Дэвис, Майлз


































































Майлз Дэвис
Miles Davis
Miles Davis by Palumbo.jpg
Майлс Дэвис (1952)
Основная информация
Полное имя
Miles Dewey Davis III
Дата рождения
26 мая 1926(1926-05-26)
Место рождения
Олтон, Иллинойс, США
Дата смерти
28 сентября 1991(1991-09-28) (65 лет)
Место смерти
Санта-Моника, Калифорния, США
Похоронен
  • Вудлон

Страна
США США
Профессии

трубач, композитор

Инструменты
труба
Жанры
джаз, бибоп, кул-джаз, модальный джаз, джаз-фьюжн, эйсид-джаз.
Лейблы
Prestige, Columbia
Награды

Grammy Lifetime Achievement Award (1990)

премия Леони Соннинг (1984)

премия Пола Акета[d]

Американская книжная премия (1990)



www.milesdavis.com (англ.)
Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Майлз Дэ́вис[источник не указан 379 дней], Майлс Де́йвис[1], англ. Miles Davis; 26 мая 1926 (1926-05-26), Олтон — 28 сентября 1991, Санта-Моника) — американский джазовый трубач и бэнд-лидер, оказавший значительнейшее влияние на развитие музыки XX века. Дэвис стоял у истоков множества стилей и направлений в джазе, таких как модальный джаз (англ. modal jazz), кул-джаз (cool jazz) и фьюжн (fusion).


Около 50 лет работы Дэвиса определили звучание джаза для трёх поколений слушателей. Записи Дэвиса позволяют проследить развитие современного джаза от бибопа конца 1940-х годов до современных экспериментальных направлений. В отличие от многих других джазменов, Дэвис никогда не был ограничен каким-то одним джазовым стилем. Отмечая широту интересов и многогранность его таланта, Дюк Эллингтон сравнивал Дэвиса с Пикассо.




Содержание






  • 1 Биография


    • 1.1 Ранний период творчества


    • 1.2 Период cool jazz


    • 1.3 1950-е годы, «третье течение»


    • 1.4 Акустический джаз, европейские гастроли


    • 1.5 Период джаз-рока


    • 1.6 Фанк-рок джаз


    • 1.7 Личная жизнь




  • 2 Вклад в развитие музыки


  • 3 Избранная дискография


    • 3.1 Ранние студийные записи, 1945—1956


    • 3.2 Студийные записи в Columbia, 1955—1975


    • 3.3 Студийные записи 1981—1991


    • 3.4 Концертные записи




  • 4 Сборники


  • 5 Ссылки


  • 6 Примечания





Биография |



Ранний период творчества |


Майлз Дьюи Дэвис III (англ. Miles Dewey Davis III) родился и вырос в штате Иллинойс.



Начал играть на трубе в 13 лет. Намеревался стать академическим исполнителем, однако довольно быстро добился признания как джазмен, выступая с ансамблями Сонни Стита и Кларка Терри. В 1945, учась в Джульярдской музыкальной школе в Нью-Йорке, посещал джем-сейшнз на 52-й улице. В ноябре этого же года вошёл в квинтет Чарли Паркера, записав «Now’s The Time» и «Billie’s Bounce». Не обладая виртуозной техникой, Майлс Дэвис постепенно вырабатывал собственное звучание — длинные ноты без вибрато, частое использование сурдины, короткие фразы и многозначительные паузы. По мнению критика Андре Одэра: «Дэвис придал музыке Паркера интимный характер».




Памятник Дэвису в польском городе Кельце




Майлс Дэвис (справа). Сентябрь 1947


В конце 1945 года уехал в Сент-Луис, чтобы присоединиться к оркестру Бенни Картера, но работа в биг-бэнде ему не понравилась и поэтому он через несколько месяцев вернулся в Нью-Йорк и вновь играл с Паркером. В 1946 заменил Диззи Гиллеспи в оркестре Билли Экстайна, в то же время выступал с Сонни Ститом и Джином Аммонсом. В 1948 судьба опять свела его с Паркером, кроме того его партнерами стали Сонни Роллинз, Джон Льюис и Макс Роуч.



Период cool jazz |


В 1947 года 5 сентября собрал нонет, который вошёл в историю джаза как CAPITOL BAND — первый ансамбль так называемого «прохладного джаза». Состав нонета был для того времени достаточно оригинален — труба, тромбон, валторна, туба, альт- и баритон-саксофон, фортепиано, контрабас, ударные. Термин «кул» впервые появился на пластинке Дэвиса «The Birth Of The Cool» (1949), на которой были записаны композиции и аранжировки Джерри Маллигэна, Джона Льюиса, Гила Эванса и Джона Каризи.



1950-е годы, «третье течение» |


Карьера Дэвиса была неровной, в 1950-е годы он увлёкся наркотиками и после записей 1950—1951 годов с составом METRONOME ALL STARS не появлялся на сцене 4 года. Только в 1955 году он собрал ансамбль, в который вошли Джон Колтрейн, Рэд Гарлэнд (англ.), Пол Чемберс (англ.), Филли Джо Джонс (иногда присоединялись Кэннонбол Эддерли и Билл Эванс). Во второй половине 1950-х годов Дэвис становится признанным лидером современного джаза и начинает экспериментировать в области формы и гармонии, заменяя традиционные аккордовые последовательности остинатными басовыми формулами (альбомы Milestones, 1958, Kind Of Blue, 1959). В то же время он записывает (на трубе и флюгельгорне) с оркестром Гила Эванса сюиты, которые можно отнести к «третьему течению» — Miles Ahead (1957), Porgy and Bess (1958), Sketches of Spain (1959).



Акустический джаз, европейские гастроли |


В 1960-е годы Дэвис собрал новый квинтет, в который пригласил молодых виртуозов — Уэйна Шортера, Херби Хэнкока, Рона Картера, Тони Уильямса (англ.), триумфально гастролировал в Европе и выпустил альбомы, которые считаются вершиной развития акустического джаза — Davis In Europe (1963), Seven Steps To Heaven (1963), My Funny Valentine (1965), E.S.P.(1965), Miles Smiles (1967) и другие.



Период джаз-рока |


Новый виток популярности начался в конце 1960-х годов, когда Дэвис обратил внимание на электроинструменты, на энергетику рок-музыки, отказался от использования тем, напоминающих джазовые стандарты, разработал новый тип аранжировки (продолжительные композиции цементировались короткими риффами) и пригласил в свою группу молодых исполнителей — Джо Завинула, Джона Маклафлина, Чика Кориа, Дэйва Холланда, Ленни Уайта (англ.), Билли Кобэма, Стива Гроссмана (англ.), Аирто Морейру. С ними он записал ряд джаз-роковых альбомов — Filles De Kilimanjaro (1968), In a Silent Way (англ.) (1969) и Bitches Brew (1970).
В 1970-е годы Дэвис утвердил на сцене новый тип джазового шоу, после чего стал частым гостем американских и европейских джаз- и рок-фестивалей.


Однако здоровье Дэвиса ухудшалось. Смерть близких ему музыкантов, воспаление лёгких, автомобильная авария и повреждение коленного сустава, наркотики и неприятности с полицией — всё это привело к сильной депрессии, и после 1975 года он не появлялся на сцене 6 лет.



Фанк-рок джаз |


О выздоровлении и возвращении возвестил альбом «The Man With A Horn» (1981). В оркестре вновь появились новые имена (он всегда умел открывать таланты) — Джон Скофилд, Кенни Гарретт, Майк Стерн (англ.), Эл Фостер, Маркус Миллер, Боб Берг (англ.) и другие. Новый стиль, который можно охарактеризовать как фанк-рок-джаз, был представлен альбомом «Tutu» (1986); Майк Зверин назвал его «звуковой дорожкой десятилетия»[где?]. Дэвис продолжал гастролировать вплоть до своей кончины в 1991 году.



Личная жизнь |


С 1981 по 1988 год был женат на американской актрисе Сисели Тайсон.



Вклад в развитие музыки |


Среди его главных достижений:



  • создание оригинального стиля игры на трубе, который впервые проявился в записях, сделанных Дэвисом с Чарли Паркером в середине 1940-х годов и который оказал влияние на огромное количество трубачей, играющих в стиле бибоп и кул (прохладный джаз);

  • Майлс Дэвис стоял у истоков таких направлений в джазе, как фьюжн и джаз-рок;

  • Запись основополагающих альбомов для т. н. прохладного джаза — Birth of the Cool (1949), модального джаза — Kind of Blue (1959), стиля джаз-фьюжн — «In a Silent Way» и Bitches Brew (оба записаны в 1969 году).

  • Альбом «In a Silent Way» в 2002 году была включён в рейтинг The 25 Most Influential Ambient Albums Of All Time — список альбомов, оказавших наибольшее влияние на развитие эмбиента.


Самые популярные темы Дэвиса — Tutu, All Blues, Tune Up, Bitches Brew, Seven Steps To Heaven, Solar, Milestones, So What.



Избранная дискография |




  • Round About Midnight (1955—56)

  • Miles Ahead (1957)

  • Milestones (1958)


  • Porgy and Bess (англ.) (1958)


  • Kind of Blue (1959)


  • Sketches of Spain (1959—1960)

  • Someday My Prince Will Come (1961)

  • Miles Davis at Carnegie Hall (1961)


  • Seven Steps to Heaven (1963)

  • Miles Smiles (1966)

  • Sorcerer (1967)

  • Nefertiti (1967)

  • Miles in the Sky (1968)

  • Filles de Kilimanjaro (1968)


  • In a Silent Way (1969)


  • Bitches Brew (1969)

  • Big Fun (1969—72)

  • Live-Evil (1970)

  • Live at Fillmore East (1970)

  • Black Beauty (1970)

  • Get Up With It (1974)

  • On the Corner (1972)

  • Live at Philharmonic Hall (1972)

  • Agharta (1975)

  • Pangaea (1975)

  • Tutu (1986)

  • Doo Bop (1991)




Ранние студийные записи, 1945—1956 |





  • Bopping the Blues (1946)


  • Cool Boppin' (1948)


  • Birth of the Cool (1949 и 1950)


  • Conception (1951)


  • Blue Period (1951)


  • Dig (1951)


  • Miles Davis with Horns (1951 и 1953)


  • Miles Davis Volume 1 (Blue Note Records, 1952 и 1954)


  • Miles Davis Volume 2 (Blue Note Records, 1953)


  • Blue Haze (1953 and 1954)


  • Walkin' (1954)


  • Bags' Groove (1954)


  • Miles Davis and the Modern Jazz Giants (1954, с одной записью 1956)


  • Musings of Miles (1955)


  • Blue Moods (1955)


  • Quintet / Sextet (1955, Miles Davis и Milt Jackson)


  • Miles: The New Miles Davis Quintet (1955)


  • Relaxin' with the Miles Davis Quintet (1956)


  • Steamin' with the Miles Davis Quintet (1956)


  • Workin' with the Miles Davis Quintet (1956)


  • Cookin' with the Miles Davis Quintet (1956)




Студийные записи в Columbia, 1955—1975 |





  • Round About Midnight (1955—1956)


  • Miles Ahead (1957)


  • Ascenseur pour l'Échafaud (Fontana, 1957 — саундтрек)


  • Milestones (1958)


  • Somethin' Else (Blue Note Records, 1958 — Cannonball Adderley quintet)


  • Porgy and Bess (1958)


  • Kind of Blue (1959)


  • Sketches of Spain (1960)


  • Someday My Prince Will Come (1961)


  • Quiet Nights (1962—1963)


  • Seven Steps to Heaven (1963)


  • E.S.P. (1965)


  • Miles Smiles (1966)


  • Sorcerer (1967)


  • Nefertiti (1967)


  • Miles in the Sky (1968)


  • Filles de Kilimanjaro (1968)


  • In a Silent Way (1969)


  • Bitches Brew (1969)


  • A Tribute to Jack Johnson (1970)


  • Live-Evil (1970) — студийный и концертный


  • On the Corner (1972)


  • Big Fun (1969—1972)


  • Get Up with It (1970—1974)




Студийные записи 1981—1991 |





  • The Man With The Horn (1980/1981)


  • Star People (1982/1983)


  • Decoy (1983)


  • You’re Under Arrest (1984/1985)


  • Aura (1985)


  • Tutu (1986)


  • Music from Siesta (1987 — саундтрек)


  • Back on the Block (1989)


  • Amandla (1989)


  • Dingo (1991 — саундтрек)


  • Doo-Bop (1992)




Концертные записи |





  • Birdland 1951 (1951)


  • Miles & Coltrane (1955)


  • Amsterdam Concert (1957)


  • Live in Den Haag (1960)


  • Olympia, 20th March 1960 (1960)


  • Manchester Concert (1960)


  • Olympia, 11th October 1960 (1960)


  • In Person: At The Blackhawk, San Francisco (1961)


  • At Carnegie Hall (1961)

  • Miles & Monk at Newport (1963 — концерт 1958)


  • In Europe (1963)


  • My Funny Valentine (1964)


  • Four & More (1964)


  • Miles In Tokyo (1964)


  • Miles In Berlin (1964)


  • The Complete Live at the Plugged Nickel (1965)


  • 1969 Miles — Festiva De Juan Pins (1969)


  • Live at the Fillmore East, March 7, 1970: It’s About That Time (1970)


  • Black Beauty: Miles Davis at Fillmore West (1970)


  • Miles Davis at Fillmore: Live at the Fillmore East (1970)

  • Message to Love: The Isle of Wight Festival 1970 (1970)


  • The Cellar Door Sessions (1970)


  • Live-Evil (1970)


  • In Concert: Live at Philharmonic Hall (1972)


  • Jazz at the Plaza (1973)


  • Dark Magus (1974)


  • Agharta (1975)


  • Pangaea (1975)


  • Miles! Miles! Miles! (1981)


  • We Want Miles (1982)


  • The Complete Miles Davis at Montreux (1973—1991)


  • Miles & Quincy Live At Montreux (1991)


  • Live Around The World (1988—1991)


  • Miles Davis & Thelonious Monk: Live at Newport 1958 & 1963 (1994)




Сборники |




  • Facets (1973)


  • Water Babies (1977)


  • Circle in the Round (1979)


  • Directions (1980)


  • The Columbia Years (1990)


  • The Essential Miles Davis (2001)


  • Cool & Collected (2006)



Ссылки |



  • Официальный сайт Майлса Дэвисая

  • Майлз Дэвис


  • 8 малоизвестных фактов о Майлсе Дэвисе на jazzpeople.ru


  • Майлс Дэвис: две стороны славы «Князя Тьмы» // Биография на jazzpeople.ru

  • Музыка Майлса Дэвиса

  • Статьи, переведенные на русский С. Р. Кухлевским


  • Майлс Дэвис — чёрный принц джаза // trumpetclub.ru


  • Легенда, которой 90 лет в «Время джаза» на Радио «Свобода», 28 мая 2016



Примечания |





  1. БРЭ (версия 2018); БРЭ. Том 8. М., 2007, с. 430.













Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?