Смирнова, Александра Осиповна

Multi tool use
Александра Осиповна Смирнова | |
---|---|
![]() | |
Имя при рождении | Александра Осиповна Россет |
Дата рождения | 6 (18) марта 1809 |
Место рождения |
|
Дата смерти | 7 (19) июля 1882 (73 года) |
Место смерти |
|
Страна |
|
Род деятельности | фрейлина двора |
Отец | Осип Иванович Россет |
Мать | Надежда Ивановна Россет (Лорер) |
Супруг | Николай Михайлович Смирнов |
Дети | Михаил Николаевич Смирнов |
![]() |
Александра Осиповна Смирнова (6 [18] марта 1809, Одесса — 7 [19] июля 1882, Париж); урождённая Россет, известная также как Россети и Смирнова-Россет — фрейлина русского императорского двора, знакомая, друг и собеседник А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова. Ей приписываются откровенные, подчас язвительные и не всегда достоверные воспоминания о жизни русского общества первой половины XIX века.
Содержание
1 Происхождение
2 Фрейлина императрицы
3 Замужество
4 Дети
5 В литературе
6 Воспоминания
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Происхождение |
Старшая дочь в большой одесской семье (у Александры было ещё четыре брата) Осипа Ивановича, офицера русской армии, друга и дальнего родственника дюка Ришельё, и Надежды Ивановны Россет (урождённой Лорер). По матери племянница декабриста Н. И. Лорера. Братья Александры — Александр и Климентий Россеты (Россети) — также принадлежали к окружению Пушкина, а брат Аркадий одно время ухаживал за его свояченицей — А. Н. Гончаровой и впоследствии был Виленским и Минским гражданским губернатором.
Осип Иванович Россет происходил из старинного французского рода, был комендантом порта Одессы, умер во время эпидемии чумы в городе в 1814 году. Мать вскоре вторично вышла замуж за И. К. Арнольди (1780—1850). Детей отдали на воспитание бабушке Екатерине Евсеевне Лорер (урожд. Цициановой) в имение Громаклея под г. Николаевом. Позже дети учились в Петербурге: сыновья в Пажеском корпусе, Александра в Екатерининском институте[1].
Фрейлина императрицы |
Ко времени окончания Екатерининского института Александра потеряла мать и бабушку. В 1826 году она стала фрейлиной вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны, после её смерти в 1828 году — императрицы Александры Фёдоровны. Привлекательная, умная, с «острым язычком», одна из любимых фрейлин императрицы, «на короткой ноге» с Николаем Павловичем и его братом Михаилом, Россет тем не менее не ограничивала интересы придворной жизнью. Она дружила с дочерью Карамзина Софьей Николаевной и посещала салон её мачехи Е. А. Карамзиной — центр петербургской культурной жизни в 20-40-х годах XIX века.
В их доме Александра Осиповна познакомилась с А. И. Кошелевым, который страстно в неё влюбился и хотел жениться на ней. Но из-за её привязанности к большому свету и разных взглядов на будущее этот брак не состоялся[2]. Круг поклонников и друзей Александры Осиповны составляли знаменитые писатели и поэты: Пушкин, В. Ф. Одоевский, П. А. Вяземский, Жуковский и многие другие.
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Все мы, более или менее, были военнопленными красавицы; кто более или менее уязвленный, но все были задеты и тронуты. Кто-то из нас прозвал смуглую, южную, черноокую девицу Donna Sol — главною действующею личностью испанской драмы Гюго. Жуковский, который часто любит облекать поэтическую мысль выражением шуточным и удачно-пошлым, прозвал её «небесным дьяволёнком». Кто хвалил её черные глаза, иногда улыбающиеся, иногда огнестрельные; кто — стройное и маленькое ушко, эту аристократическую женскую примету, как ручка и как ножка; кто любовался её красивою и своеобразною миловидностью. Иной готов был, глядя на неё, вспомнить старые, вовсе незвучные, стихи Востокова и воскликнуть: «О, какая гармония В редкий сей ансамбль влита!».mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— «Старая записная книжка»
Незаурядная, много и серьёзно читающая, хорошо знающая русский язык (учителем русской словесности в Екатерининском институте был П. А. Плетнёв) и в то же время молодая красавица, остроумная и простая в общении, привлекала талантливых и известных людей. Материальное положение её в те годы было тяжёлым: Россеты не имели средств к существованию, так как их мать завещала отцовское имение своим детям от второго брака.
Замужество |

Н. М. Смирнов.
Художник Ф. Крюгер, 1835
11 февраля 1832 года бесприданница Александра вышла замуж за Николая Михайловича Смирнова (1807—1870), чиновника Министерства иностранных дел, владельца подмосковной усадьбы Спасское. Это была блестящая партия, и — брак по расчёту. Впоследствии Смирнова говорила, что любила мужа не более, чем дружески.
В 1833—1837 годах несколько раз выезжала за границу на лечение, жила в Берлине, Карлсбаде, Мариенбаде. К этому времени относится её знакомство с Н. Д. Киселёвым, перешедшее во взаимное увлечение.
Известие о гибели Пушкина застало Смирновых в Париже, где Николай Михайлович служил в русском посольстве. Из письма А. О. Смирновой П. А. Вяземскому:
Я также была здесь оскорблена, и глубоко оскорблена, как и вы, несправедливостью общества. А потому я о нём не говорю. Я молчу с теми, которые меня не понимают. Воспоминание о нём сохранится во мне недостижимым и чистым. Много вещей я имела бы вам сообщить о Пушкине, о людях и делах; но на словах, потому что я побаиваюсь письменных сообщений.
После смерти дочери Александры весной 1837 года Александра Осиповна покинула Париж и переехала во Флоренцию, потом в Дюссельдорф и, наконец, в Баден-Баден. Карьера мужа шла успешно, в 1838 году Смирнов стал церемониймейстером двора, и семья (у супругов уже было трое детей) возвратилась в Санкт-Петербург. В салоне Карамзиных Александра Осиповна познакомилась с М. Ю. Лермонтовым. В неоконченной повести «Штосс» Лермонтов вывел персонаж, который отождествляют со Смирновой:
Она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы, оттеняли её молодое и правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печать мысли. Лугин… часто бывал у Минской. Её красота, редкий ум, оригинальный взгляд на вещи должны были произвести впечатление на человека с умом и воображением.
В 1842—1844 годах Смирнова с детьми снова уехала за границу: в Риме, Ницце она проводила время в обществе художника Иванова и Гоголя. С Гоголем они духовно и душевно близки:
Да благославит вас бог! Вы, любезный друг, выискали душу мою, вы ей показали путь, этот путь так разукрасили, что другим идти не хочется и невозможно
(А. О. Смирнова — Н. В. Гоголю).
Потом снова был Париж, участие в светской и культурной жизни «столицы мира», посещение салонов Мицкевича, Свечиной, опять общение с интересными людьми:
Здесь всё кипит, движенье и разноголосица во всех углах. Иезуиты, комюнисты, фурьеристы, славяне, да, и славяне! Всё это толкует, кричит, спорит и сбивает друг друга с толку

Могила Александры Смирновой
Умерла Александра Осиповна от воспаления легких в Париже, согласно завещанию похоронена в Москве в некрополе Донского монастыря.
Дети |
мальчик, мертворождённый (окт., 1832)
Александра Николаевна (1834 — 17.03.1837), близнец, умерла от кашля в Париже, похоронена на Пер-Лашез.
Ольга Николаевна (1834—1893), фрейлина, не замужем.
По поводу первых двух родов Смирновой Пушкин писал жене: «Смирнова родила благополучно, и вообрази: двоих. Какова бабенка, и каков красноглазый кролик Смирнов? — Первого ребёнка такого сделали, что не пролез, а теперь принуждены на двое разделить. Сегодня кажется девятый день — и слышно, мать и дети здоровы».
Софья Николаевна (12.08.1836, Штутгарт — 1884), жена князя Андрея Васильевича Трубецкого (1822—1881).
Надежда Николаевна (1840—1899), замужем (с 21.07.1865, Лондон) за Уильямом Соррен.
Михаил Николаевич (1847—1892), окончил Одесский университет, биолог; член Парижского антропологического общества и Венского общества зоологов и ботаников. Был женат на дочери тифлисского купца Тамамшева Елизавете Михайловне.
- Дети
Михаил
Ольга
Софья
Надежда
В литературе |
А. С. Пушкин:
- В альбом А. О. Смирновой
- Из записки к А. О. Россет
- «Полюбуйтесь же вы, дети…»
П. А. Вяземский:
- Чёрные очи (Вяземский)
- «И молча вы бы умницей прослыли…»
- «Вы — Донна Соль, подчас и Донна Перец!..»
«К А. О. Россет-Смирновой (Жуковский)»
«Ей же» (Хомяков)
«Иностранка» (Хомяков)
«К А. О. Россет» (Хомяков)
«К*** (Благодарю тебя!)» (Хомяков)
«А. О. Смирновой-Россет» (Аксаков)
«К*** (Когда-то я порыв негодованья)» (Аксаков)
«А. О. Смирновой-Россет» (Лермонтов)
«Любил я очи голубые» (Туманский)
«Нет, вы не знаете её…» (Растопчина)
Так же Смирновой-Россет был посвящён литературно-исторический очерк Андрея Борисовича Можаева «А. О. Смирнова-Россет — Муза русской литературы» и фильм, снятый по нему.
Л. Белова — «Александрина». В своём очерке автор пытается поддержать версию о последней любви Лермонтова предметом которой якобы являлась Смирнова-Россет.
А. О. Смирнова,1830-е гг. Художник
Кипренский О. А.
«Портрет А. О. Смирновой»,1837 г.
А. О. Смирнова,1837 г. Художник
Винтерхальтер Ф. К.
Воспоминания |
Наряду с бесспорными мемуарами, дневниковыми записями от 1845 года и перепиской (впервые изданы в 1920-е и получили большую известность), под именем Смирновой-Россет в 1890-е годы её дочерью, Ольгой, также опубликованы «Записки», содержащие подробные, на нескольких страницах, монологи Пушкина, Жуковского и других.
Подозрения в их подлинности возникли ещё во время их публикации в 1893 году. «Записки» изучали В. Д. Спасович, В. В. Каллаш, оба они пришли к выводу, что они подложны. Анализ текста выявил существенные анахронизмы (например, Пушкин рассуждает о романах Дюма «Три мушкетёра» и Стендаля «Пармская обитель», написанных после его смерти) и совпадение некоторых идей с дневниками публикатора записок — дочери Россет, Ольги Николаевны Смирновой.
По-видимому, это отчасти фальсификация О. Н. Смирновой; если в её основе и лежат какие-то устные рассказы матери, то выявить их едва ли возможно. Сама Ольга Николаевна с одной стороны утверждала, что собрала разрозненные записи матери на разных языках, перевела их и систематизировала, с другой же, что «ничего не исправляла, ничего не изменяла». Многие исследователи указывают, что на «Записках» лежит отпечаток личности Ольги Николаевны и что «Записки» по стилю резко отличаются от подлинных воспоминаний Александры Осиповны.
Мнения же о подлинности «Записок» высказывали Д. С. Мережковский, В. В. Сиповский, А. О. Андреевич и В. А. Розов[3].
Примечания |
↑ А. О. Смирнова-Россет, 1990, с. 6.
↑ Записка А. И. Кошелёва.
↑ К вопросу о достоверности так называемых «Записок» А. О. Смирновой // Записки А. О. Смирновой, урождённой Россет (с 1825 по 1845 гг.). — М.: Московский рабочий; НПК «Интелвак», 1999. — 412 с. ISBN 5-239-01936-3
Литература |
- Смирнова-Россет А. О. Дневник. Воспоминания / изд. подгот. С. В. Житомирская. — М.: Наука, 1989. — 789 с. — (Литературные памятники). — 40 000 экз. — ISBN 5-02-012669-1.
- Смирнова-Россет А. О. Воспоминания. Письма. — М.: Правда, 1990. — 544 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-253-00072-0.
- Записки А. О. Смирновой, урождённой Россет с 1825 по 1845 гг. — М.: Московский рабочий, 1999. — 412 с. — 8000 экз. — ISBN 5-239-01936-3.
Смирнова А. О. Из записной книжки Александры Осиповны Смирновой // Русский архив, 1890. — Кн. 2, Вып. 6. — С. 283—284.
Ссылки |
- Смирнова и Гоголь
Htcs,hxtBktVabd Rg,2GI0ZmWJmzbadP4 am