Пивоваров, Виктор Дмитриевич

































Виктор Пивоваров
Изображение
Имя при рождении
Виктор Дмитриевич Пивоваров
Дата рождения
14 января 1937(1937-01-14)[1](82 года)
Место рождения
  • Москва, СССР

Страна
  • Flag of Russia.svg Россия

Жанр
Московский концептуализм
Учёба
Московский полиграфический институт
Commons-logo.svg Работы на Викискладе

Ви́ктор (Виталий) Дми́триевич Пивова́ров (род. 14 января 1937, Москва) — советский и российский художник, представитель «неофициального» искусства, один из основоположников московского концептуализма[2].




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Иллюстраторская деятельность


  • 3 Избранные работы в книжной иллюстрации


  • 4 Литературное творчество


  • 5 Каталоги выставок и альбомы


  • 6 Персональные выставки


  • 7 Работы находятся в коллекциях


  • 8 Семья


  • 9 Ссылки


  • 10 Источники





Биография |


Родился 14 января 1937 года в Москве. Детство прошло без отца. По словам самого художника, первое художественное произведение он сделал в пять лет: «Мы были с мамой в эвакуации в глухой деревне в Татарии. Три дня на санях от железной дороги. Ни радио, ни электричества. На задворках я нашел несколько лоскутов, выстирал их и выгладил, скроил из них платьице и нарядил в них деревянную чурку. Смастерил себе куклу от одиночества. Я и сейчас такой же. Сущность моих занятий искусством не изменилась»[3].


Окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина в 1957. В том же году пытается поступить в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова, но получает "неуд" по всем экзаменам. Тем не менее, поступает в Московский полиграфический институт, который оканчивает в 1962. Во время учёбы знакомится с П. Д. Кориным и становится его учеником. Однако вскоре их творческие контакты прервались. Сам Пивоваров так отзывается о Корине в своей книге «Влюбленный агент»: «Художник он значительный, но искал я совсем другое. Не годился он мне в учителя»[3].


В 1963 году Пивоваров знакомится со своей будущей женой, Ириной Пивоваровой. Ирина выступает как автор стихов и сказок, а Виктор Пивоваров становится иллюстратором её произведений. Вместе они подготавливают и выпускают такие детские книги, как «Всех угостила», «Паучок и лунный свет», «Тихое и звонкое», «Тик и так», «Два очень смелых кролика»[4] и др. Также Пивоваров иллюстрирует «взрослую» лирику Ирины Пивоваровой: «Слова», «Яблоко», «Разговоры и миниатюры».


В издательстве «Детская литература» Пивоваров знакомится с представителями Лианозовской группы — Игорем Холиным и Генрихом Сапгиром. Вскоре через них он знакомится с Овсеем Дризом и Ильёй Кабаковым.


В 1966 году у Ирины и Виктора Пивоваровых родился сын Павел.


В 1967 году Виктор Пивоваров получает через знакомого Ильи Кабакова — Давида Когана — собственную мастерскую. В это же время художник впервые обращается к живописи. В 1967 году Пивоваров выполняет серию монотипий «Искушение Св. Антония», которую считает началом своей творческой деятельности. К первым картинам художника относятся такие произведения, как «Синие очки безумного милиционера», «Ах!», «Гвозди и молоток», «Московская вечеринка», «Безумная Грета» и другие.


Пятилетие с 1972 по 1976 становится знаковым для всего московского концептуализма. Эрик Булатов создает «Горизонт», Илья Кабаков работает над первым циклом «Десять персонажей», а Виктор Пивоваров пишет картины «Длинная-длинная рука», «Проекты для одинокого человека», альбомы «Лицо», «Сад» и другое.


В 1974 году Ирина и Виктор Пивоваровы разводятся.


8 июня 1978 года Виктор Пивоваров знакомится со своей второй женой, чешским искусствоведом Миленой Славицкой, приехавшей в Москву из Праги.


В 1979 году состоялась первая выставка Виктора Пивоварова. В коллективной выставке «Цвет, форма, пространство» участвовало множество художников. Пивоваров показывает цикл «Семь разговоров». Это было единственное участие художника в публичной выставке до переезда в Прагу в 1981.


В 1982 году Пивоваров эмигрирует в Чехословакию и поселяется в Праге.


В 1983 году Пивоваров едет в Мюнхен. В том же году он получает заказ от пражского издательства «Одеон» на иллюстрации к В. Хлебникову, которого в СССР не издавали.


В 1984 году по предложению настоятеля храма Св. Климента Ивана Ливанеца Пивоваров пишет две иконы, которые висят на царских вратах храма[3].


За полгода до бархатной революции в Чехословакии в мае 1989 открылась большая ретроспективная выставка Виктора Пивоварова в Высочанах[3]. После бархатной революции Союз художников в 1991 году объявил открытый конкурс на художественное руководство одного из пражских выставочных залов Союза. Виктор Пивоваров и Милена Славицка вместе с Андриеной Шимотовой и Вацлавом Стратилом выиграли этот конкурс. Галерея получила название «Пи-Пи-Арт» (Prague Project for the Art). Однако вскоре помещение было отобрано, и Пивоваров прекратил заниматься галереей[3].


Пивоваров был также связан с деятельностью журнала по современному искусству «Výtvarné umění», главным редактором, а позже и издателем которого стала в 1990 году Милена Славицка. С 1990 по 1997 Пивоваров неофициально являлся главным художником журнала[3].


В 2001 году вышла книга Виктора Пивоварова «Влюблённый агент»[5]. Публикация не осталась незамеченной — в 2004 году в Третьяковской галерее открылась выставка «Шаги механика». Одновременно с ней, в Галерее XL прошла выставка «Тёмные комнаты»[6].


В 2002 году вышла вторая книга Виктора Пивоварова «Серые тетради». В аннотации указано, что «Если жанр „Влюблённого агента“ близок к автобиографии, то жанр „Серых тетрадей“ определить гораздо трудней. Здесь и художественная проза, и стихи, и документы»[7].


В 2004 году выходит в свет книга «О любви слова и изображения»[8], которая представляет тексты художника, написанные в разные годы, либо не опубликованные вообще, либо опубликованные в разных, как правило, малодоступных, изданиях.


В 2006 году в Московском музее современного искусства прошла выставка «Едоки лимонов»[9], для которой была создана серия из 9 больших картин «Атлас животных и растений».


В 2011 году в Московском музее современного искусства проходила выставка «ОНИ»[10]. В том же году выходит в свет проект «Философские тетради Ольги Серебряной»[11]. Работа над проектом велась через переписку Виктора Пивоварова и самой Ольги Серебряной. В 2014 эта переписка вышла в свет в издательстве «НЛО» под названием «Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии»[12].


В 2015 году в Государственном музее востока открылась выставка «Лисы и праздники»[13].


В 2016 году состоялись две выставки Виктора Пивоварова в Москве: «След улитки»[14] в Музее современного искусства «Гараж» и «Потерянные ключи»[15] в ГМИИ им. А. С. Пушкина. В том же году в издательстве «Арт Гид» была переиздана книга «Влюбленный агент» с новыми главами[16].



Иллюстраторская деятельность |


Помимо деятельности в среде неофициального искусства Виктор Пивоваров создавал иллюстрации для детских книг, это был его способ существования, впрочем, популярный среди андерграундных художников того времени. Дебютировал в 1964 году в издательстве «Детская литература», с тех пор проиллюстрировал более 50 книг. С 1969 года иллюстрирует детский журнал «Весёлые картинки», а в 1979 году создал знаменитый логотип журнала из букв-человечков, существующий с небольшими изменениями по сей день. С 1968 по 1979 иллюстрировал и «Мурзилку».




Тот самый логотип


Знаковой стала работа с книгой «Необычный пешеход», выпущенной в 1965 году. Иллюстрации Пивоварова к этой книге вызвали широкий резонанс, многие обвиняли его в том, что за его простыми иллюстрациями кроются неоднозначные тайные символы[17]. Позже сам Пивоваров признавался в том, что любил иллюстрировать детские стихи, потому что они дают свободу интерпретации текста. Благодаря этой работе он получил признание как иллюстратор, его заметили.


После переезда в Прагу в 1982 году Пивоваров не бросил иллюстрацию, время от времени он рисует для детских и взрослых книг, поддерживает переиздание своих старых книг. Уезжая в Прагу, художник обратился в Детгиз с официальным письмом: мол, не предатель родины, уезжаю по своим личным мотивам в дружественную Чехословакию, прошу оставить в действующем резерве издательства. Не оставили. В результате Владимир Пивоваров переключился на литературу взрослую, проиллюстрировал Хлебникова, Пастернака, Вагинова, Холина и Хармса[18].



В «Мурзилке», в 1979 г., в № 2 была опубликована небольшая заметка, написанная Пивоваровым:


Во время войны, когда у ребят не было ни книжек, ни игрушек, я видел одного мальчика, который собирал разноцветные лоскутки, щепочки и чурочки и делал из них себе куклы. Ну что же здесь особенного, скажете вы. А я вам скажу, что в этом есть особенное. Ведь у этого мальчика была какая-то пища и одежда, был дом и своя постель, были родители и товарищи. Но этого, оказывается, мало. Нужно что-то еще. И это что-то — маленькая тряпичная кукла и смешные чурочки, которые становились то столом, то стулом, то кроватью для куклы. Оказывается, этому мальчику необходимо было каким-то образом повторить себя, свой дом, свои вещи, только в маленьком виде. Повторить и играть.Я думаю, что это повторение, изображение окружающих нас вещей и игра с ними есть искусство. Когда играешь, то любая чурочка может быть чем угодно. Захочешь — она будет лодкой, захочешь — самолетом.Рисунки в детских книжках часто похожи на волшебную веселую игру. Но ребята сразу все понимают, потому что они художники, они умеют и любят играть и легко понимают язык игры.А еще художники и дети любят то, чего не бывает совсем, — драконов, волшебников, деревянных мальчишек, гномов и говорящих животных — все, что рождается фантазией и мечтой, все, что как будто уж совсем не является необходимым для человека и без чего, оказывается, он не может прожить.



Избранные работы в книжной иллюстрации |


  • Живая, как жизнь: Книга для чтения по русской литературе / Редколлегия: Б. Я. Брайнина, Н. В. Водовозов, В. В. Ермилов, Ю. Л. Прокушев, А. И. Ревякин, В. В. Смирнова; Сост. В. В. Бавина; Художник В. Д. Пивоваров. — М.: Знание, 1964. — 448 с. — 15 000 экз.


Литературное творчество |




  • Пивоваров В. Влюблённый агент. — М.: Арт Гид, 2016


  • Серебряная О., Пивоваров В. Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии. — М.: НЛО, 2014—320 с.: ил. — ISBN 978-5-4448-0187-1


  • Пивоваров В. О любви слова и изображения. — М.: НЛО, 2004. — 140 с. — ISBN 5-86793-298-2.


  • Пивоваров В. Серые тетради. — М.: НЛО, 2002. — 384 с. — ISBN 5-86793-179-X.


  • Пивоваров В. Влюблённый агент. — М.: НЛО, 2001. — 288 с. — ISBN 5-86793-152-8.



Каталоги выставок и альбомы |




  • Пивоваров В. Путеводитель по выставке «След Улитки». — М.: Музей современного искусства «Гараж», 2016


  • Пивоваров В. Лисы и праздники. — М.: Государственный музей Востока, 2015


  • Пивоваров В. Философские тетради Ольги Серебряной. — Франкфурт-на-Майне: Galerie LA BRIQUE, 2011


  • Пивоваров В. Они. — М.: Московский музей современного искусства, 2011


  • Пивоваров В. АХ и ОХ. — Вологда: Библиотека Московского Концептуализма Германа Титова, 2010


  • Пивоваров В. Едоки Лимонов. — М.: Московский музей современного искусства, 2006


  • Пивоваров В. Соня и Ангелы. — Прага: Галерея Рудольфинум, 1996


  • Пивоваров В. Метампсихоз. — М.: Издательство ALBUM, 1993



Персональные выставки |




  • 2016 — Выставка Виктора Пивоварова «След улитки». Музей современного искусства «Гараж». (Интервью с куратором выставки Екатериной Иноземцевой на YouTube)


  • 2016 — «Потерянные ключи». ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва


  • 2011 — «Они». Московский музей современного искусства, Москва.[2][19]


  • 2006 — «Едоки лимонов». Московский музей современного искусства, Москва.


  • 2004 — «Шаги механика». Государственная Третьяковская галерея, Москва.


  • 1996 — «Действующие лица». ЦСИ. Москва.


  • 1993 — «Метампсихоз». L-Галерея, Москва.


  • 1989 — Ретроспективная выставка живописи 1969-89 гг. Народный дом. Прага, Чехословакия.


  • 1989 — «Образ и текст». Дом искусств. Брно, Чехословакия.


  • 1988 — «Концерт» (Совместно с Кабаковым). Люцерн, Швеция.


  • 1987 — «Выставка иллюстраций». Музей национальной письменности. Прага, Чехословакия.


  • 1984 — «Рисунки и акварели». Прага, Чехословакия.



Работы находятся в коллекциях |




  • Государственная Третьяковская галерея, Москва;


  • Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.


  • Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва;


  • Государственный центр современного искусства, Москва;


  • Музей актуального искусства ART4.RU, Москва;

  • Государственный литературный музей, Москва;

  • Музей Ф. М. Достоевского;

  • Пражская национальная галерея;

  • Музей «Людвиг Форум», Аахен, Германия;

  • Художественный музей, Карловы Вары, Чехия;

  • Коллекция Колодзей русского и восточноевропейского искусства, Kolodzei Art Foundation, США;

  • частные собрания России, Швейцарии, Германии, Чехии и США.

  • Flying in the Wake of Light[20], Лондон



Семья |



  • Пивоварова, Милена — вторая жена.


  • Пивоварова, Ирина Михайловна — первая жена, поэт.

    • Пепперштейн, Павел Викторович — сын от Ирины Пивоваровой, — художник, литератор, критик, теоретик искусства, создатель арт-группы «Инспекция „Медицинская герменевтика“»




Ссылки |



  • Виктор Пивоваров на сайте GiF.ru

  • Виктор Пивоваров на сайте музея ART4.RU

  • Художник Пивоваров в стихотворении Юнны Мориц


  • Интервью с художником, 2011


  • Детские книги с иллюстрациями Виктора Пивоварова — читать/скачать

  • Биография и библиография на сайте Централизованной библиотечной системы г. Красноармейска Московской обл.

  • Глава из книги Виктора Пивоварова «Влюбленный агент»



Источники |





  1. Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q24255573"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P2843"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q1547776"></a>



  2. 12 Русакова Р. Разоблачение персонажей // Weekend. — 2011. — 4 февр.


  3. 123456 Пивоваров В. Влюбленный агент. — Москва: Арт Гид, 2016.


  4. Иллюстратор Виктор Пивоваров - МБУК "Централизованная библиотечная система г. Вологды" (неопр.). cbs-vologda.ru. Проверено 27 мая 2016.


  5. Петит (неопр.). Новая газета. Проверено 27 мая 2016.


  6. Dark Rooms Виктор Пивоваров галерея XL архив (неопр.). www.xlgallery.ru. Проверено 27 мая 2016.


  7. Виктор Пивоваров. Серые тетради | Издательство «Новое литературное обозрение» (неопр.). www.nlobooks.ru. Проверено 27 мая 2016.


  8. ЦСИ ЗАРЯ - ВИКТОР ПИВОВАРОВ. О ЛЮБВИ СЛОВА И ИЗОБРАЖЕНИЯ (неопр.). zaryavladivostok.ru. Проверено 27 мая 2016.


  9. Виктор Пивоваров. «Едоки лимонов» (неопр.). Радио Свобода. Проверено 27 мая 2016.


  10. Анна Толстова. Невеселые картинки // Газета "Коммерсантъ". — 2011-10-02. — Вып. 23. — С. 15.


  11. Журнальный зал | (неопр.). magazines.russ.ru. Проверено 27 мая 2016.


  12. О. Серебряная, В. Пивоваров. Утка, стоящая на одной ноге на берегу философии | Издательство «Новое литературное обозрение» (неопр.). www.nlobooks.ru. Проверено 27 мая 2016.


  13. Виктор Пивоваров. Лисы и праздники | Артгид (неопр.). Артгид. Проверено 27 мая 2016.


  14. Виктор Пивоваров. След улитки (неопр.). Time Out. Проверено 27 мая 2016.


  15. Виктор Пивоваров. След улитки | Артгид (неопр.). Артгид. Проверено 27 мая 2016.


  16. Виктор Пивоваров «Влюбленный агент» (неопр.). Garage. Проверено 27 мая 2016.


  17. Детский зал ВГБИЛ (неопр.). deti.libfl.ru. Проверено 8 марта 2018.


  18. Кира Конович. [http://книгидетства.рф/artists/pivovarov_vd_biography.html Виктор Дмитриевич
    ПИВОВАРОВ]
     (неопр.). Книги детства (21.01.2013).



  19. Толстова А. Невеселые картинки // Коммерсантъ. — 2011. — 10 февр.


  20. Ирина Столярова. Коллекция «Лететь вослед лучу» | Flying in the Wake of Light (рус.) ?. www.flyinginthewakeoflight.com. Проверено 2 февраля 2017.








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?