Смоленское направление Московской железной дороги

Multi tool use
Смоленское направление Московской железной дороги[1][2][3] — железнодорожные линии на запад от Москвы. Зачастую в публикациях, относящихся к пригородным пассажирским перевозкам, может использоваться и название «Белорусское направление»[4][5]. Главный ход к Смоленску и далее до границы с Белоруссией (до станции Красное). Длина главного хода 490 км.
По этому направлению следуют пригородные электропоезда, а также поезда дальнего следования (в том числе направляющиеся в Минск, Брест, Гомель, Вильнюс, Калининград, Варшаву, Берлин, Прагу, Париж, Ниццу).
Содержание
1 История
2 Современное состояние
3 Список остановочных пунктов
4 Литература
5 Примечания
6 Ссылки
История |
Участок Москва — Смоленск был открыт в сентябре 1870 года, участок Смоленск — Брест — в ноябре 1871 года.
Эта дорога получила название «Московско-Брестской», а в честь столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года получила название «Александровская железная дорога».
Собственно станция Смоленск была открыта ещё в 1868 году в составе участка Витебск — Рославль, позже частично вошедшего в Смоленское направление.
В 1918 году было открыто ответвление Дурово — Владимирский Тупик, в 1925 году — Голицыно — Звенигород, в 1927 году — Кунцево — Усово.
Электрификация началась в 1943 году напряжением 1,5 кВ (постоянный ток) с участка от Москвы до Кунцево,
- в 1944 году — до Сетуни,
- в 1947 году — до Одинцово.
- В 1949 году уже электрифицированная линия переведена на напряжение 3 кВ, электрификация продлена до Голицыно.
- В 1950 году электрифицирована ветка на Звенигород,
- в 1957 году — на Усово.
- Электрификация главного хода продлена до Можайска в 1958 году,
- до Бородина в 1959 году,
- до Вязьмы в 1973 году.
Оставшийся участок главного хода до Красного был электрифицирован переменным током на напряжение 25 кВ в 1979 году.
Современное состояние |
Главный ход административно относится к двум регионам Московской железной дороги: Московско-Смоленскому (центр — Москва-Пассажирская-Смоленская, участок от Москвы по станцию Можайск) и Смоленскому (центр — Смоленск, участок от станции Бородино до границы с Белоруссией).
Участок от Белорусского вокзала до станции Бородино (включая Усовскую и Звенигородскую ветки) оборудован высокими пассажирскими платформами. На самой станции Бородино одна платформа высокая, другая низкая. Две высоких платформы также имеются на станции Смоленск, одна — на станции Вязьма. Большинство платформ на участке Вязьма — Красное укороченные. Единственная высокая укороченная платформа на Смоленском направлении — на станции Кунцево-2.
В начале 2000-х годов была проведена реконструкция. Платформы и станции были оформлены единообразно. Основные цвета — светло-зелёный, тёмно-зелёный, белый. Таблички на остановочных пунктах тёмно-зелёные с белыми надписями (к 2014 году на многих станциях были поставлены серые таблички с белыми надписями на русском и английском языках). Исключением являются здания станций Бородино и Гагарин, они желтого цвета.
На станции Кубинка-1 происходит пересадка на электропоезда, следующие по Большому кольцу МЖД в сторону Манихино и Поварово (на север) и в сторону Бекасово и Детково на юго-восток. На данном участке Большого кольца работают только электропоезда Киевского направления МЖД (Депо ТЧ-20 Апрелевка). До 2011 года в сторону Поварово и Икши также работали электропоезда Рижского направления (депо Нахабино). До конца 1990-х годов Смоленское направление также обслуживало Большое кольцо: работали «прямые» электропоезда с Белорусского вокзала до Бекасово-1 (на этой станции была отдельная третья платформа) и Акулово и обратно. Но сначала они все были сокращены до Акулово, затем отменены совсем.
Самой дальней станцией главного хода направления, до которой работают пригородные электропоезда от Москвы-Смоленской, является Бородино. До 18 мая 2015 года электропоезда работали также и далее до Гагарина[6][7], а с лета 1994 года до конца 2012 года — до Вязьмы, в настоящее время проезд до этих станций пригородными поездами только с пересадкой в Можайске / Бородино.
По состоянию на 2017 год, ведётся строительство 3-го и 4-го главных путей и реконструкция существующих остановочных пунктов в рамках организации маршрутов МЦД на участке от платформы Тестовская до станции Одинцово.
Пробный поезд по новому третьему главному пути от Белорусского вокзала до Одинцово прошёл 10 августа 2018 года. Регулярное движение экспрессов без остановок со временем в пути 21 минута каждый час открыто с 21 декабря 2018 года[8][9].
Список остановочных пунктов |
Главный ход — двухпутный на всём протяжении (кроме трёхпутного участка Москва-Пассажирская-Смоленская — Одинцово), все перечисленные ответвления однопутные, за исключением участка Смоленск — Ракитная, где обе параллельных линии двухпутные.
Литература |
- Краткие сведения о развитии отечественных железных дорог с 1838 по 1990 г. М.: МПС, 1996
Примечания |
↑
Московская железная дорога: в будущее с новыми технологиям. — Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД», 2018. — С. 27.
↑
«Смоленское направление Московского железнодорожного узла» этап «Организация движения ускоренных электропоездов Москва - Усово» (неопр.). ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» (20 декабря 2016).
↑
Организация ускоренного движения электропоездов на участке Москва-Одинцово Московской железной дорогидороги. Этапы I-VI (неопр.). ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование» (30 ноября 2017).
↑ Схема пригородного ж/д сообщения (неопр.). АО «ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК».
↑ Московская железная дорога: в будущее с новыми технологиям. — Московская железная дорога – филиал ОАО «РЖД». — С. 21.
↑ Расписание электричек по вокзалу Можайск. График 2015 г, с учетом оперативных изменений
↑ Расписание электричек: Москва (Белорусский вокзал). График 2015 г, с учетом оперативных изменений
↑ Россия 24, 21 декабря 2018. Собянин и Воробьёв проехали на скоростной электричке до Одинцово
↑ Сергей Вязанкин, главный инженер МЖД. Потенциал рачительности (неопр.). Гудок (7 декабря 2018). Проверено 7 декабря 2018.
Ссылки |
- Схема пригородного железнодорожного сообщения по Смоленскому направлению (неопр.). Архивировано 31 января 2013 года.
[1] О переименовании в Александровскую железную дорогу
AhusPrIO3HX8KwKjnnF3