Дарт, Тёрстон










































Тёрстон Дарт
Дата рождения
3 сентября 1921(1921-09-03)[1][2][…]
Место рождения
  • Сербитон, Кингстон-апон-Темс, Большой Лондон, Англия, Великобритания

Дата смерти
6 марта 1971(1971-03-06)[1][2][…](49 лет)
Место смерти
  • Лондон, Великобритания

Страна
  • Flag of the United Kingdom.svg Великобритания

Профессии
дирижёр, музыковед, музыкальный педагог, композитор, музыкант, клавесинист
Инструменты
клавесин
Жанры
музыка эпохи барокко
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Тёрстон Дарт (полное имя Robert Thurston Dart; 3 сентября, 1921, Лондон — 6 марта 1971, там же) — британский клавесинист, дирижёр, музыкальный педагог, музыковед, источниковед. Видный представитель движения аутентичного исполнительства, активный пропагандист старинной музыки.




Содержание






  • 1 Очерк биографии и творчества


  • 2 Примечания


  • 3 Сочинения


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





Очерк биографии и творчества |


В 1938-39 гг. Дарт учился игре на фортепиано в Королевском музыкальном колледже в Лондоне, брал частные уроки игры на клавесине. В 1939-42 гг. учился на математическом факультете Эксетерского университета[4]. В годы Второй мировой войны (1942-45) служил офицером в британских военно-воздушных силах. Решающее влияние на творческие взгляды и научные интересы Дарта оказал Чарлз ван ден Боррен, у которого Дарт частным образом учился в 1945-46 гг. в Брюсселе[5].


В 1947-64 гг. преподавал историю музыки (с 1962 профессор) в Кембриджском университете (Caius College, Selwyn College, c 1953 — действительный член Jesus College), в 1964-71 — декан вновь образованного музыкального факультета и профессор в лондонском Кингс-колледже, где читал лекции по инструментоведению (в историческом аспекте) и контрапункту. В 1954 — приглашённый профессор Гарвардского университета (США). Среди учеников Дарта — композитор М. Найман, дирижёры К. Хогвуд и Дж.Э. Гардинер, клавесинист Д. Морони (Moroney), музыковеды Маргарет Бент и Дэвид Фэллоуз (Fallows).


С конца 1940-х гг. регулярно выступал как клавесинист со специализией на музыке английского Ренессанса и барокко, играл на «исторических инструментах». В 1948-50 гг. в этом качестве участвовал в серии популяризаторских радиопередач Би-Би-Си «A history in sound of European music» (под руководством Джеральда Абрахама)[6]. В 1955–59 гг. руководил барочным оркестром «Philomusica of London», записал с ним Бранденбургские концерты, оркестровые сюиты, клавирные концерты И.С.Баха, «Lacrymae» Дж.Дауленда, concerti grossi А.Скарлатти, А.Корелли, Ф.Джеминиани, сочинения Г.Ф.Генделя, И.К.Баха и мн. другой музыки. Среди сольных аудиозаписей Дарта — альбом музыки И.Я. Фробергера и пятитомная антология «Masters of Early English Keyboard Music» («Мастера старинной английской клавирной музыки»)[7], которые сохраняют художественное значение до наших дней.


В 1947-54 гг. Дарт — главный редактор журнала (посвящённого старинной музыке) «Galpin Society Journal», в 1950-65 гг. — член редколлегии нотной серии «Musica Britannica», редактировал также издания музыки У. Бёрда, Ф.Куперена, Т.Морли, Дж.Булла.


Музыковедческие труды Дарта посвящены интерпретации сочинений эпохи барокко, в том числе Баха, Генделя, Пёрселла. Дарт написал ряд статей в Музыкальный словарь Гроува издания 1954 г., в том числе большую статью «Notation». Основная музыковедческая работа Дарта — монография «Интерпретация музыки» — была опубликована в Лондоне в 1954 году. Сохранились 5 глав монографии о Дж. Булле (не опубликованы)[8].


Со времён войны и до конца жизни дружил с Н.Марринером, часто играл с ним в ансамбле, умер (рак желудка) во время сессии звукозаписей с оркестром Марринера «Академия Св. Мартина-в-полях».



Примечания |





  1. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  2. 12 Encyclopædia Britannica
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q5375741"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P1417"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2450"></a>



  3. 12 SNAC — 2010.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P3430"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q29861311"></a>



  4. До 1955 институция носила название «University College of the South West of England».


  5. Ван ден Боррен (van den Borren, 1874-1966) — бельгийский музыковед, один из крупнейших исследователей и пропагандистов нидерландской (франко-фламандской) школы; также ценные его исследования Г.Дюфаи и английской музыки эпохи Ренессанса.


  6. Музыка, специально записанная для этих передач Абрахама, позже была использована в (чрезвычайно популярной во всём мире) одноимённой антологии, выпущенной на грампластинках.


  7. Издана в начале 1960-х гг. на виниле Editions de L'Oiseau-Lyre, на CD не переиздавалась.


  8. Хранятся в Архиве Дарта (The Thurston Dart Archive) в Библиотеке Кембриджского университета.




Сочинения |


  • The interpretation of music. London; New York: Hutchinson's University Library, 1954. 192 pp.


Литература |




  • Marriner N. Thurston Dart: obituary // Gramophone 49 (1971–2), pp.423-424.


  • Jeans S. Robert Thurston Dart, 1921-1971. An appreciation by a friend // Galpin Society Journal, volume 24 (1971), pp. 2-4.

  • Source materials and the interpretation of music: a memorial volume to Thurston Dart, ed. by Ian Bent. London: Stainer & Bell, 1981.473 pp. (содержит полный список сочинений Дарта и полную его дискографию)



Ссылки |



  • Биография (англ.) (включает в т.ч. список учеников Дарта)







Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?