Бенефиций




Бенефи́ций (от лат. beneficium — благодеяние) — (1) в Средние века условное срочное пожалование (преимущественно в виде земельного участка) за выполнение военной или административной службы[1]; (2) в католической церкви начиная со Средних веков до Второго Ватиканского собора доходная должность при храме, пожалованная за заслуги перед церковью.




Содержание






  • 1 Светский бенефиций


  • 2 Церковный бенефиций


  • 3 Примечания


  • 4 Литература


  • 5 См.также


  • 6 Ссылки





Светский бенефиций |


В Средневековье и позже этим словом обозначалось земельное владение, передаваемое в пожизненное пользование на условии несения службы — придворной, административной, но главным образом — военной; поэтому под бенефицием обычно понимают военное условное земельное держание (в отличие от прекария, который был условным держанием крестьянского типа). Невыполнение условий держателем влекло ликвидацию бенефиция. В случае смерти получателя либо жалователя бенефиций возвращался собственнику или его наследникам. Затем бенефиций мог быть передан на основе нового соглашения.


В широкую практику бенефициум был введен Карлом Мартеллом[2]. Распространение бенефиция — одно из проявлений аграрного переворота, произошедшего во Франкском государстве в VIII в.: аллоды, дарения в полную безусловную собственность были заменены пожалованиями в пожизненное пользование. Изменилась социальная структура франкского общества, появился новый военный слой бенефициариев, связанных с королевской властью поземельными отношениями. В IX—X вв. бенефиций приобрёл черты феода (лена). Бенефиций способствовал появлению профессиональных воинов-рыцарей, а также возникновению отношений личной верности и покровительства (вассалитета) между жалователем и бенефициарием. Бенефиций раздавали не только короли, но и крупные феодалы. Вскоре многие бенефициарии стали могущественнее королей.



Церковный бенефиций |


В католической церкви с IX века под бенефицием обычно понималась доходная должность при храме, реже земельное владение, вручаемые духовному лицу в награду за оказанную церкви службу. Бенефициар оплачивался из церковной кассы, которая формировалась из пожертвований верующих, патрона данного храма (вплоть до короля, если храм был большим и знаменитым), из части налога, известного под именем церковной десятины и от аренды церковной собственности. С XII века появились особые виды церковного бенефиция — пребенда (praebenda)[3] и «епископское довольствие» (mensa episcopalis). Число бенефициев, которые мог получить священник в разных местах и в разное время, не было ограничено, что иногда вело к злоупотреблениям и чрезмерному обогащению.


Решением Второго Ватиканского собора система бенефициев (в т.ч. пребенды) была упразднена. Новый Кодекс канонического права устанавливает, что доходы церковного учреждения должны направляться в специальный епархиальный фонд для содержания клириков, состоящих на службе в данной епархии (впрочем, в Австрии старый институт бенефициев продолжает действовать и поныне).



Примечания |





  1. Бенефиций // Большая российская энциклопедия. Том 3. Москва, 2005, с.315.


  2. Н.Басовская "Рождение Средневековья". Знание-Сила, май 1997 г., стр. 121


  3. Постоянный доход (рента) для членов капитула, то есть каноников. В отличие от других видов бенефиция размер пребенды не зависел от того, сколько и как работает (и работает ли вообще) каноник.




Литература |



  • Задворный В. Бенефиций // Католическая энциклопедия. Т.1. Москва, 2002, стлб. 546-547.


См.также |



  • Поместье

  • Ранговое имение

  • Бенефициарная реформа Карла Мартелла

  • Паргеваканк

  • Харистикий



Ссылки |



  • Словари и энциклопедии на Академике

  • ЭСБЕ/Бенефиции, в Польше




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?