Блауберг, Игорь Викторович



































Игорь Викторович Блауберг
Блауберг, Игорь Викторович.jpg
Дата рождения
16 декабря 1929(1929-12-16)
Место рождения
Винница, УССР, СССР
Дата смерти
23 мая 1990(1990-05-23) (60 лет)
Место смерти
Москва, СССР
Страна
СССР СССР
Альма-матер
  • философский факультет МГУ

Основные интересы
методология науки, системные исследования





И́горь Ви́кторович Бла́уберг (16 декабря 1929, Винница, УССР, СССР — 23 мая 1990, Москва, СССР) — советский философ и методолог науки, один из создателей и лидеров системного движения в СССР, специалист по философии и методологии системных исследований.[1]


Вместе с В. Н. Садовским и Э. Г. Юдиным создал научную школу "Философия и методология системных исследований"[1]




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Основные положения системного подхода И. В. Блауберга


  • 3 Научные труды


    • 3.1 Монографии


    • 3.2 Статьи




  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Биография |


В 1953 году окончил философский факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, в 1956 году — аспирантуру там же.


В 1956—1958 годы работал в Ленинском районном комитете ВЛКСМ Москвы,


В 1958—1966 годах — сотрудник журнала «Вопросы философии», заместитель заведующего отделом, с 1963 года — ответственный секретарь журнала.


В 1963 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «О категориях целого и части в марксистской философии».


В 1966—1967 годах — старший научный сотрудник Института философии АН СССР.


В 1967—1978 годах — заведующий группой, затем сектором системного исследования науки ИИЕТ АН СССР.


С 1978 года — заведующий лабораторией «Системный подход и междисциплинарные исследования» ВНИИСИ ГКНТ.


В 1983 году защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Философско-методологические проблемы системного исследования».


Дочь — философ Ирина Блауберг (род. 1954)[2].



Основные положения системного подхода И. В. Блауберга |


Опираясь на сочинения Аристотеля, Шеллинга, Гегеля и других классиков философии, И. В. Блауберг сформулировал следующие главные антиномии целостности:

1) Положение: целое есть сумма частей. Противоположение: целое больше суммы частей.

2) Части предшествуют целому. Целое предшествует частям.

3) Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его.

4) Целое познается через знание частей. Части, как продукт расчленения целого, могут познаваться лишь на основе знания о целом.


Заслуга И. В. Блауберга состоит не только в том, что он четко сформулировал эти антиномии и в ряде своих работ провел их детальный анализ — он аргументированно показал, как возможно преодолеть эти антиномии.


Основные положения системного подхода И. В. Блауберга, уточняются через данные им конкретные определения понятий целого, целостности, системы и установление взаимоотношений между ними.
Целое (whole, das Ganze, le tout) — конкретный объект, обладающий интегративными («эмерджентными») свойствами. С гносеологической точки зрения интегративность выступает как результирующая обобщающей функции понятия целостности, связанной с уже познанными особенностями сложноорганизованных объектов.
Целостность (wholeness, die Ganzeit, la integrite) — представления о полноте хвата явления и вместе с тем о сущности интеграции, процессах новообразования, структурных уровнях, иерархической организации процессов и явления и т. п., существующие в каждый данный момент в философском и научном познании. Это — фон, на котором развертывается познание целостных объектов, ориентир познавательной деятельности. Эту функцию понятие целостности выполняет в силу того, что оно имеет своеобразную двуслойную структуру, включая в себя не только актуальное, но и потенциальное знание.
Система (system, das System, systeme) — понятие, которое служит для воспроизведения в знании целостного объекта с помощью специфических принципов, определенных понятийных и формальных средств; как правило, это воспроизведение осуществляется с определенной практической направленностью (например, в связи с задачами управления). Следует иметь в виду, что изображение целостного объекта (целого) в виде системы не является единственно возможной формой его отображения в знании, поскольку могут существовать, скажем, структурное, функциональное, структурно-функциональное, поэлементное и другие его изображения.


Используя эти определения, утверждает И. В. Блауберг, легко установить взаимоотношения целого к целостности и системы к целостности. Целое — это конкретный объект (класс объектов), в котором на основе применения соответствующих исследовательских процедур обнаружено наличие интегративных свойств. Таким образом, понятие целого формулируется как результат применения понятия целостности и связано с осуществлением познавательной деятельности, а не является изначальной характеристикой объекта самого по себе. Поэтому столь важным этапом в развитии любой науки становится выработка в ней адекватных представлений об изучаемом объекте как целом.

Что же касается взаимоотношения системы и целостности, то, по мнению И. В. Блауберга, понятие системы всегда описывает целое и неразрывно с ним связано и тем самым связано и с понятием целостности. Целостность же не исчерпывается системным описанием в силу неформализуемости этого понятия.


Важно положение о том, что понятия целого, целостности и системы в реальном процессе научного познания не стоят рядом друг с другом, а образуют определенную иерархию, включающую в себя, помимо названных, и ряд других связанных с ними понятий. Эта целостная, иерархически организованная понятийная система представляет собой подсистему научного знания в целом, взятого в определенном срезе — под углом зрения интеграции, синтеза знаний. При этом понятие целостности выступает как интегральная характеристика синтетических тенденций научного познания.



Научные труды |



Монографии |



  • Блауберг И. В. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М., 1969.

  • Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. — М., 1972.

  • Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода. — М., 1973.

  • Блауберг И. В. Проблема целостности и системный подход. — М.: Эдиториал УРСС, 1997. — (Философы России XX века). — ISBN 5-901006-08-9.



Статьи |



  • Блауберг И. В., Садовским В. Н., Юдин Э. Г. Системный подход в социальных исследованиях // Вопросы философии. — М., 1967. — № 9.

  • Блауберг И. В. Количественные методы в социологии и их концептуальные основания // Информационный бюллетень Советской социологической ассоциации и Института конкретных социальных исследований АН СССР. — 1968. — № 8.

  • Блауберг И. В. Системные исследования и общая теория систем // Системные исследования. — 1969.

  • Блауберг И. В. Часть и целое // Философская энциклопедия. — М., 1970. — Т. 5.

  • Блауберг И. В. Системный подход как предмет историко-научной рефлексии // Системные исследования. — М., 1973.

  • Блауберг И. В. Целостность и системность // Системные исследования. Ежегодник 1977. — М., 1977.

  • Блауберг И. В., Садовский В. Н., Юдин Э. Г. Философский принцип системности и системный подход // Вопросы философии. — М., 1978. — № 8.

  • Блауберг И. В., Мирский Э. М., Садовский В. Н. Системный подход и системный анализ // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1982. — М., 1982.

  • Блауберг И. В., Игнатьев А. А., Мирский Э. М. Научное знание в системе инновационного процесса // Проблемы интенсификации и диагностикик нововведений. Труды семинара. — М.: ВНИИСИ, 1984.

  • Блауберг И. В. Из истории системных исследований в СССР: попытка ситуационного анализа // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник. 1989-1990. — М., 1991.



См. также |


  • Системный подход


Примечания |





  1. 12 Алексеев, 2002.


  2. Блауберг Ирина Игоревна




Литература |


  • Алексеев П. В. Блауберг Игорь Викторович // Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академический проект, 2002. — 1152 с. — ISBN 5-8291-0148-3.








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?