Формула-5000







Lola T-332, 1974 г.




Trojan T101 F5000 на гонке International Trophy в рамках уикенда Silverstone Classic. За ним машин Ф1 — March 711 (слева) и McLaren M26 (справа)


Формула 5000 (также Ф5000) — гоночная формула, использовавшаяся разными гоночными сериями в разных странах по всему миру с 1968 по 1982 гг. Изначально возникла как попытка объединить серии с низкими затратами, чьи машины не вписывались ни в какие известные формулы. Число «5000» обозначает максимальный объём двигателя в кубических сантиметрах, но обычно двигатели имели меньший объём — 3500, 4500 или 4700 «кубиков». В числе производителей были такие гранды как Макларен, Лола,Марч, Лотус, Игл, Шеврон.




Содержание






  • 1 Ф5000 в мире


    • 1.1 В Северной Америке


    • 1.2 В Европе


    • 1.3 В Австралии и Новой Зеландии


    • 1.4 В Южной Африке




  • 2 Чемпионы Ф5000


  • 3 Ссылки





Ф5000 в мире |



В Северной Америке |





Lola Формулы-5000 Пола Ньюмана, перестроенная в спортпрототип Can-Am


В США новая формула появилась в 1968 г в гонках серии Формула А (под управлением SCCA). В этой серии выступали машины с открытыми колесами различного происхождения, однако очень быстро на лидирующие роли вышли машины с двигателями на основе больших американских дорожных V8. Идея пришла из серии Can-Am, где выступали неограниченные спорткары Группы 7, преимущественно с большими восьмицилиндровыми двигателями. Ф5000 должна была перенести эту идею в среду автомобилей с открытыми колесами. Затея оказалась плодотворной, серия набрала популярность к началу 70-х и привлекала таких именитых гонщиков как Марио Андретти, Джоди Шектер, Брайан Редман.


Рост расходов и доминирование Лолы привели к потере популярности к 1975 г. Старые машины участвовали в национальных гонках SCCA, но топ-команды оснастили свои машины новыми кузовами, закрывающими колеса (и превратившими их в открытые спортпрототипы), с тем чтобы принять участие уже в Кан-Ам, который специально принял новые правила к 1977 г. Идея оказалась работоспособной и привлекала много европейских гонщиков, но когда IMSA анонсировала новые правила группы GTP, то машины Кан-Ама оказались слишком медленными и неконкурентоспособными по сравнению с ними.


Также машины Ф5000 участвовали в «Битве Двух Миров» — гонке прошедшей на Онтарио Мотор Спидвей в Калифорнии в 1971 г. с участием гонщиков Ф1 и Америки на, соответственно, машинах Ф1 и Ф5000. Ввиду технического превосходства машин Ф1 они вышли победителями.



В Европе |


Появление двигателей Cosworth DFV давало возможность многим командам строить собственные шасси с использованием превосходной системы двигатель-трансмиссия и таким образом такие команды как Купер, Брэбем или Лотус прекратили производство машин Ф1 на заказ. Однако при этом страдали небольшие частные команды и гонщики, не участвовавшие в гонках Ф1. RAC быстро сориентриовался и принял американские правила Ф5000.


В отличие от американских гонок, британский чемпионат не привлекал звездных имен из мира Ф1 и спортивных машин, костяк составляли гонщики Ф2 и аутсайдеры Ф1. Однако чемпионат мог служить ступенькой роста — Петер Геттин получил место в Ф1 благодаря своим титулам в Ф5000. Несмотря на название Британской Ф5000 (в зависимости от спонсора менялось на Guards F5000, Rothmans F5000, Shellsport F5000), чемпионат проводил гонки по всей Европе, включая такие известные трассы, как Монца, Хоккенхаймринг, Зандвоорт, где к ним присоединялись гонщики из континентальной части Европы.


Падение курса фунта (как следствие энергетического кризиса) и рост цен на ввозимые «восьмерки» Шевроле вызвали попытки заменить большие американские нижневальные моторы — например Косворт GA V6 с двойным верхним распредвалом, изначально стоявшем на Форд Капри Группы 2. Этот 3,5-литровый двигатель делал конкурентоспособными Шеврон В30 и Марч-75А. Марч-75 был даже быстрее ранних модификаций модели 751, сделанной для Ф1.


Упадок чемпионата начался по той же причине, что и в Америке, и было принято решение о допуске машин Ф1. Так было положено начало Британскому чемпионату Ф1. Машины Ф5000 тоже допускались, но имели мало шансов против 3-литровых соперников. Также машины Ф5000 допускались Британский чемпионат по спринту, а в начале 80-х в гонки Свободной Формулы.



В Австралии и Новой Зеландии |


В Австралии и Новой Зеландии Ф5000 заменила Интерконтинентальную Формулу ФИА в серии Тасман с 1970 г. Серия Тасман проходила в межсезонье Ф1, когда в Европе была зима, и привлекала в конце 60х гг. немало имен из мира гонок Гран-При, как местных, вроде Брюса Макларена и Джека Брэбема, так и иностранцев, таких как Грэм Хилл и Джим Кларк. Но принятие правил Ф5000 хоть и сделало серию конкурентным чемпионатом, но громкие имена в ней больше не появлялись, и местные гонщики соревновались с всего лишь несколькими европейцами.



В Южной Африке |


В Южной Африке машины Ф5000 выступали наравне со старыми машинами Ф1.



Чемпионы Ф5000 |














































































































































































































































US Formula A/F5000
Год
Гонщик
Машина
1967

Соединённые Штаты Америки Гас Хатчинсон

Lotus 41
1968

Соединённые Штаты Америки Лу Селл

Eagle Mk4
1969

Соединённые Штаты Америки Тони Адамович

Eagle Mk5
1970

Канада Джон Кэннон

McLaren M10B
1971

Великобритания Дэвид Хоббс

McLaren M10B
1972

Новая Зеландия Грэм Макрэй

McRae GM1
1973

Южно-Африканская Республика Джоди Шектер

Trojan T101
Lola T330
1974

Великобритания Брайан Редман

Lola T332
1975

Великобритания Брайан Редман

Lola T332
Lola T400
1976

Великобритания Брайан Редман

Lola T332C
Одноместные машины Can-Am
1977

Франция Патрик Тамбэ

Lola T333CS
1978

Австралия Алан Джонс

Lola T333CS
1979

Бельгия Жаки Икс

Lola T333CS
1980

Франция Патрик Тамбэ

Lola T530
1981

Австралия Джефф Брэбэм

Lola T530
VDS 001
1982

Соединённые Штаты Америки Эл Ансер-мл.

Frissbee GR2
Frissbee GR3
1983

Канада Жак Вильнёв-ст.

Frissbee GR2
Frissbee GR3
1984

Ирландия Майкл Роу

VDS 002
VDS 004
1985

Соединённые Штаты Америки Рик Мяскевич

Frissbee GR3
1986

Канада Хорст Кролл

Frissbee KR3
Британский чемпионат F5000
1969

Великобритания Питер Гетин

McLaren M10A
1970

Великобритания Питер Гетин

McLaren M10B
1971

Австралия Фрэнк Гарднер

Lola T192
Lola T300
1972

Нидерланды Ги ван Леннеп

Surtees TS11
1973

Бельгия Тедди Пилетт

Chevron B24
1974

Великобритания Боб Эванс

Lola T332
1975

Бельгия Тедди Пилетт

Lola T400
1976

Великобритания Дэвид Пэрли

Chevron B30

Tasman Series (в годы действия F5000)
1970

Новая Зеландия Грэм Лоуренс

Ferrari 246T
1971

Новая Зеландия Грэм Макрэй

McLaren M10B
1972

Новая Зеландия Грэм Макрэй

McRae GM1
1973

Новая Зеландия Грэм Макрэй

McRae GM1
1974

Великобритания Питер Гетин

Chevron B24
1975

Австралия Уорик Браун

Lola T332

Австралийский чемпионат среди гонщиков
— CAMS Gold Star (в годы действия F5000)
1971

Австралия Макс Стюарт

Mildren
1972

Австралия Франк Матич

Matich A50
1973

Австралия Джон Маккормак

Elfin MR5
1974

Австралия Макс Стюарт

Lola T330
1975

Австралия Джон Маккормак

Elfin MR6
1976

Австралия Джон Леффлер

Lola T400
1977

Австралия Джон Маккормак

McLaren M23
1978

Новая Зеландия Грэм Макрей

McRae GM3
1979

Австралия Джонни Уокер

Lola T332
1980

Австралия Альфредо Костанцо

Lola T430
1981

Австралия Альфредо Костанцо

McLaren M26


Ссылки |


  • OldRacingCars.com История и статистика гонок машин F5000








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?