Василий Алибабаевич

Multi tool use
![]() |
Эта статья предлагается к удалению. |
Василий Алибабаевич | |
---|---|
![]() Раднэр Муратов в роли Василия Алибабаевича | |
Создатель | Александр Серый Георгий Данелия Виктория Токарева |
Исполнение | Раднэр Муратов |
Информация | |
Род занятий | беглец |
Васи́лий Алибаба́евич Али-Баба́ — персонаж фильма «Джентльмены удачи», воплощённый на экране советским актёром театра и кино Раднэром Муратовым.
Имя Василия Алибабаевича стало нарицательным при обозначении современных мошенников, в особенности — орудующих в сфере бензина и горюче-смазочных материалов[1].
Содержание
1 Краткое описание персонажа
2 Крылатые фразы
3 Выбор актёра на роль Василия Алибабаевича
4 Вхождение в роль
5 Послесловие
6 Память
7 Дальнейшее использование образа
8 Ссылки
9 Источники
10 Литература
Краткое описание персонажа |
По версии, изложенной самим героем, Василий Алибабаевич попал в тюрьму на один год[2] за мелкие махинации с горюче-смазочными материалами — «бензин ослиной мочой разбавлял»[3].
До заключения проживал в городе Джамбуле. Он очень скучал по родному городу, вспоминая, что «там тепло, там мой дом, там моя мама». Он, не стесняясь, тепло говорит о своей маме и любви к детям.
Одна из характеристик персонажа приведена в сборнике «Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность» (2007):
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
«Василий Алибабаевич комичен и наивен: у него явные проблемы с русским языком, да и с культурой речи в целом. Это, скорее, образ ребёнка и конформиста, который легко поддается любому влиянию, в том числе и пагубному. При этом его мучают угрызения совести за „плохие“, с его точки зрения, поступки. Но он все равно остается „ребёнком“, которому нужен постоянный внешний контроль, а иногда и наказание»[4].
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
Есть мнение, что «образ Василия Алибабаевича воплощает советскую идею о несамостоятельности союзных республик и роли России — строгого, но справедливого и заботливого „старшего брата“»[4].
По характеру Василий Алибабаевич мягок, послушен и сговорчив. Он стал эталоном «хорошего» преступника, ему сочувствовали миллионы кинозрителей[5].
Крылатые фразы |
По результатам социологического опроса, проведённого «Комсомольской правдой»[6] фраза «Кушать подано. Садитесь жрать, пожалуйста!» вошла под восьмым номером в пятнадцать главных фраз советского и российского кино.
Другие известные фразы[7][8]:
- «Слушайте, заткнитесь, пожалуйста! Устроили тут ромашка — помню, не помню… Дайте спать!»
- «Какой хороший цемент! Не отмывается совсем». — «А ты зачем бежал?» — «Все побежали, и я побежал»
- «Нехороший ты человек, Косой. Злой, как собака»
- «А в тюрьме сейчас ужин — макароны»
- «Шакал я паршивый! У детей деньги отнял, детский сад ограбил»
- «Что это у тебя?» — «Надо!»
- «Эй, гражданина, ты туда не ходи! Ты сюда ходи, а то снег башка попадёт. Совсем мёртвый будешь…»
- «Шакал я паршивый! Всё ворую, ворую…»
- «Женские туфли хочу. Три штуки — размер 42, 43, 45»
- «Жалко, такой хороший женщин, а отец – барыга, спекулянт»
- «Совсем озверел, шакал»
- «Мы будем прятать, а он дырка смотреть, да?»
- «У тебя папа, мама был?» — «Был». — «Зачем ты такой злой, зачем, как собака?»
- «И я за какой-то паршивый четырнадцать лет эта гадюка терпеть буду?»
- «Сдаёмсу-у!»
Выбор актёра на роль Василия Алибабаевича |
Среди всех персонажей «Джентльменов удачи» исполнителя роли Василия Алибабаевича подбирали дольше всего, и актёру Раднэру Муратову роль комично-серьёзного жулика Васи, который попал в тюрьму за то, что разбавлял бензин ослиной мочой, досталась случайно. Первоначально сценарий писался в расчёте на Фрунзика Мкртчяна, но того не отпустили на съёмки из-за 50-летия образования Армянской ССР (первый актёр республики не мог отсутствовать на праздничных мероприятиях). На роль пробовались другие известные актёры, в итоге не прошёл ни один, даже фактурный Владимир Этуш показался мосфильмовскому начальству неубедительным. В протоколе заседания художественного совета значилось: «Из представленных на кинопробе не годится ни один, сделать кинопробу И. Рутбергу». Когда не прошёл и Илья Рутберг, претендентов начали отсматривать по новой. И лишь тогда обратили внимание на артиста Государственного театра киноактёра Раднэра Муратова, который и стал тем самым неповторимым Василием Алибабаевичем.
Изначально в «Джентльменах удачи» он должен был сыграть начальника тюрьмы. Но у Муратова эта роль энтузиазма не вызвала. Когда его спросили, кого бы он тогда хотел сыграть, он заявил, что не отказался бы от роли Василия Алибабаевича. Эта роль впоследствии и стала для актёра главной в его жизни, и именно по этой роли его помнили зрители[9]. А тогда времени для поиска нового кандидата уже не было, поэтому роль начальника тюрьмы была сокращена, а Муратов стал Василием Алибабаевичем[10].
Вот как он сам вспоминает об этом событии: «Мы обязаны были сниматься беспрекословно в любой роли. Как-то ассистент режиссёра дал почитать сценарий „Джентльменов удачи“. Мне предлагали сыграть начальника тюрьмы. Помните короткий эпизод? Не знаю, что нашло, но впервые я заартачился: Не буду!», — назавтра его вызвали к начальству. Долго «мурыжили» в приёмной. Муратов прекрасно понимал, что за ослушание его ждёт приказ о понижении зарплаты, и так-то маленькой. Наконец, Муратов попал в кабинет, и начался разнос: «Мы тут бьёмся-бьёмся, чтоб хоть какую-нибудь роль заполучить, дать вам возможность заработать! А вы нос воротите!..» Тут-то, по словам Муратова, спасительная мыслишка и промелькнула в голове: «Да я потому от начальника тюрьмы отказался, что другую роль для себя вижу». — Какую? — Али-Бабу. Съёмочное начальство метало громы и молнии: «Да ты понимаешь, на что замахнулся?! Сценарий специально написан под звёзд — Леонова, Вицина, Крамарова… Али-Баба — Фрунзик Мкртчян вылитый. Это давно приговорено». Начальство ещё долго возмущалось «неслыханной наглостью» Муратова, но главного актёр добился — зарплату не срезали. Шло время. Муратов уже забыл о «Джентльменах удачи». А события развивались драматически. Солнечная Армения готовилась к славному юбилею — 50-летию республики. Национального героя Фрунзика ну никак не отпускали в Москву. Зима кончалась, а с ней и возможность съёмок в проруби. Фрунзика ждали-ждали, потом пригласили актёра из Ташкента. Только утвердили, а тот под следствие попал… В съёмочной группе паника. Снег-то тает. Тут вспомнили, что какой-то чудак сам напрашивался на Али-Бабу. Долго вспоминали фамилию…[11]
Вхождение в роль |
В итоге пригласили Муратова. «Виктория Токарева посмотрела-посмотрела: У нас комедия. Поэтому играй серьёзно, как у Швейцера во „Время, вперёд!“. Я и сыграл серьёзно…», — вспоминал впоследствии Муратов. На съёмках Муратов всегда держался в стороне, потому что никого не знал, и боялся, что его ненароком выгонят[11]. В ходе съёмок «Джентльменов удачи» исполнителям главных ролей Леонову, Вицину и Крамарову не хотелось раздеваться в —17 °C. Между собой актёры договорились не раздеваться и пытались подговорить Муратова на это неподчинение, но тот всё-таки разделся и первым выскочил на мороз. Потом они отомстили Муратову — Крамаров подкрался к нему и тут же, перед камерой, натёр снегом, а Вицин, чтобы было веселее, стал натирать и самого Крамарова. В итоге этот дубль и вошёл в фильм. О самой известной своей роли Муратов впоследствии вспоминал[12]:
Никогда не забуду, как нас опускали в цементный раствор. Я понял: актёры такой народ — если роль хорошая, куда хочешь залезут. Вот наступил этот день, когда нас стали туда опускать. Но оказывается, какой-то не такой цемент, а другой. В общем, цемент нас не принял, он нас выкинул… Подкатила цистерна с обыкновенной хлебной закваской. И ещё она была подкрашена зелёной луковой эссенцией, но всё равно состав был такой терпкий, липкий… Помните: «Какой цемент хороший! Не отмывается совсем!»? Съёмки были под Самаркандом, и там была фабрика, а при ней душевая, и вот только минут через сорок — сорок пять еле мы этот состав кое-как от себя отскребли, поры наши вновь задышали, стали мы опять превращаться в человека, оглянулись, а Вицина нету. Оказалось, что он продолжает сидеть в цистерне, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и что это на 15 лет продлевает молодость.
Московский дом, в котором прятались сбежавшие из тюрьмы герои, в действительности предназначался под снос, поэтому сначала туда пустили съёмочную группу, а потом дали возможность его спалить. В фильме показано, как Василий Алибабаевич зажигает керогаз, после чего раздаётся взрыв и загорается весь дом. Всё горело по-настоящему. Раднэр Муратов не пострадал во время взрыва, а спасать в итоге пришлось съёмочную группу. Творческие люди так увлеклись процессом, что перестали замечать опасность[13].
Послесловие |
Роль Василия Алибабаевича стала для Муратова единственной звёздной ролью, хотя он снялся в полусотне картин. «Это моя первая и последняя удача, — говорил спустя годы Муратов знакомым — После этого меня будто сглазил кто… Жена бросила, сына рядом не стало… А вскоре и роли для меня закончились. Видно, время моё ушло…»[14].
Память |
В 2006 году в казахстанском городе Таразе, бывшем Джамбуле, появилась скульптурная композиция с изображением Косого, Доцента, Василия Алибабаевича и верблюда Васи. Памятник является одной из «визитных карточек» города[15][16].
Дальнейшее использование образа |
Актёр Марат Башаров в новогоднем музыкальном фильме Первый дома.
Ссылки |
Василий Алибабаевич (англ.) на сайте Internet Movie Database
- Как уходили кумиры — Раднэр Муратов (Василий Алибабаевич)
Источники |
↑ Тест жидкостей AdBlue для турбодизелей: по заветам Василия Алибабаевича
↑ Каминский А. Триумф Василия Алибабаевича // Экспресс К : Ежедневная общественно-политическая республиканская газета Казахстана. — 15 мая 2007. — № 83 (16231). Архивировано 29 июля 2013 года.
↑ Романов С. А. Торговля и сервис // Энциклопедия российского мошенничества. — М.: Вече, 1997. — С. 172. — 542 с. — (Энциклопедии, справочники, неумирающие книги). — ISBN 5-7838-0089-9.
↑ 12 Олейникова, 2007, с. 253.
↑ Василий Алибабаевич (неопр.). Архивировано 25 апреля 2018 года.
↑ Смирнов Д., Гусятинский А. Заливная рыба как зеркало советского кино (неопр.) (HTML). Культура. Комсомольская правда (23 августа 2007). Проверено 24 января 2012. Архивировано 17 апреля 2012 года.
↑ Кожевников, 2011, с. 174—186.
↑ Цитируемые персонажи: Василий Алибабаевич Алибаба (неопр.). Проверено 26 апреля 2018.
↑ Скончался исполнитель роли Васи в «Джентльменах удачи» Радик Муратов (неопр.) (HTML). NEWSru.com (10 декабря 2004). Проверено 15 сентября 2011. Архивировано 17 апреля 2012 года.
↑ Антонов М. 10 малоизвестных фактов о фильме «Джентльмены удачи» (неопр.) (HTML). Культура. Комсомольская правда (14 декабря 2009). Проверено 24 января 2012. Архивировано 17 апреля 2012 года.
↑ 12 Раззаков Ф. И. «Джентльмены удачи». 1972 год // Досье на звезд, (1962-1980) : Правда, домыслы, сенсации. — М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. — Т. 2. — С. 442. — 746 с. — 10 тыс, экз. — ISBN 5-0400-0982-8.
↑ Липовец И. Джентльмен удачи? // Владивосток : Газета. — 1 августа 2003.
↑ Богданова Т. «Джентльмены удачи»: Золотой шлем опять пропал // Аргументы и факты : Газета. — М.: Издательский Дом «Аргументы и факты», 10 мая 2006. — № 9 (87).
↑ Боброва И. Проигранная жизнь // Московский комсомолец : Газета. — 18 января 2005. — № 1456.
↑ «Визитная карточка города» (неопр.). Проверено 25 апреля 2018. Архивировано 25 апреля 2018 года.
↑ Печорина Д. «Джентльмены удачи — сегодня и 35 лет назад» («Наш Фильм — журнал о российском кино», 2006) (недоступная ссылка)
Литература |
- Олейникова Ю. В. Этнические «чужие» в советском кинематографе // Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. — Саратов: Научная книга, 2007. — С. 239—260.
- Кожевников А.Ю. Крылатые фразы и афоризмы кино. — М.: Олма Медиа Групп, 2011. — С. 172—189. — 304 с.
TD3ry,QX1fCg2kOOnSqM,9VL,fw,iP,yyB0AHJGrmKI,Sf5 3ingCK RQU63GHCq5UU XZ iLNQqZZWVURN1 On QCW2D8OW