Золотой телёнок (фильм, 1968)




















































Золотой телёнок
Постер фильма
Жанр
комедия
Режиссёр
Михаил Швейцер
Автор
сценария

Михаил Швейцер
В главных
ролях

Сергей Юрский
Леонид Куравлёв
Зиновий Гердт
Евгений Евстигнеев

Композитор
  • Фиртич, Георгий Иванович

Кинокомпания
Киностудия «Мосфильм».
Творческое объединение писателей и киноработников

Длительность
164 мин.
Страна
СССР СССР
Язык
русский
Год
1968
IMDb
ID 0063845

«Золото́й телёнок» — двухсерийный чёрно-белый фильм; первая экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.


Сюжет уже был использован Ильфом и Петровым в сценарии фильма 1936 года "Однажды летом".




Содержание






  • 1 Сюжет


  • 2 В фильме снимались


    • 2.1 В главных ролях


    • 2.2 В ролях


    • 2.3 В ролях, изъятых из окончательной версии фильма




  • 3 Съёмочная группа


  • 4 Съёмки


  • 5 См. также


  • 6 Ссылки


  • 7 Примечания





Сюжет |




Сергей Юрский в роли Остапа Бендера (1968)






Действие происходит в 1930 году, то есть через три года после событий романа «Двенадцать стульев». Остап Бендер (Сергей Юрский), чудом выживший после покушения на него Кисы Воробьянинова, представляется в исполкоме провинциального городка Арбатова «сыном лейтенанта Шмидта» в расчёте на лёгкие деньги. Затея ему вполне удаётся, но в исполком тут же заходит ещё один «сын» — мелкий простоватый жулик Шура Балаганов (Леонид Куравлёв). Находчивость Бендера выводит из тупика щекотливую ситуацию, хотя в итоге сразу же после ухода «братьев» комичность происходящего ещё более усиливается появлением в исполкоме третьего «сына» — великовозрастного проходимца Паниковского, которого блистательно сыграл Зиновий Гердт.


В ходе общения «молочных братьев» Бендер делится с Балагановым мечтой — заполучить пятьсот тысяч рублей и уехать в Рио-де-Жанейро, для чего ему нужно лишь встретить богатого индивида, который после этой встречи сам со временем «принесёт ему деньги на блюдечке». Балаганов в ответ взволнованно сообщает, что недавно узнал об одном таком подпольном миллионере, некоем Корейко из Черноморска. Бендер безотлагательно выезжает с Шурой в этот город, сумев уговорить на дальнюю поездку арбатовского шофёра Козлевича (Николай Боярский), не снискавшего ожидавшегося им успеха на ниве местного автоизвоза. Адам Козлевич, раскаявшийся вор-неудачник, передвигается на раритетном автомобиле «Лорен-Дитрих» (по его утверждению), которому Бендер даёт новое имя — «Антилопа-Гну» (по свидетельствам знатоков, на самом деле в романе описан FIAT начала XX века с редким кузовом «тонно», в который входили сзади). На выезде из города троица подбирает Паниковского, в духе своей фамилии панически спасающегося от разъярённой толпы после кражи гуся.


На рубеже 20-х—30-х страна охвачена идеей всеобщей автомобилизации, а потому по замыслу предприимчивого Бендера «Антилопе» без особых усилий довольно долго удаётся выдавать себя за головную машину проходящего в то же время скоростного автопробега Москва — Харьков — Москва; Остап выступает на митингах, а экипаж бесплатно получает провизию, бензин и запчасти. И всё же спустя некоторое время компанию догоняет телеграмма, адресованная организаторам автопробега и предписывающая задержать самозванцев, которым приходится спасаться бегством.


Тем временем Корейко (Евгений Евстигнеев), живущий под видом скромного конторщика крупного государственного лесопромышленного предприятия «Геркулес» и хранящий свои миллионы в чемоданишке на вещевых складах местных вокзалов, испытывает серьёзную личную драму, неожиданно для себя влюбившись в молодую девушку Зосю Синицкую (Светлана Старикова). Его смятение усиливается, когда прибывшие в Черноморск Остап сотоварищи начинают анонимную психологическую атаку на миллионера: загадочные телеграммы двусмысленного содержания; нищий полуидиот (Паниковский), выпрашивающий у Корейко на улице миллион; бандероль с книгой «Капиталистические акулы».


Окончив этап первоначального воздействия на Корейко, великий комбинатор даёт Паниковскому и Балаганову поручение без какого-либо насилия отобрать у подпольного миллионера «всё содержимое его карманов», что двум жуликам не без приключений, но удаётся-таки выполнить. В похищенном ими портсигаре оказывается 10 000 рублей — «жалованье господина Корейко за двадцать лет беспорочной службы» по ироническому замечанию Бендера. Теперь Остап окончательно уверен в истинности рассказа Балаганова о тайном богатстве скромного с виду конторщика, однако ему не сразу удаётся понять, что на сей раз ему попался противник, не менее опытный в житейских схватках. Попытка «третьесортного шантажа», когда Бендер под видом милиционера пытается вернуть Корейко портсигар и взять с него расписку в получении денег, не приводит ни к чему — Александр Иванович так искусно проявляет полное равнодушие при виде денег, что Остапу не сразу удаётся признаться себе в неожиданном поражении.


Проанализировав ситуацию, Бендер решает искать компромат на подпольного миллионера и на время поисков ради общественного прикрытия (а больше для собственного развлечения) открывает «Черноморское отделение Арбатовской конторы по заготовке рогов и копыт». Несмотря на свою откровенно пародийную суть, эта затея невольно помогает Бендеру сделать первый шаг к расследованию прошлого Корейко: в «Рога и копыта» приходит наниматься в качестве подставного руководителя («зицпредседателя») один из «обломков старого коммерческого Черноморска» — старик по фамилии Фунт. Как выясняется, Фунт лично не знаком с Корейко, но неоднократно номинально возглавлял фирмы-однодневки, которые заключали с «Геркулесом» крупные авансовые договоры на поставки лесоматериалов и тут же бесследно пропадали с полученными авансами общей суммой в «не одну сотню тысяч». За перенасыщенный различными знакомствами и событиями остаток лета Бендеру удаётся разузнать и о других тёмных делах Александра Ивановича в 1920-е годы.


Тем временем Паниковскому пришла в голову мысль, что Корейко держит своё богатство в гирях, которыми он увлекается. Старик был уверен, что гири — золотые. Он подговаривает Балаганова выкрасть их и распилить, не ставя в известность об этом Бендера. Эта затея ни к чему не привела — гири оказались самыми обыкновенными. Разъярённый и измождённый Балаганов избивает Паниковского.


Собрав увесистую папку материалов по «делу А. И. Корейко», Остап вновь появляется у подпольного миллионера и требует у него миллион рублей. После долгой ночи морально-физического противостояния Александр Иванович соглашается отдать деньги, но утром по пути «в закрома» ему удаётся ускользнуть от Бендера в суматохе начавшихся военных учений. Бендер, снова оглушённый неожиданным крахом своих планов, случайно встречает в газоубежище Зосю Синицкую и тут же ухватывается за это знакомство как за единственную нить, способную вновь привести к Корейко. Начав ухаживать за девушкой, Остап неожиданно увлекается ею, но когда вскоре Зося действительно вскользь сообщает ему, что Корейко находится на строительстве Турксиба («Восточной магистрали»), Бендер делает выбор между мечтой и любовью не в пользу последней.


По дороге к Корейко старинная машина героев разваливается на ходу, Паниковский умирает, а Шура с Адамом, разуверившись в затее Бендера, решают остаться и не следовать дальше за Остапом. Бендер, тем не менее, действительно находит Александра Ивановича и осуществляет свою «мечту идиота», получив заветный миллион, но в стране активно строящегося социализма деньги не приносят Остапу ощущения счастья. В Москве он встречает Балаганова, от которого узнаёт, что Козлевич сумел собрать «Антилопу» и вернуться в Черноморск. Остап вручает Шуре царский подарок — пятьдесят тысяч рублей, но его дальнейшие планы «дать капитальный ремонт» Балаганову рушатся, когда тот «машинально» совершает в трамвае мелкую кражу и попадает в руки милиции.


Потерянный Бендер ради Зоси возвращается в Черноморск, где встречается с Козлевичем. Не найдя смысла в обретённом миллионе, он отправляет его бандеролью Народному комиссару финансов, после чего видит на улице Зосю. Он пытается вернуть девушку, но та уже успела выйти замуж. Поняв, что теперь потерял и любовь, и деньги, Остап бросается возвращать хотя бы последнее, что ему не без труда, но удаётся. Вновь обретя почти миллион, он бесповоротно принимает решение «начать трудовую буржуазную жизнь в Рио-де-Жанейро». Целую зиму Остап готовится к переходу границы, скупая золотые изделия и валюту. Но когда он весной предпринимает попытку бежать из СССР, румынские пограничники отнимают у него всё. Избитый Бендер, вернувшись на советский берег с единственной уцелевшей в схватке драгоценностью — орденом Золотого Руна, — устало обращается в пространство с фразой: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы».



В фильме снимались |



В главных ролях |





  • Сергей Юрский — Остап Бендер


  • Леонид Куравлёв — Шура Балаганов


  • Зиновий Гердт — Михаил Самуэлевич Паниковский


  • Евгений Евстигнеев — Александр Иванович Корейко


  • Светлана Старикова — Зося Синицкая


  • Николай Боярский — Адам Казимирович Козлевич




В ролях |





  • Павел Винник — бухгалтер Берлага


  • Евгений Гуров — официант (нет в титрах)


  • Игорь Ясулович — юный шофёр-любитель


  • Игорь Кашинцев — служащий Бомзе (нет в титрах)


  • Михаил Кокшенов — секретарь (нет в титрах)


  • Владимир Пицек — проводник


  • Николай Сергеев — старик Синицкий


  • Раднэр Муратов — студент в купе


  • Тамара Сёмина — Раечка


  • Константин Воинов — Скумбриевич

  • Виктор Семёнов — Перикл Фемиди, муж Зоси Синицкой


  • Дмитрий Орловский — начальник строительства (нет в титрах)


  • Евгений Перов — Полыхаев


  • Надежда Самсонова — Чеважевская

  • Александра Денисова — эпизод (нет в титрах)


  • Павел Павленко — зицпредседатель Фунт


  • Александр Январев — студент в купе


  • Инна Фёдорова — эпизод (нет в титрах)



В ролях, изъятых из окончательной версии фильма |




  • Анатолий Папанов — Васисуалий Лоханкин


  • Елена Королёва — Варвара


  • Марлен Хуциев — Гигиенишвили




Съёмочная группа |




  • Автор сценария: Михаил Швейцер

  • Режиссёр: Михаил Швейцер

  • Оператор: Сергей Полуянов

  • Художник: Абрам Фрейдин

  • Композитор: Георгий Фиртич

  • Комбинированные съёмки:

    • оператор: Александр Ренков

    • художник: Зоя Морякова






Съёмки |



  • Первая серия фильма и сцены с автопробегом и выступлением Бендера на трибуне снималась в городе Юрьев-Польский (Юрьев-Польско́й) Владимирской области и в селе Сима Юрьев-Польского района весной 1967 года. Натурные съемки Черноморска проводились в Одессе, которая действительно послужила прототипом для Черноморска у авторов литературного первоисточника.

  • Первой снималась сцена, когда Бендер говорит: «Это конец. Конец первой серии».

  • Сцены с «Вороньей Слободкой» были полностью отсняты и смонтированы[1], однако ими пришлось пожертвовать для сокращения хронометража. «Воронья слободка» — действительно единственный кусок, который подвергся жесточайшей критике после выхода оригинального романа в 1931 году. По мнению критиков, он очень затягивал сюжет. Впоследствии авторы признали это.


Кинопленка с эпизодом «Воронья слободка» была сохранена вдовой Анатолия Папанова Надеждой Юрьевной Каратаевой. В 1992 году трёхминутный фрагмент этой сцены был показан на вечере памяти Папанова, транслировавшемся по телевидению.


  • В новостной радиопередаче, идущей на заднем плане во время похода Корейко в камеру хранения, упоминается отставка премьер-министра Франции Пуанкаре, которая произошла на год ранее — в июле 1929 года. В другой новостной радиопередаче в ходе фильма сообщается об открытии I Всесоюзного слета пионеров (как известно, он проходил 18—25 августа 1929 г.);

  • Балаганов говорит Бендеру, что «нас было 69 детей лейтенанта Шмидта» (по книге — 34); Паниковскому досталась «для работы» Мордовская АССР (по книге — АССР Немцев Поволжья, в послевоенных изданиях - под названием «Поволжье»). К тому же Мордовская АССР была образована в 1934 г. — через четыре года после действия сюжета книги (лето-осень 1930 г.)

  • Для создания музыки к фильму первоначально был приглашён Георгий Свиридов. Композитор создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»), после чего работа остановилась: сотрудничество Свиридова и Швейцера по каким-то причинам прервалось, и режиссёр обратился к Георгию Фиртичу, который и значится в титрах как автор музыки. Однако, согласно исследованиям кандидата искусствоведения Александра Белоненко, в фильме звучит ещё и музыка Свиридова: тема автопробега принадлежит именно ему[2].

  • В 1967 году по просьбе кинематографистов инженер Лев Шугуров спроектировал автомобиль, который сыграл в фильме роль автомобиля «Антилопа Гну» (в книге он называется «Лорен—Дитрих»).[3] Двигатель, трансмиссия и рама использованы от автомобиля УАЗ-452, задний мост — от старого автомобиля ГАЗ-А. По чертежам Шугурова была выполнена облицовка кузова, руль был перенесен в соответствии с традициями автомобилестроения начала XX века с левой на правую сторону. Получившийся автомобиль имел ряд отличий от описанного в книге Ильфа и Петрова («оригинальный» автомобиль имел кузов «тонно» с балдахином и дверцей по центру задней части, а также цепной привод заднего моста).

  • События фильма разворачиваются в 1930-м году, а самолет Ан-2, который Бендер хотел купить, был создан только в 1947-м.

  • В начале фильма в эпизоде, где Остап Бендер дремлет в кинотеатре, демонстрируются кадры из советского немого фильма «Процесс о трёх миллионах» (1926).

  • Эпизод на берегу (Запускайте Берлагу) снят в Одессе на пляже в Лузановке.



См. также |



  • Мечты идиота

  • Золотой телёнок (телесериал, 2006)



Ссылки |



Wikiquote-logo.svg
В Викицитатнике есть страница по теме
Золотой телёнок (фильм, 1968)



  • «Золотой телёнок» на сайте «Энциклопедия отечественного кино»


  • «Золотой телёнок» (англ.) на сайте Internet Movie Database


  • «Золотой Телёнок» на ВидеоГид(R)


  • Съёмочные площадки Арбатова и Удоева сорок лет спустя в сравнении с кадрами из фильма

  • Веб-сайт, посвящённый автомобилям «Лорен-Дитрих»



Примечания |





  1. Невошедшая сцена в фильм "Золотой теленок" - YouTube


  2. Белоненко А. Георгий Свиридов: Полный список произведений (нотографический справочник). — М.-СПб., 2001. — С. 123.


  3. Лев Шугуров Подробная биография на сайте журнала «За рулём»











Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?