Сёкаку



































































































































АВ «Сёкаку»
「翔鶴」 航空母艦
«Сёкаку» коку-бокан
Aircraft carrier shokaku h73066.jpg
АВ «Сёкаку»
на момент вступления в строй
(лето 1941 г.)
Служба
Япония Япония
Класс и тип судна Авианосец
Организация ВМС Императорской Японии
Изготовитель Завод ВМС
(округ «Иокосука»)
Бюджет постройки
81 млн. иен (проект)[1]
84,5 млн. иен (на 1941 г.)[2]
Заказан к постройке 1 ед.
Спущен на воду лето 1940 г.
Введён в эксплуатацию осень 1941 г.
Выведен из состава флота лето 1944 г. (уничтожен)
Статус уничтожен
Основные характеристики
Водоизмещение 25,7 тыс. т (стандартное)
32,1 тыс. т (полное)
Длина 250 м (макс.), 238 м (по ВЛ)
Ширина 26 м (наибольшая)
Высота 23 м (средняя)
Осадка 8,9 м (средняя)
9,3 м (наибольшая)
Бронирование бронесталь CNC
(меднистая)
до 21,5 см (бронепояс)
до 17 см (бронепалуба)

материал корпуса
конструкционнные стали
«Виккерс» NVCNC
«Д. Колвилл» DS
Двигатели 4-вальная КТУ
проекта ГУК ВМС
4 ед. ТЗА
12 ед. котлов №2 («Ро»)
Мощность 160 тыс. л. с.
(300 об/мин)
Движитель 4 элл. винта (4,3 м)
Скорость хода 34 уз. (проектная)
Дальность плавания Проект
9,7 тыс. миль (18 уз.)
1944 г.
12,3 тыс. миль (18 уз.)
Запас топлива 5 тыс. т (мазут)
0,8 тыс. т (авиабензин)
Экипаж 1,7 тыс. чел.
Десантных катеров
2 ед. 13м </small
Моторных катеров
3 ед. 12 м, 1 ед. 8 м
Гребных шлюпок
2 ед. 9 м, 1 ед. 6м

Вооружение
Радиолокационное вооружение 1943 г.
1 ед. РЛС «21»
1 ед. РЛС «13»
Радиоэлектронное вооружение 1 ед. ГАС «93»[3](активный)
1 ед. ГАС «0» (пассивный)
Тактическое ударное вооружение Авиаторпеды
45 ед. «91» кал. 45 см
Авиабомбы
90 ед. (кал. 800 кг)
306 ед. (кал. 250 кг)
540 ед. (кал. 60 кг) [4]

Зенитная артиллерия 16 ед. кал. 8 дм
45 ед. кал. 1 дм
Ракетное вооружение 224 ед. НУРС кал. 8 дм
Противолодочное вооружение бомбомет «94»
6 ед. глуб. бомб «92»
Минно-торпедное вооружение нет
Авиационная группа Проект
72 экипажа/84 ед. ЛА
20 ед. ИА
32 ед. пикировочной
32 ед. торпедоносной

1941 г.
72 экипажа и ЛА
18 ед./27 ед./27 ед.[5]

1944 г.
74 экипажа/77 ед. ЛА
34 ед./18 ед./15 ед.
+10 ед. разведывательной авиации
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе


Авианосец «Сёкаку» («Парящий журавль») ВМС Императорской Японии (яп. 「翔鶴」 航空母艦 «Сёкаку» коку-бокан)[6] — тяжелый авианосец Императорской Японии 1940-х гг., самый большой специализированный авианосец в мире на момент ввода в строй. Находился в строевом составе ВМС чуть менее трех лет[7], приняв активное участие почти во всех боевых действиях на Тихом океане, в том числе: ударах по Тихоокеанскому флоту ВМС США и Дальневосточному Флоту ВМС Великобритании, наступательной операции у арх. Новой Гвинеи (1942 г.), оборонительной операции у архипелага Марианских о-вов (1944 г.). Уничтожен торпедной атакой ПЛ №244 «Кавалла» ВМС США в ходе оборонительной операции у архипелага Марианских о-вов осенью 1944 г.




Содержание






  • 1 История проекта


  • 2 Вооружение


    • 2.1 Авиационное


    • 2.2 Артиллерийское вооружение


      • 2.2.1 Система наведения


      • 2.2.2 Артиллерийская ПВО


      • 2.2.3 Ближняя ПВО




    • 2.3 Радиотехническое вооружение




  • 3 История службы


    • 3.1 5-я ДАВ 1-го АФл ВМС (1941-42 гг.)


      • 3.1.1 Удар по Тихоокеанскому флоту ВМС США


      • 3.1.2 Удар по Дальневосточному Флоту ВМС Великобритании


      • 3.1.3 Наступательная операция у берегов Австралии


        • 3.1.3.1 Бои с 11-й и 17-й дивизиями ВМС США (10.5.1942 г.)


        • 3.1.3.2 Потери 11-й и 17-й дивизий


        • 3.1.3.3 Потери 5-й ДАВ


        • 3.1.3.4 Итоги наступательной операции «Мо»






    • 3.2 Уничтожение сил 1-го АФл у ат. Мидуэй


    • 3.3 1-я ДАВ 3-го Флота ВМС (1942-44 гг.)


      • 3.3.1 Оборонительная операция у арх. Соломоновых о-ов


        • 3.3.1.1 Контратака 3-го Флота (август 1942 г.)


        • 3.3.1.2 Октябрьские бои 1942 г.


        • 3.3.1.3 Бой с 16-й и 18-й дивизиями (26.10.1942 г.)






    • 3.4 Оборонительная операция у арх. Марианских о-вов


      • 3.4.1 Стратегическая операция №1 («И»)


      • 3.4.2 Стратегическая операция №2 («Ро»)




    • 3.5 Оборонительная операция у арх. Алеутских о-вов


    • 3.6 1-я ДАВ 1-го МФл ВМС


    • 3.7 Формирование 1-го Маневренного Флота ВМС


      • 3.7.1 Действия сил США у о. Сайпан


      • 3.7.2 Действия 1-го МФл ВМС у о. Сайпан




    • 3.8 Гибель корабля


      • 3.8.1 Исключение из списков




    • 3.9 Командиры корабля




  • 4 Примечания


  • 5 Литература


    • 5.1 На русском языке


    • 5.2 На английском языке


    • 5.3 На японском языке


      • 5.3.1 Историческая


      • 5.3.2 Воспоминания


      • 5.3.3 Журналы


      • 5.3.4 Материалы НИИ Минобороны Японии


        • 5.3.4.1 Приказы











История проекта |




По замыслу стратегов, костяк сил морской корабельной авиации Императорской Японии должна была составить серия крупных, быстроходных и вооруженных кораблей, строительство которых до конца 1930-х гг. сдерживалось международными договорами об ограничении ВМС от 1922 г. и 1930 г. Облик серийного тяжелого авианосца ВМС полностью проявился в проекте «Сорю». Накопив в 1920-30-х гг. опыт строительства и применения авианосцев (учения и конфликт 1930-х гг. в Китае), перед началом войны Императорская Япония создала наиболее удачный серийный проект АВ серии «Сёкаку». Головной корабль «Сёкаку» («Парящий журавль») строился на кораблестроительном заводе Главной базы ВМС «Иокосука» в 1937-39 гг. С принятием обоих кораблей проекта в состав 5-й дивизии ВМС силы корабельной авиации Императорской Японии по силе становились вторыми в мире[8].



Вооружение |



Авиационное |


Авиационная БЧ включала четыре эскадрильи видов авиации (ИА, пикировочная, торпедоносная, разведвательная) 72 экипажа и 84 ед. авиации (12 ед. резервных). В ходе войны были приняты на вооружение последние модификации основного перехватчика «0», пикировщики «Суйсэй» и торпедоносцы «Тэндзан»[8].



























































Период
Эскадрилья ИА
Эскадрилья
пикировочной
авиации
Эскадрилья
торпедоносной
авиации
Эскадрилья
разведывательной
авиации
АвиаБЧ


A6M3 Model22 UI105 Nishizawa.jpg


D3A1 Akagi.jpg


Nakajima B5N2 Kate in flight.jpg


D4Y-11.jpg



конец
1941 г.

2 роты
(18 ед. «0»)

3 роты
(27 ед. «99»)

3 роты
(27 ед. «97»)

нет


8 рот
(72 ед.)

весна
1942 г.

2 роты
(21 ед. «0»)

2 роты
(20 ед. «99»)

2 роты
(21 ед. «97»)

нет


8 рот
(62 ед.)

лето
1942 г.

3 роты
(26 ед. «0»)

2 роты
(14 ед. «99»)

2 роты
(18 ед. «97»)

1 ед. «2»



6 рот
(59 ед.)

осень
1942 г.

2 роты
(18 ед. «0»)

2 роты
(20 ед. «99»)

2 роты
(23 ед. «97»)

нет


6 рот
(61 ед.)

1943-44 гг.

3 роты
(27 ед. «0»)

3 роты
(27 ед. «99»)

2 роты
(18 ед. «97»)

3 ед. «2»



8 рот
(75 ед.)


Артиллерийское вооружение |




Спаренный спонсон ГК ПВО (5 дм)



Система наведения |


Батареи ГК ПВО (5 дм) имеют центральные гидроприводы от 4 ед. командно-дальномерных постов с приборами управления зенитным огнём (ПУАЗО) «94», позволяя вести одновременный обстрел четырёх воздушных целей со скоростью до 500 км/ч. Недостатком общекорабельной СУО до 1943 г. было наличие только оптической системы наведения и отсутствие РЛС[8].



Артиллерийская ПВО |


К концу 1930-х годов в ГУК ВМС появилось понимание, что основной задачей артиллерийской БЧ авианосца является обеспечение объектового ПВО. Все строящиеся корабли этого класса, в отличие от предыдущих, вооруженных башенными орудиями среднего калибра, стали получать универсальный ГК и МЗА ПВО. Корабль несет 16 ед. морского универсального артиллерийского комплекса ПВО «89» (5 дм) на 8 ед. спаренных забортных спонсонов в носу и корме (пара спонсонов правого борта с противодымными щитами)[8]. Лицензионные автоматические орудия «94» («Гочкисс») кал. 1 дм на забортных подпалубных платформах расположены в 6 батареях по 2-4 ед. (пара спонсонов правого борта с противодымными щитами) с батарейными приборами управления зенитным огнём (ПУАЗО) «95». Число МЗА в ходе войны росло: после оборонительной операции 1942 г. у арх. Н. Гвинеи (в Коралловом море) на корабле добавили по 4 ед. строенных станков. Летом 1942 г. в оконечностях добавили по второму строенному станку, а 16 одноствольных рассредоточили в передней части у батарей ГК и за надстройкой.[8].



Ближняя ПВО |


Для целей ближней ПВО с корабль получил 8 ед. платформ НУРС (28 направляющих кал. 5 дм) на станках МЗА. Точность пуска в любую плоскость была низкой, но залповая ракетная стрельба оказывала психологический эффект на заходящую в атаку авиацию противника[8].



Радиотехническое вооружение |


С лета 1942 г. на крупных кораблях Императорской Японии начался монтаж серийных образцов корабельных РЛС. Основной станцией служила РЛС «21» слежения за надводной обстановкой: антенна матрасного типа на крыше КП (вместо одного командно-дальномерного поста). На мачте перед стеньгой корабль нес лестничный диполь РЛС «13» слежения за воздушной обстановкой. РЛС «13» обнаруживала одиночную воздушную цель на удалении 60 ки (32 мили), крупную надводную — на удалении 230 км (125 миль), но система автоматического батарейного целеуказания, как на кораблях ВМС США, не монтировалась. БРЭО корабля также включало приводные радиомаяки авиации и пеленгаторы. ГАС в носовой части обеспечивал обнаружение ПЛ при движении малым ходом[8].



История службы |



5-я ДАВ 1-го АФл ВМС (1941-42 гг.) |



Удар по Тихоокеанскому флоту ВМС США |



В конце ноября 1941 г. 5-я дивизия авианосцев («Сёкаку»-«Дзуйкаку») в составе 1-го Флота авиации (АФл) ВМС вышла из з. Касатка Курильской гряды к Гавайскому арх. 7 декабря силы авиации 1-го АФл ВМС нанесли внезапный удар по силам Тихоокеанского флота ВМС США на стоянке базы ВМС США «Пёрл-Харбор». В первом (торпедоносном) вылете шло более 180 ед. ЛА, в т.ч. до десяти рот (90 ед.) торпедоносной авиации с бронебойными авиабомбами и авиаторпедами и 6 рот (более 50 ед.) пикировочной авиации под прикрытием более 40 ед. ИА. Второй (пикировочный) вылет с интервалом 1 час 15 минут включал 9 рот (более 160 ед. ЛА), в т.ч. 6 рот (более 50 ед) торпедоносной авиации с бронебойными авиабомбами и 7 рот (около 80 ед.) пикировочной авиации под прикрытием 4 рот (более 30 ед.) ИА. В первом вылете пикировочная и истребительная авиация провела налет на военные аэродромы «Уилер» Сухопутных войск США и «Канеохе» ВМС США. После небольшого ремонта, во второй половине января 5-я ДАВ ВМС принимала участие в рейде к восточному побережью о. Новая Гвинея и арх. Соломоновых о-вов, где авиация поддерживала оккупацию п. Рабаул нанося удары по военным аэродромам «Рабаул» и «Лаэ». В начале весны 1942 г. 5-я ДАВ вела в море поиск произведших налет на арх. Маршалловых о-вов авианосных групп ВМС США и обеспечивала ПВО метрополии[8].



Удар по Дальневосточному Флоту ВМС Великобритании |





Гибель АВ «Гермес» (весна 1942 г.)


Весной 1942 г. 1-й АФл ВМС начал переход в Индийский океан к о. Цейлон для нейтрализации сил находившихся там главных сил Дальневосточного флота ВМС Великобритании (вице-адмирал Д. Соммервил).


В начале апреля ударные группы трех корабельных авиадивизий (до 130 ед. ЛА) провели налет на п. Коломбо. В порту были потоплены эсминец «Тенедос» и вспомогательный крейсер «Гектор» ВМС Великобритании. Многие корабли и суда получили повреждения, было сбито 27 самолетов противника, уничтожены или получили тяжёлые повреждения предприятия, железнодорожные строения, ангары, административные здания и множество других построек. Несмотря на разрушения, главным силам удалось уйти от удара, т.к. незадолго до атаки штаб Дальневосточного Флота принял решение о срочной передислокации основных сил на запасную базу на ат. Адду.


После трехдневного перехода силы 1-го АФл ВМС провели второй налет на п. Тринкомали на северной оконечности о. Цейлон. Не найдя в порту кораблей, авиация атаковала портовые сооружения, топливохранилища, батареи ПВО и аэродром, нанеся противнику значительный урон. В тот же день море были обнаружены и уничтожены подходившие к п. Тринкомали АВ «Гермес», эскортный эсминец эскорта «Вампир», корвет «Холлихок», танкер «Бритиш Сержант» и судно «Ательстан» ВМС Великобритании. В вылете приняли участие 9 рот (более 80 ед.) пикирововочной авиации (в т.ч. 14 ед. пикировщиков АВ «Дзуйкаку»), которым удалось поразить английский авианосец 13 бомбами. ИА прикрытия сбила 4 ед. бомбардировщиков «Бленхейм», после чего силы 1-го АФл ВМС были отведены в Тихий океан[9].





Наступательная операция у берегов Австралии |





Ком. 4-м флотом ВМС адмирал вице-адмирал С. Иноуэ


После удара по Дальневосточному Флоту 5-я ДАВ ВМС была направлена на Южный фронт для перерезания морских путей на Австралию и реализации плана оккупации п. Морсби (наступательная операция «Мо») на арх. Новая Гвинея. Для поддержки частей Сухопутных войск и морской пехоты ВМС штаб 4-го Флота формировал два сводных соединения ВМС Южного фронта:







  • 4-й Флот ВМС


    • Соединение корабельной авиации «Юг»


      • 5-я ДАВ («Сёкаку»-«Дзуйкаку»)

      • 5-я крейс. дивизия («Мёко»-«Хагуро»)



      • Дивизия эсминцев (7-й («Усио»-«Акэбоно») и 27-й дивизионы)





    • Артиллерийское соединение «Юг»

      • 6-я крейс. дивизия («Фурутака»-«Аоба» -«Како»)



      • дивизион ЭМ («Кикудзуки»- «Садзанами»)







Первоначально к участию в наступательной операции планировалось привлечь 1-ю ДАВ ВМС, однако АВ «Кага» не успевал с подходом в район операции после ремонта подводной части[10], а участие в операции только 1 ед. АВ не покрывало потребности в корабельном составе.[11] Имелось мнение о привлечении к операции боеготовой 2-й ДАВ, однако в штабах считали, что 5-й ДАВ (контр-адмирал Т. Хара) требуется боевой опыт[11]. После окончания операции авиация 5-я ДАВ (до 120 ед. корабельной авиации (до 7 рот (более 60 ед.) АВ «Дзуйкаку» и 6 рот (более 50 ед.) АВ «Сёкаку»)[11]. планировалась к участию в наступательной операции у ат. Мидуэй.



Бои с 11-й и 17-й дивизиями ВМС США (10.5.1942 г.) |


В конце апреля через арх. Микронезии (ПМТО ВМС «Трук») соединения Южного фронта вышли в район о. Новая Гвинея для поддержки сил вторжения и осуществления ПВО района. Непосредственную поддержку в районе п. Морсби обеспечивало артиллерийское соединение Южного фронта с лёгким АВ «Сёхо»[11].. Общее руководство операцией осуществлял штаб 4-го Флота ВМС (адмирал С. Иноуэ)[11]. Присутствие в районе операции двух корабельных соединений с 6 ед. артиллерийских кораблей и 3 ед. АВ должна была обеспечить превосходство на море. Разведка ВМС Японии считала, что все авианосные силы ВМС США находятся в центральной части Тихого океана. В реальности противник раскрыл замысел наступательной операции «Мо» и планировал направить к п. Морсби все авианосные соединения ВМС США. Высадившиеся для расширения южного периметра и оккупировавшие часть арх. Соломоновых о-вов части морской пехоты и поддерживавшее их артиллерийское соединение Южного фронта подверглись налетам авиации 17-й авианосной дивизии (АВ №5 «Йорктаун»), потеряв в т.ч. ЭМ «Кикудзуки»[12].


В первых числах месяца соединение корабельной авиации Южного фронта начало переход от арх. Микронезии) к арх. Соломоновых о-вов [11], на переходе потеряв в противолодочном вылете 3 ед. ударной авиации. К началу боевых действий двум корабельным соединениям Южного фронта противостояли две (11-я и 17-я) авианосные дивизии ВМС США. Еще две дивизии (АВ №6 «Энтерпрайз» и АВ №8 «Хорнет») шли к месту операции после налета на Токио. Артиллерийское соединение ВМС Южного фронта вело разведку морского района с привлечением как гидроразведчиков, так и торпедоносной авиации и через четыре дня после высадки обнаружило в море ордер авианосной дивизии ВМС США. Поднятая группа (по 2 роты ИА и торпедоносцев, 4 роты пикировщиков) потопила корабли при потере одной машины (ст. 2-й статьи С. Исигуро и ст. 3-й статьи М. Кавадзоэ)[13]. Позже выяснилось, что что за авианосец был принят танкер №23 «Неошо» ВМС США в сопровождении ЭМ №409 «Симс»[14]. В ходе повторного поиска было потеряно до 2 рот, как от ПВО (10 ед.), так и и при вынужденных посадках на воду (до 12 ед.). Одна рота пыталась по ошибке совершить посадку на случайно обнаруженный АВ №5 «Йорктаун». В тот же день от авиации 17-й АД США артиллерийское соединение потеряло АВ «Сёхо»[15], а соединение авиации - почти по две роты пикировочной авиации[16], после чего в 5-й ДАВ осталось не более 11 рот (100 ед.) авиации[17]. В связи с большими потерями наступающей группировки комдив 5-й ДАВ высказал намерение немедленной отставки, которое было отклонено.[18] Соединение авиации было усилено 2-м дивизионом («Кинугаса»-«Фурутака») 6-й крейс. дивизии. После переформирования силы составляли 2 ед. АВ с охранением (4 ед. тяжелых крейсеров и 5 ед. эсминцев).[19].





Потери 11-й и 17-й дивизий |


В ответ на уничтожение АВ «Сёхо» авиация 5-й ДАВ нанесла удар по 11-й и 17-й авианосным дивизиям ВМС США[20]. От авиаБЧ «Сёкаку» (ком. дивизиона К. Такахаси) в вылете принимали участие рота торпедоносной и 2 роты пикировочной авиации под прикрытием роты ИА. Роты АВ «Сёкаку» были ответственны за налет на АВ №2 «Лексингтон». Около 11 часов утра роты вышли в район нахождения 11-й авианосной дивизии ВМС США. АВ №2 «Лексингтон» получил тяжёлые повреждения и к концу дня был затоплен[11]/ Группа АВ «Дзуйкаку» (к-н-л-т Т. Эма) вышли в район 17-й АД ВМС США и добились попадания четвертьтонной авиабомбы в АВ №5 «Йорктаун», однако торпедные атаки были сорваны.


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« Авианалет был профессионально скоординирован. С КП я видел заходившие из многочисленных точек пикировщики и почти одновременно с ними торпедоносцы с обоих бортов носовой оконечности. Я не мог уйти от бомбового удара, но старался уклониться от торпедной атаки…

Профессиональная торпедная атака представляет подход с обоих носовых секторов, когда цель не может отвернуть, не подставив борт под атаку одной из групп. Жизненно важное значение имеет расчет времени. Огромный корабль медленно делал отворот - до 40 секунд на перекладку руля. В повороте корабль тяжело и величественно двигался по огромному кругу…


В левый борт попала первая пара торпед. Фонтаны от трёх авиабомб также были приняты за следствие попаданий, но осмотр этого не подтвердил[21].


К-н 1-го ранга Ф. Шерман, командир АВ «Лексингтон»[22]
»


Потери 5-й ДАВ |


В первой декаде мая авиация США, в свою очередь, произвела налет на корабли 5-й ДАВ. Основной удар пришелся на шедший в зоне хорошей погоды АВ «Сёкаку», который был выведен из строя тремя бомбовыми попаданиями[23]. Часть авиации АВ «Сёкаку» была принята на борт АВ «Дзуйкаку», который ушел в метрополию для пополнения авиатехники[24] и топлива. В связи низкой степени боеготовности авианесущих сил штаб флота принял решение отложить проведение наступательной операции[25]. Главком высказал требование полного уничтожения сил противника в зоне ответственности 4-го Флота («Коно сай, кёкурёку дзантэки-но сэнмэцу-ни цутому бэси») [26]. 4-й Флот ВМС отдал распоряжение всем частям выйти в море на поиск противника, однако активность сил была ограничена слабостью корабельной авиации и нехваткой запасов мазута[27].



Итоги наступательной операции «Мо» |


Боевые действия завершились уничтожением АВ №5 «Йорктаун» ВМС США, однако при столь серьезной угрозе от противника Ставка Императорской Японии вынуждена была признать невозможной высадку Сухопутных войск на арх. Новой Гвинеи и отвести соединения ВМС от берегов Австралии. 5-я ДАВ понесла потери в матчасти (до 50 ед. в боях и 12 ед. при посадке на воду) и лётном составе, особенно в дивизионах торпедоносцев. Прикрытие ПВО потеряло три машины, сбив 7 ед. торпедоносцев и тройку ИА противника. Штаб 4-го Флота ВМС был уверен в уничтожении не только АВ «Лексингтон», но и АВ №5 «Йорктаун», что учитывалось в планировании. но после ошибочного потопления №23 «Неошо» ВМС США силы 4-го Флота убедились в отходе АВ №5 «Йорктаун» в тыл[28].


10.5.1942 г. штаб 4-го Флота ВМС принял решение об откладывании наступательной операции, и авианосные силы Южного фронта были переброшены из района ответственности 4-го Флота ВМС на подготовку наступательной операции у ат. Мидуэй[29]. 4-й Флот ВМС приступил к планированию операции по установлению контроля над южной частью Микронезии (о-ва Науру-Банаба)[30]. Корабль был возвращен в метрополию вместе с силами охранения.



Уничтожение сил 1-го АФл у ат. Мидуэй |


5-я ДАВ ВМС также планировалась к участию в наступательной операции у ат. Мидуэй, однако оно было отменено в связи с тяжелыми потерями авиации и личного состава в боях с 17-й авианосной дивизией ВМС США[31][32]. Это вызвало сильный протест штаба 1-го АФл (нач. оперативного отдела к-н 2-го ранга М. Гэнда), поскольку не соответствовало принципу максимальной концентрации сил. Штаб требовал дождаться пополнения запасов и выхода из ремонта 5-й ДАВ, однако Ставка отклонила это требование[33]. Кинооператор группы новостного агентства «Домэй» на борту АВ «Акаги» у ат. Мидуэй С. Макидзима вспоминал, что при эвакуации корабля М. Гэнда повторял: «Нам нужна была поддержка 5-й дивизии» («Сёкаку-то Дзуйкаку-га итэ курэтара на»), но сам М. Гэнда это отрицал.[34].



1-я ДАВ 3-го Флота ВМС (1942-44 гг.) |



На основе пары «Сёкаку»-«Дзуйкаку» и лёгкого АВ «Дзуйхо» была вновь сформирована 1-я ДАВ ВМС в составе 3-го Флота ВМС (ком. флотом вице-адмирал Т. Нагумо, нач. штаба - контр-адмирал Р. Кусака)[35][36]. Корабли приняли на борт авиацию и экипажи, в т.ч. из числа летчиков с кораблей, погибших у ат. Мидуэй. По результатам боевых действий у ат. Мидуэй авиаБЧ авианосца получила восьмиротный состав (по три роты в дивизионах ИА и пикировочной авиации и две роты торпедоносцев), была усилена МЗА оконечностей[37]. Флагманом флота был назначен АВ «Сёкаку» (к-н 1-го ранга М. Арима).



Оборонительная операция у арх. Соломоновых о-ов |





Уничтоженный пикировщик над АВ «Саратога» (лето 1942 г.)


Выравнивание сил позволило ВМС США начать контрнаступление на арх. Соломоновых островов, и Императорская Япония начала наращивание сил в районе. С августа 1942 г. части морской пехоты США начали высадку в восточной части архипелага (острова Гуадалканал и Флорида). Из состава 2-й ДАВ («Дзюнъё»-«Дзуйхо») последний был выделен на усиление 1-й ДАВ («Сёкаку»-«Дзуйкаку»). В конце августа авианосное соединение было выдвинуто от Новой Гвинеи к арх. Соломоновых островов[38], куда подходила 61-я оперативная морская группировка ВМС США в составе 16-й (АВ №6 «Энтерпрайз»), 11-й (АВ №3 «Саратога») и 18-й (АВ №7 «Уосп») авианосных дивизий. Задачей 3-го Флота было блокирование сил силами лёгких АВ авиации противника у о .Гуадалканал и на военном аэродроме «Гендерсон» и выманивание основных сил трех дивизий противника под удар 1-й ДАВ.



Контратака 3-го Флота (август 1942 г.) |


В конце лета 61-я ОМГ ВМС США спланировала операцию по уничтожению легких авианосных сил группировки Императорской Японии, массированным авианалетом трех палубных авиаполков в море уничтожив легкий АВ «Рюдзе», ЭМ «Муцуки» и судно «Кинрю» и одновременно повредив легкий крейсер «Дзинцу» и гидроавианосец «Титосэ». 24.8.1942 г. 1-я ДАВ контратаковала двумя вылетами по 4 роты авиации. Авиация АВ «Сёкаку» произвела налет на ордер 11-й (АВ №6 «Энтерпрайз»), АВ Дзуйкаку» - 16-й АД (АВ №3 «Саратога») ВМС США[39]. АВ ’‘№6 «Энтерпрайз” ‘‘ получил три бомбовых попадания и был заменен АВ №8 «Хорнет». Потери корабельной авиации Императорской Японии составили до тройки ПВО и две роты (17 ед.) пикировщиков в вылете и тройку ПВО и 1 ед. пикировщиков на посадке[11]. Во втором вылете группы не смогли обнаружить противника в море, потеряв пятерку пикировщиков по техническим причинам[40]. Несмотря на потери в корабельном составе ВМС, силам ВМС и КМП США удалось предотвратить прорыв к о. Гуадалканал 2-й дивизии эсминцев, сорвав высадку десанта Императорской Японии и удержав аэродром стратегического значения.




































Список вылетов авиации 1-й ДАВ 24.8.1942 г.
(бои с 61-й ОМГ ВМС США)
Вылет
Командир
АвиаБЧ «Сёкаку»
АвиаБЧ «Дзуйкаку»
Всего
Потери
1-й к-н 3-го ранга М. Сэки
4 ед. ИА
18 ед. пикировщиков
6 ед. ИА
9 ед. пикировщиков
4 роты (37 ед.) 6 ед. ИА
18 ед. пикировщиков
2-й к-н-л-т С. Такахаси
3 ед. ИА
9 ед. пикировщиков
6 ед. ИА
18 ед. пикировщиков
4 роты (36 ед.) 5 ед. пикировщиков
ИТОГО 73 ед. 29 ед.


Октябрьские бои 1942 г. |







































АвиаБЧ АВ «Дзуйкаку»
(арх. Санта-Крус[41], лето 1942 г.)
Дивизион
Командир
Тип ЛА
Всего
Неисправных
ИА к-н-л-т А. Сиранэ перехватчики «0»
2 роты (21 ед.) 1 ед.
Пикировочный к-н-л-т С. Такахаси
пикировщики «99»
2 роты (24 ед.) 2 ед.
Торпедоносный к-н-л-т С. Имадзюку торпедоносцы «97»
2 роты (20 ед.) -
ИТОГО 65 ед. 3 ед.

Бои за стратегический аэродром о. Гуадалканал с переменным успехом шли до конца 1942 г. Для противодействия 61-й ОМГ ВМС США 1-й ДАВ был придан легкий АВ «Дзуйхо»). В начале сентября 1-я ДАВ оставила часть авиации на о. Бугенвиль и ушла к арх. Микронезии (ПМТО ВМС «Трук»)[42]., до октября сделав еще один выход в район присутствия 61-й ОМГ ВМС США. 15.10.1942 г. 1-я ДАВ («Сёкаку»-«Дзуйкаку»-«Дзуйхо») нанесла удар по десантному ордеру ВМС США у о. Гуадалканал[43].



Бой с 16-й и 18-й дивизиями (26.10.1942 г.) |





































Силы ВМС Императорской Японии
(арх. Санта-Крус [44], 26.10.1942 г. )

3-й Флот
(вице-адмирал Т. Нагумо)

2-й Флот
(контр-адмирал Н. Кондо)
Передовые силы
Авиация
Авиация
Торпедные дивизионы
11-я (лин.)
дивизия
7-я (крейс.)
дивизия
8-я (крейс.)
дивизия
1-я ДАВ
(вице-адмирал
К. Какута)
2-я ДАВ
(контр-адмирал
Н. Кондо)
4-й
16-й
17-й
61-й
лкр «Нагара»
«Хиэй»
«Кирисима»

«Тонэ»
«Тикума»

«Судзуя»
«Кумано»

«Сёкаку»
«Дзуйкаку»«»
«Дзуйхо»
«Дзюнъё»
«Араси»
«Маикадзэ»

«Юкикадзэ»
«Хацукадзэ»
«Амацукадзэ»
«Токицукадзэ»
«Хамакадзэ»
«Тэрудзуки»

25.10.1942 г. 3-й Флот Императорской Японии в море подвергся внезапному налету гидроразведчиков ВМС США. Штаб флота приказал силам повернуть к норду, где предположительно находились основные силы группировки противника[45]. 26.10.1942 г. силы 1-й ДАВ вновь подверглись налету авиации 16-й (АВ №8 «Хорнет») и 18-й (АВ №7 «Уосп») авианосных дивизий, которая была обнаружена РЛС АВ «Сёкаку»[46][47], но корабль попал под массированный налет авиации 61-й ОМГ США и тяжело поврежден вместе с тяжелым крейсером «Тикума» и легким АВ «Дзуйхо». Из-за повреждения палубы АВ «Сёкаку» потерял возможность поднимать авиацию и вести бой, и командование авиацией дивизии временно принял к-н 1-го ранга Т. Номото[48]. Командование и штаб 3-го Флота были сняты с горящего флагмана и переведены на АВ «Дзуйкаку» эсминцем «Араси» (к-н 1-го ранга К. Арига)[49]. Контратакой 3-го Флота (рота торпедоносной и пара пикировочной авиации АВ «Сёкаку» под прикрытием пятерки ИА АВ «Дзуйкаку») были уничтожены АВ №8 «Хорнет» и ЭМ №356 «Портер»[50]. После оборонительной операции у арх. Восточных Соломоновых островов обоим корабля 5-я ДАВ была в третий раз (после наступательной операции «Гавайи» и операций в районе Австралии) вынесена благодарность Главкома ВМС[51].



Оборонительная операция у арх. Марианских о-вов |



Стратегическая операция №1 («И») |



После боевых действий авианосных сил у арх. Санта-Крус в районе архипелага Соломоновых о-вов наступила пауза, т.к. ВМС США испытывали нехватку корабельного состава. В 1943 г. на вооружение авианосных дивизий ВМС США стал массово поступать тяжелый проект «Эссекс» и лёгкий «Индепенденс». К концу 1943 г. на вооружении ВМС США находилось 4 ед. АВ проекта «Эссекс» и 9 ед. АВ проекта «Индепенденс». Весной 1943 г. Ставка Императорской Японии силами корабельной и береговой авиации начала одновременную реализацию стратегической операции №1 («И») для перелома инициативы у о. Гуадалканал. Большая часть военных летчиков корабельной авиации принимали участие в дальних вылетах к арх. В. Соломоновых о-овов (о. Гуадалканал) с береговых аэродромов. В воздушных боях опытный летный состав авиации ВМС продолжал нести серьезные потери. К апрелю потери корабельной авиации в дальних вылетах вдвое превышали потери наступательной операции «Гавайи» (до пятой части всего личного состава) [52]. Ком. 3-м Флотом ВМС Д. Одзава предлагал штабу Главкома не применять корабельную авиацию для непосредственной поддержки наземных подразделений, но ввиду тяжести ситуации получил отказ [53].






« Подразделения авиации 1-й ДАВ были выведены в метрополию для пополнения матчастью и летным составом. Чтобы компенсировать отсутствие одной дивизии, штаб и командующий 1-м АФл пошли на дробление сил авиации 2-й ДАВ между береговыми аэродромами Микронезии и Маршалловых островов. Во многом силы корабельной авиации дезорганизовала ведшаяся с береговых аэродромов ВМС стратегическая операция №1 («И»)
К-н 2-го ранга М. Окумия, офицер штаба 2-й ДАВ[54]
»

Весной 1943 г. корабли 1-й ДАВ передали большую часть корабельной авиации на о. Н. Гвинея (военный аэродром ВМС «Рабаул»). Ставка испытывала острую нехватку подготовленного корабельного летного состава, при этом не привлекая ее к активным действиям остававшуюся в резерве 1-й ДАВ (в т.ч. АВ «Дзуйкаку»). Дивизия базировалась на арх. Микронезии с заходами в округ метрополии «Курэ»[8]. Неудача стратегической операции «И» и угроза арх. Микронезии заставила штаб 1-го АФл перенести базирование в Сингапур. К весне 1944 г. стало ясно, что ВС США готовят стратегическую наступательную операцию в Центральной части Тихого океана, и Императорская Япония начала концентрацию сил для противодействия.



Стратегическая операция №2 («Ро») |


Нехватка матчасти и обученного летного состава не позволяла Ставке Императорской Японии организовать упорное сопротивление наступлению ВС США в центральных и южных районах Тихого океана. Противник угрожал маршрутам подвоза нефтепродуктов со стратегических НПЗ Индонезиийского архипелага, и весной 1944 г. было принято решение остановить наступление соединений ВМС и КМП США оборонительной операцией в районе арх. Марианских о-вов. По плану Ставки, в районе о. Тави-Тави (арх. Марианских о-вов) силы вторжения должны были быть остановлены ударами береговой и корабельной авиации ВМС, после чего окончательно уничтожены у берегов архипелага выдвинутыми из метрополии линейными силами Соединённого флота ВМС.



Оборонительная операция у арх. Алеутских о-вов |



На момент конца апреля дивизия заканчивала боевую подготовку прибывшего личного, в том числе АВ «Сёкаку» в срок (яп. Сигацу мацу дзинъин сэйби, кокан кёику-о сибараку сюрё), АВ «Дзуйкаку» с опозданием (яп. Дзинъин ходзю сибараку оватта бакари, тайхэйрёку-о моттэ энрэн фусоку), в связи с чем штаб Соединенного Флота ВМС принял решение об отсрочке операции [55]. Дивизия вышла из округа «Курэ» 18.5.1943г. [56], прибыв в главную базу ВМС 21.5. 1943 г., где вошла в состав сводного флотского соединения:







  • Соединенный Флот ВМС


    • 1-я ДАВ



      • АВ Сёкаку-«Дзуйкаку»-«Дзуйхо»




    • 7-я (крейсерская) дивизия



      • флагман «Оёдо», «Кумано»-«Судзуя»-«Могами»






    • 10-я дивизия ЭМ



      • флагман «Агано», «Юкикадзэ»-«Сиокадзэ»-«Хамакадзэ»[55][57].







В это же время с ПМТО «Трук» в Главную базу ВМС был доставлен прах Главкома ВМС Императорской Японии адмирала И. Ямамото, погибшего 18.4. 1943 г. при вылете с аэродрома ВМС «Рабаул» на прифронтовую базу на о. Бугенвиль. На переходе урну с прахом сопровождал конвой в составе: флагмана ВМС «Мусаси», 2-й ДАВ («Дзюнъё»-«Хиё»), 3-й (линейной) («Конго»-«Харуна») и 8-й (крейсерской) («Тонэ»|-«Тикума») дивизий. Одновременно с возвращением праха Главкома в метрополию основные соединения ВМС концентрировались в районе столицы и главной базы для перехода к Курильской гряде и участия в оборонительной операции у арх. Алеутских островов)[58]. В конце весны начальник 1-го отдела оперативного управления Главного Штаба ВМС (капитан 1-го ранга Т. Ямамото, ранее командир плавбазы «Титосэ») докладывал начальнику Главного Штаба ВМС, что запас корабельного мазута в распоряжении соединений ВМС составлял не более 300 тыс. т. При ежемесячном расходе всех флотов военного времени не менее 40 тыс. т (в случае действий в районе Алеутского архипелага – до 60 тыс. т), запас топлива для активных действий мог быть израсходован к концу лета[11].


29.5.1943 г. было объявлено о гибели гарнизона Сухопутных войск на о. Атту (89-й сводный полк укрепрайона «Шумшу», полковник Я. Ямадзаки)[59], и оборонительная операция в районе арх. Алеутских о-вов была отменена. Основными причинами отхода были нехватка боеготовых сил, запасов топлива и потеря берегового плацдарма[60], и все соединения ВМС из района архипелага через Главную базу ВМС были выведены в район Западной Японии[61].


В это время соединения КМП США вели наступление в западном направлении по арх. Соломоновых о-вов, высадившись на о. Рендова. 1-я ДАВ ВМС («Сёкаку»-«Дзуйкаку»- «Дзуйхо») в сопровождении 2-й крейсерской дивизии (ТКр «Могами»-лкр «Оёдо»), 11-го («Судзуцуки»-«Хацудзуки»-«Ниидзуки») и 20-го («Сигурэ»- «Ариакэ»-«Югурэ»)дивизионов ЭМ перешла в округ «Курэ»[62][63]. 08.07.1943 г. 1-я ДАВ в сопровождении плавбаз авиации ( «Тюё»-«Ниссин»), дивизий тяжелых («Тонэ»-«Тикума»-«Могами») и легких («Оёдо»-«Агано») крейсеров и дивизии эсминцев (4-й, 17-й и 61-й дивизионы) после недельного перехода прибыла к к арх. Микронезии.[64][65] После месячных учений с 19.09. 1943 г. дивизия была направлена на обеспечение ПВО в районе о-вов Гилберта (ат. Тарава), 5.10. 1943 г. - в район ат. Уэйк под охранением 1-й (линейной) дивизии («Ямато»-«Нагато»).[66] Расход мазута в океанских выходах в Микронезии осени 1943 г. крайне негативно повлиял на маневренность флотов ВМС в оборонительной операции №2 («Ро») у арх. Марианских о-вов[67].



1-я ДАВ 1-го МФл ВМС |



Формирование 1-го Маневренного Флота ВМС |



Для концентрации сил в районе Филиппинского архипелага летом 1944 г. на основе 2-го и 3-го Флотов ВМС было сформировано последнее оперативное объединение корабельной авиации Императорской Японии - 1-й Маневренный Флот (МФл) ВМС (командующий - ком. 3-м Флотом ВМС вице-адмирал Д. Одзава, начштаба контр-адмирал К. Комура). Численность корабельной авиации Императорской Японии достигла своего максимума в составе 9 ед. авианесущих кораблей и новейших типов авиации.


1.17. 1944 г. корабль в сопровождении 10-го дивизиона ЭМ («Акигумо»- «Кадзэгумо») перешел из округа «Йокосука» [68] в округ «Сасэбо», откуда 6.2. 1944 г. в составе 2-й ДАВ, тяжелого крейсера «Тикума» и 10-й дивизии эсминцев (флагман «Яхаги», 61-й («Хацудзуки»-«Вакацуки») и 10-й («Акигумо»-«Кадзэгумо»-«Асагумо») дивизионы)[69] к месту базирования 1-го МФл (п. Сингапур), где занял позицию у арх. Линга[70] для совместных учений 2-й ДАВ и 10-й дивизии эсминцев.[71] 10.3.1944 г. флагманом 1-го МФл ВМС был назначен новейший АВ «Тайхо»[72], который 28.3.1944 г. вышел из вод метрополии по направлению к месту дислокации сил флота под охранением 61-го дивизиона ЭМ.[73] В феврале-марте 1944 г. для единства управления авиация дивизии была сведена в 601-й корабельный авиаполк ВМС (капитан 2-го ранга Т. Ириса)



Действия сил США у о. Сайпан |


По плану наступательной операции «Форейджер» 5-й Флот ВМС США (адмирал Р. Спрюэнс) сформировал 8-ю оперативную морскую группировку (ОМГ) (англ. Task Force 58 (58TF)) из четырех авианосных (англ. TF58. 1-4) и одной линейной дивизий (англ. TF58.7). Морское десантное соединение КМП США (52-я ОМГ, англ. Task Force 52 (52TF)) покинуло пункт базирования (ат. Маджуро) в начале лета 1944 г. и к середине июня десантные части США начали высадку на арх. Марианских о-овов (о. Сайпан).




  • 8-я ОМГ ВМС США (англ. Task Force 58 (58TF))


    • 1-я авианосная дивизия 8-й ОМГ



      • АВ №12 «Хорнет», АВ №10 «Йорктаун»




    • 2-я авианосная дивизия 8-й ОМГ



      • АВ №17 «Бункер-Хилл», АВ №18 «Уосп»




    • 3-я авианосная дивизия 8-й ОМГ



      • АВ №6 «Энтерпрайз», АВ №16 «Лексингтон»




    • 4-я авианосная дивизия 8-й ОМГ



      • АВ №9«Эссекс», 2 ед. АВ ПЛО






    • 7-я линейная дивизия 8-й ОМГ

      • 7 ед. линкоров



      • 8 ед. тяжелых крейсеров







Действия 1-го МФл ВМС у о. Сайпан |


11.6. 1944 г. соединения наводных сил ВМС США начали обстрелы арх. Марианских о-вов. По требованию штаба Соединенного Флота ВМС 1-й МФл ВМС вышел в море из п. Сингапур для налета на авианосные дивизии противника, используя большую дальность корабельной авиации. 1-я ДАВ (АВ «Тайхо»-«Сёкаку»-«Дзуйкаку») выдвигалась в направлении арх. Филиппин под охранением 5-й (крейсерской) дивизии («Хагуро»- «Мёко») и 10-й дивизии эсминцев (флагман «Яхаги», 10-й, 17-й и 61-й дивизионы). Срочное введение в строй новых дивизионов было связано с тяжелыми июньскими потерями 10-й дивизии в ходе оборонительной операции у арх. Биак







  • 1-й МФл ВМС



    • 1-я корабельная группа (яп. «Ко» бутай)


      • 1-я ДАВ




        • АВ «Тайхо»-«Сёкаку»-«Дзуйкаку»




      • 5-я (крейсерская) дивизия




        • «Хагуро»-«Мёко»






      • 10-я дивизия ЭМ

        • флагман «Яхаги»

        • 10-й дивизион («Асагумо»)

        • 17-й дивизион («Исокадзэ»-«Уракадзэ»)



        • 61-й дивизион («Хацудзуки»-«Вакацуки»- «Акидзуки»- «Симоцуки »)









Численность матчасти авиаБЧ «Сёкаку» на 19.6.1944 г. составляла 8 рот авиации (77 ед. ЛА): 4 роты (34 ед.) ИА, роту (9 ед.) торпедоносной с тройкой разведчиков с РЛС, две роты (21 ед.) пикировочной и роту (10 ед.) разведывательной авиации. По плану 1-я ДАВ ВМС должна была подойти к архипелагу к 18.6.1944г. после дозаправки у арх. Филиппин. 15.6.1944г. силы 1-го МФл ВМС прошли из Филиппинского моря в м. Самар через пр. Св. Бернарда, где были обнаружены патрулировавшей в подводном положении ПЛ №229 «Флайинг Фиш» ВМС США и позже у о. Хальмахера - ПЛ №304 «Си Хорс». 17.6.1944 г. ведший патрулирование в районе з. Лейте дивизион подводных сил ВМС США (ПЛ №218 «Альбакор»(капитан 2-го ранга Д. Бленчард)-ПЛ №244 «Кавэлла» (капитан 2-го ранга Г. Косслер) обнаружил в море второе соединение танкеров 1-го МФл и силы 2-й ДАВ ВМС и начал преследование по направлению на норд к з. Лейте.



Гибель корабля |


На рассвете 19.6.1944 г. 1-я ДАВ начала подъем ударного эшелона для противодействия наступашим авианосным дивизиям 8-й ОМГ США 5 рот ИА (48 ед.), 6 рот пикировочной (53 ед.) и 3 рот торпедоносной (27 ед.) авиации, но наличие РЛС на кораблях 58-й и 52-й ОМГ США и численное превосходство свели преимущества ускоренного вылета к минимуму.


Около 11:30 при подъеме очередного вылета корабль на полном ходу подвергся торпедной атаке ПЛ №244 «Кавэлла» ВМС США с удаления 6 каб (1,1 км).[74] Из 6 ед. торпедного залпа корабль получил до четырех попаданий в правый борт. Попаданиями были деформированы силовые шпангоуты корпуса, заклинены подъемники и один турбинный вал, корабль был частично обесточен из-за потери энергии от турбогенераторов. По воспоминаниям очевидца (ком. торпедной БЧ флагмана «Яхаги» капитан 3-го ранга С. Исидзука), тремя валами продолжал держать максимально возможный ход для подъема авиации, хотя из развороченной надводной части правого борта валил смешанный с паром черный котельный дым и огонь от горевших в ангарах паров бензина. Комдив 10-й дивизии эсминцев (контр-адмирал С. Кимура) на борту флагмана «Яхаги» по радио пытался убедить командира корабля застопорить ход во избежание угрозы взрыва. В связи с затоплением трюмов и машинных отсеков корабль получил крен на правый борт, который компенсировался контрзатоплением трюмных отсеков противоположного борта. В связи с попаданиями и затоплением отсеков на полном ходу корабль стал крениться на противоположный от попаданий левый борт и зарываться носовой оконечностью в воду.


Примерно через два часа после торпедной атаки (около 14:00) в трюме и ангарах корабля произошел сильнейший взрыв паров авиабензина, разворотивший корпус и днище. Корабль полностью потерял ход, зарывшись носом, и в течение десяти минут ушел под воду. После взрыва экипаж начал подъем на полетную палубу и сбор в кормовой части, но при растущем дифференте на нос большая часть личного состава погибла, упав с высоты в воду либо провалившись внутрь горящего корпуса через шахту кормового подъемника. Из 1,7 тыс. личного состава вместе с кораблем погибло до 1,3 тыс. чел. (58 чел. комсостава, 830 матросов и старшин, почти 400 чел. летного состава). Перешедший на гребные средства и попавший в воду личный и комсостав вместе с командиром корабля (капитан 1-го ранга Х. Мацубара) был подобраны ордером 10-й дивизии эсминцев (флагман «Яхаги», ЭМ «Уракадзэ»-«Акидзуки»). Часть экипажа для оказания помощи позже была передана на поврежденные АВ«Дзуйкаку»- «Дзюнъё» и тяжелый крейсер «Мая».


Примерно в этой же время от похожих повреждений затонул торпедированный ПЛ №218 «Альбакор» ВМС США флагман флота «Тайхо». Флагман подвергся торпедной атаке около 8:00 с удаления 26 каб. (4,8 км) залпом из 6 ед. торпед, одна из которых поразила цистерны авиабензина. [74]Комфлотом и начштаба были переданы эсминцем «Вакацуки» на тяжелый крейсер «Хагуро» и далее со штабом флота перешли на АВ «Дзуйкаку».[75], а личный состав также подобран ордером 10-й дивизии эсминцев (ЭМ («Исокадзэ»). На следующий день налетом авиации 8-й ОМГ США во время дозаправки были уничтожены АВ «Хиё» и два танкера 1-го МФл, поврежден АВ «Дзуйкаку» и практически все силы 2-й корабельной группы (яп. «Оцу» бутай) 1-го МФл ВМС: АВ «Дзюнъё» , плавбазы «Титосэ» -«Тиёда», линейный крейсер «Харуна» и тяжелый «Мая». С полным уничтожением 1-й ДАВ ВМС (АВ «Тайхо» - «Сёкаку» -«Дзуйкаку» ) 1-й МФл ВМС перестал представлять боеспособное объединение стратегического характера, удержание морского плацдарма в районе Филиппинского архипелага стало невозможным. Попытка генерального сражения полностью провалилась, что заставило ВМС Императорской Японии перенести тяжесть обороны на следующий стратегический рубеж у о. Тайвань.


Боевые потери всех эшелонов авиаБЧ «Сёкаку» составили почти две трети (по 11 ед. ИА и пикировочной, 6 ед. торпедоносной авиации)[76]. Вечером 20.6.1944 г. были поднята погибшая при возвращении семерка торпедоносцев «Тэндзан» (3 ед. уничтожены противником, 4 ед. потеряны при посадке на воду). После гибели двух кораблей 1-й ДАВ остававшиеся в море силы 1-го МФл подверглись налету более чем 100 ед. авиации противника.[77][78] В связи с тяжелыми потерями авиации Императорской Японии, воздушные бои у арх. Марианских о-вов, где 1-й МФл ВМС потерял более 200 ед. авиации, в т.ч. 1-я ДАВ — более 10 рот (до 90 ед. ЛА), получили в ВМС США хвастливое наименование «утиной охоты» («Great Marianas Turkey Shoot»).



Исключение из списков |


Несмотря на гибель летом-осенью 1944 г. АВ «Синано»- «Тайхо»-«Сёкаку»-«Дзуйкаку», линкоры «Ямато»-«Мусаси»- «Фусо» «Ямасиро» оставались в строевых списках ВМС и после капитуляции Императорской Японии во Второй мировой войне (до 31.8.1945 г.).



Командиры корабля |




































































No.
Портрет
Знаки
различия
Чин
Имя
Срок
командования
Примечания
В достройке



OF-5 - Kaigun Taisa (Collar).gif


Капитан
1-го ранга

М. Сумикава

весна-осень
1940 г.

В заводе
«Кавасаки»



OF-5 - Kaigun Taisa (Collar).gif


Капитан
1-го ранга

Т. Дзёдзима


осень-весна
1940-41 гг.

Там же
Строевые
1


OF-5 - Kaigun Taisa (Collar).gif


Капитан
1-го ранга

Т. Дзёдзима


1941-42 гг.

В строю
2

Arima Masafumi.jpg


OF-5 - Kaigun Taisa (Collar).gif


Капитан
1-го ранга

М. Арима


1942-43 гг.

3


OF-5 - Kaigun Taisa (Collar).gif


Капитан
1-го ранга

Т. Окада

зима-осень
1943 г.

5


OF-5 - Kaigun Taisa (Collar).gif


Капитан
1-го ранга

Х. Мацубара

осень 1943 г. -
лето 1944 г.

Погиб вместе
с кораблем
(26.6.1944 г.)


Примечания |


Комментарии



Сноски




  1. «История Тихоокеанской войны», т.31 «Военные программы ВМС до ноября 1941 г.», стр. 501.


  2. Индексированная стоимость. Там же стр. 497.


  3. 「航空母艦 一般計画要領書 附現状調査」 p.25


  4. Ошибка в сносках?: Неверный тег <ref>; для сносок Ippan-p29 не указан текст


  5. «История Тихоокеанской войны», т.11 «Наступательная операция «Гавайи», стр. 344.


  6. (яп. Авиаматка «Парящий журавль» ВМС)


  7. К. Фукути «Рассказы о море», т.2, стр. 236


  8. 123456789 Сулига С. Японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку». М., Цитадель, 1995


  9. Полмар Н. Авианосцы. Т. 1. М.: АСТ, 2001.


  10. «История Тихоокеанской войны» т.49


  11. 123456789 Там же


  12. Там же, стр. 230-233, «Наступательные действия корабельного отряда «Цураги»


  13. Там же, стр. 279.


  14. Там же, стр. 276-79, «Принятие танкера за авианосец»


  15. Там же, стр. 282-85, «Гибель авианосца «Сёхо»


  16. Там же, стр. 291-294, «План ночного налета»


  17. Там же, стр. 294


  18. К. Фукути «Рассказы о море.», т.2 – 1982/6/1, стр. 189


  19. «История Тихоокеанской войны», т.49, стр. 305


  20. Там же, стр. 307, «Налет на авианосные соединения противника»


  21. Шерман Ф. Война на Тихом океане. Авианосцы в бою. — М.: ACT; СПб.: Terra Fantastica, 1999, 121—122


  22. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) — М: ACT, 2001, c. 157


  23. Там же, стр. 311


  24. Там же, стр. 317-318, «Отход оперативного соединения «Мо» на норд»


  25. Там же, стр. 326-327, «Оперативное руководство Соединенным флотом»


  26. Там же, стр. 326


  27. Там же, стр. 327-329, «Действия сил 9 мая»


  28. Там же, стр. 329-330, «Действия сил 9 мая и отказ от проведения наступательной операции у п. Морсби»


  29. История Тихоокеанской войны», т.49, стр. 329


  30. Там же, стр. 254-255, «Проработка нового наступательного плана»


  31. М. Тихая, «Записки офицера штаба ВМС.», стр. 101-102


  32. «История Тихоокеанской войны», т.43 («Операция у ат. Мидуэй»), стр.114


  33. Gordon Plange, Miracle at Midway (1982), ISBN 0-07-050672-8? Cnh/ 51-52


  34. «Рассказы о море.», т.2 , стр. 209-210


  35. Там же, , стр. 1-2 и стр.50


  36. «Воспоминания начштаба Соединенного Флота.», стр. 150-151, «Переформирование флотов»


  37. Приложение к журналу «Мару», «Мару-Механик. Альбом №3. Авианосцы Японии.», стр. 112-113


  38. «Воспоминания начштаба Соединенного Флота.», , стр. 159-161, «Переход к войне на истощение»


  39. «История Тихоокеанской войны», т.49 стр. 567-569, «Первый вылет»


  40. Там же, стр. 569-572, «Второй вылет»


  41. J. B. Lundstrom. First Team and the Guadalcanal Campaign. — .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
    2005. — P. 354.



  42. «Дневник корабельного врача», стр.65


  43. Там же, стр.66


  44. «Непотопляемый «Юкикадзэ», , стр. 138-139


  45. Там же, стр. 11


  46. «Рассказы о море», т.2, стр. 221


  47. «Авианосцы. Маневренный отряд», стр.148


  48. «Рассказы о море», т.2, стр.229


  49. «Воспоминания начштаба Соединенного Флота.», стр. 176-177, «Остановить «Хорнет»!»


  50. «Жизнь и смерть авианосца «Дзуйкаку», стр. 287


  51. «Рассказы о море», т.2, стр.233


  52. «История Тихоокеанской войны», т.29, стр. 520-522


  53. «Воспоминания о командующем», стр. 36-37


  54. Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) — М: ACT, 2001, c. 255


  55. 12 «История Тихоокеанской войны», т.29, стр. 550


  56. Оперативный журнал батальона береговой обороны «Курэ», стр.26


  57. Оперативный журнал 7-й крейсерской дивизии, стр.42


  58. «История Тихоокеанской войны», т.29, стр. 550-552, «Оперативная работа штабов Соединенного Флота ВМС и руководство маневренными силами ВМС»


  59. Оперативный журнал 7-й крейсерской дивизии, стр.40-41


  60. «История Тихоокеанской войны», т.29, стр. 550-552, «Оперативная работа штабов Соединенного Флота ВМС и руководство маневренными силами ВМС»


  61. Там же, стр. 553


  62. «Дневники принца Такамацу», т.6, стр. 327-328


  63. Оперативный журнал 4-й крейсерской дивизии, стр. 71


  64. Оперативный журнал 8-й крейсерской дивизии, , стр. 18


  65. Бортовой журнал плавбазы «Ниссин», стр.38


  66. «Линкор «Мусаси», т.1, стр. 189-193


  67. «История Тихоокеанской войны», т.71, стр. 88-92


  68. #S1812十戦隊日誌(2)p.6


  69. Оперативный журнал 10-й дивизии эсминцев, т.4, стр. 7


  70. Там же, т.3, стр.30


  71. Там же т.4, стр. 7


  72. Оперативный журнал 1-го Маневренного Флота ВМС, стр. 4


  73. Там же, т.5., стр. 38


  74. 12 "Жизнь и смерть авианосца «Дзуйкаку», стр. 368


  75. «Записки о боях у о. Сайпан и в заливе Лейте.», стр. 65


  76. «Авианосцы проекта «Сёкаку», 1996 г., стр. 142


  77. Оперативный журнал 61-го дивизиона эсминцев Императорской Японии, июнь-июль 1944 г., стр.8


  78. «Соединенный Флот ВМС. Записки о боях у о. Сайпан и в заливе Лейте.», стр. 66






Литература |



На русском языке |



  • Сергей Сулига. Японские авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку» («Shokaku» & «Zuikaku») Боевые «журавли» Императорского флота

  • Хорикоши Д., Окумия М., Кайдин М. «Зеро!» (Японская авиация во Второй мировой войне) — М: ACT, 2001, c. 255



На английском языке |



  • John B. Lundstrom The First Team and the Guadalcanal Campaign: Naval Fighter Combat from August to November 1942, Naval Institute Press (July 1, 2005) ISBN-10: 1591144728

  • René J. Francillon. Japanese Aircraft of the Pacific War. — London: Putnam, 1970. — 566 с. — ISBN 370-00033-1.

  • Peattie, Mark. Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power 1909–1941. — Annapolis, Maryland : Naval Institute Press, 2001. — ISBN 1-55750-432-6.

  • Ikuhiko Hata, Yashuho Izawa, Christopher Shores. Japanese Naval Fighter Aces: 1932-45. — Mechanicsburg, MD: Stackpole Books, 2013. — 464 с. — ISBN 978-0-8117-1167-8.

  • Hans Lengerer. The aircraft carrier of the Shokaku class. — Mechanicsburg, MD: Conway Maritime Press, 2015. — С. 90-109. — ISBN 978-1591146001.

  • Gordon Plange, Miracle at Midway (1982), ISBN 0-07-050672-8



На японском языке |



Историческая |


Серия «История Тихоокеанской войны» отдела военной истории НИИ УНО, изд. Асагумо Симбун 1969-1980 гг. /Боэйтё боэй кэнкю-сё сэнси-сицу «Сэнси-сосё», Асагумо Симбунся 1969-1980 нэн/防衛庁防衛研修所戦史室、戦史叢書、朝雲新聞社、1969-80年



  • т.29 «Операции ВМС на Северном фронте», 1969 г./«Хоппо хомэн кайгун сакусэн.», 1969 нэн/『戦史叢書29 北東方面海軍作戦』 朝雲新聞社、1969年。

  • т.31 «Военные программы ВМС до ноября 1941 г.», 1969 г. /«Кайгун гунсэнби (1). Сёва дзюхати нэн дзюити гацу мадэ. Сэнси гёсё дай 31 кан.»,« 1974 нэн/『海軍軍戦備<1> 昭和十六年十一月まで』戦史叢書第31巻、1969年。

  • т.49 «Операции ВМС на Южном фронте до начала наступления на о. Гуадалканал.», 1971 г./«Нампо хомэн кайгун сакусэн (1). Гато даккан сакусэн кайси мадэ», 1971 нэн/『戦史叢書 南東方面海軍作戦(1) ガ島奪還作戦開始まで』

  • т.71 «Управление ВМС Ставки и Соединенный Флот ВМС», разд. 4, «Оперативные планы третьего периода войны», 1974 г./«Дайхонъэй кайгунбу-рэнго кантай. 4. Дайсандан сакусэн тюки», 1974 нэн/『戦史叢書71 大本営海軍部・連合艦隊4 第三段作戦中期』 1974年。



Воспоминания |



  • Р. Кусака «Воспоминания начштаба Соединенного Флота», изд. Ковадо, 1979 г./Кусака Рюносукэ, «Рэнго кантай самботё-но кайсо», Ковадо, 1979 нэн/草鹿 龍之介 連合艦隊参謀長の回想 光和堂 1979/01 ISBN-10: 4875380399

  • М. Тихая, «ВМС Японии. Начало самоуспокоенности», изд. Намики, 1989 г./Тихая Масатака, «Ниппон кайгун-но огори-но хадзимари.», Намики сёбо, 1989 нэн./千早 正隆 日本海軍の驕りの始まり 並木書房 (1989) ISBN-10: 4890630023

  • К. Фукути «Рассказы о море», т.2, изд. Кодзинся, 1982 г./Фукути Канэо, «Кайгун куросио моногатари (дзоку)», Кодзинся, 1982 нэн/福地 周夫 (著) 海軍くろしお物語 (続) 光人社 (1982/6/1), ISBN-10: 4769801793

  • К. Фукути «Обо всем в прекрасных ВМС», изд. Кодзинся, 1982 г./Фукути Канэо, «Кайгун бидан ёмояма моногатари», Кодзинся, 1985 нэн/福地 周夫 海軍美談よもやま物語 光人社 (1985/11/1) ISBN-10: 4769802870

  • М. Тоёда «Непотопляемый «Юкикадзэ». Славный путь счастливого эсминца», изд. Кодзинся, 2004 г./Тоёда Минору, «Юкикадзэ ва сидзумадзу. Кёун кутикукан эйко-но сёгай», Кодзинся, 2004 нэн/豊田 穣『雪風ハ沈マズ』―強運駆逐艦栄光の生涯 光人社NF文庫 2004/10/1 ISBN-10: 4769820275



Журналы |



  • 雑誌「丸」編集部編. 日本の軍艦. 第3巻, 空母. 1 (««Корабли ВМС Японии» т. 3 «Авианосцы», ч. I: «Хосё», «Рюдзё», «Акаги», «Кага», «Сёкаку», «Дзуйкаку», «Сорю», «Хирю», тип «Унрю», «Тайхо»). — и. «Кодзинся», 1989. — 260 с. — ISBN 4-7698-0453-9.

  • 雑誌「丸」編集部. 空母 翔鶴・瑞鶴・蒼龍・飛龍・雲龍型・大鳳 (ハンディ判 日本海軍艦艇写真集) («Альбом кораблей ВМС Японии» т. 6: Авианосцы «Сёкаку», «Дзуйкаку», «Сорю», «Хирю», «Унрю», «Тайхо»). — и. «Кодзинся», 1996. — 134 с. — ISBN 4769807767.



Материалы НИИ Минобороны Японии |



Приказы |



  • C13072086300, Приказ №899 от 14.7.1942 г. о кадровых назначениях ВМС

  • C13072087300, Приказ №961 от 10.10.1942 г. о кадровых назначениях ВМС









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?