Экстрасенсорное восприятие








Экстрасенсорное восприятие, ЭСВ, экстрасенсо́рика (от лат. extra «сверх, вне» + sensus «чувство») — термин, использующийся для многих, якобы существующих, паранормальных форм восприятия или способностей человека[1]. Существование подобных форм восприятия и способностей не имеет под собой научных доказательств, Национальный научный фонд (США) относит экстрасенсорное восприятие к одному из наиболее распространённых среди американцев псевдонаучных заблуждений[2].


В некоторых случаях феномены восприятия, вызванные патологиями либо синестетическими состояниями субъектов, интерпретируются ими как «экстрасенсорные способности» (например, как видение ауры человека при синестезии[3]).




Содержание






  • 1 Классификация


  • 2 Изучение экстрасенсорики


  • 3 Экстрасенсы


  • 4 См. также


  • 5 Примечания


  • 6 Литература





Классификация |


К проявлениям экстрасенсорного восприятия в паранауках причисляются телепатия, ясновидение и проскопия, лозоходство или «биоинтроскопия» (неверно именуемое биолокацией), однако зачастую к таким проявлениям относят и способы некоего нематериального внефизического воздействия на предметы, организмы или физические явления — телекинез или психокинез, экстрасенсорное целительство и т. п.


Так, Райн и Соул под телепатией понимали передачу информации от мозга к мозгу без посредничества чувственных каналов. Под криптэстезией — получение мозгом информации о материальных предметах, спрятанных любым способом и находящихся на расстоянии, также без посредничества органов чувств. Психокинезом они называли пространственные манипуляции с материальными объектами с помощью чисто умственного усилия, опять без материального эффектора. Под ясновидением они понимали способность предвидеть будущие состояния материальных явлений без умозаключений на основе известных фактов.



Изучение экстрасенсорики |


Некоторые учёные пытались изучать людей, которые декларировали у себя наличие экстрасенсорных способностей. В частности, множество экспериментов были проведены учёными Райном и Соулом. Однако их исследование подвергается подробной критике в книге Дж. Спенсер-Брауна (англ.) «Вероятность и научный вывод» (англ. Probability and Scientific Inference).


Большая часть экспериментов отличается ненаучным подходом (методологической некорректностью и невоспроизводимостью), то есть не отвечают требованиям, предъявляемым к достоверности научного эксперимента. Спенсер-Браун критикует ошибочную положительную интерпретацию статистических данных: например, в экспериментах с картами Зенера или машинками для выбрасывания игральных костей (последние используются для изучения психокинеза) при длинной серии тестов могут получаться последовательности результатов, кажущиеся неслучайными и закономерными, однако, они на самом деле и являются проявлением истинной случайности, поэтому эти серии невоспроизводимы[4]. Верующие во внечувственное восприятие объясняют невоспроизводимость особенностями некоего экстрасенсорного восприятия, декларируя их неустойчивость вследствие появления неизвестных «неблагоприятных» внутренних или внешних условий либо требующих труднодостижимых и легко нарушаемых особых состояний психики участников эксперимента, то есть остаются эзотерическими практиками, декларирующими зависимость результатов от личности оператора и невоспроизводимость эффекта инструментальными средствами.


Аналогична ситуация и с теоретическим обоснованием существующих явлений людьми, далёкими от научного подхода: в большинстве случаев внечувственное восприятие объясняется нематериальными механизмами, то есть требует агентов (таких, как торсионные либо микролептонные поля и т. п.), стоящих вне области науки, занимающейся только материальными объектами. Крайним случаем являются объяснения, лежащие не в научной, а в оккультной сфере, как, например, в случае с видением некоего ореола (ауры) биологических либо физических объектов и т. д. и т. п.


Станислав Лем в своём труде «Сумма технологии»[4] обосновывает отсутствие экстрасенсорных способностей людей тем, что такая полезная функция организма появилась бы эволюционно уже давно и у нескольких видов животных, чего, однако, не наблюдается.



Экстрасенсы |



Экстрасенсами в узком смысле слова называют людей, якобы обладающих экстрасенсорными способностями. Но поскольку нет подтверждённых случаев существования таких людей, то обычно таким словом называют людей, которые заявляют, что обладают экстрасенсорными способностями.


В настоящее время экстрасенсы относятся к людям шоу-бизнеса[5][неавторитетный источник?], заработки которых включают, но не ограничиваются: выступлениями в цирке (см. Вольф Мессинг), в телепередачах (таких как: Битва экстрасенсов), но большей частью оказывая различные «услуги» населению («снятие порчи», «наложение заговора» и др.)[5][неавторитетный источник?]. В России для ведения подобной деятельности достаточно получить лицензию, подтверждающую наличие медицинского образования (достаточно — некоторые курсы). Только в случае нанесения ущерба здоровью или жизни человека экстрасенсы привлекаются к уголовной или административной ответственности[5][неавторитетный источник?].


Следует отметить, что периодически возникают организации, посвящающие свою деятельность разоблачению экстрасенсов. Например, известный иллюзионист Джеймс Рэнди, основал Просветительский фонд своего имени, предлагающий миллион американских долларов любому, продемонстрировавшему экстрасенсорные возможности в условиях строго поставленного эксперимента[6]. Несмотря на многолетний призыв и ежемесячные несколько десятков попыток, миллион пока никто не получил. В России для аналогичной проверки экстрасенсорных способностей создана Премия имени Гарри Гудини[7].



См. также |



  • Парапсихология

  • Шарлатанство

  • Мошенничество

  • Псевдонаука



Примечания |





  1. Б. Р. Бугельски. Экстрасенсорное восприятие (extrasensory perception) // Психологическая энциклопедия


  2. National Science Board. Chapter 7: Science and Technology: Public Attitudes and Understanding (неопр.). Science and Engineering Indicators 2006. National Science Foundation (2006). Проверено 3 сентября 2010. Архивировано 22 августа 2011 года.

    «…[A]bout three-fourths of Americans hold at least one pseudoscientific belief; i.e., they believed in at least 1 of the 10 survey items…[29]»

    «[29] Those 10 items were extrasensory perception (ESP), that houses can be haunted, ghosts/that spirits of dead people can come back in certain places/situations, telepathy/communication between minds without using traditional senses, clairvoyance/the power of the mind to know the past and predict the future, astrology/that the position of the stars and planets can affect people’s lives, that people can communicate mentally with someone who has died, witches, reincarnation/the rebirth of the soul in a new body after death, and channeling/allowing a „spirit-being“ to temporarily assume control of a body.»




  3. Milán, E.G.; O. Iborra, M. Hochel, M.A. Rodríguez Artacho, L.C. Delgado-Pastor, E. Salazar, A. González-Hernández (2012). “Auras in mysticism and synaesthesia: A comparison”. Consciousness and Cognition. 21 (1): 258—268. DOI:10.1016/j.concog.2011.11.010. ISSN 1053-8100. Проверено 2013-01-10. Используется устаревший параметр |coauthors= (справка).mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}



  4. 12 Станислав Лем. «Сумма технологии». Глава восьмая. «Пасквиль на эволюцию». (l) «Экстрасенсорные явления»


  5. 123 Разоблачение колдунов, магов и экстрасенсов // Биоэнергетика, магия. Наука, история исследования. Личный сайт некоего Андрея.


  6. Геннадий Матвеев. Разрушитель химер // Газета «На грани невозможного», № 25 (304), 2002


  7. «1 миллион рублей за убедительную демонстрацию паранормальных способностей». Наука и технологии России Архивировано 3 июля 2015 года. — STRF.ru




Литература |



  • Александров Е. Б. «Естествознание в мире духов» // Комиссия РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований В защиту науки. — 2015. — № 15.


  • Юнг К. Синхронистичность: акаузальный, связующий принцип.




Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?