Иоанн X (папа римский)











































Иоанн X
лат. Ioannes PP. X
Иоанн X



Флаг
122-й папа римский

март 914 — 28 мая 928
Церковь
Римско-католическая церковь
Предшественник
Ландон
Преемник
Лев VI



Имя при рождении
Джованни да Тоссиньяно
Рождение
860(0860)
Тоссиньяно, Эмилия-Романья, Италия
Смерть
929(0929)
Рим, Италия
Commons-logo.svg Иоанн X на Викискладе

Иоанн X (лат. Ioannes PP. X; настоящее имя — Джованни да Тоссиньяно; 860—929) — папа римский с марта 914 года по 28 мая 928 года[1][2]. Четвёртый папа периода порнократии. Выдвиженец графов Тускулумских, он попытался объединить Италию под руководством Беренгара І Фриульского и сыграл важную роль в разгроме сарацин в битве при Гарильяно. В конце концов он поссорился с Марозией, которая его свергла, отправила в тюрьму и, наконец, приказала убить.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Ранняя карьера


    • 1.2 Война с сарацинами и коронация Беренгара I


    • 1.3 Изменение политической ситуации в 924—926 годах


    • 1.4 Отношения с Востоком


    • 1.5 Отношения с Западной Европой


    • 1.6 Свержение и смерть


    • 1.7 Репутация и наследие




  • 2 Примечания


  • 3 Литература





Биография |



Ранняя карьера |


Иоанн X был родом из Эмилии-Романьи, из местечка Тоссиньяно у реки Сантерно. Его отца также звали Иоанном[3]. Он был сделан диаконом Петром IV, епископом Болоньи, и на этом посту он привлек внимание Феодоры Старшей, жены Теофилакта І, графа Тускулумского, самого могущественного аристократа Рима. Хронист Лиутпранд Кремонский утверждал, что Иоанн стал её любовником во время визита в Рим[4]. По протекции Феодоры Иоанн сменил Петра IV на епископской кафедре Болоньи[3][5]. Он был рукоположён в архиепископы Равенны в 905 папой Сергием III, другим выдвиженцем графов Тускулумских.


За восемь лет в качестве архиепископа Иоанн помогал папе Сергию ІІІ в его неудачной попытке короновать Беренгара І Фриульского императором Священной Римской империи и сместить Людовика ІІІ Слепого[3]. Ему также пришлось защищаться от узурпатора, который пытался занять его кафедру, а также подтверждать свои полномочия в аббатстве Нонантола, когда местный игумен пытался выйти из-под юрисдикции архиепископа Равенны[6].


После смерти папы Ландона в 914 году фракция римской знати во главе с графом Теофилактом І вызвала Иоанна в Рим, чтобы предложить ему вакантный папский престол. Хотя Лиутпранд утверждает, что это стало результатом протекции Феодоры Старшей, гораздо более вероятно, что возвышению Иоанна Х способствовали его близкие отношения с графом Теофилактом І Тускулумским и его оппозиционность к актам папы Формоза[7]. Современники критиковали Иоанна за игнорирование декретов Латеранского собора 769 года, которые запрещали интронизацию папы без выборов[8]. Тем не менее, пока Теофилакт І был жив, Иоанн Х придерживался дела своего патрона.



Война с сарацинами и коронация Беренгара I |




Беренгар I (сидит слева), которого Иоанн X коронует императором Священной Римской империи


Первой задачей, стоявшей перед Иоанном X, была ликвидация форпоста арабов («сарацин») на реке Гарильяно, который использовался ими для грабежей итальянского населения. Иоанн Х посоветовался с Ландульфом І, князем Беневенто, который рекомендовал ему обратиться за помощью к Византии и Альбериху І, маркизу Камерини, губернатору герцогства Сполето[9]. Иоанн Х последовал его совету и послал папских легатов к королю Италии Беренгару I и итальянским князьям, а также в Константинополь, призывая объединиться против сарацин.


Результатом переговоров стал христианский альянс, предтеча крестовых походов следующего века. Силы нового византийского стратега Бари, Николая Пичинглия, присоединились к войскам южных итальянских князей: Ландульфа I, Иоанна I и Доцибилиса II из Гаэты, Григория IV и Иоанна II Неаполитанских и Гвемара II Салернского. Между тем, Беренгар І привёл с собой войска из северной части Италии, и кампания была согласована Иоанном X, который призвал к участию Альбериха I Сполетского[10].


После предварительных манёвров в Кампо-Баккано и Треви сарацины были изгнаны в их крепость на реке Гарильяно. В битве при Гарильяно в июне 915 года союзники осаждали крепость в течение трёх месяцев, в конце которых сарацины сожгли свои дома и попытались вырваться из окружения. Иоанн Х выступил впереди войска, и христианские силы обратили сарацин в бегство, ликвидировав арабскую угрозу материковой части Италии[11]. Затем Иоанн Х подтвердил предоставление Траетто герцогу Гаэты в качестве награды за отказ от имевшегося у него союза с сарацинами[12].


В 905 году Беренгар І разбил Людовика ІІІ Слепого и с нетерпением ждал своей коронации имперской короной. Иоанн X использовал это в качестве рычага, чтобы подтолкнуть Беренгара І к поддержке и обеспечении войсками антисарацинской кампании Иоанна Х[10][13]. После завершения своей части сделки Беренгар І стал настаивать, чтобы папа выполнил свои обязательства[14]. Таким образом, в декабре 915 года Беренгар І вошёл в Рим и после встречи с графом Теофилактом І (чья поддержка ему была обеспечена) отправился к папе Иоанну Х в базилику Святого Петра. В воскресенье 3 декабря Иоанн Х короновал Беренгара І римским императором, в то время как Беренгар І, в свою очередь, подтвердил пожертвования, сделанные Престолу Святого Петра предыдущими императорами[15].



Изменение политической ситуации в 924—926 годах |


Хотя Беренгар І имел поддержку римской знати и папы, у него хватало врагов. В 923 году объединение против него итальянских князей привело к поражению Беренгара І и срыву попытки объединить Италию. В 924 году он был убит[16]. В 925 году умер граф Теофилакт І Тускулумский. Альберих I Сполетский установил свою тиранию в Риме и был изгнан горожанами и папой Иоанном Х. Чтобы восстановить власть над городом, Альберих І призвал на помощь венгров. Однако венгры были отброшены римлянами. Альберих І был убит в 925 году за сотрудничество с врагами Рима. Папа Иоанн Х, в результате политической перегруппировки, оказался под угрозой со стороны дочери Теофилакта І, Марозии, которая, якобы, была недовольна связями Иоанна Х с её матерью Феодорой Старший[17].


Для борьбы с этой растущей угрозой Иоанн X пригласил Гуго Провансальского стать следующим королём Италии, отправив своего представителя в Пизу, чтобы быть в числе первых, кто поприветствует Гуго. Вскоре после того, как Гуго был признан королём Италии в Павии, он встретился с Иоанном Х в Мантуе и заключил с ним некий договор, который, вероятно, должен был защитить интересы Иоанна Х в Риме[18]. Однако соперник итальянского короля Рудольф II Бургундский продемонстрировал, что Гуго был не в состоянии помочь папе, и ближайшие несколько лет были временем анархии и беспорядка в Италии.


Марозия, тем временем, вышла замуж за маркграфа Тосканы Гвидо. Началась борьба за власть между ними и Иоанном Х. В неё оказался вовлечён брат Иоанна Х, Пётр[19]. Иоанн Х сделал Петра герцогом Сполето после смерти Альбериха І, и рост его влияния угрожали Гвидо и Марозии[3]. Пётр был вынужден бежать к озеру Орта, где искал помощи у венгров. В 926 году он вернулся в Рим в сопровождении венгров и смог запугать Гвидо и Марозию, и Петру разрешили вернуться к своей прежней роли главного советника и сторонника папы Иоанна Х[20].



Отношения с Востоком |


Несмотря на серьёзные проблемы в Риме, Иоанну Х удавалось участвовать и в церковных и политических спорах по всей Европе. В 920 году византийские императоры Роман I и Константин VII, а также Константинопольский патриарх Николай Мистик просили папу отправить легатов в Константинополь, чтобы подтвердить акты синода, осудившего четвёртый брак Льва VI, и положить тем самым конец расколу между двумя церквями[21].


В 925 году Иоанн Х попытался остановить использование славянской литургии в Далмации и навязать местному населению мессы на латыни. Он писал Томиславу I Хорватскому и князю Михаилу Вишевичу, прося их следовать инструкциям, полученным от легатов Иоанна Х[22][23].


Через год в Сплите состоялся синод, который подтвердил просьбу Иоанна Х: он запретил рукоположение не знающих латыни священников и запретил мессу на славянском языке, кроме случаев, когда наблюдается нехватка священников[24]. Указы Синода были отправлены в Рим для подтверждения папой, который их подписал и поручил хорватскому епископу Ноне перейти под юрисдикцию архиепископа Спалатро.


Примерно в то же время царь Болгарии Симеон I выслал послов Иоанну Х, предлагая отказаться от послушания своего государства Константинопольскому Патриарху и перейти под власть папы. Однако Иоанн Х отправил двух легатов, призывая Симеона І примириться с Византией[25]. При этом папа подтвердил царский титул Симеона І и его потомков и отправил легатов короновать сына Симеона І — Петра I в 927 году[26]. Кроме того, Иоанн Х поручил легатам выступать в качестве посредников, чтобы попытаться остановить войну между болгарами и хорватами[27].



Отношения с Западной Европой |


Иоанн Х активно действовал и в отношении Западной Европы. Ещё в самом начале своего понтификата он высказался в поддержку немецкого короля Конрада I в его борьбе против немецких князей. Он послал папского легата на синод епископов, созванный Конрадом І в Альтхейме в 916 году, в результате чего Синод приказал противникам Конрада І предстать перед папой в Риме, в противном случае они могли быть отлучены от церкви[28].


В 920 году Иоанн Х был призван королём Карлом ІІІ Простоватым вмешаться в спор о епископстве Льеж, где кандидат Карла ІІІ, Илдуин, отвернулся от него и поддержал восстание герцога Лотарингии Гизельберта. Карл ІІІ пытался заменить его другим кандидатом, Рише из Прюмского аббатства, но Илдуин пленил Рише и вынудил его рукоположить себя епископом. Иоанн X приказал обоим предстать перед ним в Риме, в результате чего папа подтвердил назначение Рише и отлучил Илдуина[29]. Когда в 923 году Герберт II де Вермандуа пленил Карла ІІІ, и Иоанн Х был единственным, кто протестовал против этого. Он угрожал Герберту ІІ отлучением, если он не вернёт Карлу ІІІ свободу, но Герберт ІІ проигнорировал эту угрозу[30]. Не считаясь с папой, в 925 году Герберт ІІ сделал своего пятилетнего сына Гуго архиепископом Реймса. Более того, он заявил, что если папа будет протестовать, он разделит епископство и поделит его землю между своими сторонниками[31].


Иоанн Х также поддерживал духовную сторону Церкви, в частности, в 914 году давал советы архиепископу Реймса Эрве по поводу христианизации норманнов[32]. Он писал:


«Ваше письмо наполнило меня одновременно печалью и радостью. Горе — от страданий, которые вам придётся претерпеть не только от язычников, но и от христиан; радость — от превращения северян, которые когда-то упивались кровью человека, но которые сейчас, по вашим словам, радуются тому, что они искуплены живительной кровью Христа. Для этого мы, слава Богу, и умоляем Его укрепить их в вере. Поскольку они новообращённые, они должны быть подвергнуты серьёзным канонических покаяниям за их возврат к язычеству, убийство священников и жертвы идолам, мы оставляем это на ваш суд, поскольку никто другой не знает больше, чем вы, о нравах и обычаях этого народа. Вы, конечно, понимаете достаточно хорошо, что не рекомендуется обрабатывать их с тяжестью, требуемой по канонам, чтобы, думая, что они никогда не будут в состоянии нести непривычные нагрузки, они не вернулись к своим старым ошибкам».[33]


Кроме того, Иоанн Х поддержал монашеское реформаторское движение аббатства Клюни. Он подтвердил строгие правила Клюни для местных монахов[32]. Затем он написал королю Франции Раулю І, а также местным епископам и графам, давая им инструкции поставить монастырь под свою защиту[34].


В 924 году Иоанн X послал легата по имени Дзанелло в Испанию, чтобы расследовать Мосарабский обряд. Дзанелло положительно отозвался об обряде, и папа дал новое разрешение на него, требуя только изменить слова освящения[35]. Понтификат Иоанна Х ознаменовался прибытием большого количества паломников из Англии в Рим, в том числе Вульфхельма, архиепископа Кентерберийского в 927 году. За три года до этого король англо-саксов Этельстан послал одного из своих вельмож, Альфреда, обвинённого в заговоре с целью ослепления короля, в Рим, где он должен был дать клятву перед папой о своей невиновности, но тот вскоре умер в Риме[36]. В 917 году Иоанн Х дал архиепископу Бремена в юрисдикцию епископов в Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Гренландии[37].


Наконец, во время своего понтификата Иоанн Х также восстановил Латеранский дворец, который рухнул в 897 году[38].



Свержение и смерть |


Борьба за власть между Иоанном X с одной стороны, и Гвидо Тосканским и Марозией с другой завершилась в 928 году. Гвидо тайно собрал отряд солдат и вместе с ними совершил нападение на Латеранский дворец, который охранял брат Иоанна Х Пётр с телохранителем и несколькими солдатами. Пётр был изрублен на глазах брата, а сам Иоанн Х был брошен в темницу, где оставался, пока не умер[39]. Есть два мнения в источниках об обстоятельствах смерти Иоанна Х. Первая версия гласит, что он был задушен в подземелье в течение нескольких месяцев после свержения. По другой — он умер где-то в 929 году в заключении своей смертью, от плохого обращения и депрессии[40].


Иоанн X был похоронен в атриуме Латеранского собора, рядом с главным входом[41].



Репутация и наследие |


В течение многих столетий понтификат Иоанна Х оценивался как один из самых позорных в истории папства. Во многом это было связано с тем, что хронист Лиутпранд Кремонский крайне враждебно к нему относился[42]. Он характеризовал Иоанна как беспринципного священнослужителя, который стал любовником Феодоры ради достижения папского престола, и который занимал престол святого Петра будучи марионеткой Феофилакта Тускулумского. По его версии он был убит, чтобы освободить место для сына Марозии, папы Иоанна XI[43].


В соответствии с мнением Луи-Мари Корменена, Иоанн был:


«сын монахини и священника… он был больше занят своей похотью и развратом, чем делами христианства… он был честолюбив, скуп, лишен стыда, веры и чести, и пожертвовал всем ради своих страстей; он занимал Святой Престол около шестнадцати лет».[44]


Тем не менее, в последнее время оценки его понтификата пересматриваются, и ныне он предстает человеком, который пытался противостоять аристократическому господству над папством, способствовал объединению Италию под рукой императора и именно за это был убит[45].


Так, даже ярый критик папства Фердинанд Грегоровиус видел в Иоанне X выдающегося государственного деятеля своего времени. Он писал:


«Иоанн X, человек, чьи грехи известны в истории больше, чем все его остальные качества, представляется одним из самых запоминающихся фигур среди пап. Акты истории Церкви хвалят его деятельность и его отношения со странами христианского мира. А так как он подтвердил правила Клюнийского движения, его превозносят как одного из реформаторов монашества».[46]



Примечания |





  1. John X (англ.)


  2. Johannes X (нем.)


  3. 1234 Levillain, pg. 838


  4. Norwich, John Julius, The Popes: A History (2011), pg. 75; Mann, pg. 151


  5. Richard P. McBrien, Lives of the Popes, (HarperCollins, 2000), 152.


  6. Mann, pg. 153


  7. Levillain, pg. 838; Mann, pg. 153


  8. Mann, pg. 153; Levillain, pg. 838


  9. Mann, pg. 154


  10. 12 Mann, pg. 155


  11. Mann, pg. 155—156


  12. Mann, pg. 156


  13. Canduci, Alexander, Triumph & Tragedy: The Rise and Fall of Rome’s Immortal Emperors (2010), pg. 223


  14. Mann, pg. 157


  15. Mann, pgs. 158—159


  16. Mann, pgs. 159—160


  17. Mann, pg. 161; Norwich, pg. 75


  18. Levillain, pg. 839; Mann, pg 161


  19. Norwich, pg. 75; Mann, pgs. 161—162


  20. Mann, pg. 162


  21. Norwich, John Julius, Byzantium: The Apogee (1993), pg. 137; Mann, pgs. 133—134


  22. Vlasto, A. P. The Entry of the Slavs into Christendom: An Introduction to the Medieval History of the Slavs. — Cambridge : Cambridge University Press, 1970. — P. 209. — ISBN 9780521074599.


  23. Mann, pgs. 165—166


  24. Mann, pg. 166


  25. Levillain, pg. 839; Mann, pgs. 167—168


  26. Levillain, pg. 839; Mann, pg. 170


  27. Mann, pg. 171


  28. Levillain, pg. 839; Mann, pgs. 171—173


  29. Mann, pgs. 174—175


  30. Levillain, pg. 839; Mann, pgs. 175—176


  31. Mann, pg. 176


  32. 12 Levillain, pg. 839


  33. Mann, pgs. 177—178


  34. Mann, pgs. 178—179


  35. Mann, pg. 181


  36. Mann, pgs., 182—183


  37. Mann, pg. 184


  38. Levillain, pg. 839; Mann, pg. 185


  39. Mann, pgs. 162—163


  40. Norwich, pg. 75; Mann, pgs. 163—164


  41. Mann, pg. 185


  42. Mann, pg. 151


  43. Mann, pgs. 151—152


  44. DeCormenin, Louis Marie; Gihon, James L., A Complete History of the Popes of Rome, from Saint Peter, the First Bishop to Pius the Ninth (1857), pgs. 285—286


  45. Duffy, Eamon, Saints & Sinners: A History of the Popes (1997), pg. 83


  46. Gregorovius, Ferdinand, The History of Rome in the Middle Ages, Vol. III, pg. 280




Литература |



  • Корелин М. С. Иоанн, римские папы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Norwich, John Julius, The Popes: A History (2011)

  • Levillain, Philippe, The Papacy: Gaius-Proxies, Routledge (2002)

  • Mann, Horace K., The Lives of the Popes in the Early Middle Ages, Vol. IV: The Popes in the Days of Feudal Anarchy, 891—999 (1910)










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?