простояла в заливе Сукумо и вернулась в Курэ 20-го. 8-13 сентября «Микума» (вместе с «Могами») прошёл там очередное докование. 16 сентября 7-я дивизия вышла в учебный поход, посетив Мурадзуми (16 сентября — 14 октября), заливы Саэки (15-19 октября), Бэппу (20-23 октября и 10-11 ноября), Сукумо (23 октября — 1 ноября), Ариакэ (2-9 ноября) и 13 ноября прибыла на якорную стоянку у острова Хасира. 16 ноября крейсера зашли в Курэ для приёма топлива и боекомплекта. 20-26 ноября «Микума» вместе с «Могами», «Судзуей» и «Тёкаем» совершили переход из Курэ в Самах, тремя днями спустя к ним присоединился «Кумано»[13].
Вторая Мировая война |
4 декабря 1941 года 7-я дивизия вышла из порта Самах для прикрытия 1-го Малайского конвоя и районов высадки в Кота-Бару, Сингора и Патани. В ночь на 9 декабря она вместе с 3-й ЭЭМ находилась к готовности к ночному бою с британским соединением «Z» (ранее обнаруженным подводной лодкой И-65), но не смогла его найти и утром соединилась с главными силами (линкоры «Конго» и «Харуна», тяжёлые крейсера «Атаго» и «Такао»). На следующий же день эта задача утратила актуальность, так как британские корабли были потоплены авиацией АГ ЯИФ у Куантана[14][15].
10-11 декабря «Микума» и «Могами» (2-е отделение 7-й дивизии) провели в Пуло-Кондао, 14-19 декабря сопровождали 2-й Малайский конвой и 20 числа прибыли в Камрань. 22-го они снова вышли в море и 23-27 декабря поддерживали высадку в Кучинге (операция Q), на базу вернулись 27-го[14][15].
16 января 1942 года 7-я дивизия вместе с крейсерами «Тёкай», «Сэндай» и «Юра» вышла в море для перехвата британских кораблей, но приказ об этом был отменён 18-го, и на следующий день она возвратилась обратно. 23 января она снова покинула Камрань, «Микума» и «Могами» при этом прикрывали высадку в Эндау и вернулись 30-го. После короткой стоянки все 4 крейсера 7-й дивизии и «Тёкай» вышли в море 10 февраля и 13-го обеспечивали прикрытие операции «L» (захват Палембанга и острова Банка). 16 февраля 7-я дивизия была передана в состав Главных сил с целью обеспечения захвата западной Явы, и на следующий день прибыла на остров Анамбас для приёма топлива и припасов[14][15].
24 февраля все 4 крейсера вышли в море, 27-го «Микума» и «Могами» отделились и направились для прикрытия высадки в бухте Бантем западнее Батавии. На подходе к ней в 01:10 1 марта они присоединились к бою японских транспортов и сопровождавших их эсминцев с двумя крейсерами союзников, известному как бой в Зондском проливе. В 01:19 «Могами» и «Микума» выпустили по шесть торпед тип 93 по первой из замеченных целей, затем легли на противоположный курс, а в 01:22 осветили прожекторами и открыли артиллерийский огонь по второй из целей с дальности 11,2 км. В 01:25 «Микума» из-за проблем с бортовой электрической сетью прекратил стрельбу, возобновив её через 5 минут. К 01:35 «Микума» и «Могами» завершили резкий разворот влево и продолжили огонь по цели уже с дальности менее 5 км — ей был австралийский крейсер «Перт», после многочисленных попаданий снарядов и торпед затонувший в 01:42. В 01:50 крейсера возобновили стрельбу по второй цели — американскому крейсеру «Хьюстон», около 01:53 описав петлю и потопив его в 02:06. На «Микуме» в ходе боя 6 человек было убито и 11 ранено снарядом с «Хьюстона», разорвавшимся в районе носовой надстройки. Основные же потери японцев в бою были связаны с дружественным огнём — выпущенным в 01:27 «Могами» залпом из шести торпед были потоплены тральщик № 2 и четыре транспорта ЯИА. 4 марта 7-я дивизия покинула район Явы и на следующий день прибыла в Сингапур[16][15].
С 9 по 12 марта крейсера 7-я дивизии и «Тёкай» прикрывали районы высадки в Сабанге и Ири на северной Суматре, 15-го вернувшись в порт для дозаправки и пополнения запасов. С 20 марта они принимали участие в захвате Андаманских островов и после выполнения задачи стали на якорь в бирманском порту Мергуи 26-го. 1 апреля в рамках операции «Си» все пять крейсеров вышли в море, направляясь в составе соединения вице-адмирала Одзава в Бенгальский залив. В 20:30 5 апреля корабли Одзавы разделись на три независимые группы, в южную вошли «Могами», «Микума» и эсминец «Амагири». Во второй половине следующего дня ими были потоплены четыре судна союзников — британские «Дарданус» и «Гандара» и норвежские «Дагфред» и «Хермод». «Микума» при этом израсходовал 120 203-мм и 22 127-мм снаряда. 11 апреля 7-я дивизия зашла в Сингапур, 13-го в Камрань и 22-го прибыла в Курэ, где крейсера встали на плановый ремонт в Арсенале флота. С 4 по 12 мая «Микума» и «Могами» прошли там докование[17][15].
Мидуэй |
22 мая 1942 года 7-я дивизия (флаг контр-адмирала Куриты на «Кумано») под прикрытием 8-го дивизиона эсминцев («Асасио» и «Арасио») покинула Хасирадзиму и прибыла 26 мая на Гуам. 28 мая она вышла в море для участия в операции МИ, изначально прикрывая соединение гидроавианосцев контр-адмирала Фудзиты («Титосэ» и «Камикава-мару»). 30 мая 7-я дивизия и 8-й дивизион встретились с транспортной группой контр-адмирала Танака (12 транспортов с 5000 солдат на борту) и танкерами «Акэбоно-мару» и «Нитиэй-мару», с этого момента сопровождая уже их. Днем 4 июня Курита получил приказ Нагумо об обстреле Мидуэя, который должен был сделать то, что не смогло сделать Первое мобильное соединение в проигрываемом японцами сражении авианосцев — уничтожить американские самолёты и береговые укрепления на атолле, которые могли бы помешать высадке. Поскольку до точки назначения надо было пройти ещё 410 морских миль, преодолевать их было необходимо на максимальной скорости в 35 узлов. Эсминцы «Асасио» и «Арасио» не могли поддерживать её в бурном море, и постепенно начали отставать[15][18].
Поскольку к ночи стало ясно, что крейсера никак не смогут достичь Мидуэя, не попав под удар американской авиации, в 00:20 5 июня Ямамото отменил приказ Нагумо об обстреле. Однако его сообщение по ошибке первоначально было отправлено не 7-й, а 8-й дивизии («Тонэ» и «Тикума»). До Куриты оно дошло более чем через два часа, в 02:30, когда до Мидуэя оставалось менее 50 морских миль, и только с того момента 7-я дивизия взяла курс на северо-запад, направляясь на встречу с главными силами[19]. Параллельно с этим, в 02:15 японские корабли были замечены шедшей в надводном положении американской подводной лодкой «Тэмбор» (командир — капитан 3-го ранга Джон Мёрфи) — как четыре крупные неопознанные цели, вскоре потерявшей контакт с ними в темноте. В 02:38 контакт был возобновлён, и почти сразу же и сама лодка была замечена с флагманского «Кумано». Из-за угрозы торпедной атаки четыре крейсера 7-й дивизии получили приказ выполнить поворот «все вдруг» на 45°, но из-за ошибок в его передаче и темноты только на шедшем первым «Кумано» и четвёртым «Могами» его исполнили верно. Шедшие же вторым «Судзуя» и третьим «Микума» начали делать поворот «все вдруг» на 90°. И если «Судзуя» просто прошёл в опасной близости за кормой «Кумано», то «Микума» к исходу пятой минуты протаранил «Могами». Хотя на последнем заметили сближение и за секунды до столкновения начали отворачивать влево, даже скользящий удар идущего 28-узловым ходом крейсера (пришедшегося на район носовой надстройки и далее к носу) нанёс серьёзные повреждения. На «Могами» была смята и загнута почти на 90° носовая оконечность вплоть до первой башни главного калибра. Повреждения «Микумы» оказались гораздо более лёгкими — были помяты броневые плиты в районе места удара, из топливной цистерны за котельным отделением № 4 началась утечка мазута (через участок повреждённой обшивки длиной 20 и шириной 6 метров), царапины также остались на борту между 127-мм установкой № 2 и грот-мачтой. В связи с произошедшим Курита приказал крейсерам «Кумано» и «Судзуя» срочно уходить из района, повреждённый «Могами» (даже после отделения повреждённой оконечности и герметизации отсеков он выдавал максимум 12 узлов и имел маневренность гружённой баржи) должны были прикрывать также пострадавший «Микума» и находившиеся на тот момент западнее эсминцы «Асасио» и «Арасио» — им было приказано срочно идти на восток к месту встречи[20].
Руководивший борьбой за живучесть на «Могами» капитан 3-го ранга Саруватари помимо исправления повреждений приказал также избавиться и от всех потенциально пожароопасных материалов на борту. В их число вошли и 24 кислородные торпеды тип 93, поскольку он считал их заведомо опасными при ожидающемся налёте — одно удачное попадание в центральную часть корпуса могло привести к взрыву двенадцати тонн взрывчатки, двух тонн керосина и двадцати четырёх тысяч литров жидкого кислорода. На «Микуме» же занимавшейся борьбой за живучесть офицер посчитал нужным сохранить торпеды, считая, что крейсер получил не настолько серьёзные повреждения. И последствия этих решений не замедлили сказаться в ближайшие двое суток[21].
С «Тэмбора» ещё несколько раз устанавливали контакт, пытаясь разобраться в ситуации, и после потери последнего в 04:37 Мёрфи отправил в штаб сообщение, что обнаружил на удалении 115 миль от Мидуэя два повреждённых японских крейсера[21]. Вскоре после этого, в 06:30 эту информацию подтвердили две летающие лодки PBY из 44-й патрульной эскадрильи — с них заметили два боевых корабля (опознаны как «линкоры») в 125 милях от Мидуэя, отметив, что они идут на запад 15-узловым ходом, оба повреждены, один оставляет за собой след мазута. Соответственно, в 07:00 с Мидуэя для атаки японских кораблей поднялась 241-я разведывательно-бомбардировочная эскадрилья КМП под командованием капитана Маршала Тайлера, включавшая на тот момент 12 пикировщиков: 6 SBD-2 «Донтлесс» и 6 старых SB2U-3 «Виндикейтор». Около 08:00 «Донтлессы» атаковали с крутого пикирования «Могами», а «Виндикейторы» затем около 08:05 — с пологого пикирования «Микуму», но добились только близких разрывов. При этом зенитным огнём был сбит самолёт командира звена «Виндикейторов» капитана Ричарда Флеминга[прим. 2]. Около 08:34 к японским кораблям вышла восьмёрка армейских дальних бомбардировщиков B-17 под командованием полковника Брука Аллена. Они сбросили 39 500-фунтовых бомб с высоты более 6000 м, целясь в основном по «Могами», и никуда не попав[15][22].
В 06:45 6 июня японские корабли были обнаружены одним из 18 разведывательных «Донтлессов» 16-го оперативного соединения адмирала Спрюэнса, поднявшихся в 05:00 с авианосца «Энтерпрайз». С него сообщили об «линкоре, крейсере и трёх эсминцах» на удалении 125 морских миль, но из-за неправильной расшифровки сообщения в штабе его поняли как об «авианосце и пяти эсминцах». Несмотря на то, что один из «Донтлессов» совершил посадку на авианосец в 07:30 и его экипаж доложил правильную информацию о противнике (два крейсера и два эсминца), это привело только к большей путанице — Спрюэнс посчитал, что имеет дело с двумя корабельными соединениями японцев. В результате в 07:45 крейсера «Миннеаполис» и «Нью Орлеанс» начали поднимать гидросамолёты для доразведки целей, а авианосец «Хорнет» незадолго до 08:00 начал поднимать ударную группу из 25 «Донтлессов» (11 из 8-й бомбардировочной, 12 из 8-й разведывательной и по одному из 5-й и 6-й разведывательных эскадрилий. Восемь машин несли 500-фунтовки, остальные 1000-фунтовки) с прикрытием из 8 «Уайлдкетов». Около 9:30 к японским кораблям вышли два гидросамолёта с «Нью Орлеанс», по которым был сразу же был открыт зенитный огонь с «Микумы». А сразу после этого, в 09:45-09:50 их атаковала группа с «Хорнета», добившаяся двух попаданий бомб в «Могами». Зенитным огнём при это были сбиты два «Донтлесса» из 6-й и 8-й разведывательных эскадрилий, их экипажи (командиры — лейтенанты Кларенс Ваммен и Дон Грисволд) погибли[23].
На тот момент ситуация для японцев ещё не была тяжёлой, и около 11:00 курс был изменён на юго-западный — чтобы в итоге оказаться под прикрытием береговой авиации с Уэйка, до которого было 710 миль. Однако к тому моменту к ним уже следовала вторая ударная группа из 31 «Донтлесса» с «Энтерпрайза» и «Хорнета» (из 3-й и 6-й бомбардировочных и 5-й и 6-й разведывательных эскадрилий) и 12 «Уайлдкетов», под общим руководством капитан-лейтенанта Уоллиса Шорта с «Йорктауна». Они обнаружили японские корабли в 12:11 и пошли в атаку, выбрав первой целью «Могами», который был поражён ещё двумя бомбами. Следующий целью стал повторяющий циркуляцию «Микума» — спикировавшие с высоты 4 км под углом 70° поразили его бомбой в орудийную башню № 3, которая в результате была разрушена. Более того, осколки от взрыва прошлись по передней части надстройки, убив на месте нескольких офицеров (включая командира зенитных орудий правого борта) и ещё нескольких ранив. В число последних попал и капитан 1-го ранга Сякао Сакияма, не вовремя выглянувший в иллюминатор, обязанности командира крейсера с того момента стал исполнять старший помощник капитан 2-го ранга Хидэо Такасима. Ещё два попадания пришлось на носовое машинное отделение правого борта. Хотя Такасима приказал увеличить скорость и выполнить маневр уклонения, вскоре «Микума» был поражён четвёртой и пятой бомбами, прошившими палубу рядом с катапультами и разорвавшимися в кормовом машинном отделении левого борта. Помимо пяти прямых попаданий, крейсер пережил по меньшей мере два близких разрыва бомб[24].
Хотя «Микума» потерял ход, а в его центральной части бушевал пожар, Такасима и Сонэ ещё не считали ситуацию безнадёжной. Ведь два из четырёх машинных отделений были целыми и могли быть запущены при условии тушении огня, в крайнем случае крейсер мог быть взят на буксир «Могами» или эсминцами. Однако в 13:58 пожар достиг снаряжённых торпед в торпедных отсеках (которые, в отличие от «Могами», не были сброшены за борт после столкновения) и привёл к их детонации, которая разрушила всё пространство между дымовой трубой и грот-мачтой, засыпав корабль обломками. Ещё более тяжёлыми оказались внутренние повреждения — взрыв привёл к сильному поступлению воды в машинные отделения левого борта, что сразу сделало безнадёжной какую-либо борьбу за живучесть[15][25].
После ознакомления с масштабами повреждений Такасима отдал приказ оставить корабль в виду явной невозможности его спасти. На тот момент рядом находились «Могами» и «Арасио», «Асасио» же описывал круги вокруг них. Но и они не могли пришвартоваться непосредственно к борту крейсера из-за продолжающихся пожаров, и людям с него приходилось добираться до них на деревянных плотах или вплавь. Ряд членов экипажа «Микумы» изначально не пожелали оставлять корабль, желая погибнуть вместе с ним. Так поступил старший помощник Такасима, посчитавший себя нёсшим ответственность за случившееся (при этом раненный командир Сакияма был отправлен на плоту на «Арасио»), командир центрального артиллерийского поста капитан-лейтенант Масао Кояма же поднялся на крышу первой орудийной башни и совершил там сэппуку. Около 15:00 последовал третий налёт — к японским кораблям вышли 23 «Донтлесса» с «Хорнета» с подвешенными 1000-фунтовыми бомбами, и находящиеся в дрейфе около горящего крейсера «Могами» и «Арасио» сразу стали лёгкими целями, получив по одному попаданию, а «Асасио» был поражён позже. Более того, на «Арасио» бомба разорвалась в районе 127-мм установки № 3, где собирались поднятые из воды выжившие, в результате чего было убито 37 человек. В итоге из-за угрозы нового налёта в 15:25 корабли оставили обречённый «Микуму», имея на борту всего 240 выживших[26].
В 17:15 горящий крейсер был обнаружен парой «Донтлессов» с «Энтерпрайза» (поднялись с него в 15:53), детально его отснявших, в том числе и с очень малой высоты — около 30 метров. Также они сообщили о видимых далеко на западе «Могами» с эсминцами, ставящими дымовую завесу, и после этого легли на обратный курс. По словам одного из выживших, уже в сумерках «Микума» начал быстро валиться на левый борт, перевернулся и затонул, выбросив много дыма и пара. Это произошло в 19:30 в точке с координатами 29°28′ с. ш. 173°11′ в. д.HGЯOL. «Микума» стал первым японским крейсером, погибшим в ходе Второй мировой войны. Большая часть (650—700 человек по разным оценкам) членов его экипажа, штатно составлявшего 888 человек, не выжила — причём не сколько из-за взрывов бомб и пожаров, столько из-за преждевременного окончания спасательной операции. В их числе оказался и командир корабля капитан 1-го ранга Сакияма — 12 июня (13-го по токийскому времени) он умер от ран на борту крейсера «Судзуя». Посмертно ему было присвоено звание контр-адмирала[15][27].
Вечером 6 июня к последнему известному местоположению «Микумы» был направлен эсминец «Асасио», однако в темноте на покрытой слоем мазута поверхности моря ему не удалось обнаружить ни одного выжившего, и он вернулся обратно. По альтернативной неподтверждённой версии предполагается, что послан был «Судзуя», которому удалось достичь выгоревшего крейсера, снять с него часть членов экипажа (включая командира Сакияму) и добить его торпедами. 9 июня американская подводная лодка «Троут» обнаружила в океане деревянный плот с ещё двумя выжившими — матросами Кэнъити Исикава и Кацуити Ёсида, которые в качестве военнопленных были доставлены в Пёрл-Харбор пятью днями спустя [15][28].
10 августа 1942 года крейсер «Микума» был исключён из списков флота[15].
«Микума» после налёта американской авиации 6 июня 1942 года | |||||||||
|
Командиры |
- 1.6.1934 — 4.7.1934 капитан 1 ранга (тайса) Цунэмицу Ёсида (яп. 吉田庸光)[29];
- 4.7.1934 — 15.11.1935 капитан 1 ранга (тайса) Кодзо Судзукида (яп. 鈴木田幸造);
- 15.11.1935 — 1.12.1936 капитан 1 ранга (тайса) Такэо Сакура (яп. 佐倉武夫);
- 1.12.1936 — 1.12.1937 капитан 1 ранга (тайса) Канки Ивагоэ (яп. 岩越寒季) [30];
- 1.12.1937 — 15.11.1938 капитан 1 ранга (тайса) Наосабуро Ирифунэ (яп. 入船直三郎)[15];
- 15.11.1938 — 15.12.1938 капитан 1 ранга (тайса) Кумэити Хираока (яп. 平岡粂一)[31];
- 15.12.1938 — 20.7.1939 капитан 1 ранга (тайса) Косо Абэ (яп. 阿部孝壮)[15];
- 20.7.1939 — 15.11.1939 капитан 1 ранга (тайса) Кюдзи Кубо (яп. 久保九次)[32];
- 15.11.1939 — 1.11.1940 капитан 1 ранга (тайса) Сусуму Кимура (яп. 木村 進)[15];
- 1.11.1940 — 6.06.1942 капитан 1 ранга (тайса) Сякао Сакияма (яп. 崎山釈夫)[15].
Примечания |
- Комментарии
↑ Официально классифицировался как крейсер 2-го класса (нито дзюнъёкан), после замены артиллерии как крейсер 1-го класса (итто дзюнъёкан), которым в принятой тогда международной терминологии соответствовали термины лёгкий и тяжёлый крейсер.
↑ Распространённое мнение, что Флеминг совершил огненный таран «Микумы», основано на информации из допроса командира «Могами» капитана 1-го ранга Сонэ (в протоколе фамилия записана как Содзи) и было популяризовано Робертом Хейнлом в вышедшей в 1949 книге Marines at Midway (там же появились утверждения, что Флеминг получил Медаль Почёта именно за таран, и что заметные на снимках горящего крейсера 6 июня обломки на крыше орудийной башни № 4 — именно остатки «Виндикейтора»). Однако в настоящий момент из отправленного в 09:05 5 июня с «Микумы» сообщения известно, что крейсер к тому моменту не получил каких-либо повреждений в ходе налетов. Что касается показаний Сонэ, то Паршалл и Тулли полагают, что речь там шла о похожем эпизоде с крейсером «Мая» в районе Гуадалканала в ноябре 1942 года. См. примечание 38 к главе 19 в Shattered Sword.
- Сноски
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 819.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 436.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 436, 817.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 438-439.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 481.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 440.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 440, 723.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 440-442, 483.
↑ 1234 Lacroix, Wells, 1997, p. 483.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 443.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 818.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 483-484.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 484-485.
↑ 123 Lacroix, Wells, 1997, p. 485.
↑ 123456789101112131415 Hackett, Kingsepp.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 486-487.
↑ Lacroix, Wells, 1997, p. 487.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 342.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 344-345.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 345-346.
↑ 12 Parshall, Tully, 2005, p. 348.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 362-363.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 367-368.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 369-371.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 371.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 375-378.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 379-380.
↑ Parshall, Tully, 2005, p. 381.
↑ Yoshida, Tsunemitsu (неопр.) (недоступная ссылка). Imperial Japanese Navy. Проверено 26 августа 2016. Архивировано 14 марта 2014 года.
↑ Iwagoe, Kanki (неопр.) (недоступная ссылка). Imperial Japanese Navy. Проверено 26 августа 2016. Архивировано 27 июня 2012 года.
↑ Hiraoka, Kumeichi (неопр.) (недоступная ссылка). Imperial Japanese Navy. Проверено 26 августа 2016. Архивировано 14 марта 2014 года.
↑ Kubo, Kyuji (неопр.) (недоступная ссылка). Imperial Japanese Navy. Проверено 26 августа 2016. Архивировано 27 июня 2012 года.
Литература |
- на английском языке
- Eric Lacroix, Linton Wells II. Japanese cruisers of the Pacific war. — Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1997. — 882 с. — ISBN 1-86176-058-2.
- Bob Hackett, Sander Kingsepp. CombinedFleet.com IJN Mikuma: Tabular Record of Movement (неопр.). KIDO BUTAI!. Combinedfleet.com (2000).
- Jonathan B. Parshall,Anthony P. Tully. Shattered Sword: The Untold Story of the Battle of Midway. — Dulles, Virginia: Potomac Books, 2005. — ISBN 1-57488-923-0.
![]() |
Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии. |
1v80Mq,kg9QsaLla jm,Z2JPq8Ka 4a1GIfwgChZYB,F,G45 ITDN9dNV4 5,B bQ4ie3O3YYhNBD GI,8fuu4COvjD9E4vaMgH4gcs