Арт-поп

Multi tool use
Арт-поп | |
---|---|
Направление | Поп-музыка |
Истоки | Поп-музыка[1] поп-арт[2][3] |
Место и время возникновения | Середина 1960-ых (Великобритания, США) |
Производные | |
Пост-панк[4], синти-поп[4], индустриальная музыка[4], vaporwave[5] |
|
См. также | |
Арт-рок, мир искусства, авант-поп, коммерциализм, экспериментальный поп, глэм-рок, низкая культура, новая романтика, прогрессивный поп |
Арт-поп (англ. Art pop; также известны другие вариации названия артпоп и арт поп) — музыкальный жанр, широко охарактеризованный стиль в поп-музыке[6], вдохновлённый поп-артом, интегрированный элитарной и неэлитарной культурами и подчеркнутый манипуляциями с символами, стилем и жестами над самовыражением[7][8]. Арт-поп артисты вдохновляются постмодернизмом обращаясь к эстетике[9], а также к другим формам искусства, таким как мода, изящное искусство, кино и авангардной литературе[3][10]. Также жанр может отклоняться от традиционных поп-аудитории и рок-музыкальных конвенций[11], вместо этого исследуя такие идеи, как статус в поп-музыке как коммерческое искусство, понятия об искусственности и собственной личности и вопросы историзма[7].
Начиная с середины 1960-х годов, британские и американские поп-артисты, такие как Брайан Уилсон, Фил Спектор и The Beatles, стали включать идеи поп-арт движения во время записи музыки[6]. Британские арт-поп музыканты черпали вдохновение в своих учениях из академии художеств[10], когда в Америке арт-поп опирался на влиянии поп-арт художника Энди Уорхола и аффилированной к нему группой The Velvet Underground[12], а также пересекался с движением певцов и поэтов-песенников народной музыки[6]. Арт-поп пережил свой «золотой век» в 1970-х годах благодаря таким исполнителям, как Дэвид Боуи и Roxy Music, в чьих творчествах были охвачены театральность и одноразовость поп-культуры[13].
В конце 70-х и 80-х годов традиции арт-поп музыки были продолжены в таких жанрах, как пост-панк и синти-поп, а также в британской сцене новой романтики[4][11], развиваясь дальше с музыкантами, которые отказались от традиционных рок-инструментов и музыкальной структуры в пользу танцевальной музыки и синтезатора[11]. В 2010-х годах появились новые тенденции арт-попа, такие как хип-хоп художники, опираясь на визуальное искусство и художников vaporwave, исследующих чувства современного капитализма и интернета.
Содержание
1 Происхождение
2 История
2.1 Предыстория
2.2 1960-е годы: Возникновение
3 Примечания
4 Литература
Происхождение |
Арт-поп, как жанр, возник из распада постмодернизма опираясь на элитарное неэлитарное искусство с элементами современных проблем арт-поп артистов в плане социологической интерпретации и исторической достоверностью, при этом черпая вдохновение в в понятии искусственности и коммерции[14]:.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
Если постмодернизм означает распад элитарных/неэлитарных культурных границ, то это означает также конец этого исторического мифа, в который входят арт-поп музыканты, усложнявшие социологические чтения о том, что означает музыка, вводя в действие свои собственные свидетельства подлинности и искушение..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
— Мэтью Баннистер. White Boys, White Noise: Masculinities and 1980s Indie Guitar Rock[8]
В отличие от романтической и автономной традиции арт- и прогрессивного рока, в данном жанре подчёркивается манипуляция с разными символами и знаками, опирающихся на эстетику повседневного и одноразового[15]:
Исторически сложилось так, что «арт-рок» использовался для описания, по крайней мере, двух родственных, но разных видов рок-музыки[16]. Первый — это прогрессив-рок, в то время как второе употребление относится к группам, которые отвергли психоделию и контркультуру хиппи в пользу модернистского авангардного подхода, определенного группой The Velvet Underground[16] В рок-музыке 1970-х годов под «художественным» дескриптором, обычно, понимался как «агрессивный авангард», так и «претенциозный прогрессив».
— Ноэл Мюррей. The A.V. Club[17]
Музыкальный социолог Саймон Фрит отличал присвоение искусства к поп-музыке как особую озабоченность модой, жестом и ироническим использованием исторических эпох и жанров[18]. Центральной частью для таких практикующих распространителей стиля были понятия о себе как о работе по строительству или искусству[11], а также озабоченное желание в создании разных терминов, изображений, процессов и влияний[19]. Ник Коулман из The Independent писал следующее: «Арт-поп отчасти касается отношения и стиля, но это так же касается и самого искусства. Это, если можно, способ сделать чистый формализм социально приемлемым в поп-контексте»[20].
Культурист-теоретик Марк Фишер писал, что развитие арт-поп музыки эволюционировало из триангуляции поп-музыки, искусства и моды[11]. В то же время Саймон Фрит утверждает, что это было «более или менее» вдохновленно непосредственно поп-арт искусством[2][3] (музыковед Аллан Мур предполагает, что термин «поп-музыка», возможно, возник из поп-арта[21]). По мнению критика Стивена Холдена, арт-поп часто ссылается на любой поп-стиль, который сознательно стремится к формализации ценностей классической музыки и поэзии, хоть эти работы и часто продаются в интересах коммерции, а не уважаемыми учреждениями культуры[6]. Писатели из The Independent и Financial Times отметили попытки арт-поп музыки дистанцировать аудиторию от широкой публики[22][23].
История |
Предыстория |
То, что кажется более ясным в ретроспективе ... - это различие между первой волной музыкантов из художественной школы, лондонских провинциальных R&B-исполнителей, которые просто подхватили богемное отношение и перенесли их с собой в прогрессив-рок, а второе поколение, которое применило теории искусства для поп-музыки — Саймон Фрит, Art into Pop (1988)[24] |
Во второй половине XX века границы между искусством и поп-музыкой стали более размытыми[25]. В 1960-е годы такие поп-музыканты, как Джон Леннон, Сид Барретт, Пит Тауншенд, Брайан Ино и Брайан Ферри начали черпать вдохновение из своих исследований в области художественной школы в прошлом[3]. Саймон Фрит заявляет, что в Великобритании художественная школа представляла собой «традиционный маршрут эвакуации для ярких детей рабочего класса, а также питательную среду для молодых групп, таких как The Beatles и выше»[14]. Арт-поп в Северной Америке был под влиянием Боба Дилана и бит-поколения и стал более литературным благодаря движению певца и поэта-песенника фолк-музыки[26]. Ещё до того, как арт-/прогрессивный рок стал самым коммерчески успешным британским звучанием в начале 1970-х годов, психоделическое движение в 1960-х объединило искусство и коммерциализм, разъяснив тем самым вопрос о том, что значит быть «артистом» в массовой среде[27]. Музыканты прогрессивной музыки считали, что художественный статус зависит от личной автономии, и поэтому стратегия «прогрессивных» рок-групп состояла в том, чтобы представить себя как исполнителей и композиторов «выше» обычной поп-деятельности[28].

Мильтимедиа шоу Энди Уорхола «Exploding Plastic Inevitable» при участии певицы Нико (справа), 1966.
Другим главным влиянием на развитие арт-попа стало новое движение в искусстве известное как поп-арт[26]. Сам термин «поп-арт», был впервые придуман для описания эстетической ценности товаров массового производства и был непосредственно применим к современному феномену рок-н-ролльной музыки (включая Элвиса Пресли, икона раннего поп-арта)[29]. По словам Саймона Фрита: «[Поп-арт] оказался сигналом конца романтизма — быть искусством без художников. Прогрессивный рок стал последней ставкой богемников… В этом контексте ключевым теоретиком поп-музыки был не [Ричард] Гамильтон или любой другой британский художник, который, несмотря на их интерес к массовому рынку, оставался только академическим поклонником, а Энди Уорхол. Для Уорхола значительной проблемой была не относительные достоинства „элитарного“ и „неэлитарного“ искусства, а отношения между всем искусством и „коммерцией“ в целом»[30]. Американская группа The Velvet Underground, чьими протеже был Уорхол, подражала синтезу искусства и поп-музыки присуще Уорхолу, вторя его акценту на простоте и новаторскому модернистскому авангардистскому подходу к арт-року, который игнорировал традиционные иерархии художественного представительства[31].
Когда The Velvet Underground впервые появились в середине 1960-х годов, они столкнулись с отказами и обычно увольнялись как «пидорская группа».
— Мэтью Баннистер. White Boys, White Noise: Masculinities and 1980s Indie Guitar Rock[32]
1960-е годы: Возникновение |
![]() |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
![]() | |
The Beatles – "Strawberry Fields Forever" (1967) | |
Журналист Питер Доггет охарактеризовал «Strawberry Fields Forever», как арт-поп песню, отметив его попытку «самосознательно исключить... массовую аудиторию».[33] | |
Помощь по воспроизведению |
Стивен Холден прослеживает истоки поп-музыки в середине 1960-х годов, когда такие продюсеры, как Фил Спектор и музыканты, такие как Брайан Уилсон из The Beach Boys, начали включать псевдосимфонические текстуры в свои поп-записи (оба являются американцами), а также первые записи The Beatles при участии струнного квартета[26]:
Благодаря своей влиятельной работе Уилсон и продюсер The Beatles Джордж Мартин распространили идею студии звукозаписи как творческую среду, которая могла бы помочь в процессе написания песен.[34]. Писатель Майкл Джонсон подчёркивает Pet Sounds (1966) группы The Beach Boys и Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band группы The Beatles (1967) в качестве первого документально подтвержденного «восхождения» рок-н-ролла[35]. Ричард Уильямс также приписывал Филу Спектору преобразование рок-музыки как исполнительского искусства в искусство, которое могло существовать только в студии звукозаписи и которая «проложила путь для арт-рока».
— Ричард Уильямс. Phil Spector: Out of His Head[36]
Примечания |
↑ Holden, Stephen (February 28, 1999). "MUSIC; They're Recording, but Are They Artists?". The New York Times.
↑ 12 Frith & Horne (2016), p. 74.
↑ 1234 Buckley, 2012, p. 21.
↑ 1234 Fisher, Mark (2010). “You Remind Me of Gold: Dialogue with Simon Reynolds”. Kaleidoscope (9)..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}
↑ Harper, Adam (December 7, 2012). "Comment: Vaporwave and the pop-art of the virtual plaza". Dummy.
↑ 1234 Holden, Stephen (February 28, 1999). «MUSIC; They’re Recording, but Are They Artists?». The New York Times.
↑ 12 Frith, 1989, p. 116, 208.
↑ 12 Bannister, 2007, p. 184.
↑ Frith (1989), p. 116, 208.
↑ 12 Fisher, 2014, p. 5.
↑ 12345 Fisher, Mark (November 7, 2007). «Glam’s Exiled Princess: Roisin Murphy». Fact. London. Archived from the original on November 10, 2007.
↑ Frith & Horne (2016), pp. 113–114.
↑ Lester, Paul (11 June 2015). «Franz and Sparks: this town is big enough for both of us». The Guardian.
↑ 12 Frith, 1989, p. 208.
↑ Frith, Horne, p. 98.
↑ 12 Bannister, 2007, p. 37.
↑ 60 minutes of music that sum up art-punk pioneers Wire (неопр.). The A.V. Club (May 28, 2015).
↑ Frith, 1989, p. 97.
↑ The Best of Roxy Music Shows Ferry's Talent for Exploring Pop While Creating It (неопр.). Проверено 15 марта 2016.
↑ Live Box, The Independent, Independent Print Limited (31 August 2003).
↑ Moore, 2016, "The (Very) Long 60s", pp. 12–13.
↑ DJ Taylor. Electric Shock: From the Gramophone to the iPhone: 125 Years of Pop Music by Peter Doggett, book review, The Independent (August 13, 2015). Проверено 15 марта 2016.
↑ Aspden, Peter. «The Sound and Fury of Pop Music.» Financial Times. 14 August 2015.
↑ Frith, Horne, p. 100.
↑ Edmondson, 2013, p. 1233.
↑ 123 Holden, Stephen. MUSIC; They're Recording, but Are They Artists? (February 28, 1999). Проверено 17 июля 2013.
↑ Frith, Horne, p. 99.
↑ Frith, Horne, pp. 74, 99–100.
↑ Frith, Horne, p. 103.
↑ Frith, Horne, p. 108.
↑ Bannister, 2007, pp. 44–45.
↑ Bannister, 2007, p. 45.
↑ Aspden, Peter. "The Sound and Fury of Pop Music." Financial Times. 14 August 2015.
↑ Edmondson, 2013, p. 890.
↑ Johnson, 2009, p. 197.
↑ Williams, 2003, p. 38.
Литература |
- Auslander, Philip. Performing Glam Rock: Gender and Theatricality in Popular Music. — University of Michigan Press, 2006. — ISBN 0-472-06868-7.
- Bannister, Matthew. White Boys, White Noise: Masculinities and 1980s Indie Guitar Rock. — Ashgate Publishing, Ltd., 2007. — ISBN 978-0-7546-8803-7.
- Buckley, David. Strange Fascination: David Bowie: The Definitive Story. — Random House, 2012. — ISBN 1-4481-3247-9.
- Carlin, Peter Ames. [[1] в «Книгах Google» Catch a Wave: The Rise, Fall, and Redemption of the Beach Boys' Brian Wilson]. — Rodale, 2006. — ISBN 978-1-59486-320-2.
- Curtis, James M. Rock Eras: Interpretations of Music and Society, 1954–1984. — Popular Press, 1987. — ISBN 978-0-87972-369-9.
Molon, Dominic & Diederichsen, Diedrich (2007), Sympathy for the Devil: Art and Rock and Roll Since 1967, Yale University Press, ISBN 978-0-300-13426-1
- Music in American Life: An Encyclopedia of the Songs, Styles, Stars, and Stories that Shaped our Culture. — ABC-CLIO, 2013. — ISBN 978-0-313-39348-8.
- Fisher, Mark. 'Just When I Think I'm Winning' // Ghosts of My Life: Writings on Depression, Hauntology and Lost Futures. — Zero Books, 2014. — ISBN 978-1-78099-226-6.
- Frith, Simon. Facing the Music: A Pantheon Guide to Popular Culture. — Pantheon Books, 1989. — ISBN 0-394-55849-9.
Frith, Simon & Horne, Howard (2016), Art Into Pop, Routledge, ISBN 978-1-317-22803-5, <https://books.google.com/books?id=2Ej7CwAAQBAJ>
- Progressive Rock Reconsidered. — Routledge, 2013. — ISBN 978-1-135-71022-4.
- Landy, Leigh. What's the Matter with Today's Experimental Music. — Routledge, 2013. — ISBN 3-7186-5168-8.
- MacDonald, Ian. [[2] в «Книгах Google» Revolution in the Head: The Beatles' Records and the Sixties]. — 3rd. — Chicago Review Press, 2005. — ISBN 978-1-55652-733-3.
- Johnson, Michael. Pop Music Theory. — Lulu.com, 2009. — ISBN 978-0-578-03539-0.
- Julien, Oliver. [[3] в «Книгах Google» Sgt. Pepper and the Beatles: It Was Forty Years Ago Today]. — Ashgate, 2008. — ISBN 978-0-7546-6708-7.
- Moore, Allan F. Song Means: Analysing and Interpreting Recorded Popular Song. — Routledge, 2016. — ISBN 978-1-317-05265-4.
- Reynolds, Simon. Rip It Up and Start Again: Postpunk 1978–1984. — Penguin Publishing Group, 2006. — ISBN 978-1-101-20105-3.
- Rojek, Chris. Pop Music, Pop Culture. — Polity, 2011. — ISBN 978-0-7456-4263-5.
- Williams, Richard. Phil Spector: Out of His Head. — Music Sales Group, 2003. — ISBN 978-0-7119-9864-3.
wM8FiY467EE4msjTbkXcx xc386OGdX5Yrga HDd9 m4mxOF7StUMM Hq8CtJegD6x3nuiWKZV z