Алексеевская соединительная линия

Multi tool use
Алексеевская соединительная линия | |
---|---|
![]() Алексеевская соединительная линия между Курским вокзалом и станцией Каланчёвской. Август 2017 года | |
Общая информация | |
Страна | Россия |
Расположение | Москва |
Тип | соединительная, транзитная |
Состояние | действующая |
Количество станций | 3 (+2 крайние) (+ 3 о. п.) |
Обслуживание | |
Дата открытия | вторая половина 1850-х |
Подчинение | Московская железная дорога (Московско-Смоленский и Московско-Курский регионы) |
Технические данные | |
Протяжённость | 12 км |
Ширина колеи | 1520 мм |
Тип электрификации | постоянный ток |
Карта линии | |
![]() |
|
![]() |
Алексе́евская соедини́тельная ли́ния — железнодорожная соединительная ветка Московского железнодорожного узла, соединяющая некоторые радиальные направления этого узла и используемая для транзитного движения поездов с одного на другое.
Проходит по Центральному, Северо-Восточному, границе между Центральным и Северным административными округами Москвы. Относится к Московской железной дороге (Московско-Смоленский и Московско-Курский регионы, граница по бывшему Алексеевскому посту, находящемуся ныне в границах станции Москва-Рижская).
Включает:
- двухпутную электрифицированную линию длиной 11 км с автоматической блокировкой от Белорусского вокзала (станция Москва-Пасс.-Смоленская) до Курского вокзала (станция Москва-Пасс.-Курская) (в противоположную сторону от основного Белорусского / Курского направления) с четырьмя промежуточными остановочными пунктами электропоездов, включая одну внеклассную станцию (условно с запада на восток):
платформу Савёловская (подземный переход на основные платформы станции Москва-Бутырская у Савёловского вокзала и на станцию метро «Савёловская»)
платформу Москва-Станколит (неофициально — Станколит)
станцию Москва-Каланчёвская. В границах станции находятся:
платформа Ржевская (пешеходный переход к Рижскому вокзалу и к станции метро «Рижская»)
Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «ФПК» («Правительственный вокзал»).
платформа Каланчёвская (пешеходный переход на три вокзала и станцию метро «Комсомольская»)
- ответвление на Савёловское направление при движении с запада от Белорусского вокзала через платформы Савёловского вокзала
- ответвление на Рижское направление при движении с востока от Ржевской, минуя платформы Рижского вокзала (но не станцию Москва-Рижская)
- ответвление на Ленинградское направление (главный ход ОЖД) при движении с востока от Ржевской, минуя Ленинградский вокзал (станцию Москва-Пасс.)
При этом участок линии между платформами Москва-Станколит и Ржевская (не включая их) находится в границах станции Москва-Рижская, в том числе развязка с Рижским направлением и бывший пост Алексеевский, а также два передаточных стрелочных съезда к станции Москва-Товарная главного хода Октябрьской железной дороги. Участок с ответвлением на Савёловское направление находится в границах станции Москва-Бутырская, в том числе один путь у платформы Савёловская.
По ветви есть пригородное пассажирское движение на/с направлений:
Смоленское (Белорусское) (с/до станций Савёловского или Курского направления)
Рижское (только с/до Ржевской, Каланчёвской и станций Курского направления)
Курское (кроме Савёловского вокзала)
Савёловское (только с/до станций Белорусского направления)
Горьковское (только один экспресс в день до Каланчёвской, более частое сообщение ограничено количеством путей с Горьковского направления на транзитные платформы Курского вокзала).
Кроме продления следования электропоездов далее основных вокзалов до Каланчёвской или других вокзалов, ветвь позволяет соединять попарно направления разных вокзалов, и эта возможность интенсивно используется для транзитного пассажирского сообщения электропоездами:
- Смоленское — Савёловское направления
- Смоленское — Курское направления
- Курское — Рижское направления (минуя платформы Рижского вокзала)
Также поездами дальнего следования используются съезды на ОЖД, савёловское и тульское направление:
- Ленинградское — Курское направления (для поездов, следующих из Санкт-Петербурга или Мурманска в направлении Кавказа или Крыма)
Ленинградское — Горьковское направление (использовалось «Сапсанами» маршрута Санкт-Петербург — Нижний Новгород в 2010—2011 годах и с 2018 года)- Смоленское-Курское направление (поезд 109С Москва-Анапа, следующий с пригородной платформы Белорусского вокзала).
В связи с тем, что моторвагонное депо ТЧ-18 им. Ильича, обслуживавшее ранее Смоленское направление, закрыто, и все электропоезда переданы в депо ТЧПРИГ-14 Лобня, Алексеевская соединительная линия обеспечивает возможность перемещения поездов из депо ТЧПРИГ-14 Лобня Савёловского и ТЧПРИГ-3 Перерва Курского направлений для работы на Смоленском направлении.
Учитывая все возможные пересадки с охваченных линией вокзалов и остановочных пунктов, не охваченными данной пересадочной системой остаются только Киевское и Павелецкое направления (вокзалы являются тупиковыми, находятся на юго-западе / юге, в то время как данная линия проходит севернее). При этом Павелецкое направление связано с Курским через соединительную ветку Царицыно — Бирюлево на юге Москвы, по которой есть движение поездов дальнего следования, но нет пригородного (в середине 2000-х ходил Аэроэкспресс с Белорусского вокзала в аэропорт Домодедово).
Содержание
1 История
2 См. также
3 Примечания
4 Ссылки
История |
Алексеевская соединительная линия изначально соединяла старый Нижегородский вокзал с Николаевской железной дорогой, ныне Октябрьской железной дорогой, к 1870 году была продлена до Смоленского вокзала.
В 90-х годах XIX века к ней примкнула Царская ветка, позволившая напрямую попасть на Смоленский вокзал из Петербурга[1].
В 1896 году на месте у нынешней платформы Каланчёвская было построено здание Императорского железнодорожного павильона для предполагавшегося приёма коронационного поезда Николая II.
В 1981 году первый путь Савёловского вокзала продлён на Алексеевскую линию к Белорусскому направлению, организовано транзитное движение электропоездов между Белорусским и Савёловским направлениями (транзитное непригородное движение существовало и до этого). В 2011 году рядом построены ещё один путь и платформа для двухпутного движения для беспрепятственного курсирования Аэроэкспресса вместе с пригородными электропоездами.
См. также |
- Веткина улица
- Белорусский вокзал
- Курский вокзал
- Рижский вокзал
- Савёловский вокзал
ССВ — Служебная соединительная ветвь.
Железнодорожный транспорт в Москве; Соединительные ветви
- Список железнодорожных станций и платформ Москвы
Примечания |
↑ http://dic.academic.ru/dic.nsf/moscow/3445/Царская Царская ветка
Ссылки |
Соединительная ветвь — АиФ: Детская Энциклопедия № 12 11/12/2003
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно: |
6 6BkLV0NVr42 QxvMavVIHMWqgB,n8Cpgx y TTqpu0 5vOprf