Платон (Левшин)
































































Митрополит Платон
Митрополит Платон


Митрополит Московский и Коломенский
до 29 июня 1787 года — архиепископ

20 января 1775 — 13 июня 1811
Предшественник
Амвросий (Зертис-Каменский)
Самуил (Миславский) (в/у)
Преемник
Августин (Виноградский)


Архиепископ Тверской и Кашинский

10 октября 1770 — 25 января 1775
Предшественник
Гавриил (Петров)
Преемник
Арсений (Верещагин)



Имя при рождении
Пётр Егоров
Рождение
29 июня (10 июля) 1737(1737-07-10)
село Чашниково, Московская губерния
Смерть
11 (23) ноября 1812(1812-11-23) (75 лет)
Вифань
Похоронен
  • Троице-Сергиева лавра


Награды
орден Святого апостола Андрея Первозванного

Commons-logo.svg Митрополит Платон на Викискладе

Митрополи́т Плато́н (в миру Пётр Георгиевич Ле́вшин[1]; 29 июня 1737, село Чашниково, Московская губерния — 11 ноября 1812)[2] — придворный проповедник, законоучитель наследника императорского престола, член Святейшего синода[1], митрополит Московский и Коломенский[2].


Искал возможность примирить господствующую Церковь со старообрядцами введением единоверия — разрешения богослужений по старым (дониконовским) книгам, «составил для единоверцев правила, утверждённые Синодом в 1801 году»[3].


Автор труда «Краткая церковная российская история» (М., 1805, в 2-х частях), ставшего первым по времени систематическим курсом русской церковной истории, в котором впервые был отражён критический подход к источникам и историческому преданию[3].




Содержание






  • 1 Ранние годы


  • 2 На московской кафедре


  • 3 Память и наследие


  • 4 Сочинения


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Ранние годы |


Родился 29 июня (10 июля по новому стилю) 1737 году в селе Чашниково Московской губернии в большой семье сельского причетника (впоследствии священника) Георгия Данилова[источник не указан 932 дня][4]. Учился в Коломенской семинарии, затем в Славяно-Греко-Латинской академии[2], при обучении в которой получил фамилию Левшинов или Левшин[5]. Ещё до окончания 4-годичного академического курса указом Святейшего синода в 1757 году он был назначен преподавать в академии латинский язык и российскую поэзию, при этом на него была возложена ещё и обязанность «публичного катехизатора». В 1758 году по просьбе архимандрита Троице-Сергиевой лавры Гедеона он был переведён учителем риторики в лаврскую семинарию и в августе того же года был пострижен в монашество; с июля 1759 года — иеромонах и префект Троицкой семинарии.


С 1761 года — ректор Троицкой лаврской семинарии, преподавал в ней богословие. На этой должности он устранил «мёртвую схоластику», которая «душила» учебный процесс в духовных школах, заменил учебное пособие Альвара новой грамматикой латинского языка, изданной в Петербурге в 1746 году и исправленной Лебедевым в 1762 году.


В 1763 году Екатериной II был определён придворным проповедником и законоучителем наследника российского престола великого князя Павла Петровича; также наместник Троице-Сергиевой Лавры. Стал особенно близок с наследником престола[6].


C 16 июля 1766 года — священно-архимандрит (настоятель) Троице-Сергиевой Лавры; с января 1768 года — член Святейшего Синода.


10 октября 1770 года хиротонисан митрополитом Киевским и Галицким Гавриилом во епископа Тверского и Кашинского с возведением в сан архиепископа и с оставлением архимандритом Троице-Сергиевой Лавры и законоучителем наследника российского престола, в связи с чем продолжал жить в Петербурге, где в 1773 году ему поручили ещё преподавать закон Божий и невесте наследника, принцессе гессен-дармштадтской Вильгемине (Наталье Алексеевне).



На московской кафедре |




Митрополит Платон на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде


C 21 января 1775 года — архиепископ Московский и Калужский. С 15 ноября того же года — директор Славяно-латинской академии, которая при нём стала Славяно-греко-латинской.


В 1783 году занялся постройкой, «на собственный кошт», Спасо-Вифанского монастыря вблизи от Троице-Сергиевой лавры.


Архиепископ Платон интересовался трудами французских энциклопедистов и терпимо относился даже к духовным исканиям масонов. Рассказывали, будто на запрос Екатерины II о том, не противно ли масонство духу христианства, он отвечал, что «молит Бога, чтобы во всем мире были христиане таковы, как Новиков»[7]. В «Братьях Карамазовых» приведён также известный анекдот о встрече Платона с Дидро, который звучит (в интерпретации Александры Смирновой) следующим образом:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« Митрополит Платон был ещё в Петербурге. Дидерот изъявил желание его видеть, вошёл в комнату и сказал по латыни: «Нет Бога», с торжественным видом, полагая, что Платон не знает по-латыни, но очень удивился, когда тот ему сказал: «Рече безумец в сердце своём», показал ему дверь и ушёл. »

29 июня 1787 года возведён в сан митрополита (с 16 октября 1799 носил титул «Московский и Коломенский»).


2 февраля 1792 года, чувствуя враждебное к себе отношение со стороны синодального руководства, подал прошение об увольнении от епархиального управления; в просьбе было отказано.


По вступлении на престол императора Павла Петровича 6 ноября 1796 года протестовал против введения им практики жалования духовенству государственных орденов, став одним из двух первых иерархов, сопричисленных к ордену Андрея Первозванного; совершил его коронацию; по просьбе некоторых дворян, направил императору пастырское послание, в котором осуждал его за суровое обращение с дворянами, и получил в ответ указ вовсе не выезжать из Москвы[8].


Был первым иерархом Русской православной церкви, вступившим в прямые сношения с Англиканской церковью. Как сообщал один из его биографов, «английские пытливые богословы через полномочного министра при дворе Великобритании С. М. Воронцова отнеслись с вопросами к митрополиту Московскому о разделении и разности Восточной Церкви от Западной, о Святом Крещении и поклонении святым иконам… Митрополит, сообщив английским богословам замечания свои об этом важном и любопытном предмете, послал им и сочинение своё о Христианском Богословии в латинском переводе с тем намерением, как он выразился в послании своём, „дабы из него лучше могли понять силу того учения, коему следует Греко-Российская Церковь, и убедились бы в том, что люди, через меру мудрствующие, всегда покушаются смешивать древнее с новым и неизвестное с известным“. Замечания и книга митрополита Платона были приняты в Англии с пониманием и интересом и переведены на английский язык, его богословские воззрения излагались на лекциях в университетах Оксфорда и Глазго»[9].


В 1800 году сыграл ключевую роль в учреждении единоверия: в 1801 году в Москве была открыта первая единоверческая церковь на Введенском кладбище.


15 сентября 1801 года совершил коронацию Александра I и его супруги Елисаветы Алексеевны.


13 июня 1811 года из-за тяжёлой болезни уволен от епархиальных дел до выздоровления. Во время Отечественной войны в 1812 году, будучи тяжелобольным, был увезён из Москвы, куда прибыл, чтобы быть со своей паствой.


Скончался 11 ноября 1812 года в Вифании. Отпевание над ним совершил в Лавре 16 ноября его викарий епископ Августин (Виноградский); похоронен был в пещере нижней церкви Лазарева воскресения Вифанского монастыря. Над могилою был поставлен из дикого камня памятник, на котором была начертана сочинённая самим Платоном эпитафия: «Здесь погребен телом Преосвященный Платон, Митрополит Московский, Архимандрит Троицкия Лавры и сея Вифанския обители и при ней Семинарии основатель»[10].


Когда храм был уничтожен в 1950-е годы, останки приснопамятного митрополита удалось перезахоронить в Свято-Духовской церкви Троице-Сергиевой лавры. В сентябре 1997 года по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II комиссия под руководством археолога С. А. Беляева вскрыла погребения митрополита Платона. Под полом Духовской церкви был обнаружен склеп, а в склепе — гроб с надписью, подтверждающей принадлежность останков. Епископ Верейский Евгений (Решетников) переоблачил останки митрополита Платона, а 7 октября того же года, после соборной панихиды, совершённой патриархом Алексием, прах иерарха был погребён в заново устроенном склепе, внутри Духовской церкви, у северной стены.



Память и наследие |


Первый биографический очерк о митрополите Платоне написал через десять лет после его смерти И. М. Снегирёв, позднее очерк был дополнен и несколько раз переиздавался. Именно на этот труд опирались другие авторы, излагавшие биографию митрополита Платона — основные из них труды А. Н. Надеждина и М. Л. Лысогорского. В 1912 году ко 100-летнему юбилею со дня кончины митрополита Платона был приурочен выход трёх наиболее значимых исследовательских статей В. В. Платоника, В. В. Виноградова, Б. В. Титлинова. В XX веке вопросы, связанные с московским архиереем, затрагивалась в трудах эмигрантских учёных — Г. В. Флоровского, И. К. Смолича, В. П. Зубова и других[11].


Памятник митрополиту Платону работы скульптора А. А. Бичукова находится в Николо-Перервинском монастыре. Надпись на постаменте гласит: «Митрополиту Платону от благодарной Перервы».



Сочинения |




Посмертная литография




Автограф владыки Платона (1779 г.)



  • «Краткая российская церковная история» митрополита Платона стала первым научно-критическим исследованием по истории русской церкви.

  • Акафист кн. Даниилу. — М., 1795.

  • Акафист преп. Сергию Радонежскому чудотворцу. — М., 1795.

  • Инструкция благочинным священникам. — М., 1775.

  • Катехизис, или первоначальное наставление в христианском законе, толкованное всенародно, 1757 и 1758 гг., Ч. 2. — М., 1781.

  • Краткий катехизис ради обучения малолетних детей христианскому закону. — М., 1775 и Вена, 1773, Вып. 8.

  • Сокращенный катехизис для обучения отроков с присовокуплением молитв и христианского нравоучения.

  • Сокращенный катехизис для священнослужителей с прилож. мест из слова Божия, правил св. апостол. и св. отец и духовного регламента и присяг. — М., 1775.

  • Православное учение, или сокращенное христианское Богословие, с прибавлением молитв и рассуждения о Мелхиседеке. — СПб, 1765.

  • Увещание раскольникам с чиноположением, как принимать обрающихся из них к Православной вере. — СПб, 1766.

  • Христианское нравоучение к первой русской азбуке.

  • Наставление для окрещённого им из турок Магмета в св. крещении Моисея Петровича Платонова.

  • Житие св. Сергия Радонежского.

  • Краткое истор. опис. Свято-Троиц.-Серг. Лавры, 1790 г.

  • Записки о путешествии в Киев, 1804, изд. Снегиревым в Приб. к жизни митр. Платона. — М., 1856.

  • Путевые заметки о путешествии в Ростов, Ярославль, Кострому, Владимир, 1792 (там же).

  • Записки о своей жизни митр. Платона (с 1808 до 1812 г. ведены наместн. Лавры Самуилом Запольским).

  • Ответы на 16 вопросов Вольтера.

  • Собрание сочинений митрополита Платона были опубликованы в Москве в 1779—1807 годах в двадцати томах, большая часть записана во время проповедей, которых существуют около 500.



Примечания |





  1. 12 Выставка «Митрополит Платон (Левшин). 1737—1812» (к 200-летию его памяти). сайт Московской духовной академии.


  2. 123 Платон (Левшин) // «Русское православие», интернет-портал.


  3. 12 Пушкарев С. Г. Историография Русской православной церкви.


  4. Митрополит Платон (Левшин) // проект «Мир. Человек. Слово».


  5. Платон (Левшин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.


  6. Н. С. Столетие со дня смерти московского митрополита Платона // «Правительственный вестник». — 11 ноября 1912. — № 248. — С. 2.


  7. Бердяев Н. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. — YMCA-Press, 1971. — С. 17.


  8. Н. С. Столетие со дня смерти московского митрополита Платона // Правительственный вестник. — 11.11.1912. — № 248. — С. 3.


  9. Начало диалога Русской Православной Церкви с англиканами и старокатоликами.


  10. Снегирев И. М. Жизнь Московского Митрополита Платона. — Ч. 2. — М., 1856. — С. 66.


  11. [1]




Литература |



  • Барсов Н. И. Платон (Левшин) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Беляев А. А. Хозяйственная деятельность митрополита Платона. — М., 1899.


  • Беляев А. А. Митрополит Платон как строитель национальной духовной школы. — Сергиев Пасад, 1913.

  • Волков В. А., Куликова М. В., Логинов В. С. Московские профессора XVIII — начала XX веков. Гуманитарные и общественные науки. — М.: Янус-К, 2006. — С. 185—186. — 300 с. — 2000 экз. — ISBN 5—8037—0318—4.


  • Глазева А. С. Отношение московского митрополита Платона (Левшина) к католичеству и к католической церкви // Вестник ПСТГУ, II: История. История Русской Православной Церкви. — 2010. — Вып. II:3 (36). — С. 7-20


  • Громогласов И. Новое исследование о московском митрополите Платоне. — М.: 1907.


  • Лысогорский Н. В. Московский митрополит Платон Левшин, как противораскольничий деятель. — 1905.


  • Лютько Е. И., диак. Роль митрополита Платона (Левшина) в становлении церковной корпоративности (рубеж XVIII—XIX вв.) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. — 2019. — № 1 (25). — С. 116—133.


  • Магнитский В., прот. Платон II (Левшин), митрополит Московский. Краткий очерк его жизни и деятельности по случаю столетия со дня кончины. — Казань, 1912.


  • Магнитский В. Иеромонах Платон (Левшин), впоследствии Митрополит Московский, как законоучитель цесаревича Павла Петровича. — 1913.


  • Надежина А. Митрополит Московский Платон Левшин как проповедник. — Казань, 1891.


  • П.А.Б. Жизнь Платона, митрополита Московского. — Сергиев Посад, 1900.


  • Розанов Н. П. Московский митрополит Платон. (1737—1812 г.). — СПб.: О-во ревнителей рус. ист. просвещения…, 1913. — 99 с.

  • Рункевич С. Платон (Левшин) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Проект научного богословского портала «Богослов. Ru» и Спасо-Вифанского монастыря, посвящённый жизни и трудам митрополита Платона (Лёвшина)

  • Платон (Левшин) на сайте Русское Православие


  • Из «Библиологического словаря» священника Александра Меня


  • Зубов В. П. Русские проповедники: Очерки по истории русской проповеди. — Эдиториал УРСС, 2001. — 232 с. — ISBN 5-8360-0292-4..


  • Платон, митр. (Левшин П. Г.). Заметки митрополита Платона на прокладных листах месяцеслова 1775 года / Сообщ. А. П. Соболев // Русский архив, 1877. — Кн. 3. — Вып. 11. — С. 329.


  • Платон, митр. (Левшин П. Г.). Путевые записки преосвященного митрополита Платона Московского и Калужского, в Ярославль, Кострому и Владимир // Русский вестник, 1841. — Т. 3. — С. 502—522.


  • Письма митрополита Платона к высочайшим особам. — М.: Университетская тип., 1895. — 20 с.










Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?