Мухйиддин ан-Навави















































































Мухйиддин ан-Навави
араб. محيي الدين النووي
يحيى بن شرف النووي.PNG

глава медресе аль-Ашрафийя
с 1267
Предшественник
Абу Шама аль-Макдиси
Личная информация
Имя при рождении
Яхья ибн Шараф ибн Мари ан-Навави ад-Димашки
Профессия, род деятельности
мухаддис, факих, богослов
Дата рождения
октябрь 1233[1]
Место рождения
  • Нава, Мамлюкский султанат

Дата смерти
22 декабря 1278(1278-12-22)[1](45 лет)
Место смерти
  • Нава, Сирия, Мамлюкский султанат

Страна
  • Mameluke Flag.svg Мамлюкский султанат

Вероисповедание
ислам, суннизм и шафиизм
Отец
Шараф ибн Мари ан-Навави
Богословская деятельность
Направление деятельности
фикх
Учителя
Абу Шама аль-Макдиси
Ученики
Бадруддин ибн Джамаа
Оказал влияние
шафииты
Труды
Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим, Арбаин ан-Навави[d] и Рияд ас-Салихин[d]
Commons-logo.svg Мухйиддин ан-Навави на Викискладе

Wikidata-logo S.svg Информация в Викиданных .mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
?



Мухйидди́н Абу Закарийя́ Яхья́ ибн Шара́ф ан-Нава́ви (араб. محيي الدين النووي‎;
1233
, Нава — 1278, Нава) — исламский богослов, факих, мухаддис. Известен как Имам ан-Навави.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Богословская деятельность


    • 2.1 Хадисоведение


    • 2.2 Фикх


    • 2.3 Прочие




  • 3 Библиография


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


  • 6 Ссылки





Биография |


Его полное имя: Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ибн Мари ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джумата ан-Навави аш-Шафии ад-Димашки. Ан-Навави родился в месяце мухаррам 631 года по мусульманскому летоисчислению (октябрь 1233 года) в деревне Нава (ныне сирийский город к югу от Дамаска в провинции Даръа)[2]. В раннем возрасте выучил наизусть Коран. Его отец, видя способности сына, в 1251 году отвёз сына в Дамаск, который в то время был одним из центров просвещения исламского мира. Придя в Дамаск, ан-Навави поступил в медресе ар-Равахийя, где изучал шафиитское право. За короткое время выучил наизусть книги «ат-Танбих» и «Мухаззаб»[3]. Ан-Навави рассказывал: «В 649 году (хиджры), когда мне было 19 лет, отец привёл меня в Дамаск, и я устроился медресе ар-Равахийя». Два года я не ложился на бок, выучил книгу «ат-Танбих» за четыре месяца, а за остальной год я выучил «четверть о поклонений» из книги «аль-Мухаззаб»[4].


Вначале изучал медицину, но через некоторое время посвятил себя изучению исламских наук[2]. Имам ан-Навави писал: «Однажды я надумал изучить медицину. Когда я купил книгу Ибн Сины (Авицены) с целью изучения медицину, в сердце моем „почернело“, и несколько дней я остался рассеянным, неспособным совершить ничего. Тогда я начал искать причину такого состояния и Аллах мне внушил, что мое занятие медициной вселяет в меня такое состояние. Тогда я незамедлительно продал книгу Ибн Сины и убрал из дома все, что связано с медицинской наукой, и мое сердце снова осветилось и состояние мое вновь стабилизировалось»[4].


В 1253 году вместе с отцом совершил паломничество в Мекку. Всего же за свою жизнь он дважды совершал хадж. Его учителями в области фикха были Исхак аль-Магриби, Абу Шама аль-Макдиси (муфтий Дамаска), Умар аль-Арбали и другие известные богословы[4]. Его шейхом в суфизме был Ясин аль-Маракиши[5][6].


С 1257 года начал писать богословские труды. В 1266 же году возглавил медресе аль-Ашрафийя в Дамаске, заменив на этом посту умершего Абу Шаму аль-Макдиси. За время учёбы его здоровье заметно пошатнулось, но несмотря на это, даже возглавив медресе, имам ан-Навави жил очень скромно, тратя своё жалование на благотворительность[2].


Ан-Навави имел настолько огромную репутацию среди народа. Известен случай, когда мамлюки захватили Сирию, они обложили население военным налогом, которое обратилось за помощью к имаму ан-Навави. Имам пришёл к мамлюкскому султану Бейбарсу с просьбой освободить народ Сирии от наложенных на них налогов, а также защитить преподавателей медресе, доходы которых уменьшились. Султан отказал имаму в его просьбе и, более того, выслал имам ан-Навави из Дамаска за то, что тот отказался подписать фетву узаконивающую эти налоги. Примечательно, что имам ан-Навави остался единственным факихом, отказавшемся подписать эту фетву. Эта история из жизни имама отражена популярном романе Сират аз-Захир Бейбарс, в котором султан проклинал ан-Навави за то, что на некоторое время ослеп[2].


Помимо фикха, имам ан-Навави изучал хадисоведение. За короткое время он стал известным учёным в этой области исламских наук. Имам ан-Навави внёс большой вклад в развитие хадисоведения, написав комментарии к сборникам хадисов, а также книги по основам хадисоведения. Его сборник хадисов «Рияд ас-Салихин» (завершён в 1271 году) является одним из самых авторитетных в мусульманском мире[3].


С 1257 года имам ан-Навави преподавал в медресе Ашрафия[2].


В конце своей жизни он посетил Иерусалим и Хеврон. Вёл набожный и аскетический образ жизни. Никогда не женился и не имел детей[3]. Имам ан-Навави заболел и умер возле родителей в ночь среды 24 (или 14) числа месяца раджаб 676 года по хиджре (22 декабря 1277 года) в возрасте 45 лет в своей родной деревне, где и похоронен[2].


Могила Мухйиддина ан-Навави почиталась мусульманами, которые построили вокруг неё гробницу[7]. Над самой могилой выросло огромное дерево[4]. В январе 2015 года боевики «Джебхат-ан-Нусра» заминировали и взорвали гробницу имама[8].



Богословская деятельность |


Ан-Навави является одним из выдающихся учёных шафиитской правовой школы[3]. Он выделялся своими познаниями в области религиозных наук и аскетизмом и всё своё время посвящал поискам знания и различным делам поклонения.



Хадисоведение |


На сегодняшний день имам ан-Навави является одним из авторитетных исламских богословов. Он обладал знаниями сунны пророка Мухаммеда и применял к ней более жёсткие требования, чем поздние богословы; например, он относил к каноническим только пять сборников хадисов и ставил Сунан Ибн Маджа на один уровень с Муснадом имама Ахмада[2].


Несмотря на почтительное отношение к имаму Муслиму, он более высокое оценивает имама аль-Бухари. Им написан самый известный комментарий к Сахих Муслима — аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим. Во введении к этой книге он написал историю её передачи и наброски хадисоведения. Он дал не только замечания по цепочкам передатчиков (иснадам), но и грамматическое объяснение хадисов. В своих работах он даёт богословские и правовые аспекты хадисов, цитируя при необходимости не только основателей правовых школ, но и их предшественников (аль-Аузаи и др.). Он также вставил заголовки (тараджама) в работу имама Муслима[2].


Из его книг можно также упомянуть Китаб аль-Арбаин, назавершённый комментарий к Сахиху аль-Бухари и Абу Дауда; и выдержки из Умм аль-хадис Ибн ас-Салаха (ат-Такриб ва аль-тафсир)[2].


В книге имама ан-Навави «Арбауна навави» (Сорок избранных хадисов) изложены сорок хадисов охватывающие наиважнейшие аспекты религии. Каждый из хадисов представляет собой одну из великих основ ислама и относится к числу тех, которых богословы называли основой ислама в целом. Кроме того, автор придерживался правила, в соответствии с которым каждый из сорока хадисов должен быть достоверным, а большинство их должно приводиться в «Сахих аль-Бухари» и в «Сахих Муслим». Многие до и после ан-Навави избирали сорок хадисов, однако сочинение ан-Навави «Арбауна навави» является одной из популярнейших книг среди мусульман всего мира.



Фикх |


Важность имама ан-Навави в фикхе, пожалуй, даже больше чем в хадисоведении. Его книга Минхадж ат-талибин ва умдатуль муфтийин (завершена в 1270 году) считается одной из главных книгой по шафиитскому праву вместе с работай ар-Рафии (ум. 1226 г.) . Комментарии к этой книге Ибн Хаджара аль-Хайтами (Тухфа аль-Мухтадж) и ар-Рамли (Нихая аль-мухтадж) считаются законодательными книгами шафиитского мазхаба. Минхадж ат-талибин содержит отрывки и комментарии к книге ар-Рафии Мухаррар[2].


Из правовых сочинений ан-Навави можно упомянуть Равда фи мухтасар шарх ар-Рафии (завершена в 1270 году), в которой часто комментируется книги Абу Исхака аш-Ширази аль-Мухаддаб и ат-Танбих, а также аль-Василь Абу Хамида аль-Газали, сохранившаяся в виде фетв, собранных Ибн аль-Аттаром[3][2].


Из книг по биографиям и грамматике можно отметить Тахзибуль асмаи ва люгат и Тахриру танбих (завершена в 1272 году)[2].



Прочие |


Мухйиддин ан-Навави изучал Рисала Абдул-Карима аль-Кушайри и написал книгу по молитвам Китаб аль-Азхар (завершена в 1268 году)[9].



Библиография |


Хадисоведение



  • Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим (араб. شرح صحيح مسلم بن الحجاج) — комментарии к достоверному сборнику хадисов Муслима.

  • Шарх Сунан Аби Давуд (араб. شرح سنن ابي داود) — комментарии к сборнику хадисов Абу Дауда (книга незавершена).

  • Шарх Сахих аль-Бухари — комментарии к сборнику хадисов аль-Бухари; книга менее известна, так как ан-Навави не успел завершить её.

  • Мухтасар Сунан ат-Тирмизи.

  • Хуласат-уль-Ахкам мин Мухиммати-с-Сунани ва Каваиди Ислям.

  • Хулят-уль-Абрар ва Шиар-уль-Ахяр, Фи талхиси-д-Даават валь-Азкар аль-Мустахаббату фи Лайли ва Нахар,

  • Рийаду с-Салихин (Сады Праведных) (араб. رياض الصالحين) — одна из самых продаваемых книг в исламском мире.

  • Азкар аль-Мунтахибату мин Калями Саййиди Абрар (араб. الأذكار المنتخبة من كلام سيد الأبرار) — книга, в которой собраны молитвы, читаемые во всех случаях жизни.

  • Такриб ва Тайсир ли Маърифати сунани Аль-Башир Ан-Назир (араб. التقريب والتيسير لمعرفة سنن البشير النذير) — книга о науке хадисоведения.

  • Иршаду-т-Туляб-уль-Хакаик иля маърифатиль Хакки мин Худа Хайри Халаики.

  • Ма тамассака иляйхи Хаджатуль Карии ли Сахихи аль-Бухари.

  • Арбауна навави (Сорок избранных хадисов) (араб. الأربعون النووية‎)


Фикх


  • Минхаджу-т-Талибин ва умдатуль Муфтийин — основа шафиитского мазхаба.

  • Равзату-т-Талибин ва Умдатуль Муфтийин.

  • Матн аль-Изах фи Манасик (араб. متن الإيضاح في المناسك) — книга по вопросам паломничества.

  • Адабуль Фатва валь Муфти валь Мустафта (араб. آداب الفتوى والمفتي والمستفتي)

  • Фикхуль Мукаран.

  • Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб (араб. المجموع شرح المهذب) — книга о науке исламского права.


Прочие


  • Тибьян фи Адаби Хамалятиль Куръан (араб. التبيان في آداب حملة القرآن)

  • Тахзибуль Асмаи ва Люгат (о биографиях и сияре) (араб. تهذيب الأسماء) — книга о биографии ученых.

  • Табакатуль Фукаха (о биографиях и сияре)

  • Тахриру танбих (о языке) (араб. تحرير التنبيه)

  • Тархис Биль-Киями Лизавиль Фазли валь Мазияти мин Ахлиль Ислям (араб. الترخيص بالقيام لذوي الفضل والمزية من أهل الإسلام)

  • Табакату Шифаят

  • Бустан аль-Арифин — книга о науке суфизма (книга незавершена).

  • Вирду миналь Азкар



Примечания |





  1. 12 Encyclopaedia of Islam, Encyclopédie de l’Islam — 1913.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1145236"></a>



  2. 123456789101112 Heffening, W., 1993, с. 1041.


  3. 12345 Али-заде, А. А., 2007.


  4. 1234 Tariqat, 2013.


  5. ас-Субки. Табакат аль-кубра.


  6. аз-Захаби. Сияр алями ан-нубаля.


  7. Зиярат Имама Навави (р.а.) - (Зияраты Сирии) (неопр.). YouTube.com (22 октября 2013). Дата обращения 11 января 2015.


  8. В провинции Дараа в городе Нава террористы разрушили гробницу имама Ан-Навави (неопр.). САНА (7 января 2015). Дата обращения 9 января 2015.


  9. Heffening, W., 1993, с. 1042.




Литература |



  • Али-заде А. А. Мухйиддин ан-Навави : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.


  • al-Nawawī / Heffening, W. // Encyclopaedia of Islam.
    2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1993. — Т. 7. — P. 1041-1042.
     (платн.)



Ссылки |


  • Биография Имам ан-Навави (неопр.). Tariqat.ru (11 сентября 2013). Дата обращения 13 января 2015.







Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?