Шлюз (гидротехническое сооружение)

Multi tool use

Шлюзы Панамского канала
Судоходный шлюз — гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна (бьефа) в другой с различными уровнями воды в них. С двух сторон шлюз ограничен затворами (воротами), между которыми располагается камера с регулируемым уровнем воды.
В отличие от судоподъёмников, при использовании шлюзовых систем требуется большое количество воды, что приводит к снижению их пропускной способности и в том числе к меньшей скорости пропуска судов. Преимуществом является их более простое и дешёвое в обслуживании техническое оснащение по сравнению с судоподъёмниками.
Содержание
1 Основные сведения
2 Использование шлюзов
3 См. также
4 Литература
Основные сведения |
Перевод судов между двумя отрезками водного пути с различным уровнем воды в них осуществляется с помощью шлюзов. Каждый шлюз имеет три основных элемента:
- Герметичная камера, соединяющая верхнюю и нижнюю головные части канала и имеющая габариты, достаточные для размещения в ней одного или нескольких судов. Положение и габариты камеры фиксированные, однако уровень воды в ней может изменяться.
Ворота — металлические щиты, расположенные на обоих концах камеры и служащие для впускания и выпускания судна и герметизирующие камеру во время шлюзования.
Водопроводное устройство — устройство, предназначенное для наполнения, либо опустошения камеры. Как правило, в качестве такого устройства используется плоский щитовой затвор. В крупных шлюзах могут использоваться перекачные насосы.
Принцип работы шлюза следующий:
- Входные ворота открываются и судно заходит внутрь камеры.
- Входные ворота закрываются.
- Открывается перепускной клапан, вызывая падение или подъём уровня воды в камере с находящимся в ней судном.
- Выходные ворота открываются, судно выходит из камеры.
Процесс пропускания судна через шлюз называется шлюзованием. Шлюзование длится, как правило, от 10 до 20 минут в зависимости от размера камеры и перепада уровня воды.
Для подъёма судна: |
![]() |
Для спуска судна: |
||
---|---|---|---|---|
1-2. |
Судно входит в шлюзовую камеру. |
8-9. |
Судно входит в шлюзовую камеру. |
|
3. |
Нижние ворота закрываются. |
10. |
Верхние ворота закрываются. |
|
4-5. |
Камера наполняется водой до верхнего уровня. |
11-12. |
Из камеры выливают воду до нижнего уровня. |
|
6. |
Верхние ворота открываются. |
13. |
Нижние ворота открываются. |
|
7. |
Судно выходит из шлюзовой камеры. |
14. |
Судно выходит из шлюзовой камеры. |
При шлюзовании, как правило, стараются чередовать направление пропускания судов: после того, как судно, идущее, к примеру, вниз по течению, завершило шлюзование, в камеру с уже пониженным уровнем воды может сразу же зайти судно, движущееся в обратном направлении. Таким образом не требуется выполнять лишнее заполнение либо слив воды из камеры.
Использование шлюзов |

Шлюз на обводном канале дамбы.
Использование шлюзов главным образом направлено на то, чтобы сделать водные пространства с различными уровнями воды в них более пригодными для судоходства. Они необходимы в случаях, когда для прохождения судов создаётся искусственный обводной канал в обход таких препятствий, как пороги, плотины, дамбы, а также для преодоления локальных перепадов высот на пути канала. Плотина увеличивает глубину водного пространства перед ней, в таком случае шлюз может быть установлен либо непосредственно в плотине, будучи её составной частью, либо в устье бьефа. Река, оснащённая такого рода сооружениями, носит название водного пути. С помощью установки шлюза в морском или океанском устье реки можно устранить влияние на уровень воды в ней приливов и отливов.
Для усовершенствования водного пути на реке используются дополнительные шлюзы:
- В верхней части обводного канала устанавливается водоспускной шлюз для предотвращения наводнений.
- Чем длиннее обводной канал, тем больше разница уровня воды между его началом и концом, что может потребовать установки на отдельных отрезках такого канала целых групп шлюзов(см, например, Волго-Донской канал).
Шлюзы также служат для повышения и снижения уровня воды в водохранилищах.
См. также |
- Канал (гидрография)
- Судоподъёмник
Литература |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Фото и Видео на Викискладе |
---|
- Шлюз, гидротехническое сооружение // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
eRRg2A97Q9TVaC82N,92,X6,hC3R0SdWG ks x yzu,R0 qRU0g7x8mpCIJ JMM,5Nd4wEJcqWI