Boeing B-17 Flying Fortress

Multi tool use
B-17 Flying Fortress | |
---|---|
![]() B-17E ВВС США в полёте. | |
Тип | тяжёлый бомбардировщик |
Разработчик | Boeing |
Производитель | самолёта: Boeing (Сиэтл) Vegaruen (Бэрбанк) Douglas (Лонг-Бич) бортовая электросеть:[1] Bendix турели:[2][3][4] Bendix (A9) Briggs/Sperry (A-13), Emerson (A-15/A-6) плексиглас:[5] Rohm & Haas |
Главный конструктор | Edward C. Wells E. Gifford Emery |
Первый полёт | 28 июля 1935 года |
Начало эксплуатации | апрель 1938 года |
Конец эксплуатации | 1968 год (ВВС Бразилии) |
Статус | снят с вооружения эксплуатируются отдельные экземпляры |
Эксплуатанты | ![]() ![]() |
Годы производства | 1936–1945 |
Единиц произведено | 12 731 |
Стоимость единицы | US$238 329[6] |
Варианты | XB-38[en] YB-40[en] C-108[en] Boeing 307 Stratoliner[en] |
![]() |
Boeing B-17 Flying Fortress (Б-17 «Летающая крепость») — первый серийный американский цельнометаллический тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик.
Самолёт начал проектироваться в 1934 году в рамках конкурса по созданию берегового бомбардировщика, действующего против кораблей. Через год был создан прототип Model 299, первый полёт которого состоялся 28 июля того же года. Заводы фирмы Боинг разработали и выпустили B-17 «Летающая Крепость» для ВВС США ровно через 12 месяцев. В общей сложности заводы произвели 6981 бомбардировщик B-17 различных моделей (от опытного Model 299 до B-17G). На заводах фирм Дуглас и Локхид по лицензии построили ещё 5745 самолётов модификаций B-17F и B-17G. Суммарный выпуск самолёта составил 12 726 единиц.
Содержание
1 История создания
2 Конструкция
3 Боевое применение
3.1 Королевские военно-воздушные силы Великобритании
3.2 ВВС США
3.3 Совместные действия
3.4 Тихоокеанский ТВД
3.5 В Люфтваффе
3.6 СССР
3.7 ВВС Израиля
4 Защита бомбардировщика
5 Тактико-технические характеристики
6 Эксплуатанты
7 Цитаты
8 В массовой культуре
8.1 В музыке
8.2 В кино
8.3 В литературе
8.4 В видеоиграх
9 Сравнение с другими аналогичными самолётами
10 См. также
11 Литература
12 Ссылки
13 Примечания
История создания |
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
… бомбардировщик В-17 появился на свет в результате смены военной стратегии США, которая произошла в начале 1930-х годов. Прежде считалось, что США, защищенные от «всего мира» двумя океанами, должны опираться на сугубо оборонную доктрину. В связи с бурным развитием военной техники, но прежде всего с возникновением потребности расширения зоны влияния в Америке родилась концепция «обороны полушария». Для реализации этой концепции в частности потребовалась дальняя авиация, которой у США прежде не было. ….mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Сайт свпресса.ру.
8 августа 1934 года Воздушный корпус Армии США объявил тендер на создание тяжёлого бомбардировщика для замены самолёта Martin B-10. Требовалось перевозить «большую бомбовую нагрузку» на высоте в 3 км (10 000 футов) в течение 10 часов с максимальной скоростью хотя бы 320 км/ч (200 миль/ч)[7][8]. Были желательны, но не необходимы, дальность в 3200 км (2000 миль) и скорость в 400 км/ч (250 миль/ч). Воздушный корпус искал бомбардировщик для усиления воздушных сил на Гавайях, в Панаме и на Аляске[9]. Конкурсные испытания проходили на аэродроме Райт, около Дейтона, Огайо. Boeing соревновался с Douglas DB-1 и Martin Model 146 за контракт с ВКА США.

Boeing Y1B-17 в полёте
Прототип B-17, обозначенный как Модель 299, был создан командой инженеров под руководством Гиффорда Эмери (англ. E. Gifford Emery) и Эдварда Уэлса (англ. Edward Curtis Wells) на собственные средства Boeing[8]. Он сочетал возможности экспериментального бомбардировщика Boeing XB-15 и транспортного Boeing 247[7]. Вооружение B-17 состояло из авиабомб (до 2200 кг (4800 фунтов) на двух стойках в бомбовом отсеке под кабиной пилота) и пяти 7,62 мм (0,30 дюймовых) пулемётов. Силовая установка состояла из четырёх радиальных двигателей R-1690 Pratt & Whitney, развивающих мощность в 750 л. с. (600 кВт) на высоте в 2100 м (7000 футов)[8].
Впервые Модель 299 была поднята в воздух 28 июля 1935 года пилотом-испытателем Лесом Тауэром (англ. Les Tower)[10]. Ричард Вильямс, репортёр Seattle Times, придумал название «Летающая Крепость», когда Модель 299 выехала из ангара, ощетинившись пулемётами[11]. В компании Boeing очень быстро поняли ценность прозвища и зарегистрировали его как товарный знак. 20 августа прототип долетел из Сиэтла до аэродрома Райт за 9 часов и 3 минуты со средней скоростью в 378 км/ч (235 миль/ч), гораздо быстрее конкурентов[8].
На конкурсных испытаниях четырёхмоторный дизайн Boeing продемонстрировал превосходство над двухмоторным DB-1 и Моделью 146. Генерал ВКА США Франк Эндрюс (англ. Frank Maxwell Andrews) убедился в том, что возможности у четырёхмоторного самолёта дальнего действия ощутимо выше, чем у двухмоторного ближнего. С ним соглашались и офицеры снабжения ВКА, и ещё до того, как испытания были закончены, было решено купить шестьдесят пять единиц B-17[12].

Разбившаяся Модель 299
Разработка Модели 299 была продолжена, и 30 октября 1935 года лётчик-испытатель ВКА, майор Плоэр Питер Хилл (англ. Ployer Peter Hill) и служащий в Boeing Лес Тауэр произвели второй оценочный полёт. Техсостав аэродрома забыл отключить стопор рулей, используемый при стоянке самолёта на аэродроме. После отрыва от взлётной полосы самолёт резко задрал нос, потерял скорость и разбился; Хилл и Тауэр погибли (больше никто не пострадал при крушении)[13][14]. Разбившаяся Модель 299 не успела выполнить всех необходимых для завершения испытательных полётов, и хотя в ВКА все ещё были уверены в потенциале модели, представители армейского командования были шокированы высокой ценой самолёта[15][16]. «Потеря была не полной, так как хвостовая часть осталась почти нетронутой и технический состав группы вооружения аэродрома Райт мог использовать в дальнейшей исследовательской работе пулемётную точку в хвосте самолёта, однако надежды Boeing на большой контракт по производству бомбардировщиков были разбиты[17]. Начальник штаба армии США, генерал Мэлин Крэйг (англ. Malin Craig), отменил заказ шестидесяти семи единиц Б-17 и заказал вместо них сто тридцать три двухмоторных Douglas B-18 Bolo[8][12].»
17 декабря 1936 года ВКА, впечатлённые возможностями прототипа, заказали с помощью лазейки в законе[18] тринадцать прототипов Летающей Крепости, YB-17, для эксплуатационных испытаний. YB-17 включал много важных изменений по сравнению с Моделью 299, в том числе и более мощные двигатели Wright Cyclone R-1820-39 с 1200 л. с., заменившие оригинальные модели Pratt & Whitney. Основные конструктивные и аэродинамические проблемы B-17 ещё не были решены. После воздушного инцидента в Калифорнии, раскрывшего недоработки, появилась модель Е, так называемая «толстохвостая», с местом для стрелка в хвосте, в которой были реализованы надфюзеляжный стабилизатор и инструменты для вторичной обратной связи двигателя. Стабилизатор значительно улучшил лётно-технические характеристики и прочность конструкции. По общему мнению, летать на этой модели было куда легче, чем на её соперниках — B-24 и Avro Lancaster.
1 марта 1937 года двенадцать из тринадцати единиц YB-17 были доставлены 2-й Бомбардировочной группе на аэродром Лэнгли в Виргинии и использовались для доработки самолёта[7]. В частности, была предложена идея проверочного листа (или карта докладов) для того, чтобы избежать повторения ситуации с Моделью 299[18][19]. В качестве одного из первых заданий, три YB-17, ведомых главным штурманом, лейтенантом Кёртисом ЛиМейем (англ. Curtis LeMay), получили приказ генерала Эндрюса на «перехват» итальянского лайнера Рекс, находящегося в 800 морских милях от побережья Америки, и его фотографирование. Успешное выполнение миссии было широко разрекламировано[20][21].
Тринадцатый YB-17 был доставлен в отделение материального обеспечения на аэродром Райт, Огайо, для дальнейших лётных испытаний[22].

Boeing B-17B на аэродроме Маршалл, Калифорния, перед Перл-Харбором
Четырнадцатый YB-17 (бортовой номер 37-369), изначально создававшийся для наземных испытаний прочности корпуса, был улучшен и оснащён газовыми турбокомпрессорами на выхлопных газах. Этот борт должен был подняться в воздух в 1937 году, но из-за проблем с турбокомпрессорами первый раз он оторвался от земли 26 апреля 1938 года[23]. Модификации стоили Boeing более $100 000 и продолжались до весны 1939 года, но в результате увеличился практический потолок и максимальная скорость[24]. Первый самолёт был поставлен в войска 31 января 1939 года и получил название B-17A для обозначения первого боевого варианта[25].
В конце 1937 года ВКА заказал ещё десять самолётов, обозначенных как B-17B, и, чуть позже, ещё двадцать девять[24]. Были увеличены закрылки, рули и установлен плексигласовый нос. Самолёты были поставлены в войска между июлем 1939 и мартом 1940 годов. Ими были вооружены две бомбардировочные группы — на восточном и западном побережьях США[26][27].
Перед атакой Японии на Перл-Харбор чуть менее 200 единиц B-17 состояли на вооружении армии США[18], но производство значительно ускорилось, и B-17 стал первым действительно массово выпускаемым крупным самолётом[28][29]. Самолёт участвовал в боях над всеми театрами Второй мировой войны и его производство закончилось только в мае 1945 года. Всего был произведён 12 731 самолёт на заводах Boeing, Douglas и Vegaruen (подразделение Lockheed)[30].
Конструкция |
Самолёт сразу стал легендой, в частности, благодаря своей способности возвращаться на аэродром даже при значительных повреждениях (так, были случаи, когда самолёт возвращался на базу при одном работающем двигателе из четырёх, с огромными дырами в корпусе и почти разрушенным хвостовым оперением). Девять (позднее — двенадцать) пулемётов Браунинг M2 калибра 12,7 мм обеспечивали достаточную защиту[Прим. 1].
Была слабая защита спереди при лобовой атаке истребителей: из 27 фрагментов броневой защиты и противозенитных экранов ни один не защищал экипаж от лобовой атаки. При попадании в лобовую часть из пушки или даже пулемёта экипаж оказывался совершенно незащищённым.
Другой характерной особенностью B-17 было использование высокоточного бомбового прицела системы Нордена. Прицел позволял производить эффективное бомбометание с высоты более семи километров.
Конструкция самолёта B-17 последовательно претерпела восемь значительных изменений в процессе производства. Последний вариант, B-17G, отличался от предшественника носовой подфюзеляжной стрелковой установкой с двумя 12,7-мм пулемётами M2 Browning, которая устранила основное уязвимое направление от атаки спереди.
На базе B-17 был создан целый «комбайн» постановщика помех для глушения немецких станций орудийной наводки типа «Вюрцбург». На борт поставили 18 передатчиков, разведывательные приёмники, а антенн пришлось поставить так много, что самолёт весь «ощетинился» и получил прозвище «летающий дикобраз».
![]() |
Этот раздел не завершён. |
Боевое применение |

Большая группа Boeing B-17F из 92-й бомбардировочной группы над Европой
Во время Второй мировой войны первыми B-17 стали применять Королевские военно-воздушные силы Великобритании в 1941; 8-я и 15-я воздушные армии США в 1942. Основное боевое применение — дневные стратегические бомбардировки немецкой промышленности. Также использовались во время высадки в Нормандии для нанесения ударов по немецким аэродромам ПВО (Операция Pointblank).
В течение Второй мировой B-17 вооружались 32 боевые группы, максимум единиц в строю — в августе 1944, 4 574 самолёта ВВС США по всему миру[31], всего сброшено 650 195 тонн бомб на цели в Европе. Для сравнения, B-24 Liberator сбросил 451 691 тонну, все остальные американские ВВС сбросили 420 520 тонн. Около 4 750 единиц, или одна треть, B-17 были потеряны в бою.
Королевские военно-воздушные силы Великобритании |
Королевские ВВС вступили во Вторую мировую войну не имея собственных тяжёлых бомбардировщиков: «Стирлинги» и «Галифаксы» поступили на вооружение лишь в 1941. Поэтому в 1940 году КВВС заключает соглашение с Воздушным корпусом армии США на поставку 20 единиц B-17, обозначенных как Крепость 1 (англ. Fortress I ). Впервые B-17 использовались в атаке на Вильгельмсхафен 8 июля 1941[26][32][33]. Американцы обычно летали на высоте 6 000 м, но англичане предпочитали 9 000 м, что снижало опасность перехвата истребителями[34]. Однако большая высота снижала точность бомбометания, кроме того из-за низкой температуры замерзала смазка в пулемётах[35]. 24 июля был нанесен удар по другой цели — военным объектам в Бресте, но опять безрезультатно.

Крепость B.I Королевских ВВС AN529
экс-B-17C бн 40-2065.
До сентября 1941 Королевские ВВС потеряли восемь B-17C в бою и авариях, в итоге бомбардировочное командование отказалось от дневных операций. Оставшиеся самолёты были распределены между различными службами, включая прибрежную оборону[35]. Полученный опыт показал, что B-17C требует доработки: усиления бронирования, увеличения бомбовой нагрузки и разработки новых методов прицельного бомбометания; все это было реализовано в последующих версиях. Воздушное командование США по-прежнему надеялись использовать B-17 как дневной бомбардировщик[34].
Бомбардировочное командование передало оставшиеся Крепости 1 прибрежной авиации для использования в качестве патрульного самолёта дальнего радиуса действия. Позже было дополнительно передано 19 единиц Крепость тип 2 и 45 единиц Крепость тип 2А (B-17F и B-17E, именно в этом порядке — ВКА заказал модель с литерой 'F' до заказа с литерой 'Е')[36]. Крепость из 206-й эскадрильи Королевских ВВС потопил немецкую подводную лодку U-627 27 октября 1942 — это была первая из 11 подводных лодок, записанных на счёт «Крепостей» из Королевских ВВС в течение всей войны[37].
ВВС США |

Четыре женщины-пилота, покидающие свой самолёт «Мамочка при стволе» в авиашколе на аэродроме Локборн, Огайо. Слева направо: Фрэнсис Грин, Марджет (Пэг) Кирхнер, Энн Вальднер и Бланш Осборн
Воздушный корпус (переименован в Военно-воздушные силы армии США в 1941 г.) использовал B-17 и другие бомбардировщики для атак с большой высоты с помощью секретного в то время бомбового прицела «Norden», который включал в себя гиростабилизированое аналоговое вычислительное устройство. Прицел автоматически вычислял момент сброса на основе введенных оператором данных. Для того чтобы расчёт был точным, требовался горизонтальный полёт по прямой и с постоянной скоростью. Для этого, при подлёте к точке сброса, бомбардир включал прицел в режим автопилота, внося лишь небольшие коррективы в курс. При достижении расчётной точки, прицел автоматически производил сброс бомб[38].
ВВС США начали наращивать свои силы в Европе с помощью B-17E вскоре после вступления в войну. Первые самолёты 8-й воздушной армии прибыли в Верхний Уэйкомб (англ. High Wycombe), Англия 12 мая 1942 года, где из них сформировали 97-ю бомбардировочную группу[7]. 17 августа 1942 года 18 самолётов B-17E из 97-й бомбардировочной группы, включая Олух Янки (англ. Yankee Doodle), ведомые майором Полом Тиббетсом и бригадным генералом Эйра Икером и в сопровождении Спитфайров Королевских ВВС вылетели в первый налёт, имея целью железнодорожную сортировочную станцию около Руана, Франция[7][39]. Операция прошла успешно, только два самолёта получили незначительные повреждения.
Совместные действия |

Бомбардировка по радару сквозь облака группой самолётов Boeing B-17F над Бременом, Германия. 13 ноября 1943.
Две различные стратегии американских и английских ВВС обсуждались на конференции в Касабланке в январе 1943. В результате был выработан план операции «Pointblank», нацеленной на совместные авиаудары, которые ослабят Вермахт и обеспечат превосходство в воздухе во время наземных операций.
Операция «Пойнтбланк» началась с ударов по целям в Западной Европе. Генерал Эйра Икер определил как наиболее приоритетные цели немецкие авиазаводы, особенно производящие истребители, двигательные фабрики и шарикоподшипниковые заводы.
17 апреля 1943, попытка атаковать завод Фокке-Вульф около города Бремен 115 Крепостями окончилась неудачей; 16 самолётов было сбито и 48 получили повреждения[40]. Однако более половины истребителей люфтваффе было занято отражением атак бомбардировщиков.

Группа Boeing B-17F над Швайнфуртом, Германия. 17 августа 1943.
Из-за того, что бомбардировки аэродромов очень незначительно ослабили боеспособность немецких истребителей, было принято решение создать дополнительные группы бомбардировщиков B-17. Икер определял основными целями индустриальные цели далеко за границей Германии. 8-я Воздушная Армия атаковала шарикоподшипниковые заводы в Швайнфурте в надежде нанести значительный ущерб производству. Первый авианалёт 17 августа 1943 не привёл к достаточным разрушениям заводов, на перехват 230 самолётов B-17 были отправлено около 300 истребителей люфтваффе. 36 самолётов с 360 членами экипажа на борту, было сбито. Всего вместе со сбитыми ранее в тот же день при налёте на Регенсбург потери составили 60 единиц B-17.
Вторая попытка 14 октября 1943 года вскоре была названа «Чёрным четвергом»[41]. Из 291 атаковавших Крепостей 59 было сбито над Германией, одна утонула в Ла-Манше, 5 разбилось в Англии и 12 были списаны из-за боевых повреждений или повреждений при посадке. Всего потеряно 77 машин. 122 бомбардировщика нуждались в ремонте. Из 2900 человек экипажа 650 не вернулись на базу, некоторые из них попали в плен. 5 были убиты и 43 ранены из состава самолётов, вернувшихся на аэродромы, 594 были заявлены как пропавшие без вести. Только 33 B-17 вернулись без повреждений.

Группа Boeing B-17G из 384-й бомбардировочной группы над целью.
Потери пилотов было тяжело компенсировать и ВВС США, опасаясь больших потерь от вражеской истребительной авиации при дневных налётах, отложили бомбардировки целей в глубине территории Германии до появления эскортных истребителей, которые могли бы сопровождать бомбардировщики на всём пути от аэродрома до цели и обратно. 8-я Воздушная Армия потеряла 176 бомбардировщиков в октябре 1943 года[42]. Почти такие же крупные потери 8-я Воздушная Армия понесла 11 января 1944 года при атаке Ошерслебена, Хальберштадта и Брауншвейга. Операция была отменена вскоре после начала из-за ухудшения погоды, однако первая волна бомбардировщиков уже вошла в зону действия ПВО противника и была вынуждена продолжить выполнение операции. Большая часть истребителей сопровождения повернула назад или не смогла встретиться с бомбардировщиками, в результате 60 B-17 были сбиты[43][44]. Третий налёт на Швайнфурт 24 февраля 1944 года позднее был назван «Большой Неделей». С эскортом из истребителей P-51 Mustang и P-47 Thunderbolt, снабжённых подвесными топливными баками для увеличения дальности полёта, были сбиты только 11 из 231 B-17, участвовавших в операции[45]. истребители сопровождения позволили снизить процент потерь с 30 до 7, только 274 B-17 было потеряно за 3500 боевых вылетов во время Большой Недели[46].
В сентябре 1944 года 27 из 40 бомбардировочных групп 8-й воздушной армии и 6 из 21 15-й воздушной армии использовали B-17. Потери от зенитного огня противника продолжали выводить из строя много бомбардировщиков весь 1944 год, но к 27 апреля 1945 года (через два дня после последнего авианалёта с участием тяжёлых бомбардировщиков) потери стали настолько низки, что стало возможным прекратить постоянное пополнение новыми машинами и уменьшить количество бомбардировщиков в бомбардировочной группе. Совместная бомбардировочная атака союзников была с успехом завершена[45].
Тихоокеанский ТВД |
Только пять групп B-17 действовали в Юго-Восточном районе Тихого океана и все они были заменены в другие типы (B-24) в 1943 году.

B-17C 40-2074 на аэродроме Хикэм. После того, как капитан Рэймонд Свенсон посадил самолёт, огонь артиллерии поджёг ящик осветительных патронов у миделя и самолёт разломился пополам[47]
7 декабря 1941 года группа из двенадцати B-17 из 38-й и 88-й разведывательных эскадрилий перебазировались в Пёрл-Харбор с аэродрома Гамильтон, Калифорния, они прибыли в разгар японской атаки. Леонард Хамстон, 2й пилот на самолёте B-17C старшего лейтенанта Роберта Ричардса, бн 40-2049, сообщил что флот даёт 21 залп салюта в честь их прибытия, однако он быстро понял что Пёрл-Харбор атакован. Почти сразу же Крепости были яростно обстреляны своими зенитчиками, однако без особого успеха — ни один член экипажа не получил ранений, если не считать ссадин. Самолёты были вынуждены отвернуть на аэродром Беллоус. Большая часть самолётов вернулась в строй после непродолжительного ремонта, за исключением бн 40-2049, получившего более 200 пулевых попаданий и больше не летавшего. Десять из двенадцати Крепостей пережили атаку[48].
Весь 1941 год Дальневосточная Воздушная Армия (ДВА, англ. Far East Air Force), базировавшаяся на военной базе Кларк в Филиппинах имела в своём составе 35 единиц B-17, Департамент Вооружений планировал увеличение их количества до 165. Когда в ДВА получили сообщение об атаке на Перл-Харбор, генерал Льюис Брертон отправил свои истребители и бомбардировщики на различные разведывательные и патрульные задания для того, чтобы защитить их от уничтожения на аэродромах. Бретрон планировал использовать B-17 для налётов на японские аэродромы на Формозе, в соответствии с директивами плана «Радуга 5», но генерал Дуглас МакАртур запретил атаку. Серия дискуссий, сопровождаемая неверными сообщениями о воздушных налётах, сильно задержала разрешение на атаку. В то время, когда B-17, сопровождаемые истребителями Curtiss P-40 готовы были подняться в воздух, они были атакованы японскими бомбардировщиками из 11-го Воздушного Флота Японии. ДВА потеряла большую часть своих самолётов во время первого удара, и была почти уничтожена за несколько следующих дней.

B-17E бн 41-9211
Тайфун МакГун 2 (англ. Typhoon McGoon II). Антенны над плексигласовой частью кабины использовались для обнаружения наземных целей.
Другое сражение в начале войны на Тихом океане произошло 10 декабря 1941 года. По полученной информации Колин Келли направил свой B-17 на японский линкор Харуна. Позднее стало известно, что было только попадание авиабомбы, причём в другое судно — крейсер Ашигара; однако Келли прославили как героя. Его самолёт B-17C (бн 40-2045) разбился в 10 км от аэродрома Кларк после того как Келли удерживал горящую Крепость в воздухе достаточное время для того, чтобы другие члены экипажа успели покинуть самолёт. Келли был посмертно награждён Крестом «За выдающиеся заслуги»[49]. Сбитая крепость была засчитана японскому асу Сабуро Сакаи[50].

Boeing B-17E Flying Fortress, 19-я BG USAAF, лето 1942
В начале войны B-17 действовали с небольшой эффективностью, особенно в сражении в Коралловом Море и в битве за Мидуэй. B-17 из 5-й Воздушной Армии были заняты атакой японских линий снабжения. Использовалась тактика бомбардировок с большой высоты, но вскоре стал ясен низкий процент попадания в цель. Впрочем, B-17 летали на высотах, недоступных японским истребителям A6M Zero и обладали защитным вооружением, позволявшим с лёгкостью сражаться со слабо защищёнными истребителями.
2 марта 1943 года шесть B-17 из 64й эскадрильи атаковали большой японский конвой с высоты в 3 км (10 000 фт). Это была первая стадия битвы в море Бисмарка, рядом с берегом Новой Гвинеи. Использовался топмачтовый метод бомбометания, что позволило потопить три торговых судна, в том числе Киокусе Мару. Один B-17 был сбит истребителем A6M Zero, пилот истребителя расстреливал экипаж B-17, покинувший падающую машину на парашютах[51]. Позднее 13 B-17 атаковали конвой со средней высоты и вынудили корабли рассеяться и удлинить маршрут. Впоследствии конвой был уничтожен совместными усилиями истребителями Beaufighter Королевских ВВС Австралии и топмачтовым бомбометанием B-25 Mitchell ВВС США с высоты в 30 метров (100 фт), B-17 засчитали пять попаданий с больших высот[52].

Часть группы из 1000 самолётов B-17 Flying Fortress над Европой
Максимум B-17 в 168 машин на Тихоокеанском ТВД был в сентябре 1942 года, к середине 1943 все группы были преобразованы в другие типы (B-24).
В Люфтваффе |
Во время Второй мировой войны в результате вынужденных посадок немцы захватили около 40 бомбардировщиков B-17, около дюжины из них после восстановительного ремонта летали в составе Люфтваффе. На самолёты были нанесены немецкие опознавательные знаки и им было присвоено кодовое наименование «Dornier Do 200»[53]. Захваченные B-17 в основном использовались эскадрой Kampfgeschwader 200 для выполнения секретных операций и разведывательных задач[53]. Один из бомбардировщиков B-17 эскадры KG200 с бортовым номером A3+FB после посадки 27 июня 1944 года в аэропорту Валенсии был интернирован до конца войны Испанией. Некоторые захваченные B-17 с опознавательными знаками союзников использовались немцами для проникновения в строй бомбардировщиков для слежения за их курсом и высотой. Поначалу такая тактика приносила некоторый успех, однако экипажи B-17 быстро разработали и внедрили процедуру опознавания и правила открытия огня по «странным» самолётам, пытающимся присоединиться к строю[7]. Также B-17 применялись немцами для исследования уязвимых мест бомбардировщиков и тренировки лётчиков-истребителей[54]. В конце войны войска союзников обнаружили несколько уцелевших немецких B-17.
СССР |
США не поставляли B-17 в Советский Союз, однако как минимум 73 самолёта использовались ВВС СССР. Эти машины совершили вынужденную посадку из-за механических проблем после нанесения бомбовых ударов по объектам на территории Германии. Советские ВВС восстановили 23 единицы до рабочего состояния, но всего один самолёт был использован по прямому назначению Брянским авиаполком в 1945 году. B-17-G-50-DL номер 44-6316 поступил в 45 ТБАД 11 февраля 1945 года. Когда самолёт нашли, в первую очередь нанесли красные звезды по бортам фюзеляжа. Оставшаяся маркировка говорит о том, что самолёт принадлежал 358-й бомбардировочной эскадрилии 303-й бомбардировочной группы. В 1946 году они были переданы на Казанский авиационный завод для помощи в копировании Boeing B-29[55].
ВВС Израиля |
В 1948 году несколько B-17 поступили на вооружение ВВС Израиля. Они достаточно активно применялись[источник не указан 3036 дней] в ходе первой арабо-израильской войны (1948—1949) и эпизодически — во время Синайской кампании 1956 года[источник не указан 3036 дней].
Защита бомбардировщика |

Группа бомбардировщиков B-17 Flying Fortress, летящих сквозь разрывы зенитных снарядов над Мерзебургом, Германия
До появления эскортных истребителей дальнего действия, для защиты от атак истребителей противника B-17 имели на вооружении только 12,7 мм пулемёты Браунинг M2. В течение войны компания Boeing использовала отчёты экипажей для улучшения вооружения и бронирования самолёта[56]. Количество оборонительных пулемётов увеличилось с четырёх 12,7 мм и одного носового 7,62 мм модификации B-17C до 13 12,7 мм пулемётов у модификации B-17G. Тем не менее, тяжёлые бомбардировщики не могли эффективно уклоняться от атак истребителей, более того, на боевом курсе они должны были поддерживать постоянную скорость и высоту для точного бомбометания, поэтому отдельно взятый самолёт не мог эффективно защититься от направленной на него атаки.
После осмотра сбитых бомбардировщиков B-17 и B-24 офицеры люфтваффе пришли к выводу, что для поражения тяжёлого бомбардировщика нужно не менее 20 попаданий с задней полусферы 20-мм снарядов пушки MG 151 (пилоты со средней стрелковой подготовкой попадали в бомбардировщик только 2 % выпущенных по цели снарядов, таким образом для уверенного поражения самолёта необходимо было выпустить по цели не менее 1000 снарядов). При этом эффективная дальность стрельбы истребителей не превышала 400 м, в то время как стрелки бомбардировщиков открывали огонь с дистанции 1000 м.
Однако немецкие пилоты обнаружили, что для поражения бомбардировщика из менее защищённой передней полусферы достаточно 4-5 попаданий[57].
Однако атака боевого порядка B-17 «в лоб» была далеко не простым делом. При скорости сближения около 200 м/сек (700 км/час) на прицеливание и стрельбу отводилось не более 2 секунд. После атаки предстояло ещё уклониться от столкновения, что учитывая размер B-17, было также непросто.

Носовая башня Boeing XB-17 (Модель 299) с пулемётом
Проведённые в 1943 году исследования показали, что более половины бомбардировщиков были сбиты после потери защиты со стороны своей группы[58]. Для решения этой проблемы командование ВАК США разработало строй Combat box (Боевой ящик), в котором бомбардировщики располагались в шахматном порядке, обеспечивая друг другу защиту с помощью оборонительного вооружения. В результате атака крупных групп бомбардировщиков стала весьма непростой задачей для пилотов люфтваффе[40][59]. Однако для сохранения огневого взаимодействия бомбардировщики должны были строго сохранять своё место в строю, что препятствовало противозенитному маневрированию, делая их уязвимыми для огня зенитной артиллерии.
В результате потери B-17 в отдельных вылетах превышали 25 %, например, во втором налёте на Швейнфурт было потеряно 60 самолётов из 291[60]. Высокие потери сохранялись, пока бомбардировщики не получили эффективные дальние истребители сопровождения (в особенности P-51 Mustang), что привело к деградации люфтваффе, как эффективного средства перехвата, между февралём и июнем 1944 года.
B-17 славились своей способностью достигать цели и возвращаться домой, несмотря на боевые повреждения. Пилот одного из бомбардировщиков 8-й воздушной армии США Уалли Хофман говорил, что самолёт мог быть посечён и исполосован огнём противника, но был в состоянии довезти свой экипаж домой[61].

Немецкая тренировочная модель «летающего дикобраза» (fliegendes Stachelschwein)
Мартин Кайдин рассказывает о случае, когда B-17 столкнувшись в воздухе с атаковавшим его FW-190, потерял один из двигателей, а также получил тяжёлые повреждения правого стабилизатора и киля. В результате столкновения самолёт потерял своё место в строю. Экипажи, видевшие это, доложили, что B-17 разбился, однако самолёт смог добраться до базы, вернув домой экипаж без каких-либо травм[62]. Прочность B-17 в полной мере компенсировала меньшие дальность и бомбовую нагрузку по сравнению с тяжёлыми бомбардировщиками Consolidated B-24 Liberator и британским Avro Lancaster. Существует множество историй о вернувшихся бомбардировщиках с отстреленными частями оперения, одним работающим двигателем или без значительных участков крыла[63]. Такая живучесть совместно с массовостью применения в операциях 8-й воздушной армии, а также известность самолёта «Memphis Belle», совершившего 25 налётов на цели в Европе, сделали B-17 одним из самых известных бомбардировщиков.
Последний вариант, B-17G, отличался от предшественника носовой подфюзеляжной стрелковой установкой с двумя 12,7-мм пулемётами M2 Browning, которая устранила основное уязвимое направление от атаки спереди.
Тактико-технические характеристики |

Схема B-17G.
Приведённые ниже характеристики соответствуют модификации B-17G:
Технические характеристики
Экипаж: 10 человек (командир корабля, 2-й пилот, штурман (стрелок носовой турели), бомбардир (стрелок носовой турели), бортинженер (стрелок верхней турели), стрелок-радист, стрелок подфюзеляжной турели, бортстрелок (слева), бортстрелок (справа), стрелок хвостовой турели)
Длина: 22,66 м
Размах крыла: 31,62 м
Высота: 5,82 м
Площадь крыла: 131,92 м²
Профиль крыла: NACA 0018 / NACA 0010
Масса пустого: 16 391 кг
Масса снаряжённого: 24 495 кг
Максимальная взлётная масса: 29 710 кг
Двигатели: 4× Wright R-1820-97 «Cyclone» поршневых двигателей с турбонаддувом по 1200 л. с. (895 кВт) каждый
Лётные характеристики
Максимальная скорость: 516 км/ч
Крейсерская скорость: 400 км/ч
Боевой радиус: 3219 км с 2277 кг бомб
Практический потолок: 10 850 м
Скороподъёмность: 4,6 м/с
Нагрузка на крыло: 185,7 кг/м²
Тяговооружённость: 150 Вт/кг
Вооружение
Пулемёты: 12× 12,7 мм (0,5 дюйма) Браунинг M2
Бомбовая нагрузка: теоретически до 7900 кг. Практически редко превышала 2300 кг[64]
Эксплуатанты |

Боевое использование B-17

Мирное использование B-17
Аргентина
Боливия
Бразилия
Великобритания
Германия
Дания
Доминиканская Республика
Израиль
Иран
Канада
Китайская Республика
Колумбия
Мексика
Никарагуа
Перу
Португалия
СССР
США
Франция
Швеция (интернированный самолёт — в качестве пассажирского лайнера)
ЮАР
Япония (как минимум три трофейных самолёта)
Цитаты |
Снова пике, вывод, огонь по одному бомбардировщику. На этот раз я попал! Я видел, как рвутся снаряды, цепочка черных и красных клубочков пробежала по фюзеляжу. Теперь он наверняка рухнет вниз! Куски металла — большие листы! — отлетали от бомбардировщика и кувыркались в турбулентной струе. Нижняя и верхняя турели замолчали после этих попаданий.
И ни-че-го! Никакого пожара, никакого дымного хвоста… B-17 твердо держался в строю.
Мы развернулись и набрали высоту, после чего начали третий заход. Вражеский строй казался непробиваемым, словно ничего не происходило. В третий раз я обстрелял уже атакованный бомбардировщик, и снова добился нескольких попаданий. Сквозь прицел я видел, как рвутся снаряды, вспарывая металл на крыльях и фюзеляже. Я проскочил мимо бомбардировщика, выполнил пологий разворот и снова стал набирать высоту.
Самолет по-прежнему сохранял свое место в строю! Ни огня, ни дыма. Каждый раз, когда мы бросались на вражеские бомбардировщики, их стрелки открывали бешеный огонь, однако им мешало то, что их самолеты летели слишком близко друг к другу. Поэтому мой «Зеро» не получил никаких попаданий. Потом я ещё дважды повторил атаку, выходя из пике переворотом. Уэхара держался справа от меня. Каждый раз мы вели огонь из пушек и пулеметов. Каждый раз мы видели, как наши снаряды и пули поражают цель. И каждый раз без всякого видимого эффекта.
Мы уже завершили шестой заход, когда восьмерка B-17 разделилась на 2 звена. 4 самолета повернули вправо, а остальные 4 — влево. Уэхара возбужденно замахал, указывая на четверку, повернувшую вправо. Тонкая чёрная струйка потянулась из левого мотора третьего бомбардировщика.
Мы все-таки достали его! Я развернулся, чтобы догнать эту четверку, и снова двинул сектор газа до упора, быстро догоняя поврежденный самолет. Он действительно серьезно пострадал и теперь начал отставать от остальных 3 машин. Когда я приблизился, то увидел, что хвостовая турель разбита, её пулеметы молчали. На максимальной скорости я подошел на расстояние 50 ярдов и надавил гашетки. Каждый мой снаряд, каждая моя пуля попадали в цель. Внезапно облако чёрного дыма вылетело из фюзеляжа, он клюнул носом и пошел вниз, скрывшись за слоем густых облаков.
(…)
Высшее начальство засчитало мне «вероятно сбитый» самолет. Но через 2 дня японский самолет-разведчик сообщил, что обнаружил B-17, совершивший вынужденную посадку на маленьком острове между Баликпапаном и Сурабаей.
— Сакаи Сабуро; Кайдин, Мартин; Сайто, Фред. Самурай!
В массовой культуре |
В музыке |
- Бомбардировщику B-17 посвящена одна из самых популярных песен Второй мировой войны: «Comin' In On A Wing And A Prayer» (русская версия — «Бомбардировщики»).
Встрече B-17 и Мессершмитта Bf-109 G-6 в 1943 году посвящена песня шведской пауэр-метал группы «Sabaton» — «No bullets fly»
В кино |
- Самолёту посвящён фильм «Мемфисская красотка».
- Фильм Говарда Хоукса «Военно-воздушные силы» (1943), обладатель премии «Оскар» за лучший монтаж.
- Художественный фильм «Крепость».
- Художественный фильм «Любовник войны» снятый по роману Джона Херси «Возлюбивший войну»
- Бомбардировщик показан в кинокомедии Жерара Ури «Большая прогулка».
- Фильм «Вертикальный взлёт» (другой перевод названия «Сверху, прямо по курсу») 1949 года с Грегори Пеком в главной роли.
- Сериал «Amazing Stories — The Mission» (режиссёр Стивен Спилберг, дата выхода: 3 ноября 1985).
- В драме Ричарда Аттенборо «Замыкая круг[en]» судьбы героев переплетены вокруг B-17, разбившегося в 1944-м под Белфастом.
- Действие одной из сцен мультфильма «Тяжёлый металл» происходит на борту B-17.
- В мультсериале «G1», в серии «Отряд Скандалиста» трансформер Скандалист использовал данный самолёт, как новое тело для боевикона Взрыва. При этом данный самолёт преобразовался в Шаттл.
- Фильм «Летающая крепость» США (2012)
В литературе |
- Роман Джона Херси «Возлюбивший войну». Hersey J. The War Lover (1959)
- Повесть Микки Спиллейна «Роман с Леди Дракон» — о демобилизованном экипаже самолёта B-17E «Леди Дракон», после окончания войны выкупившем свою машину у ВВС США и восстановившем её до идеального лётного состояния.
В видеоиграх |
- В одной из миссий игры Call of Duty: Второй Фронт игроку отводилась роль бортового стрелка B-17[65].
- Виртуальная модель самолёта B-17G воссоздана компанией A2A Simulations для симулятора Microsoft Flight Simulator X. Модель является абсолютно точной, как по визуальной проработке фюзеляжа и кабины пилотов, так и в плане управления всеми системами и динамики поведения в воздухе. Является одной из лучших моделей самолётов для этого популярного авиасимулятора.
- Есть компьютерные игры «Б-17 летающая крепость»[66] и «Б-17 летающая крепость 2»
- В одной из миссий игры Battlefield 1942 (Эль-Аламейн) у британцев на аэродроме имеется один В-17. Также он имеется на полевом аэродроме на миссии Газала, и на карте Бокаж у британцев
- В игре War Thunder можно исследовать и купить различные модификации данного самолёта (B-17E, B-17E late, B-17G)
- В игре Civilization 5 играя за Вашингтона США можно исследовать и купить данный самолёт.
- В игре War Front — Turning Point за Америку в виде поддержки с воздуха (бомбардировка).
- Присутствует в играх-стратегиях «Стальные монстры» (полноценный юнит с возможностью постройки, модернизации, ручного управления) и «Блицкриг» (вызывается для авиаудара).
Сравнение с другими аналогичными самолётами |
Название |
Пе-8 |
Boeing B-17 Flying Fortress |
Handley Page Halifax |
Vickers Wellington |
Short Stirling |
Focke-Wulf Fw 200 Condor |
---|---|---|---|---|---|---|
Фото |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
Страна |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Производитель |
КАПО |
Boeing Vegaruen Douglas |
Handley Page |
Vickers-Armstrongs |
Short Brothers |
Focke-Wulf Flugzeugbau GmbH |
Длина |
23,59 м |
22,66 м |
21,86 м |
19,68 м |
26,6 м |
23,46 м |
Размах крыла |
39,13 м |
31,62 м |
30,18 м (31,75 м) |
26,26 м |
30,2 м |
32,84 м |
Площадь крыла |
188,6 м² |
131,92 м² |
116,13 м² (118,45 мм²) |
78,04 м² |
135,64 м² |
118 м² |
Масса пустого |
19 986 кг |
16 391 кг |
17 345 кг |
8 417 кг |
12 960 кг |
|
Боевая нагрузка |
5000 кг |
2300 кг[67] |
5897 кг |
2041 кг |
6350 кг |
2100 кг |
Максимальная взлётная масса |
35 000 кг |
29 710 кг |
29 710 кг |
12 927 кг |
31 751 кг |
22 720 кг |
Двигатель |
4 × V-12 АМ-35А |
4 × Wright R-1820-97 «Cyclone» |
4 × Bristol Hercules XVI |
2 × Bristol Pegasus Mk. XVIII |
4 × Bristol Hercules XI |
4 × Брамо-323К-2 Фафнир |
Максимальная тяга |
4 × 1350 л. с. (4 × 1000 кВт) |
4 × 1200 л. с. |
4 × 1615 л. с. (4 × 1205 кВт) |
2 × 1050 л. с. (2 × 783 кВт) |
4 × 1590 л. с. (4 × 1186 кВт) |
4 × 1200 л. с. |
Максимальная скорость |
443 км/ч |
516 км/ч |
454 км/ч |
378 км/ч |
418 км/ч |
360 км/ч |
Крейсерская скорость |
400 км/ч |
400 км/ч |
346 км/ч |
346 км/ч |
332 км/ч |
|
Боевой радиус |
3600 км[68] |
3219 км[69] |
1658 км[70] |
2905 км |
1191 км[71] |
3536 км[72] |
Практический потолок |
9 300 м |
10 850 м |
7 315 м[73] |
5 486 м |
5 030 м |
5 800 м |
Скороподъёмность |
5,9 м/с |
4,6 м/с |
4,88 м/с |
5,34 м/с |
1,82 м/с |
н/д |
Тяговооружённость |
140 Вт/кг |
150 Вт/кг |
195 Вт/кг |
130 Вт/кг |
176 Вт/кг |
н/д |
Стрелково-пушечное вооружение |
2× 20 мм пушки; 2× 12,7 мм пулемёты; 2× 7,62 мм пулемёта |
12× 12,7 мм |
1 × 7,7 мм пулемёт; 2 × 4 × 7,7 мм пулемётов |
6-8 пулеметов |
8 × 7,7 мм пулемётов |
2×7,92-мм пулемёта; 3×13 мм пулемета; 1×20 мм пушка |
См. также |
- Memphis Belle
- Пе-8
- Avro Lancaster
- Focke-Wulf Fw 200 Condor
- Стратегические бомбардировки в период Второй мировой войны
Литература |
- Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
Ссылки |
3 факта о легендарной «Летающей крепости» // Свободная пресса
Фотографии B-17 из музея в Даксфорде, UK
Хроника времен Второй мировой войны (видео)
B-17 Flying Fortress Bombing Mission // military.com (видео)
Примечания |
- Комментарии
↑ Защита была удовлетворительной лишь в строю, при взаимной поддержке бортстрелков; одиночный самолёт становился лёгкой добычей истребителей.
- Источники
↑ 1944 Edition of the Bendix “Invisible Crew”. (англ.) // LIFE : Magazine. — N.Y.: Time Inc., January 24, 1944. — Vol. 16 — No. 4 — P. 52-53.
↑ Darling, Kev. Aircraft of the 8th AAF 1942-1945. (англ.) — Barry: Big Bird Aviation Publications, 2008. — P. 109 — 256 p. — (USAF Illustrated) — ISBN 978-0-9559840-0-6.
↑ Nijboer, Donald. Gunner: An Illustrated History of World War II Aircraft Turrets and Gun Positions. (англ.) — Ontario: Boston Mills Press, 2001. — P. 44-55 — 160 p. — ISBN 1-55046-332-2.
↑ Reuter, Claus. Development of Aircraft Turrets in the AAF, 1917-1944. (англ.) — 2nd ed. — Ontario: German Canadian Heritage Museum, 2000. — P. 37-69 — 150 p. — ISBN 1-894643-08-9.
↑ On Nose… Belly… Top and Tail. You’ll find Plexiglas Turrets. (англ.) // Flying : Magazine. — Chicago, Ill.: Ziff-Davis Publishing Company, January 1944. — Vol. 34 — No. 1 — P. 90.
↑ Bowers, Peter M. Fortress in the Sky. — Granada Hills, California : Sentry Books Inc., 1976. — ISBN 0-913194-04-2.
↑ 123456 Авиафото:B-17 Flying Fortress (неопр.). Галерея Northstar. Проверено 16 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
↑ 12345 Гобель, Грэг Крепость в развитии: Модель 299 (неопр.). Boeing B-17 Flying Fortress (2005). Проверено 9 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
↑ Тейт 1998, стр. 164.
↑ Salecker 2001, стр. 46.
↑ Yenne 2006, стр. 12.
↑ 12 Тэйт 1998, стр. 165.
↑ «Model 299 Crash, 15 November 1935». Архивировано 16 мая 2007 года. Национальный музей авиации США
↑ «How the Pilot’s Checklist Came About» Джон Шамель: «На борту самолёта были пилоты — майор Плойер Хилл, лейтенант Дональд Пат (основной пилот от ВКА в прошлом полёте), Лесли Тауэр, механик Boeing С. В. Бентон и представитель Pratt & Whitney Генри Иго. Пат, Бентон и Иго отделались ожогами, Хилл и Тауэр были извлечены из-под обломков живыми, но умерли позднее от полученных ранений.»
↑ Salecker 2001, стр. 48.
↑ «Model 299 Flying Fortress». (недоступная ссылка с 10-08-2013 [2071 день] — история, копия) Грэг Гобель: «Цена самолёта в 200 000$ в два раза превышала цену конкурирующих с ним моделей»
↑ Bowers 1976, стр. 37.
↑ 123 «When the Fortress Went Down». Архивировано 18 декабря 2007 года. Phillip S. Meilinger, Air Force Magazine 87 (9).
↑ «How the Pilot’s Checklist Came About». FAA Flight Service Training. Джон Шамель: «Идея проверочного листа для пилота распространилась среди других экипажей, затем для других типов самолётов, а потом и на весь авиационный мир».
↑ Мауэр, «Авиация в армии США, 1919—1939», Исторический исследовательский центр воздушных сил США, отдел истории воздушных сил, Вашингтон, Колумбия, 1987, ISBN 0-912799-38-2, страницы 406—408.
↑ «Перехватывая Рекс» Архивировано 13 сентября 2007 года. Национальный музей авиации США
↑ «BOEING Y1B-17». Архивировано 16 мая 2007 года. Национальный музей авиации США
↑ Donald 1997, стр. 155.
↑ 12 «Y1B-17/Y1B-17A» (недоступная ссылка с 10-08-2013 [2071 день] — история, копия). Грэг Гобель
↑ «Boeing Y1B-17A/B-17A» Архивировано 14 декабря 2004 года. Джо Баугер, Энциклопедия американской авиации.
↑ 12 «B-17B/B-17C/B-17D» (недоступная ссылка с 10-08-2013 [2071 день] — история, копия) Грэг Гобель, Boeing B-17 Flying Fortress
↑ «Boeing B-17B» Архивировано 14 сентября 2007 года. Национальный музей авиации США
↑ «Airpower Classics:B-17 Flying Fortress» Архивировано 3 октября 2008 года. Заур Эйланбеков, Журнал военно-воздушных сил
↑ Serling 1992, стр. 55. Цитата: «На пике производства Boeing выпускал 363 самолёта B-17 в месяц — от 14 до 16 в день, с самой высокой скоростью в истории авиации… Предшественники B-17, Boeing Y1B-9 (первый полёт в 1931 году) был выпущен в количестве 7 единиц, Martin B-10 (первый полёт в 1932 году) в количестве 213 единиц, Farman F.222 (первый полёт в 1932 году) только 24 единицы, Handley Page Heyford (первый полёт в 1933 году) — 125. B-17 с лёгкостью превзошёл эти цифры.»
↑ Yenne 2006, стр. 6.
↑ «B-17 Squadron Assignments» Архивировано 29 апреля 2007 года., Джо Баугер, Энциклопедия американской авиации
↑ Yenne 2006, стр. 23.
↑ ISBN 1-85501-807-1. Кристофер Чант, Боевые самолёты XX века., стр. 61-62
↑ 12 «RAF Fortress I In Combat» (недоступная ссылка с 10-08-2013 [2071 день] — история, копия). Грэг Гобель, Boeing B-17 Flying Fortress.
↑ 12 «Fortress I for RAF» Архивировано 14 декабря 2004 года.. Джо Баугер, Энциклопедия американской авиации
↑ «Boeing B-17». Эммануэль Густин, uboat.net
↑ «U-627». uboat.net
↑ «Boeing B-17B Fortress» Архивировано 14 декабря 2004 года.. Джо Баугер, Энциклопедия американской авиации
↑ «Boeing B-17 Flying Fortress — USA». Онлайновый музей истории авиации
↑ 12 «Fortress Over Europe» (недоступная ссылка с 10-08-2013 [2071 день] — история, копия) Грэг Гобель, The Boeing B-17 Flying Fortress
↑ «Third Reich in Ruins:Schweinfurt» Геоф Вальден, www.thirdreichruins.com
↑ Hess 1994, стр. 67.
↑ Hess 1994, стр. 69-71.
↑ Caldwell and Muller 2007, стр. 151—152.
↑ 12 «Combat Chronology of the U.S. Army Air Forces: February 1944» Архивировано 27 декабря 2014 года., Джэк МакКиллоп, www.usaaf.net
↑ Caldwell and Muller 2007, стр. 162.
↑ Arakaki and Kuborn 1991, стр. 73-75, 158—159.
↑ Arakaki and Kuborn 1991, стр. 73, 158—159.
↑ Salecker 2001, стр. 64-71.
↑
Сабуро, также Мартин Сайден и Фрэд Саито, Сакаи. Самурай!. — Морской институт. — P. 68–72.
↑ Anniversary talks — Battle of the Bismarck Sea, 2-4 March 1943 [Australian War Memorial] Архивировано 24 августа 2003 года.
↑ Frisbee 1990
↑ 12 Law, Ricky Dornier Do 200 (неопр.) (недоступная ссылка). Arsenal of Dictatorship (1997). Проверено 16 января 2007. Архивировано 1 мая 2004 года.
↑ Goebel, Greg Fortress Oddballs (неопр.). The Boeing B-17 Flying Fortress (2005). Проверено 9 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
↑ Гордон 2008, с. 479.
↑ История: B-17 Flying Fortress Архивировано 7 января 2007 года., «Boeing.com»
↑ Price, Alfred (September 1993). “Against Regensburg and Schweinfurt”. Air Force Magazine. 76 (9). Архивировано из оригинала 2007-06-30. Проверено 10 January 2007..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}
↑ Боевой строй бомбардировщиков (недоступная ссылка с 10-08-2013 [2071 день] — история, копия)
↑ «B-17 Pilot Training Manual» Headquarters, AAF, Office of Flying Safety
↑ Caidin, Martin. Black Thursday. — New York : E.P. Dutton & Co. Inc., 1960. — ISBN 0-553-26729-9.
↑ Hoffman, Wally We Get Our Feet Wet (неопр.). Magweb.com (2006). Проверено 18 июля 2006. Архивировано 18 февраля 2012 года.
↑ Caidin 1960, p. 86.
↑ Battle-damaged B-17s (неопр.). www.daveswarbirds.com. Проверено 16 января 2007. Архивировано 18 февраля 2012 года.
↑ Например, при налёте на Швайнфурт, нагрузка на самолёт составляла 16 х 250 фунтовых бомб, то есть примерно 1800 кг.
↑ Absolute Games: рецензия на Call of Duty: United Offensive
↑ Absolute Games: игры о B-17
↑ теоретически до 7900 кг
↑ Практическая дальность
↑ с 2277 кг бомб
↑ с 5228 л топлива и 5897 кг бомб
↑ с 6350 кг бомб
↑ с 8050 л топлива
↑ при нормальной взлётной массе
rzxcuRuc4IPdESRoEYOMI3F4SxFgyeKm7US2dElhEXcTqDJS xqMb 03,l9Ty