Ан-32

Multi tool use
Ан-32 | |
---|---|
![]() Ан-32 ВВС Ирака, 2012 год. | |
Тип | многоцелевой транспортный самолёт |
Разработчик | ![]() ![]() |
Производитель | ![]() ![]() |
Главный конструктор | В. А. Гарвардт Ю. П. Сердечный |
Первый полёт | 9 июля 1976 года |
Начало эксплуатации | 1984 год |
Статус | эксплуатируется, выпускается |
Эксплуатанты | ![]() ![]() ![]() |
Годы производства | с 1982 года |
Единиц произведено | 361[1] |
Стоимость единицы | $15 млн [2] |
Базовая модель | Ан-26 |
Варианты | Ан-132 Ан-32RE |
![]() |
Ан-32 (по кодификации НАТО: Cline) — советский и украинский военно-транспортный многоцелевой самолёт.
Содержание
1 История
2 Описание
2.1 Характеристики Ан-32В
3 Модификации
4 Эксплуатация
5 Катастрофы
6 Галерея
7 Примечания
8 Ссылки
9 См. также
История |
В середине 1990х годов производство Ан-32 было прекращено. После десятилетнего перерыва в начале 2005 года киевский завод «Авиант» возобновил выпуск самолётов (первым стал пожарный Ан-32П для Ливии)[3]. В августе 2009 года ещё шесть Ан-32 заказал Ирак (были поставлены в 2011—2012 годах).[4][5]
По состоянию на 2015 год ориентировочная стоимость одного модернизированного самолёта Ан-32 составляла 15 млн долларов.[2].
Описание |
Может эксплуатироваться в различных климатических условиях, в том числе в условиях жаркого климата (до +50 °C) и на высокогорных аэродромах (до 4500 м). Основное назначение данного самолёта — перевозка грузов на линиях малой и средней протяжённости. Также его можно использовать для перевозки людей, парашютного десантирования людей и платформ с грузами, а также в санитарном варианте для перевозки раненых.
Характеристики Ан-32В |
- Размах крыла (м) — 29,2
- Длина самолёта (м) — 23,7
- Высота (м) — 8,75
- Площадь крыла (м²) — 74,98
- Крейсерская скорость (км/ч) — 500—530
- Крейсерская высота (м) — 8000
- Эксплуатационный потолок (м) — 8100
- Взлетный вес (кг) — 27000
- Максимальная посадочная масса (кг) — 27000
- Масса пустого самолёта (кг) — 16800
- Масса снаряжённого самолёта (кг) — 17308
- Максимальный запас топлива (кг) — 5500
- Максимальная нагрузка (т) — 6,7
- Дальность полёта (км):
- с грузом 6,7 т — 780
- с грузом 5,0 т — 1600
- с максимальным запасом топлива и грузом 4,3 т — 2050
- Необходимая длина ВПП (м) — 1800
- Тип двигателя — 2 × АИ-20Д-5М
- Мощность двигателя, кВт (э. л. с.) — 2 × 3812 (5180)
- Срок службы двигателя — 6000 час.
- Срок службы самолёта — 16000 часов или 8000 полётов.
- Экипаж — 3—4
- Количество пассажиров:
- солдат — 50
- десантников — 42
- раненых (на носилках) — 24
Модификации |

Пожарный самолёт Ан-32П, 2006 год

Три проекции Ан-32
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ан-32 | Базовая с индийским БРЭО (бортовое радиоэлектронное оборудование). |
Ан-32А | С советским БРЭО. |
Ан-32Б | Самолёт для коммерческих грузовых перевозок с более мощной ВСУ. Грузоподъёмность увеличена на 500 кг. Разработан в 1987 году. Сертифицирован в 1995 году. |
Ан-32Б-100 | С двигателями АИ-20Д серии 5М. В 2000 году переоборудован 1 самолёт. |
Ан-32Б-110 | Вариант Ан-32Б-100 с экипажем из 2 человек. |
Ан-32Б-200 | Повышена грузоподъёмность, установлены модифицированные двигатели АИ-20Д серии 5М с увеличенным ресурсом до первого ремонта, имеются дополнительные легкосъёмные топливные баки |
Ан-32В | Военный вариант Ан-32Б. |
Ан-32Д | Дальний. Отличается 2 дополнительными наружными несъёмными топливными баками по 1500 л. |
Ан-32П | Самолёт для тушения пожаров. Отличается 2 наружными выливными агрегатами общим объёмом 8000 л. |
Ан-32RE | Модернизация Ан-32 для ВВС Индии. Грузоподъёмность самолёта увеличена до 7,5 т, установлено оборудование предупреждения столкновения самолётов в воздухе, оборудование раннего предупреждения столкновения с землёй, система спутниковой навигации, самолётные дальномеры, модернизированные радиовысотомеры, новый радиолокатор с двумя многофункциональными индикаторами, новое кислородное оборудование, улучшенные кресла экипажа. |
Ан-132 | Перспективная модификация, разрабатываемая в кооперации с Саудовской Аравией. Технические данные — грузоподъемность Ан-132 составит 9,2 тонн, а дальность полета будет больше, чем у Ан-32. Оборудование самолёта планируется главным образом производства США, Канады и европейских стран[6]. С саудовской стороны партнёром выступает Taqnia Aeronautics, дочерняя организация саудовской компании по вопросам развития и инвестиций (Taqnia)[7]. Самолёт предполагается оснастить двигателями PW150A канадского производства[8] |
Эксплуатация |

Операторы Ан-32 (страны, в которых Ан-32 эксплуатируется только гражданскими авиакомпаниями, выделены зелёным цветом)
В настоящее время[когда?] эксплуатируются более 350 самолётов Ан-32 в странах с различными климатическими условиями, среди которых страны СНГ, Индия, Шри-Ланка, Бангладеш, Колумбия, Перу, Мексика, Афганистан, Ирак, страны Африки. Модель по-прежнему находится в производстве.
Афганистан — первые самолёты были получены в 1989 году, в дальнейшем количество Ан-32 в военно-воздушных силах увеличилось до пяти. 7 мая 2008 года командование авиационных систем ВМС США (NAVAIR) купило на Украине четыре Ан-32 для ВВС Афганистана, ранее находившиеся в эксплуатации, первые два самолёта были получены в мае 2008 года[9], ещё два — в сентябре 2008 года[10]
Ливия — в мае 2005 года были поставлены два противопожарных Ан-32П.
Ангола — 2 Ан-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[11]
Бангладеш — 3 Ан-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[12]
Индия — 68 Ан-32 и 35 Ан-32RE, по состоянию на 2016 год[13]. Самолеты сведены в шесть эскадрилий, всего 105 машин[14].
Иордания — 3 Ан-32Б, на вооружении в силах специальных операций Иордании, по состоянию на 2016 год[15]
Ирак — 6 Ан-32Б в ВВС, по состоянию на 2016 год[16] Поставлены Украиной по контракту от 2009 года[17]
Колумбия — 2 Ан-32Б в ВС, по состоянию на 2016 год[18]
Республика Конго — 2 Ан-32 в ВС, по состоянию на 2016 год[19]
Куба — 2 Ан-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[20]
Мексика — 1 Ан-32Б в авиации ВМС, по состоянию на 2016 год[21]
Перу — 3 Ан-32Б в авиации ВМС, 3 Ан-32Б в сухопутных войсках и 4 АН-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[22]
Судан — 2 Ан-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[23]
Украина — в 2007 году 4 самолётов-пожарных Ан-32П было закуплено для авиации МЧС Украины[24]
Хорватия — 2 Ан-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[25]
Шри-Ланка — 3 Ан-32Б в ВВС, по состоянию на 2016 год[26]
Экваториальная Гвинея — 1 Ан-32Б в ВВС, по состоянию на 2016 год[27]
Эфиопия — 1 Ан-32 в ВВС, по состоянию на 2016 год[28]
Катастрофы |
По данным на 29 декабря 2010 года было потеряно 62 самолёта типа Ан-32[29].
Крупнейшая авиакатастрофа с участием самолёта данного типа произошла 8 января 1996 года в Киншасе. Перегруженный самолёт не смог взлететь и рухнул на рыночную площадь. Погибли 237 человек.
# |
Дата |
Бортовой номер |
Место катастрофы |
Жертвы |
Краткое описание |
---|---|---|---|---|---|
1 |
н.д. |
![]() |
н.д. |
н.д. |
Борт ВВС Индии. Повреждён. Выставлен в музее в Калайкунде. |
2 |
03.1986 |
![]() |
Аравийское море |
н.д. |
Борт ВВС Индии. Разбился. |
3 |
22.03.1986 |
![]() |
![]() |
н.д. |
Борт ВВС Индии. Разбился. |
4 |
25.03.1986 |
![]() |
Индийский океан |
7/7 |
Борт ВВС Индии. Пропал над океаном при перегоне из СССР. |
5 |
14.01.1987 |
![]() |
н.д. |
н.д. |
Борт ВВС Анголы. Разбился. |
6 |
15.06.1987 |
![]() |
![]() |
5/5 |
Борт ВВС Афганистана. Разбился. |
7 |
21.06.1987 |
![]() |
![]() |
3/3 |
Борт ВВС Афганистана. Был сбит. |
8 |
14.12.1987 |
![]() |
н.д. |
н.д. |
Борт ВВС Анголы. Разбился. |
9 |
16.08.1988 |
![]() |
![]() |
39/39 |
Борт ВВС Афганистана. Был сбит. |
10 |
07.09.1988 |
![]() |
![]() |
16/16 |
Борт ВВС Афганистана. Перевозил двух афганских генералов. Был сбит моджахедами из ПЗРК Стингер. |
11 |
04.10.1988 |
![]() |
![]() |
10/н.д. |
Военный борт. Разбился. |
12 |
28.09.1989 |
![]() |
![]() |
9/9 |
Отключение автопилота в полёте, самолёт вошёл в пике. Перевозил груз ракет с урановым сердечником в Москву. |
13 |
06.03.1990 |
![]() |
![]() |
н.д. |
Борт ВВС Перу. Повреждён до степени списания. |
14 |
15.07.1990 |
![]() |
![]() |
10/н.д. |
Борт ВВС Индии. Разбился. |
15 |
01.04.1992 |
![]() |
![]() |
8/8 |
Борт ВВС Индии. Летел в группе девяти самолётов. Из-за ошибок экипажа столкнулся с другим Ан-32. |
16 |
01.04.1992 |
![]() |
![]() |
0/н.д. |
Борт ВВС Индии. Летел в группе девяти самолётов. Был повреждён другим Ан-32. Совершил аварийную посадку в поле. |
17 |
10.06.1992 |
![]() |
![]() |
0/5 |
Выкатился с ВПП на пробеге, развалился на три части. |
18 |
09.10.1992 |
![]() |
![]() |
1/13 |
Выкатился с ВПП при посадке ночью. |
19 |
09.02.1993 |
![]() |
![]() |
н.д. |
Борт ООН. Повреждён до степени списания. |
20 |
27.04.1993 |
![]() |
![]() |
76/76 |
Борт ВВС Афганистана. Разбился в горах в сложных метеоусловиях. |
21 |
29.06.1994 |
![]() |
![]() |
50/н.д. |
Борт ВВС Афганистана. Был сбит. |
22 |
06.07.1994 |
![]() |
![]() |
5/6 |
Задел верхушки деревьев и упал на склон холма при тушении лесного пожара. |
23 |
08.10.1994 |
![]() |
![]() |
0/5 |
Грубая посадка с разрушением шасси и возгоранием. |
24 |
18.01.1995 |
![]() |
![]() |
0/34 |
Разбился при попытке приземления на закрытую ВПП. |
25 |
12.09.1995 |
![]() |
![]() |
75/75 |
Борт ВВС Шри-Ланки. Самолёт упал в море при попытке вернуться на аэродром вылета. |
26 |
25.10.1995 |
![]() |
![]() |
7/13 |
В сложных метеусловиях экипаж промахнулся мимо ВПП. |
27 |
22.11.1995 |
![]() |
![]() |
62/62 |
Борт ВВС Шри-Ланки. Самолёт упал в море при заходе на посадку. |
28 |
06.01.1996 |
![]() |
![]() |
0/44 |
Борт носил имя «Manco Capac». Грубая посадка с разрушением шасси и возгоранием. |
29 |
08.01.1996 |
![]() |
![]() |
237+0/6 |
Перегруженный самолёт не смог взлететь и упал на рыночную площадь. |
30 |
11.05.1996 |
![]() |
![]() |
н.д. |
Борт ВВС Перу. Повреждён до степени списания. |
31 |
22.11.1996 |
![]() |
![]() |
0/26 |
При рулении застрял в снежном бруствере. При попытке выехать из него самолёт получил серьёзные повреждения. |
32 |
21.12.1996 |
![]() |
![]() |
4/4 |
Разбился на подлёте к аэродрому, ошибки в пилотировании. |
33 |
1996 |
![]() |
![]() |
0/н.д. |
Аварийная посадка с повреждением шасси и планера. |
34 |
21.02.1997 |
![]() |
![]() |
3/63 |
Борт ВВС Шри-Ланки. Прерванный взлёт, самолёт выкатился с ВПП в болото. |
35 |
21.08.1997 |
![]() |
![]() |
7/7 |
Экипаж промахнулся мимо ВПП. В катастрофе погибло несколько афганских оппозиционных лидеров. |
36 |
13.01.1998 |
![]() |
![]() |
51/51 |
Экипаж изменил маршрут из-за сложных метеоусловий, топливо полностью исчерпалось. |
37 |
28.03.1998 |
![]() |
![]() |
1+21/55 |
На подлёте аэродрому отказал двигатель, самолёт столкнулся с трущобами. |
38 |
07.05.1998 |
![]() |
![]() |
0/4 |
Отказ электросистемы в полёте, вынужденная посадка. |
39 |
02.08.1998 |
![]() |
![]() |
5/5 |
Борт сил Талибан. Разбился при подлёте к аэродрому |
40 |
14.09.1998 |
![]() |
![]() |
0/7 |
Возгорание двигателя из-за попадания в него птицы. После аварийной посадки самолёт сгорел. |
41 |
22.12.1998 |
![]() |
![]() |
5/5 |
Разбился в тумане на подлёте к аэродрому. |
42 |
07.03.1999 |
![]() |
![]() |
3+18/18 |
Борт ВВС Индии. На подлёте к аэророму в условиях тумана столкнулся с бетонным резервуаром для воды. |
43 |
03.06.1999 |
![]() |
![]() |
50/50 |
Борт ВВС Судана. Разбился. |
44 |
23.02.2000 |
![]() |
![]() |
н.д. |
Борт ВВС Индии. Разбился. |
45 |
25.03.2000 |
![]() |
![]() |
3/30 |
При взлёте попал в выбоины на ВПП и развалился на две части. |
46 |
07.06.2000 |
![]() |
![]() |
0/8 |
На ВПП выбежало двое местных жителей. Избегая столкновения, самолёт свернул с ВПП, подломилась передняя опора шасси[30]. |
47 |
07.11.2000 |
![]() |
![]() |
2/11 |
На разбеге лопнула шина основной стойки шасси, самолёт выкатился с ВПП и загорелся. |
48 |
11.12.2000 |
![]() |
![]() |
0/6 |
Выкатился с ВПП на пробеге. |
49 |
11.12.2000 |
![]() |
![]() |
0/н.д. |
Произвёл посадку до ВПП, получил повреждения. |
50 |
19.04.2002 |
![]() |
![]() |
3/8 |
Прерванный взлёт, самолёт выкатился за ВПП. |
51 |
04.04.2004 |
![]() |
![]() |
0/н.д. |
Борт армии Перу. Повреждён до степени списания после грубой посадки. |
52 |
01.06.2004 |
![]() |
![]() |
0/12 |
Проблемы с шасси после вылета из Бенина. Аварийная посадка. |
53 |
26.04.2006 |
![]() |
![]() |
3+2/16 |
На ВПП выехал грузовик. Избегая столкновения, самолёт свернул с ВПП и выкатился на поселение кочевников. |
54 |
16.12.2006 |
![]() |
![]() |
4/4 |
Борт ВВС Мексики. Упал в море после выброски десанта. |
55 |
26.08.2007 |
![]() |
![]() |
14/15 |
Отказ двигателя сразу после взлёта. Самолёт разбился при возврате на аэродром вылета. Погибли командир экипажа и второй пилот (граждане Украины). |
56 |
27.08.2007 |
![]() |
![]() |
0/4 |
Пожар из-за разлива груза (бочки с горючим) на стоянке. |
57 |
11.04.2008 |
![]() |
![]() |
8/8 |
Отказ транспондера после взлёта ночью. Самолёт разбился при возврате на аэродром вылета. |
58 |
16.04.2008 |
![]() |
![]() |
13/13 |
Борт Национальной Гвардии. При посадке в сложных метеоусловиях выкатился с ВПП и упал в море. |
59 |
28.05.2008 |
![]() |
![]() |
0/5 |
Отказ двигателя сразу после взлёта. Разбился при аварийной посадке на аэродроме вылета. |
60 |
08.06.2009 |
![]() |
![]() |
13/13 |
Борт ВВС Индии. Разбился в горах. |
61 |
08.10.2009 |
![]() |
![]() |
н.д. |
Борт авиакорпуса армии Афганистана. Разбился при посадке. |
62 |
24.11.2010 |
![]() FAM-3101 |
![]() |
5/5 |
Упал правее ВПП сразу после взлёта. |
63 |
20.09.2014 |
![]() K2757 |
![]() |
0/9 |
Перевернулся при посадки. Возникший небольшой пожар был быстро ликвидирован |
64 |
12.12.2014 |
![]() SCM-864 |
![]() |
4/5 |
Борт ВВС Шри-Ланки разбился при заходе на посадку в 9,5 км к северо-востоку от аэропорта Коломбо |
65 |
14.02.2015 |
![]() T-256 |
![]() |
0/47 |
Борт ВВС Анголы совершил жесткую аварийную посадку. Самолет сгорел вскоре после приземления.[31] |
66 |
14.06.2016 |
![]() EK32120 |
![]() |
0/3 |
При посадке выкатился за пределы ВВП и получил повреждения..[32] |
67 |
22.07.2016 |
![]() K-2743 |
![]() |
29/29 |
Пропал над Бенгальским заливом.[33] |
Галерея |
Ан-32 Sun Air Charter, 2002 год.
Ан-32Б ВВС Бангладеш, 2002 год.
Ан-32Б ВВС Хорватии, 2007 год.
Ан-32А ВВС Афганистана, 2007 год.
Ан-32 ВВС Индии, 2008 год.
Ан-32Б ВВС Шри-Ланки, 2008 год.
Ан-32Б ВВС Мексики, 2009 год.
Примечания |
↑ История завода «Авиант» Архивировано 28 января 2008 года.
↑ 12 Antonov An-32. "Ан нет, Ан есть. Украина «нашла» потерянные индийские Ан-32." http://warfiles.ru/, (недоступная ссылка) 20 April 2015.
↑ На киевском заводе «Авиант» возобновлен выпуск самолетов Ан-32 // «Подробности. UA» от 24 января 2006
↑ Украина передала Ираку четвертый многоцелевой Ан-32 // «Подробности. UA» от 19 апреля 2012
↑ Ан-32Б в ВВС Ирака
↑ "Антонов" подписал контракт на производство Ан-132 в Саудовской Аравии (неопр.).
↑ Антонов продал Саудовской Аравии право на производство Ан−132 (неопр.).
↑ Новий лiтак «Антонова» оснастять двигунами вiд Pratt&Whitney Canada (недоступная ссылка) // официальный сайт ГК «Укроборонпром» от 18 октября 2015
↑ США поставили Афганистану украинские самолеты // "Подробности.UA" от 12 мая 2008
↑ США передали ВВС Афганистана 4 самолета ВТА Ан-32
↑ The Military Balance 2016, p. 430
↑ The Military Balance 2016, p. 236
↑ The Military Balance 2016, p. 254
↑ Вооруженные силы стран мира. 2014. № 52. С. 1246.01
↑ The Military Balance 2016, p. 337
↑ The Military Balance 2016, p. 332
↑ Украина передала Ираку первый Ан-32
↑ The Military Balance 2016, p. 390
↑ The Military Balance 2016, p. 438
↑ The Military Balance 2016, p. 394
↑ The Military Balance 2016, p. 405
↑ The Military Balance 2016, p. 410—411
↑ The Military Balance 2016, p. 471
↑ Сборку новых самолетов финансируют Минобороны и МЧС Архивировано 7 апреля 2014 года. // NEWS.RU.UA от 7 августа 2007
↑ The Military Balance 2016, p. 84
↑ The Military Balance 2016, p. 289
↑ The Military Balance 2016, p. 444
↑ The Military Balance 2016, p. 446
↑ ASN Aviation Safety Database, Antonov 32
↑ Доклад МАК Архивировано 20 июля 2011 года.
↑ Accident description (неопр.).
↑ WFP Chattered Plane Crash Lands In Bor, No Casualties
↑ Над Бенгальским заливом пропал индийский военный самолет Ан-32
Ссылки |
- Ан-32 на сайте ГП АНТОНОВ
Ан-32 на страницах Авиа-Мир.- Авиационный портал «Сервис и технологии»
- США поставили Афганистану украинские самолеты
См. также |
Alenia C-27 Spartan
CASA C-295
XUxw,stSJ7l94,598UFm,p,SZbci,ld6kHmuNZUZ,vr,x 5 2WilqQsHN6oJJH62G0adLI0