Бельканто

Multi tool use
Белька́нто (итал. bel canto — «красивое пение») — техника виртуозного пения, которая характеризуется плавностью перехода от звука к звуку, непринуждённым звукоизвлечением, красивой и насыщенной окраской звука, выровненностью голоса во всех регистрах, лёгкостью звуковедения, которая сохраняется в технически подвижных и изощрённых местах мелодического рисунка. В бель канто голос — инструмент певца.
Содержание
1 Термин
2 История
3 Этапы развития бельканто
4 Примечания
5 Литература
6 Ссылки
Термин |
Слова bel canto не связывались ни с каким конкретным стилем пения до начала 1860-х, когда писатели стали обозначать ими в ностальгическом смысле манеру пения, начавшую исчезать около 1830 г[1]. В XIX веке термин bel canto не встречается ни в одном словаре — ни в словарях общей лексики, ни в музыкальных. В настоящее время термин используется не в единственном значении.
История |
Стиль возник в Италии и был связан с развитием в конце XVI века национального оперного искусства и вокальной школы. Выразительные средства бель канто формировались на основе фонетических особенностей итальянского языка и традиций народного исполнительства.
Распространение арий для одного голоса дало возможность композиторам и исполнителям уделить большее внимание искусству пения. Это выразилось в создании упражнений, называемых сольфеджио, предназначенных для тренировки голоса и улучшения исполнения произведений.
Подобный стиль характеризуется ровностью голоса, отличным легато, чуть более высоким регистром, необычной подвижностью и гибкостью, и мягким тембром. Технике уделялось большее внимание, чем громкости, и это привело к тому, что стиль бель канто долго ассоциировался с упражнением, которое подтверждало бравуру исполнителя: такой певец должен был держать перед собой свечу, петь, и пламя свечи не должно было двигаться. Это делалось для контроля правильности певческого дыхания: оно не должно быть форсированным и колебать пламя свечи. А сила, красота тембра, легкость и полётность голоса достигалась не нажимом дыхания на гортань, а эффективным использованием певцом резонансных свойств голосового аппарата. Техника бельканто — это резонансная техника пения.
Техника бель канто культивировалась многими композиторами, среди которых — Алессандро Скарлатти, Джованни Баттиста Перголези, Георг Фридрих Гендель и Иоганн Адольф Хассе. Во многие сольфеджио Скарлатти достаточно добавить текст, чтобы превратить их в арии, и наоборот.
В первые десятилетия девятнадцатого века эстетический и стилистический аспекты бель канто будут постепенно оставлены, пока практически полностью не исчезнут примерно в середине девятнадцатого века (последние следы этого аспекта бельканто можно найти в раннем творчестве Джузеппе Верди).
Но с техническо-вокальным аспектом дело обстоит по-другому. Итальянское бель канто, будучи техникой свободного натурального физиологичного произведения звука, идеально синтонизированной с акустической точки зрения, представляет собой сущность пения, это главное направление самых крупных школ и певцов до 1930-х годов. Энрико Карузо, Аурелиано Пертиле, Джакомо Лаури-Вольпи, Беньямино Джильи и Тито Скипа являются её наиболее известными представителями. Их вокальной техникой в полной мере можно считать бель канто. Точнее, речь идет о технике, которая глубоко работает с природой голоса и делает возможным синтез противоположностей: нежность звука и мощность, пронзительность голоса и драматический акцент.
С начала 30-х годов 20-го века в Италии начинают распространяться новые техники, основанные на других принципах, тем самым способствующие упадку итальянского бель канто.
Этапы развития бельканто |
- зарождение итальянской оперы (К. Монтеверди);
- расцвет «неаполитанской школы» (Алессандро Скарлатти);
- период творческой деятельности В. Беллини и Г. Доницетти;
- творчество Дж. Верди
- веристская школа (Пуччини, Леонкавалло, Масканьи и т. д.)
Примечания |
↑ Toft, Bel Canto: A Performer’s Guide, pp. 3-4
Литература |
- Antonio Juvarra, 'I segreti del belcanto. Storia delle tecniche e dei metodi vocali dal '700 ai nostri giorni', Curci, 2006
Mathilde Marchesi, Bel Canto: A Theoretical and Practical Vocal Method, Dover, 1970 — ISBN 0-486-22315-9
- James A. Stark, Bel Canto, University of Toronto Press, 2003 — ISBN 0-8020-8614-4
Leonardo Ciampa, The Twilight of Belcanto, AuthorHouse, 2ª ed. 2005 — ISBN 1-4184-5956-9
- Cornelius L. Reid, Bel Canto: Principles and Practices, Joseph Patelson Music House, 1950 — ISBN 0-915282-01-1
- Морозов В. П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники. — М.: МГК, ИП РАН, Центр "Искусство и Наука", 2008. — 596 с.
Ссылки |
![]() |
Это заготовка статьи о музыке. Вы можете помочь проекту, дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным. |
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно: |
y UnkjursqmMAQLZIY48