Дона-Шлодин, Николаус цу





























































Николаус бургграф унд граф цу Дона-Шлодин
Nikolaus Burggraf und Graf zu Dohna-Schlodien
WP Nikolaus Graf zu Dohna-Schlodien.jpg
Дата рождения
5 апреля 1879(1879-04-05)
Место рождения
Мальмиц, провинция Силезия, Пруссия,
Германская империя

Дата смерти
21 августа 1956(1956-08-21) (77 лет)
Место смерти
Байербах, Германия
Принадлежность
Флаг Германии (1871—1918, 1933—1935) Германская империя
Род войск
War Ensign of Germany (1903-1918).svg Императорские военно-морские силы
Годы службы
1896—1919
Звание
Фрегаттен-капитан
Командовал
вспомогательный крейсер «Мёве»
Сражения/войны

Ихэтуаньское восстание
Первая мировая война


  • Рейд на Скарборо


Награды и премии














Железный крест 1-го класса
Железный крест 2-го класса
Орден «Pour le Mérite»
Кавалер Военного ордена Максимилиана Иосифа (Бавария)
SAX Military Order of Saint Henry ribbon.svg
Кавалер ордена Военных заслуг Карла Фридриха


Связи
адъютант Вильгельма II
В отставке
торговец
Commons-logo.svg Николаус бургграф унд граф цу Дона-Шлодин на Викискладе

Граф Николаус цу Дона-Шлодин (нем. Nikolaus Burggraf und Graf zu Dohna-Schlodien, 5 апреля 1879 (1879-04-05) — 21 августа 1956) — германский морской офицер и мемуарист из дворянского рода Дона. Известен как командир вспомогательного крейсера «Möwe», успешно действовавшего во время Первой мировой войны.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Первая мировая война


    • 2.1 Командир вспомогательного крейсера «Möwe»




  • 3 Послевоенная судьба


  • 4 Публикации


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Биография |


Николаус цу Дона-Шлодин родился 5 апреля 1879 года в силезском городе Мальмиц (ныне Маловице, Польша) в семье Альфреда и Маргарет цу Дона-Шлодин.


В 1896 году поступил на службу в германский военно-морской флот. В 1899 году получил звание лейтенанта (нем. Leutnant zur See), в 1902 году — старшего лейтенанта (нем. Oberleutnant zur See). В 1901—1902 годах служил на канонерской лодке «Tiger», действовавшей в Восточной Азии. В 1910—1912 годах командовал канонерской лодкой «Tsingtau». В 1913 году назначен штурманом на линкор «Posen» и произведён в чин корветтен-капитана (нем. Korvettenkapitän).



Первая мировая война |







Командир вспомогательного крейсера «Möwe» |



21 сентября 1915 года[1] Дона-Шлодин получил приказ найти подходящее судно и переоборудовать его во вспомогательный крейсер, способный также действовать в качестве минного заградителя.


Выбор пал на транспорт-банановоз «Pungo» (4788 брт), получивший новое имя — SMS Möwe (нем. Möwe — чайка). Судно вооружили четырьмя 150-мм и одним 105-мм орудиями, двумя 500-мм торпедными аппаратами. Кроме того, на борт были погружены 500 морских мин[1].


Первоначальной задачей корабля была постановка минных заграждений, и только после её выполнения капитан мог заняться рейдерскими операциями.


«Мёве», замаскированный под шведский пароход, покинул Киль 15 декабря 1915 года.


4 марта 1916 года крейсер вернулся в порт, имея на счету 13 паровых и 1 парусное судно, а также устаревший британский линкор «King Edward VII», погибший на минах, выставленных рейдером у северного побережья Шотландии. Два судна были захвачены в качестве призов и отправлены в Германию. Общий тоннаж потопленных судов составил 159400 тонн[1].


22 ноября 1916 года крейсер вышел во второй поход, окончившийся 22 марта 1917 года. Результатом похода стали 27 потопленных судов общей вместимостью 127707 тонн.[1]


Благодаря усилиям германской военной пропаганды, корабль и его команда получили известность и популярность среди населения страны.


Командир корабля был награждён Железными крестами 1 и 2 классов, высшим прусским военным орденом «Pour le Mérite» с дубовыми листьями[1], баварским военным орденом Максимилиана Иосифа, саксонским военным орденом Святого Генриха, вюртембергским орденом «За военные заслуги» и баденским орденом Карла-Фридриха за военные заслуги, ольденбургским крестом Фридриха Августа 1 класса, рыцарским крестом 1 класса ордена Белого Сокола дома Саксен-Веймар, медалями.


Кроме того, граф Николаус цу Дона-Шлодин был назначен на почётную должность морского адъютанта кайзера Вильгельма II.



Послевоенная судьба |


После войны командовал отрядом фрайкора «Möwe», участвуя в этом качестве в подавлении Силезского восстания.

В 1919 году вышел в отставку и занялся торговлей в Гамбурге, в 1930-х переехал в Байербах, где и умер в 1956 году в возрасте 77 лет.



Публикации |




  • S. M. S. Möwe. Perthes, Gotha 1916


  • Der Möwe zweite Fahrt. Perthes, Gotha 1917


  • Der Möwe Fahrten und Abenteuer. Erzählt von ihrem Kommandanten. Perthes, Stuttgart 1927



Примечания |





  1. 12345 Галыня В. А. Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО. — 2009. — С. 8.




Литература |


  • Галыня Виктор Анатольевич. Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине. — М: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2009. — 192 с. — ISBN 978-5-699-38274-3.


Ссылки |




  • Краткая биография, фото на сайте knerger.de (нем.)


  • Graf Dohna und seine «Möwe» (англ.) (1917). Проверено 1 января 2011. — германский пропагандистский фильм об SMS Möwe.












Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?