Кузнецов, Владимир Александрович (художник)













































Владимир Александрович Кузнецов
Автопортрет, 1899
Автопортрет, 1899
Дата рождения
5 сентября 1874(1874-09-05)
Место рождения
станция Мшинская, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя[1]
Дата смерти
29 октября 1960(1960-10-29) (86 лет)
Место смерти
Верхняя Салда, Свердловская область, РСФСР, СССР
Страна
Российская империя Российская империяСССР СССР
Жанр
портретная, пейзажная, историческая, жанровая живопись
Учёба
  • Высшее художественное училище (1909)

Награды

Звания

  • член и экспонент Общества художников им. А. И. Куинджи (1918, 1929–1930);

  • член Ассоциации художников революционной России (1924–1928);

  • член Союза художников СССР (с 1932);


Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Влади́мир Алекса́ндрович Кузнецо́в (5 сентября 1874, станция Мшинская, Санкт-Петербургская губерния[1] — 29 октября 1960, Верхняя Салда, Свердловская область) — русский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР. Член АХРР, член Союза художников СССР.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Наиболее известные картины


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 Ссылки





Биография |


Родился 5 сентября 1874 года на станции Мшинской в то время Варшавской железной дороги, в 109 км от Санкт-Петербурга, где его отец служил помощником начальника станции. Когда мальчику было пять лет, умерла мать, и отца перевели на работу в Санкт-Петербург. Владимира определили в коммерческое училище, но закончить его не удалось из-за смерти отца. Сдал экзамены экстерном при гимназии Императорского человеколюбивого общества.


С ранних лет любимым занятием мальчика было рисование, но учиться живописи он начал только в 24 года, посещая с 1898 года вечерние занятия в приготовительном классе школы Общества поощрения художеств. Преподавателями в то время были А.Писемский, А. Афанасьев, Я.Ционглинский, В.Навозов; директором школы был Евгений Сабанеев.


В 1901 году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, где был первым из 180 поступавших. Поступив по примеру друзей в мастерскую И. Е. Репина, вскоре разочаровывается в его педагогической деятельности и переходит в мастерскую В. Е. Маковского. На втором году учёбы профессор И.Творожников рекомендовал В. А. Кузнецова художнику К. Зимину в качестве помощника для росписи стен в церкви Нижне-Салдинского завода на Урале, и летом 1902 г. он оказался в Нижней Салде старшим группы художников для росписи церкви Александра Невского. С этих пор профессора Академии стали приглашать В. А. Кузнецова на работу по стенной росписи, в том числе по росписи собора в Софии[2].


Расписывая церковь в Нижней Салде, В. А. Кузнецов изучил основы монументальной живописи, но его больше привлекали деревянные постройки, предметы народного быта и суровые лица жителей Урала, которыми он заполнил свои альбомы. Он изучал быт старообрядцев, и в 1903 г. женился на дочери главы большой старообрядческой семьи. С этих пор начались частые поездки художника из Петербурга на Урал, где жила его семья — жена и дети: сын Борис (1904 г.р.) и дочь Галина (1905 г.р.)
В 1904 г.в одну из поездок на Урал, в Нижне-Салдинском заводе художник пишет небольшую жанровую картину «Дедушка и внучек», которая была продана на выставке в Академии художеств. Это было первое выступление художника с законченной картиной. Оно положило начало его постоянной художественной деятельности как художника.




«Канун», 1909 г.




Кузнецов В. А., 1909 г.


В 1909 Кузнецов закончил Академию художеств. Ему было присвоено звание художника за картину «Канун» (поминальная молитва старообрядцев) и право пенсионерской поездки за границу в Италию. Картина экспонировалась на международной выставке в Риме в 1911 г.и была отмечена золотой медалью. (Картина хранится в Государственном музее истории религии в Петербурге).




«Весна», 1912


На весенней выставке Академии художеств в 1910 г.была выставлена его картина «Крестный ход» (из жизни старообрядцев-беспоповцев), которая получила вторую премию. Эта картина также получила первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художников. Поэтому Кузнецову предоставили ещё одну пенсионерскую поездку в Рим. Он задумал новую картину «Весна», основанную на мифологическом сюжете возвращения Адониса к Венере. Но не закончил её за один год и получил право на ещё одну пенсионерскую поездку. Картина была выставлена на Академической весенней выставке и получила первую премию в 1912 г. и первую премию на Всероссийском конкурсе Общества поощрения художеств Эта картина вызвала неоднозначную реакцию в мире художников и откровенное неприятие со стороны художников реалистического направления (И. А. Бродский, с.5-6).


Учитель Кузнецова В. Е. Маковский поспособствовал получению почетного заказа — портрета императора Николая II, который был написан в 1914 г. Портрет был выполнен в строгой академической манере.(Картина хранится в Русском музее в Петербурге).


С 1912 г. Кузнецов был членом общества имени Куинджи и в 1915 г. написал картину «Заседание членов общества Куинджи», где он нарисовал членов общества и себя самого. (Картина хранится в Русском музее в Петербурге).


Однако Кузнецов продолжал работать и в своей новой манере и написал осенние пейзажи на Волге, которые были выставлены на Академической выставке 1915 г. и вызвали неодобрительный отзыв И. Е. Репина.


В 1917 г. на выставке Академии художеств была представлена картина «Божьи люди» (из быта старообрядцев), знаменующая возврат художника к прежним темам и на прежние позиции в искусстве. В этом же году картина была представлена на выставке общества имени Куинджи. (Картина хранится в Русском музее в Петербурге).


После Октябрьской революции 1917 г. Кузнецов на несколько лет уехал из Петрограда и работал на Урале, в основном в Нижнем Тагиле, где занимался педагогической и музейной работой. В 1921 г. он возвратился в Петроград и стал преподавать живопись в Художественно-промышленном техникуме (1921—1929).


В 1922 году стал членом АХРР (Ассоциации художников революционной России), приняв революцию и укрепившись на позициях реализма. Он участвовал во всех выставках АХРР и писал картины на революционные темы, а также множество портретов простых людей.
В 1929 году вернулся в общество имени Куинджи и участвовал во всех выставках этого общества в 1930 г. В 1932 г. был основан Союз художников, и с самого начала он стал его членом.


С 1931 года начал работать над серией картин под названием «Город трех революций»- «За власть Советов» (1935), «Штаб Октября» (1936), «Взятие Зимнего дворца» (1939). Он написал множество вариантов этих картин, которые хранятся в музеях России.


В 1937 году Правительственная комиссия выбрала картину «Штаб Октября» на всемирную выставку в Париже, где она получила большую золотую медаль. Картина «Взятие Зимнего дворца» экспонировалась на всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. В советском павильоне для неё было отведено специальное место.


Во время Второй мировой войны 66-летний Кузнецов был в эвакуации в г. Белорецке (Южный Урал). После прорыва блокады Ленинграда в 1944 г. он вернулся в Ленинград. В послевоенные годы он писал в основном портреты известных людей и авторские копии своих известных картин. Лучшей картиной этого периода была картина «Пушкин и няня» (1948), которая была растиражирована на открытках к 150-летию со дня рождения поэта.(Картина хранится в Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге).


В 1952 году в Ленинграде вышла автобиографическая книга В. А. Кузнецова «Путь художника».


В 1953 году за заслуги в области советского изобразительного искусства Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 февраля Владимиру Александровичу Кузнецову было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».


В 1959 г. душевное и физическое здоровье художника резко пошатнулось, и сын увез его на Урал в Верхнюю Салду, где он скончался 29 октября 1960 года. Похоронен на старом кладбище Верхней Салды.


Работы художника В. А. Кузнецова хранятся не только в музеях России. В Черкасском художественном музее (укр.) (Украина) есть зал с работами художника: «Весна», «Огни Днепрогэса», «Портрет дочери» и др.



Наиболее известные картины |



  • «Дедушка и внучек», 1904 г.

  • «Канун», 1909 г.

  • «Крестный ход», 1910 г.

  • «Весна», 1912 г.

  • «Николай II», 1914 г.

  • «Заседание членов общества Куинджи». 1915 г.

  • «Чёрные вороны» («Божьи люди»), 1917 г.

  • «Пугачев на Урале», 1923 г.

  • «Уральский штейгер», 1925 г.

  • «За власть Советов», 1935 г.

  • «Огни Днепрогэса», 1935 г.

  • «Штаб Октября», 1936 г.

  • «Автопортрет», 1938 г.

  • «Чаепитие», 1939 г.

  • «Взятие Зимнего дворца», 1939 г.

  • «Мастерская художника в Черкассах», 1939 г.

  • «Автопортрет», 1946 г.

  • «Пушкин и няня», 1948 г.



Примечания |





  1. 12 Ныне — Лужский район, Ленинградская область, Россия.


  2. В. С. Телемаков «Возрождение красоты», Лениздат, 1972,14с.




Литература |




  • Бродский И. А. Творчество В. А. Кузнецова. Предисловие к книге В. А. Кузнецов «Путь художника». — М.-Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1952. — с. 3-11.


  • Кузнецов В. А. Путь художника. — М.-Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1952. — 75 с.


  • Телемаков В. С. Возрождение красоты. — Л.: Лениздат, 1972. — 143 с.

  • С. Н. Кондаков. Юбилейный справочник Императорской Академии художеств. 1764-1914. — Спб.: Товарищество Р.Голике и А.Вильборг, 1915. — Т. 2. — С. 105. — 454 с.



Ссылки |



  • Кузнецов Владимир Александрович. Биография (неопр.). Информация о Свердловской области (25 ноября 2011). Проверено 9 ноября 2013.

  • Кузнецов Владимир Александрович. Социально — патриотический проект «Старое кладбище»




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?