Стоячий такелаж

Multi tool use
Стоячий такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — совокупность судовых снастей, служащая для раскрепления неподвижных элементов рангоута и передачи тяги парусов корпусу судна. Будучи раз заведенным, стоячий такелаж всегда остается неподвижным. К стоячему такелажу относятся: ванты, фордуны, штаги, бакштаги, перты, а также кливер и бом-кливер леера.
Ванты удерживают мачты и стеньги в поперечных направлениях и отчасти сзади, фордуны — сзади и отчасти с боков, штаги — спереди. К прочностной надёжности и долговечности стоячего такелажа предъявляются высокие требования. Наиболее массивные снасти стоячего такелажа (ванты нижней мачты) изготовляют из стальных тросов диаметром до 50 миллиметров, накладывают попарно на оба борта в обхват топа мачты, проводят вниз к вант-путенсам, где обтягивают талрепами. Кроме того, одинарные ванты (топ-ванты) на каждый борт заводят в специальные обухи на топе мачты. Например, на четырёхмачтовом барке нижняя мачта удерживается шестью парами вант и четырьмя одинарными топ-вантами. Комли вант заводят в вилки талрепов, заламывают в сторону кормы и крепят бензелями из мягкой проволоки. Для предохранения вант от раскручивания у талрепов закладывают ворст — специальный стопор из прутковой или полосовой стали, который крепится у комлей вант. Талрепы также фиксируют стальными стержнями.
Фордуны и штаги (как парные, так и одиночные) изготовляют также из толстых тросов и крепят аналогично вантам.
Все ванты и топ-ванты полностью, а фордуны и штаги в местах касания к парусам клетнюют и тируют такелажным тиром для защиты от сырости. Остальные тросы стоячего такелажа иногда покрывают в декоративных целях водостойкими белилами.
К стоячему такелажу относятся также и перты — растительные или стальные тросы на реях, на которые становятся матросы во время работы с парусами на реях. Обычно один конец перта крепится к ноку рея, другой — к середине рея за мачтой. Перты поддерживаются подпертками — обнесёнными вокруг рея короткими стропами.
Расположение снастей стоячего такелажа |

1. ватер-штаги |
22. ватер-бакштаги |
2. мартин-штаг |
23. утлегарь-бакштаги |
3. мартин-штаг от бом-утлегаря |
24. бом-утлегарь-бакштаги |
4. фока-штаг |
25. фок-ванты |
5. фок-лось-штаг |
26. фор-стень-ванты |
6. фор-лось-стень-штаг |
27. фор-брам-стень-ванты |
7. фор-стень-штаг |
28. фор-стень-фордуны |
8. кливер-леер |
29. фор-брам-стень-фордуны |
9. фор-брам-стень-штаг |
30. фор-бом-брам-стень-фордуны |
10. бом-кливер-леер |
31. грот-ванты |
11. фор-бом-брам-стень-штаг |
32. грот-стень-ванты |
12. грота-штаг |
33. грот-брам-стень-ванты |
13. грот-лось-штаг |
34. грот-стень-фордуны |
14. грот-лось-стень-штаг |
35. грот-брам-стень-фордуны |
15. грот-стень-штаг |
36. грот-бом-брам-стень-фордуны |
16. грот-брам-стень-штаг |
37. бизань-ванты |
17. грот-бом-брам-стень-штаг |
38. крюйс-стень-ванты |
18. бизань-штаг |
39. крюйс-брам-стень-ванты |
19. крюйс-стень-штаг |
40. крюйс-стень-фордуны |
20. крюйс-брам-стень-штаг |
41. крюйс-брам-стень-фордуны |
21. крюйс-бом-брам-стень-штаг |
42. крюйс-бом-брам-стень-фордуны |
См. также |
- Такелаж
- Рангоут
- Бегучий такелаж
Литература |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Стоячий такелаж в Викисловаре |
---|
- Морской Словарь, М, Военное издательство МО СССР, 1959
- Морской Энциклопедический Словарь, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0280-8
- «Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века», К. Х. Марквард, Л-д, «Судостроение», 1991, ISBN 5-7355-0131-3
![]() |
Это заготовка статьи о флоте. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
V VJcCqfxe12lOo3Y09naHh8,EIJzctRpfqcUReh5YHLumqnPZQep c3a,7n gWU5d,4BE5lz 232e6p