Мухйиддин ан-Навави

Multi tool use
Мухйиддин ан-Навави | |
---|---|
араб. محيي الدين النووي | |
| |
глава медресе аль-Ашрафийя с 1267 |
|
Предшественник | Абу Шама аль-Макдиси |
Личная информация | |
Имя при рождении | Яхья ибн Шараф ибн Мари ан-Навави ад-Димашки |
Профессия, род деятельности | мухаддис, факих, богослов |
Дата рождения | октябрь 1233[1] |
Место рождения |
|
Дата смерти | 22 декабря 1278(1278-12-22)[1](45 лет) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Вероисповедание | ислам, суннизм и шафиизм |
Отец | Шараф ибн Мари ан-Навави |
Богословская деятельность | |
Направление деятельности | фикх |
Учителя | Абу Шама аль-Макдиси |
Ученики | Бадруддин ибн Джамаа |
Оказал влияние | шафииты |
Труды | Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим, Арбаин ан-Навави[d] и Рияд ас-Салихин[d] |
![]() | |
![]() ? |
В Википедии есть статьи о других людях с лакабом Мухйиддин, куньей Абу Закарийя, именем Яхья и нисбами Димашки и Шафии.
Мухйидди́н Абу Закарийя́ Яхья́ ибн Шара́ф ан-Нава́ви (араб. محيي الدين النووي;
1233, Нава — 1278, Нава) — исламский богослов, факих, мухаддис. Известен как Имам ан-Навави.
Содержание
1 Биография
2 Богословская деятельность
2.1 Хадисоведение
2.2 Фикх
2.3 Прочие
3 Библиография
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Биография |
Его полное имя: Мухйиддин Абу Закарийя Яхья ибн Шараф ибн Мари ибн Хасан ибн Хусейн ибн Хизам ибн Мухаммад ибн Джумата ан-Навави аш-Шафии ад-Димашки. Ан-Навави родился в месяце мухаррам 631 года по мусульманскому летоисчислению (октябрь 1233 года) в деревне Нава (ныне сирийский город к югу от Дамаска в провинции Даръа)[2]. В раннем возрасте выучил наизусть Коран. Его отец, видя способности сына, в 1251 году отвёз сына в Дамаск, который в то время был одним из центров просвещения исламского мира. Придя в Дамаск, ан-Навави поступил в медресе ар-Равахийя, где изучал шафиитское право. За короткое время выучил наизусть книги «ат-Танбих» и «Мухаззаб»[3]. Ан-Навави рассказывал: «В 649 году (хиджры), когда мне было 19 лет, отец привёл меня в Дамаск, и я устроился медресе ар-Равахийя». Два года я не ложился на бок, выучил книгу «ат-Танбих» за четыре месяца, а за остальной год я выучил «четверть о поклонений» из книги «аль-Мухаззаб»[4].
Вначале изучал медицину, но через некоторое время посвятил себя изучению исламских наук[2]. Имам ан-Навави писал: «Однажды я надумал изучить медицину. Когда я купил книгу Ибн Сины (Авицены) с целью изучения медицину, в сердце моем „почернело“, и несколько дней я остался рассеянным, неспособным совершить ничего. Тогда я начал искать причину такого состояния и Аллах мне внушил, что мое занятие медициной вселяет в меня такое состояние. Тогда я незамедлительно продал книгу Ибн Сины и убрал из дома все, что связано с медицинской наукой, и мое сердце снова осветилось и состояние мое вновь стабилизировалось»[4].
В 1253 году вместе с отцом совершил паломничество в Мекку. Всего же за свою жизнь он дважды совершал хадж. Его учителями в области фикха были Исхак аль-Магриби, Абу Шама аль-Макдиси (муфтий Дамаска), Умар аль-Арбали и другие известные богословы[4]. Его шейхом в суфизме был Ясин аль-Маракиши[5][6].
С 1257 года начал писать богословские труды. В 1266 же году возглавил медресе аль-Ашрафийя в Дамаске, заменив на этом посту умершего Абу Шаму аль-Макдиси. За время учёбы его здоровье заметно пошатнулось, но несмотря на это, даже возглавив медресе, имам ан-Навави жил очень скромно, тратя своё жалование на благотворительность[2].
Ан-Навави имел настолько огромную репутацию среди народа. Известен случай, когда мамлюки захватили Сирию, они обложили население военным налогом, которое обратилось за помощью к имаму ан-Навави. Имам пришёл к мамлюкскому султану Бейбарсу с просьбой освободить народ Сирии от наложенных на них налогов, а также защитить преподавателей медресе, доходы которых уменьшились. Султан отказал имаму в его просьбе и, более того, выслал имам ан-Навави из Дамаска за то, что тот отказался подписать фетву узаконивающую эти налоги. Примечательно, что имам ан-Навави остался единственным факихом, отказавшемся подписать эту фетву. Эта история из жизни имама отражена популярном романе Сират аз-Захир Бейбарс, в котором султан проклинал ан-Навави за то, что на некоторое время ослеп[2].
Помимо фикха, имам ан-Навави изучал хадисоведение. За короткое время он стал известным учёным в этой области исламских наук. Имам ан-Навави внёс большой вклад в развитие хадисоведения, написав комментарии к сборникам хадисов, а также книги по основам хадисоведения. Его сборник хадисов «Рияд ас-Салихин» (завершён в 1271 году) является одним из самых авторитетных в мусульманском мире[3].
С 1257 года имам ан-Навави преподавал в медресе Ашрафия[2].
В конце своей жизни он посетил Иерусалим и Хеврон. Вёл набожный и аскетический образ жизни. Никогда не женился и не имел детей[3]. Имам ан-Навави заболел и умер возле родителей в ночь среды 24 (или 14) числа месяца раджаб 676 года по хиджре (22 декабря 1277 года) в возрасте 45 лет в своей родной деревне, где и похоронен[2].
Могила Мухйиддина ан-Навави почиталась мусульманами, которые построили вокруг неё гробницу[7]. Над самой могилой выросло огромное дерево[4]. В январе 2015 года боевики «Джебхат-ан-Нусра» заминировали и взорвали гробницу имама[8].
Богословская деятельность |
Ан-Навави является одним из выдающихся учёных шафиитской правовой школы[3]. Он выделялся своими познаниями в области религиозных наук и аскетизмом и всё своё время посвящал поискам знания и различным делам поклонения.
Хадисоведение |
На сегодняшний день имам ан-Навави является одним из авторитетных исламских богословов. Он обладал знаниями сунны пророка Мухаммеда и применял к ней более жёсткие требования, чем поздние богословы; например, он относил к каноническим только пять сборников хадисов и ставил Сунан Ибн Маджа на один уровень с Муснадом имама Ахмада[2].
Несмотря на почтительное отношение к имаму Муслиму, он более высокое оценивает имама аль-Бухари. Им написан самый известный комментарий к Сахих Муслима — аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим. Во введении к этой книге он написал историю её передачи и наброски хадисоведения. Он дал не только замечания по цепочкам передатчиков (иснадам), но и грамматическое объяснение хадисов. В своих работах он даёт богословские и правовые аспекты хадисов, цитируя при необходимости не только основателей правовых школ, но и их предшественников (аль-Аузаи и др.). Он также вставил заголовки (тараджама) в работу имама Муслима[2].
Из его книг можно также упомянуть Китаб аль-Арбаин, назавершённый комментарий к Сахиху аль-Бухари и Абу Дауда; и выдержки из Умм аль-хадис Ибн ас-Салаха (ат-Такриб ва аль-тафсир)[2].
В книге имама ан-Навави «Арбауна навави» (Сорок избранных хадисов) изложены сорок хадисов охватывающие наиважнейшие аспекты религии. Каждый из хадисов представляет собой одну из великих основ ислама и относится к числу тех, которых богословы называли основой ислама в целом. Кроме того, автор придерживался правила, в соответствии с которым каждый из сорока хадисов должен быть достоверным, а большинство их должно приводиться в «Сахих аль-Бухари» и в «Сахих Муслим». Многие до и после ан-Навави избирали сорок хадисов, однако сочинение ан-Навави «Арбауна навави» является одной из популярнейших книг среди мусульман всего мира.
Фикх |
Важность имама ан-Навави в фикхе, пожалуй, даже больше чем в хадисоведении. Его книга Минхадж ат-талибин ва умдатуль муфтийин (завершена в 1270 году) считается одной из главных книгой по шафиитскому праву вместе с работай ар-Рафии (ум. 1226 г.) . Комментарии к этой книге Ибн Хаджара аль-Хайтами (Тухфа аль-Мухтадж) и ар-Рамли (Нихая аль-мухтадж) считаются законодательными книгами шафиитского мазхаба. Минхадж ат-талибин содержит отрывки и комментарии к книге ар-Рафии Мухаррар[2].
Из правовых сочинений ан-Навави можно упомянуть Равда фи мухтасар шарх ар-Рафии (завершена в 1270 году), в которой часто комментируется книги Абу Исхака аш-Ширази аль-Мухаддаб и ат-Танбих, а также аль-Василь Абу Хамида аль-Газали, сохранившаяся в виде фетв, собранных Ибн аль-Аттаром[3][2].
Из книг по биографиям и грамматике можно отметить Тахзибуль асмаи ва люгат и Тахриру танбих (завершена в 1272 году)[2].
Прочие |
Мухйиддин ан-Навави изучал Рисала Абдул-Карима аль-Кушайри и написал книгу по молитвам Китаб аль-Азхар (завершена в 1268 году)[9].
Библиография |
- Хадисоведение
Аль-Минхадж фи шарх Сахих Муслим (араб. شرح صحيح مسلم بن الحجاج) — комментарии к достоверному сборнику хадисов Муслима.- Шарх Сунан Аби Давуд (араб. شرح سنن ابي داود) — комментарии к сборнику хадисов Абу Дауда (книга незавершена).
- Шарх Сахих аль-Бухари — комментарии к сборнику хадисов аль-Бухари; книга менее известна, так как ан-Навави не успел завершить её.
- Мухтасар Сунан ат-Тирмизи.
- Хуласат-уль-Ахкам мин Мухиммати-с-Сунани ва Каваиди Ислям.
- Хулят-уль-Абрар ва Шиар-уль-Ахяр, Фи талхиси-д-Даават валь-Азкар аль-Мустахаббату фи Лайли ва Нахар,
- Рийаду с-Салихин (Сады Праведных) (араб. رياض الصالحين) — одна из самых продаваемых книг в исламском мире.
- Азкар аль-Мунтахибату мин Калями Саййиди Абрар (араб. الأذكار المنتخبة من كلام سيد الأبرار) — книга, в которой собраны молитвы, читаемые во всех случаях жизни.
- Такриб ва Тайсир ли Маърифати сунани Аль-Башир Ан-Назир (араб. التقريب والتيسير لمعرفة سنن البشير النذير) — книга о науке хадисоведения.
- Иршаду-т-Туляб-уль-Хакаик иля маърифатиль Хакки мин Худа Хайри Халаики.
- Ма тамассака иляйхи Хаджатуль Карии ли Сахихи аль-Бухари.
- Арбауна навави (Сорок избранных хадисов) (араб. الأربعون النووية)
- Фикх
- Минхаджу-т-Талибин ва умдатуль Муфтийин — основа шафиитского мазхаба.
- Равзату-т-Талибин ва Умдатуль Муфтийин.
- Матн аль-Изах фи Манасик (араб. متن الإيضاح في المناسك) — книга по вопросам паломничества.
- Адабуль Фатва валь Муфти валь Мустафта (араб. آداب الفتوى والمفتي والمستفتي)
- Фикхуль Мукаран.
- Аль-Маджму шарх аль-Мухаззаб (араб. المجموع شرح المهذب) — книга о науке исламского права.
- Прочие
- Тибьян фи Адаби Хамалятиль Куръан (араб. التبيان في آداب حملة القرآن)
- Тахзибуль Асмаи ва Люгат (о биографиях и сияре) (араб. تهذيب الأسماء) — книга о биографии ученых.
- Табакатуль Фукаха (о биографиях и сияре)
- Тахриру танбих (о языке) (араб. تحرير التنبيه)
- Тархис Биль-Киями Лизавиль Фазли валь Мазияти мин Ахлиль Ислям (араб. الترخيص بالقيام لذوي الفضل والمزية من أهل الإسلام)
- Табакату Шифаят
- Бустан аль-Арифин — книга о науке суфизма (книга незавершена).
- Вирду миналь Азкар
Примечания |
↑ 12 Encyclopaedia of Islam, Encyclopédie de l’Islam — 1913.<a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1145236"></a>
↑ 123456789101112 Heffening, W., 1993, с. 1041.
↑ 12345 Али-заде, А. А., 2007.
↑ 1234 Tariqat, 2013.
↑ ас-Субки. Табакат аль-кубра.
↑ аз-Захаби. Сияр алями ан-нубаля.
↑ Зиярат Имама Навави (р.а.) - (Зияраты Сирии) (неопр.). YouTube.com (22 октября 2013). Дата обращения 11 января 2015.
↑ В провинции Дараа в городе Нава террористы разрушили гробницу имама Ан-Навави (неопр.). САНА (7 января 2015). Дата обращения 9 января 2015.
↑ Heffening, W., 1993, с. 1042.
Литература |
- Али-заде А. А. Мухйиддин ан-Навави : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
al-Nawawī / Heffening, W. // Encyclopaedia of Islam.
2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1993. — Т. 7. — P. 1041-1042. (платн.)
Ссылки |
- Биография Имам ан-Навави (неопр.). Tariqat.ru (11 сентября 2013). Дата обращения 13 января 2015.
pUWZqG6lAklWYU,af66rsB5Eo3mv1EkwCxoKy4WaKLZ6dhtG5CDM hgBgWSKV1 v,zPrWpq S,0oxC5p