Щепкин, Михаил Семёнович

















































Михаил Щепкин
Михаил Щепкин.jpg
Портрет работы художника Н. В. Неврева
Имя при рождении
Михаил Семёнович Щепкин
Дата рождения
6 (17) ноября 1788
Место рождения
село Красное, Обоянский уезд, Курская губерния
Дата смерти
11 (23) августа 1863 (74 года)
Место смерти
  • Ялта, Таврическая губерния, Российская империя

Гражданство
  • Flag of the Russian Empire (black-yellow-white).svg Российская империя

Профессия

актёр

Годы активности
1805—1863
Театр
Полтавский театр, Малый театр
Роли
Фамусов, Городничий, Шейлок
Commons-logo.svg Михаил Щепкин на Викискладе

Михаи́л Семёнович Ще́пкин (6 [17] ноября 1788, село Красное, Курская губерния[1] — 11 [23] августа 1863, Ялта, Таврическая губерния) — русский актёр, один из основоположников русской актёрской школы, отец Дмитрия Михайловича Щепкина и Николая Михайловича Щепкина, дед Евгения Николаевича Щепкина.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Ранние годы


    • 1.2 В Москве


    • 1.3 Смерть


    • 1.4 Семья




  • 2 Роли в театре


    • 2.1 Домашний театр


    • 2.2 Театр братьев Барсовых, г. Курск


    • 2.3 Полтавский театр


    • 2.4 Малый театр




  • 3 Увековечение имени


  • 4 Интересные факты


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Биография |



Ранние годы |


М. С. Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье крепостного графа Г. С. Волькенштейна, Семена Григорьевича Щепкина.


С 1799 по 1801 год Щепкин обучался в Суджанском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль слуги Розмарина в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волькенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803) был суфлёром в Курском городском театре братьев М. Е., А. Е. и П. Е. Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые выходит на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье он заменяет запившего актёра в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играет в театре братьев Барсовых.


В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играет в Харькове. В 1818 году Малороссийский генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву и Щепкин становится актёром Полтавского театра. Директорами театра в это время были А. О. Имберх, правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский. Щепкин занимает в труппе ведущее положение: специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создает роли в своих знаменитых пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаривнык». Князь Н. Г. Репнин-Волконский поручает А. О. Имберху организовать спектакль по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина у графини Волькенштейн. Сумму, недостающую до запрошенных 10,000 рублей, добавляет сам князь Репнин, и в 1822 году актёр получает вольную.


В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле “Опыт искусства” на Ильинской ярмарке в Ромнах, где его увидел чиновник Конторы московских театров драматург В. И. Головин, чья восторженная рекомендация последствие привела к приглашению Щепкина в московскую труппу Ф. Ф. Кокошкина. Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре[2].


В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба Яга в одноименной комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начинает формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывает роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносит в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.



В Москве |


Чиновник Конторы московских театров В. И. Головин вспоминал позднее:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}






Михаил Семёнович играл в пьесе «Опыт искусства» в трудной роли: то мужчиною, то женщиною. В тысяче видах этот Протей заблистал передо мною, как драгоценный алмаз, всеми своими гранями.[3]


.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}



Именно по инициативе В. И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в ролях Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актёром быстро закрепляется слава «первого комического актёра для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц»[3]. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.


Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удаётся в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставятся «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создает многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.




могила М. С. Щепкина на Пятницком кладбище Москвы (22-й участок)




надпись на надгробном камне


В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье — это по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.


Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко, А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский пишет пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш переводят для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира. Однако Щепкин все равно ощущает однообразие предлагаемых ему ролей и тем.


В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом; затем писал ему:






Рабы ещё не хотят быть свободными. С чего напала на тебя человеческая гордость делать их свободными против их воли, быть так сказать, творцом их счастия… Оставьте мир расти по своим естественным законам и помогайте его росту развитием в человеке нравственного чувства, сейте мысль, но не поливайте кровью… Я знаю, у тебя много логики, и потому ты знаешь, что это будет неравный бой, и потому это будет нечестно, в любви к человеку я бы поборолся с тобой, и тогда бог знает, чья бы взяла.




Кучина А. В. Михаил Семёнович Щепкин // Московский журнал. — 2005. — № 7. — С. 37. — ISSN 0868-7110.


Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.



Смерть |


Летом 1863 года Щепкин по настоянию врачей отправился на лечение в Ялту[4].


По воспоминаниям Александры Шуберт среди причин поездки именно в Ялту была надежда на встречу с Императрицей, отдыхавшей тогда в Ливадии. С августейшей покровительницей Щепкин хотел обсудить финансирование актёрской школы в Москве и тяжелое положение начинающих актёров. «Разумеется, все осталось в мечтах, — писала А. Шуберт, — до Ливадии его не допустили…».


По пути в Крым больной уже Щепкин всё же давал спектакли, — в Нижнем, в Царицыне, в Таганроге. Прибыв в Керчь пароходом из Таганрога, Щепкин и здесь поддался на уговоры и сыграл два спектакля: «Ревизор» и «Москаль-чарівник», — третий был отменён из-за плохого самочувствия актёра. Из-за болезни же Щепкин, по пути в Ялту, не смог принять приглашение Айвазовского навестить его в Феодосии.


В Ялте он остановился в доме у своих друзей — управляющего императорским имением в Ливадии Я. Лазаревского и главного врача города Ялты, украинского поэта С. Руданского[5], — и, как казалось, почувствовал себя лучше. Вскоре князь Воронцов прислал за ним коляску, доставившую его в Алупкинский дворец. — В тот вечер у Воронцовых собирались гости, и хозяева попросили Щепкина прочитать отрывок из «Мертвых душ». Во время чтения Михаилу Семеновичу стало плохо. Осмотревший его врач констатировал, что положение весьма серьезно. Перепугавшиеся Воронцовы отправили знаменитость в гостиницу:








За три дня до смерти сознание Михаила Семеновича потеряно не было, — вспоминал о последних днях жизни великого артиста его верный слуга Александр Алмазов, — несколько времени могли отвечать на вопросы, а иногда не могли… В это время М. С. вдруг подзывают меня и спрашивают: «Александр, а куда Гоголь ушел?» Я им говорю: «Какой Гоголь?» — «Николай Васильевич». — «Он давно уже умер». — «Как умер? Давно ли?» — «Давно». — «Да, вот оно что…». Это были его последние слова. Отвернулся лицом к стене, чтобы больше не вставать.




Это произошло в полдень 11 августа 1863 года. Отпевали Михаила Семеновича через два дня в ялтинском соборе. «Были придворные певчие и музыка, и церемония была весьма приличная». На панихиде присутствовал и генерал-губернатор Тавриды — Г. В. Жуковский.


Цинковый гроб с телом Щепкина привезли в Москву на лошадях 20 сентября. 22 сентября его похоронили на Пятницком кладбище; согласно последней воле Михаила Семеновича, похоронили его рядом с могилой друга — профессора Т. Грановского.



Семья |


  • Жена — Елена Дмитриевна Чаликова; родом была турчанка. При осаде Анапы, в 1791 году, в одной из деревень солдаты тогда ещё полковника Чаликова подобрали брошенного младенца; когда выяснилось, что это девочка, будущий генерал-майор взял её к себе и растил как свою дочь. С Щепкиным они познакомились в театре. Брак Елены Дмитриевны в 1812 году с крепостным тогда ещё Щепкиным автоматически делал крепостной и его вольную супругу, и характеризует Елену Дмитриевну как женщину исключительного темперамента, а Щепкина как очень находчивого и образованного крепостного[6][7]. В браке, кроме упомянутых уже двух сыновей Дмитрия и Николая, родились и две дочери[8]:

    • Фёкла (Фаина) Михайловна (1814—1852) — в замужестве Барсова, актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 1-я;

    • Александра Михайловна (1816—1841) — актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 2-я;




Роли в театре |



Домашний театр |




  • 1800 — «Вздорщица» А. П. Сумарокова — слуга Розмарин (первая театральная роль)


  • 1801—1802:

    • «Опыт искусства» Н. Р. Судовщикова — Актер

    • «Сбитенщик» Я. Б. Княжнина — Степан-сбитенщик

    • «Несчастье от кареты» Я. Б. Княжнина — помещик-галломан Фирюлин





Театр братьев Барсовых, г. Курск |



  • 1805 — «Зоа» Л.-С. Мерсье — Андрей-почтарь (дебют на профессиональной сцене)


Полтавский театр |



  • «Наталка-Полтавка» И. П. Котляревского — Макогоненко

  • «Солдат-чародей» («Москаль-чарівник») И. П. Котляревского — Михайло Чупрун



Малый театр |


Многие постановки шли на сцене московского Большого театра, поскольку это была единая труппа — московское отделение Императорских театров.




  • 1822 — «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» М. Н. Загоскина — Богатонов


  • 1822 — «Марфа и Угар, или Лакейская война» Ж.-Б. Дюбуа — Угар


  • 1824 — «Хлопотун, или Дело мастера боится» А. И. Писарева — Репейкин


  • 1825 — «Школа жён» Мольера — Арнольф


  • 1828 — «Школа мужей» Мольера — Сганарель


  • 1830 — «Скупой» Мольера — Гарпагон[9]


  • 1831 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов


  • 1835 — «Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок


  • 1835 — «Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье — Симон


  • 1836 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий


  • 1839 — «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» В. Г. Белинского

  • 1839 — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин

  • 1842 — «Семейные дела, или С больной головы на здоровую». Водевиль в 1 действии Э, Кормона и Ж. Шабо де Буэна (ориг.назв.: Le beau-pere). Пер. с фр. М. К. (в помещении Большого театра)


  • 1845 — «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера


  • 1850 — «Холостяк» И. С. Тургенева — Мошкин[10]


  • 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира


  • 1853 — «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон


  • 1853, 1855 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Муромский


  • 1854 , 1855 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Коршунов, Любим Торцов


  • 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Большов


  • 1862 — «Нахлебник» И. С. Тургенева — Кузовкин[11]

  • «Женитьба» Н. В. Гоголя — Подколесин, Кочкарев

  • «Игроки» Н. В. Гоголя — Утешительный

  • «Тяжба» Н. В. Гоголя — Бурдюков



Увековечение имени |




Щепкинское театральное училище





Дом-музей в Москве
ул. Щепкина, 47




Мемориальная доска в Курске на «Доме офицеров»





Памятник Щепкину в Белгороде.




  • Дом-музей Михаила Щепкина в Москве.

  • Имя актёра носит областной драматический театр в г. Белгороде. Перед театром установлен памятник Щепкину.

  • Имя актёра носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре, сам Малый театр также называли Домом Щепкина[12].

  • В Липецке есть переулок Щепкина.

  • В Липецке так же есть кафе Щепкин, расположенное по адресу ул. Ворошилова, д.3

  • В Москве есть улица Щепкина (бывшая 3-я Мещанская), на которой расположен Дом-музей М. С. Щепкина[13] — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина[14].

  • В Алма-Ате есть улица имени Щепкина.

  • В Курске есть улица имени Щепкина и кинотеатр.

  • В Старом Осколе одна из улиц Юго-Западного округа названа в честь М. С. Щепкина.

  • В родном селе Алексеевка Белгородской области действует историко-театральный музей М. С. Щепкина.

  • В 1980 году во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина[12].

  • В Сумах есть улица Щепкина, а также областной театр драмы и музыкальной комедии им. М. С. Щепкина. Возле него установлен памятник.

  • В Судже Щепкину установлен памятник-бюст, в его честь названы улица, парк и краеведческий музей.

  • В Одессе названа улица имени Щепкина (ныне Елисаветская).

  • Именем Михаила Щепкина назван самолёт Boeing 737-800 авиакомпании Аэрофлот[15].



Интересные факты |




Драматург А. Н. Островский (1823—1886), актёры М. Н. Ермолова (1853—1928), П. С. Мочалов (1800—1848), М. С. Щепкин (1788—1863) и П. М. Садовский (1818—1872). Почтовая марка СССР 1949 г.





Художественный маркированный конверт СССР, 1974 год



  • М. С. Щепкин был актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М. С. Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых[16].

  • Известная русская писательница, драматург, поэтесса, переводчица Татьяна Щепкина-Куперник приходится Щепкину правнучкой, стихи, посвящённые своему знаменитому прадеду она написала, когда ей было 12 лет.



Примечания |





  1. ныне село Алексеевка Яковлевского района Белгородской области


  2. Тульский государственный академический театр драмы


  3. 12 цит. по: М. С. Щепкин // Энциклопедия «Кругосвет».


  4. Людмила КАСЬЯНЕНКО. «Он первый создал правду на сцене…» // Крымские известия : газета. — 2013. — № 10 августа.


  5. Кочерга С. О.: Південний берег Криму в житті і творчості українських письменників ХІХ


  6. Виктор Афанасьев. Жуковский. Москва. Молодая гвардия. 1987 стр.6


  7. Степанов Б. В. Жена Щепкина (неопр.). Курск дореволюционный. Проверено 11 мая 2015.


  8. Щепкины //Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков — М.: Советская энциклопедия, 1964.


  9. пьеса переведена Аксаковым специально для Щепкина


  10. роль написана специально для Щепкина


  11. пьеса написана для бенефиса Щепкина в 1849 году, но была запрещена цензурой


  12. 12 Щепкин М. С. // энциклопедия «Москва»


  13. Дом-музей М. С. Щепкина Архивировано 17 ноября 2012 года. на сайте ГЦТМ имени А. А. Бахрушина


  14. В доме с 1859 года жила семья М. С. Щепкина.


  15. Aeroflot.ru Информация о парке самолётов авиакомпании Аэрофлот.


  16. Гиацинтова С. В. Жизнь театра. М., 1963. С.152-157




Литература |



  • Алперс Б. В. Театр Мочалова и Щепкина. М., 1979

  • Бать Л. Г. Великое призвание. Повесть о русском актере М. С. Щепкине, М., 1963

  • Быков П. В.,. Щепкин, Михаил Семенович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

  • Гриц Т. С. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества / Вступительная статья В. Шкловского; Примечания А. П. Клинчина и Т. М. Ельницковй; АН СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР, Институт театра, музыки и кинематографии Министерства культуры РСФСР. — М.: Наука, 1966. — 871 с.

  • Дерман А. Б. Московского Малого театра актёр Щепкин, М., 1951


  • Земенков Б. С. М. С. Щепкин в Москве, М., 1966

  • Имберх М. А. Выкуп артиста М. С. Щепкина из крепостной зависимости. 1818 г. // Русская старина, 1875. — Т. 13. — № 5. — С. 152—154.

  • Михаил Семенович Щепкин. Жизнь и творчество, тт. 1-2. М., 1984

  • Русьев С.,. Щепкин, Михаил Семенович // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.


  • Тальников Д. Л. Система Щепкина. М. — Л., 1939


  • Эфрос Н. Е. М. С. Щепкин (опыт характеристики). Пг., 1920

  • Соболев Ю. В. Щепкин, Жизнь замечательных людей, 1933. — 160 с.

  • Шуберт А. П. Михаил Семенович Щепкин. Род. 1788 г., ум. 1863 г. // Русская старина, 1888. — Т. 60. — № 11. — С. 435—444.

  • Рассказы о русских актёрах: А. С. Яковлев, Е. С. Семёнова, В. Н. Аксёнова, П. С. Мочалов, В. А. Каратыгин, М. С. Щепкин / Составитель М. Д. Седых. — М.: Искусство, 1989. — С. 237 - 301. — 320 с. — 75 000 экз. — ISBN 5-210-00345-0.



Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Дом-музей М. С. Щепкина

  • М. С. Щепкин в энциклопедии «Кругосвет»

  • Щепкин М. С. // энциклопедия «Москва»


  • Щепкин Михаил Семенович — статья из Большой советской энциклопедии. 

  • М. С. Щепкин в библиотеки статей «WordArticles»

  • История полтавских театров









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?