Музыкальная риторика

Multi tool use
Музыкальная рито́рика — средства музыкальной выразительности и композиционно-технические приёмы (мелодические и гармонические обороты, ритмоформулы, музыкальные инструменты, тембр, высотный регистр, темп, звукопись, секвенция, бесконечный канон и т. д.), которые использовались композиторами по аналогии с фигурами ораторской речи как эмблемы внемузыкальной семантики.
О музыкальной риторике чаще всего говорят применительно к музыке западноевропейского позднего Возрождения и барокко. Крупные композиторы, применявшие музыкальную риторику: Жоскен, Лассо, Джезуальдо, Монтеверди, Шютц, Букстехуде, И. С. Бах (крупнейший). Видные теоретики музыкальной риторики: И. Бурмейстер (1606), М. Мерсенн (1636), А. Кирхер (1650), К. Бернхард (ок. 1657)[1], И. Ф. Бенделер («Melopoeticum Aerarium», 1688), И. Маттезон (1739), И. И. Кванц (1752), К. Ф. Д. Шубарт (1784)[2].
Содержание
1 Общая характеристика
2 Музыкально-риторические фигуры
3 Рецепция
4 Примечания
5 См. также
6 Литература
7 Ссылки
Общая характеристика |

Монтеверди. Вечерня блаженной Девы (фрагмент). Текст Et hi tres («эти трое», подразумеваются Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух) иллюстрируется у вокалистов трезвучием в основном положении, текст unum sunt («суть единое») — унисоном (basso continuo в расчёт не принимается).
Искусство эпохи Возрождения и барокко эмблематично. «Метафоры, сравнения, отвлечённые понятия приобретают роль знака, общепонятного в условиях данного типа культуры, преобразуются в эмблемы».[3] «Это отразилось и в музыке. За рядом устойчивых, отшлифованных временем интонаций закрепились семантические значения, превратившие их в музыкальный символ — выражение в звуках определенного понятия, идеи».[4] Музыкальная риторика конвенциональна. Она способна существовать только благодаря «договору» между композитором и слушателем. Композитор доступными ему средствами создаёт эмблему страдания, плача, ненависти, радости и т. п. в расчёте на то, что слушатель сможет её адекватно расшифровать и испытать соответствующий аффект.
Отсюда следует, что знание (понимание) значения музыкально-риторических фигур может существенно улучшить непосредственное восприятие сочинений музыки Возрождения и барокко. Вместе с тем, преувеличивать значение музыкальной риторики (даже в указанных локально-временны́х пределах) нельзя. Хотя риторика и музыкальная теория барокко тесно связаны, эта связь сложна и изменчива в зависимости от традиций социального бытования и рецепции различных типов и жанров музыки.
Музыкально-риторические фигуры |
- exordium (введение, вступление; начальный отрезок формы)
- patopoja
- saltus duriusculus
- passus duriusculus
- exclamatio
- interrogatio
- aposiopesis
- suspiratio
- antitheton
- amplificatio
- multiplicatio
- assimilatio
- ascensus
- descensus
- fuga
- tirata
- circulatio
Рецепция |
Современная западная наука оценивает риторику в период позднего Возрождения и барокко как «метаязык языка» (англ. metalanguage of language), который применялся ко всем видам искусств, в том числе музыке, изобразительному искусству, литературе[5].
Примечания |
↑ В труде «Tractatus compositionis augmentatus».
↑ В скобках приведены даты трактатов.
↑ Друскин М. С. Иоганн Себастьян Бах. М., 1982. С. 168.
↑ Носина В. О символике «Французских сюит» И. С. Баха. М., 2006. С. 88—89.
↑ McCreless, 2002, p.851-852.
См. также |
Figurenlehre (нем.)- Музыкальная поэтика
- Музыкальная звукопись
Литература |
Unger H.-H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16.–18. Jahrhundert. Würzburg, 1941.
Eggebrecht H. H. Zum Figur-Begriff der Musica Poetica // Archiv für Musikwissenschaft 16 (1959), SS. 57–69.
Palisca C. V. Ut oratoria musica: the rhetorical basis of musical mannerism // The Meaning of Mannerism, ed. F. W. Robinson and S. G. Nichols. Hanover (NH), 1972, pp. 37–65.
Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII - первой половины XVIII века. Москва, 1983.
Vickers B. Figures of rhetoric – figures of music? // Rhetorica, II (1984), pp. 1–44.
Dahlhaus C. Zur Geschichtlichkeit der musikalischen Figurenlehre // Festschrift Martin Ruhnke zum 65. Geburtstag. Neuhausen-Stuttgart, 1986, SS. 83–93.
Bartel D. Handbuch der musikalischen Figurenlehre. Laaber, 1985; 6te Ausg., 2010, ISBN 978-3-89007-340-8; англ. перевод — Musica Poetica. Lincoln: University of Nebraska Press, 1997.
Niemöller K. W. Die musikalische Rhetorik und ihre Genese in Musik und Musikanschauung der Renaissance // Renaissance-Rhetorik: Essen 1990, hrsg. v. H. F. Plett. Berlin, 1993, SS. 285–315.
Meister H. Musikalische Rhetorik und ihre Bedeutung für das Verständnis barocker Musik, besonders der Musik J. S. Bachs (Sonderdruck aus "Musica Sacra"). Regensburg, 1995.
Krones H. Musik und Rhetorik // Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Sachteil, Bd. 6. Kassel, Stuttgart, 1997.
Wilson B., Buelow G., Hoyt P. Rhetoric and music // The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, New York etc. 2001.
McCreless P. Music and rhetoric // The Cambridge History of Western Music Theory. Cambridge: Cambridge University Press, 2002, p. 847—879.
Brown M. Rhetoric // The Harvard Biographical Dictionary of Music, ed. by D.M.Randel. 4th ed. Cambridge (Mass.), 2003, p. 721-723.
Vasoli C. La retorica e la musica nella cultura umanistica // Musica e retorica, a cura di N. Bonaccorsi e A. Crea. Messina, 2004, p. 49—72.
Насонов Р. А. Музыкальная риторика Иоганна Иоахима Кванца // Научный вестник Московской консерватории. Москва, 2013, № 1, с. 162—168.
Ссылки |
0gYDruPeWyDk