НефАЗ-5299
НефАЗ-5299 | |
---|---|
газомоторный Нефаз-5299-30-51, работающий на метане в Казани | |
Завод-изготовитель | НефАЗ |
Проект, г | 2000 |
Выпускался, гг | 2000 — настоящее время |
Экземпляры: | более 10000 |
ЭКО стандарт | Euro3, Euro5 (модификации, работающие на метане) |
Вместимость | |
Мест для сидения | 22-25 |
Номинальная вместимость (5 чел/м²) | 115 |
Габариты | |
Низкопольность, % | 60 % (5299-30), 100 % (52994, 5299-40) |
Салон | |
Количество дверей для пассажиров | 3 |
Формула дверей | 2+2+1 |
Двигатель | |
Модель двигателя | Cummins ISB6.7Е5250В, КамАЗ-740.50-360, КамАЗ 820.61, DAF РЕ 183C, Caterpillar-3116 |
Тип топлива | ДТ, Метан |
Количество цилиндров | 6 |
Расположение цилиндров | в ряд |
Мощность, л.с. | 240 |
Объём, см³ | 6700 |
Расход топлива при 60 км/ч, л/100 км | 20-45 |
Трансмиссия | |
Модель коробки передач | Voith Diwa |
Тип коробки передач | Автоматическая |
Количество передач | 6 |
Подвеска | |
Тип задней подвески | Пневматическая , зависимая. |
Тип передней подвески | Пневматическая , зависимая . |
НефАЗ-5299 на Викискладе |
НефАЗ-5299 — российский автобус большого класса производства Нефтекамского автомобильного завода. Выпускается в высокопольном (с 2000 года), частично-низкопольном (с 2004 года), полностью низкопольном (с 2011 года) вариантах городского, пригородного и междугородного автобуса с дизельным и газовым двигателями, а также в виде троллейбуса (с 2008 года) и электробуса (с 2012 года); претерпел три значительных рестайлинга дизайна (в 2005, 2013 и 2018 годах). Является одной из самых массовых моделей городского автобуса в современной России: за 15 лет производства было выпущено более 10000 экземпляров[1].
Содержание
1 История создания
2 Модификации
2.1 5299-10-хх (высокопольный)
2.2 5299-30-хх (полунизкопольный)
2.3 52994-хх (низкопольный)
2.4 5299-11-хх (пригородный)
2.5 5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние)
2.6 Электробус Нефаз-52992
2.7 Троллейбус
3 Технические характеристики
4 Эксплуатирующие города
5 Награды и достижения
6 В компьютерных играх
7 Фотогалерея
8 См. также
9 Примечания
10 Ссылки
История создания |
В начале 1990-х годов Камским автомобильным заводом была выдвинута идея о производстве и продаже автобусов на шасси КамАЗ. В 1993 году в Набережных Челнах на базе автозавода КамАЗ было создано акционерное общество «КамАЗавтобуспром»[2]. Плодом работы данного предприятия стал опытный образец городского автобуса КАМАЗ-5262. Однако планы по выпуску данной модели были перечёркнуты пожаром на заводе двигателей КамАЗа, случившимся 14 апреля 1993 года. Тем не менее КамАЗ не прекращал поиски вариантов производства автобусов на собственном шасси. В мае 1997 года автозавод подписал соглашение о сотрудничестве со Словенской фирмой Avtomontaza[3]. Подписанное соглашение предусматривало создание в Набережных Челнах производственных мощностей по выпуску автобусов КамАЗ-5297. Предполагалось, что первые 100 машин на КамАЗовском шасси будут изготовлены в Словении, а в перспективе кузова собирался делать и сам КамАЗ (Automontaza должна была поставить КамАЗу необходимое оборудование, включая окрасочную линию). В это же время Татарским республиканским фондом НИОКР, администрацией Казани и Набережных Челнов совместно с Госкомимуществом Татарстана создаётся ЗАО «Челнинский Автобусный Завод» (ЧелАЗ). Новый завод разработал, запатентовал и сертифицировал городской 6-ти дверный автобус ЧелАЗ-5281. В 1999 году ЧелАЗ планировал собрать 200 автобусов. Планируемая проектная мощность завода составляла 2000 автобусов в год. На этот объём производства ЧелАЗ должен был выйти к 2000 году. Однако экономический кризис, случившийся в 1998 году, не позволил этим проектам воплотится в жизнь.
Тем не менее, спустя несколько лет, проделанная работа стала основой для реализации нового проекта — выпуск и продажа автобусов НефАЗ-5299 на дочернем предприятии КамАЗа — Нефтекамском автозаводе. Семейством автобусов большого класса инженеры расположенного в Башкортостане Нефтекамского автозавода начали заниматься в августе 2000 года, когда руководством завода была принята «Программа освоения пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ». Предприятие, начавшее свою работу в 1977 году с изготовления самосвалов, к тому времени уже имело опыт производства пассажирского автотранспорта: так называемые «вахтовки» – снабжённые сиденьями остеклённые кузова-фургоны, поставленные на рамы полноприводных грузовиков. А в конце 1990-х годов появился проект по сборке турецких автобусов «Мерседес» серии О325. Но уже тогда пришло понимание, что более перспективно обзавестись собственным семейством автобусов: недорогих, неприхотливых, ремонтопригодных — максимально приспособленных для эксплуатации в специфических российских условиях. В качестве базы для них было выбрано специальное автобусное шасси, разработанное в 1997 году на КамАЗе («КамАЗ-5297»)[4].
Внешние изображения | |
---|---|
Автобус НефАЗ-5299 с заводским номером 0000001 в Набережных Челнах |
Непосредственно к изготовлению опытного образца автобуса «НефАЗ-5299» приступили 9 сентября 2000 года[5]. Первый же автобус с заводским номером 0000001 сошёл с конвейера завода 6 декабря 2000 года и был отправлен в Набережные Челны, где проработал в предприятии «ПАК-Инвест» до 2009 года. В 2001 году было произведено 115 автобусов, которые были поставлены в Уфу, Ишимбай, Стерлитамак, Сибай, Нефтекамск, Кумертау, Белорецк и Октябрьский[6].
Модификации |
Под маркой НефАЗ-5299 представлено целое семейство автобусов большой вместимости. Существуют городские, пригородные и междугородные модификации данных автобусов, с различным устройством пассажирского салона, высотой пола, типами двигателя, КПП и прочим.
Модификация автобуса | Обозначение | Тип автобуса | Детали автобуса | Двигатель автобуса | Коробка передач |
---|---|---|---|---|---|
НефАЗ-5299 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | ||
НефАЗ 5299 | 529900 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-01 | 5299A0 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-02 | 5299B0 | высокопольный | КамАЗ-740.30-260 | Praga 5P120 КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-04 | 5299K0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-05 | 5299L0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-06 | 5299M0 | высокопольный | Caterpillar-3116 | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-08 | 5299U0 | высокопольный | КамАЗ-740.11-240 | КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-12 | 5299R0 | высокопольный | DAF РЕ 183C | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-13 | 5299LF | высокопольный | Caterpillar-3116 | Voith DIWA D 851.3E | |
НефАЗ-5299-10-15 | 5299BG | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-142 | |
НефАЗ-5299-10-16 | 5299CP | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-17 | 5299FM | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-10-19 | 5299RS | высокопольный | DAF РЕ 183C | ZF 6S-85 | |
НефАЗ-5299-10-25 | 5299UK | высокопольный | |||
НефАЗ-5299-10-32 | 5299CS | высокопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-10-33 | 5299KS | высокопольный | КамАЗ-740.65-240 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-21 | 5299GB | пригородный | КамАЗ-820.53-260 | КамАЗ-141 | |
НефАЗ-5299-11-31 | 5299GS | пригородный | КамАЗ-820.61-260 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-32 | 5299CC | пригородный | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-11-33 | 5299KC | пригородный | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-32 | 5299CM | междугородний | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-33 | 5299KM | междугородний | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-17-42 | 5299ZM | междугородний | |||
НефАЗ-5299-20-04 | 5299MF | высокопольный | Caterpillar-3116 | Voith DIWA D 851.2 | |
НефАЗ-5299-20-15 | 5299VF | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | Voith DIWA D 851.3E | |
НефАЗ-5299-20-21 | 5299GF | высокопольный | КамАЗ-820.53-260 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-22 | 5299CA | высокопольный | Cummins ISBe 250.30 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-23 | 5299NF | высокопольный | КамАЗ-740.31-240 | Voith DIWA D 851.2 | |
НефАЗ-5299-20-24 | 5299MZ | высокопольный | |||
НефАЗ-5299-20-32 | 5299CS | высокопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-33 | 5299KS | высокопольный | КамАЗ-740.65-240 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-20-52 | высокопольный | Cummins ISB6.7е5250B | Voith DIWA D 854.3E | ||
НефАЗ-5299-21-06 | 5299MB | междугородний | Caterpillar-3116 | ZF | |
НефАЗ-5299-30-22 | 5299NC | полунизкопольный | Cummins ISBe 250.30 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-30-31 | 5299GN | полунизкопольный | КамАЗ-820.61-260 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-30-32 | 5299CN | полунизкопольный | Cummins 6 ISВе 270 B | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-30-33 | 5299KN | полунизкопольный | КамАЗ-740.65-240 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-30-42 | 5299ZN | полунизкопольный | CUMMINS 6ISBe4 270В | ZF 6HP 504C Voith D 854.3Е | |
НефАЗ-5299-30-51 | 5299UN | полунизкопольный | Mercedes-Benz M906 | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-30-52 | 5299JN | полунизкопольный | Cummins ISB6.7е5250B | Voith DIWA D 854.3E | |
НефАЗ-5299-30-56 | полунизкопольный | КАМАЗ 820.91-260 | Voith DIWA D 854.3E | ||
НефАЗ-5299-37-32 | 5299CT | междугородний | Cummins 6 ISВе 270 B | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-37-33 | 5299KT | междугородний | КамАЗ-740.62-280 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-40-51 | 5299UP | низкопольный | Mercedes-Benz M906 | ZF 6R 1200BO | |
НефАЗ-5299-40-52 | 5299JP | низкопольный | |||
НефАЗ-52994 | низкопольный | Cummins ISBe 250.30 Cummins 6 ISВе 270 B (245 B) | ZF Ecomat 2 5 HP 502 ZF Ecomat 2 6 HP 504 C Voith DIWA D 854.3E | ||
НефАЗ-52994-10 | 52994C | низкопольный | КамАЗ-740.50-360 | ZF 6S 1600 | |
НефАЗ-52994-40-42 | 52994P | низкопольный | CUMMINS 6ISBe4 270В | ZF 6HP 504C Voith D 854.3Е |
5299-10-хх (высокопольный) |
Исторически первая модель завода, серийное производство которой было начато в 2000 году. Представляет собой классический заднемоторный, высокопольный городской автобус с каркасным цельнометаллическим кузовом и тремя дверьми. Конструкторы завода не пошли на поводу у доминировавшей в то время тенденции ради упрощения конструкции делать заднюю дверь зауженной, а то и вовсе одностворчатой – все дверные проемы получили одинаковую ширину 1200 мм. В моторный отсек НефАЗ-5299 был установлен КамАЗовский дизельный двигатель с КамАЗовской коробкой передач. Большая часть внешнего облика первых автобусов была аналогична автобусам МАЗ-104. С 2004 года выпускаются автобусы с обновлённым дизайном.
5299-30-хх (полунизкопольный) |
Базовая городская полунизкопольная модель завода, выпускающаяся с 2007 года.
В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins, а с 2010 года выпускаются газомоторные автобусы, работающие на метане. Устанавливаются АКПП Voith Diwa.
Автобусы оборудованы вместительным салоном с тремя двустворчатыми боковыми пассажирскими дверями. В салоне 115 мест для пассажиров, 25 из которых для сидения, возможно размещение инвалидной коляски, а средний дверной проём оборудуется пандусом. Салон вентилируется посредством трёх потолочных люков с электроприводом и пять форточек. В салоне оборудованы две накопительные площадки в средней и задней частях салона. Кабина водителя отделена от салона перегородкой с форточкой, по заказу в ней устанавливается дверь.
С 2010 года также выпускаются автобусы с обновлённым салоном от Набережночелнинской фирмы «КОРА», аналогичными автобусам ЛиАЗ-5292; передняя дверь полностью отводится в салон. Базовый дизайн внешнего вида был незначительно изменен в 2012 году (линия окон), а более серьёзный рестайлинг проведён в 2013 году (передняя и задняя маски, салон) и в 2018 году (полностью изменён внешний вид кузова).
Поставляются в такие города как Казань, Санкт Петербург и прочие.
52994-хх (низкопольный) |
Полностью низкопольный городской автобус: вход во все три двери автобуса — без ступеней. Средняя дверь сдвинутая назад по сравнению с базовой моделью. Впервые автобус был представлен на Московской Международной выставке «Комтранс-2011»[7]. Модификация рассчитана на перевозку 96 пассажиров и оборудован 24 местами для сидения. В модели предусмотрены: выдвижная аппарель в проёме средней двери, площадка для инвалидной коляски с опорной панелью и 4 мягких сиденья для инвалидов. Автобус оснащён системой ECAS (электронное управление пневмоподвеской), навигационной системой ГЛОНАСС, а также устройством контроля режима труда и отдыха водителя. В салоне автобуса и кабине водителя установлены кондиционеры. С 2011 года автобусы НефАЗ-52994 поставляются в Санкт-Петербург.
5299-11-хх (пригородный) |
Предназначен для перевозки пассажиров по пригородным маршрутам. Имеет две двери. Комплектуется туристическими мягкими сиденьями. Автобус вмещает до 77 пассажиров, количество посадочных мест составляет 45. В автобус устанавливаются двигатели КАМАЗ или Cummins. Безопасность движения автобуса обеспечивает пневматическая тормозная система Wabco, оснащённая АБС. Передняя подвеска — пневматическая с одним регулятором положения кузова на двух пневмоэлементах с телескопическими амортизаторами. Задняя подвеска — на четырёх пневмоэлементах и с двумя регуляторами положения кузова.
5299-17-хх и 5299-37-хх (междугородние) |
Междугородние модификации, отличающиеся дизайном передней части автобуса. В отличие от пригородного, оснащается прислонно-сдвижными дверями и отсеками для багажа, возможна установка кондиционера. В автобусе предусмотрено 59 мест: 43 места для сидячих пассажиров, а также участки прохода для стоящих. Автобусы комплектуются дизельным двигателем Cummins и механической коробкой передач ZF немецкого производства.
Электробус Нефаз-52992 |
В 2012 году был представлен электрический автобус Нефаз-5299.
Автономный электрический ход рассчитан более чем на 200 километров. На крыше, в салоне и в заднем свесе электробуса НЕФАЗ-52992 размещена литий-железо-фосфатная аккумуляторная батарея энергоемкостью 313,6 кВт·ч.[8]
Троллейбус |
В 2008 году была представлена совместная разработка с Башкирским троллейбусным заводом — троллейбус Нефаз-БТЗ-52765 на базе автобуса модели Нефаз-5299-20. Выпускаются модификации как с РКСУ, так и с современной тиристорно-импульсной системой управления; модель 52765А имеет асинхронный ТЭД переменного тока.
Технические характеристики |
Технические характеристики | |
Колёсная формула | 4х2 |
Кузов | Несущий, вагонной компоновки |
Количество дверей | 3 |
Ширина дверей | 1200 |
Ресурс кузова, лет | 12 |
Общее число мест (8 чел/м²) | 101 |
Число мест для сидения | 25+1 |
Радиус разворота, м | |
Максимальная скорость, км/ч | 70 |
Контрольный расход топлива, л/100 км | 35 |
Тормозная система | пневматическая и электродинамическая (реостатная) |
Длина, мм | 11 875 |
Ширина, мм | 2500 |
Высота, мм | 3036 |
База, мм | 5960 |
Полная масса, кг | 18 000 |
Высота потолка в салоне | 2545 |
Вентиляция | Естественная через люки и форточки, |
Система отопления | радиаторного типа |
Ведущий мост | ZF, RABA или Madara |
Комплектуется двигателями | КамАЗ (740 и 820), Cummins, Mercedes-Benz, Caterpillar |
Эксплуатирующие города |
Основные города-эксплуатанты: города Башкортостана и Татарстана, Кузбасса, а также Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Сыктывкар, Новосибирск, Омск, Челябинск, Копейск, Ростов-на-Дону и другие города. Пригородные и междугородные автобусы используются для регионального сообщения, а также для заказных перевозок в вышеуказанных городах, а также в Магнитогорске. Троллейбусы эксплуатируют Уфа, Стерлитамак.
Награды и достижения |
2001 год — автобус городского типа НЕФАЗ-5299 стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и дипломантом программы-конкурса «100 лучших товаров России»[9].
2002 год — пригородный автобус НЕФАЗ-5299-01 стал лауреатом республиканского конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и лауреатом конкурса «100 лучших товаров России»[9].
2003 год — междугородный автобус НЕФАЗ-5299-10 получил диплом лауреата конкурса «Лучшие товары Башкортостана» и стал дипломантом конкурса «100 лучших товаров России»[9].
2006 год — автобус для перевозки инвалидов НЕФАЗ-5299-10-15 стал Лауреатом программы «100 лучших товаров России»[9].
2011 год — автобус НЕФАЗ-5299-30-31 с газовым двигателем признан лауреатом всероссийского конкурса «100 лучших товаров России»[9]
2013 год — собран 10-ти тысячный автобус НЕФАЗ 5299, автобус работает в Новосибирске.
В компьютерных играх |
Данные автобусы уже попали в виртуальную реальность многих компьютерных игр и пользуются большой популярностью. Список модификаций автобусов и игр, для которых были созданы автобусы:
Для игры Grand Theft Auto: San Andreas есть три модификации модели НефАЗ-5299: НефАЗ 5299-10-32 (городской высокопольный), НефАЗ 5299-11-32 (пригородный) и НефАЗ 5299-17-32 (междугородний).
Для игры Grand Theft Auto IV представлены две модификации данного автобуса: НефАЗ 5299-10-15 (городской высокопольный) и НефАЗ 5299-11-32 (пригородный).
Для игры OMSI есть три модификации НефАЗа 5299: городские высокопольные НефАЗы 5299-00, 5299-10-15, 5299-20-32, 5299-20-33, 5299-10-32, полунизкопольные 5299-30-32, 5299-30-31и пригородные НефАЗ 5299-10-17, 5299-11-32, причем, в данной игре, в отличие от двух игр серии GTA, в OMSI полностью работают все приборы и механизмы, что позволяет почувствовать себя водителем автобуса НефАЗ.
Фотогалерея |
Междугородний автобус НефАЗ-5299-37 в Томске
Нефаз-5299-30 в Казани
Нефаз-5299 в Екатеринбурге
Нефаз-5299 в Юрге (Кемеровская область)
НефАЗ-5299-10-06 в Стрежевом.
Пригородный НефАЗ-5299-11 в Кемерове
НефАЗ-5299-30-32 в Набережных Челнах
НефАЗ-5299 в Ижевске
НефАЗ-5299 в Тосненском муниципальном районе Ленинградской области.
См. также |
- Нефтекамский автозавод
- Автобусы НефАЗ
Примечания |
↑ Для всех для нас — 10-ти тысячный НефАЗ (неопр.). Вести КамАЗа (18 октября 2013). Дата обращения 21 октября 2013.
↑ Verner. Новый проект КамАЗа: Татария нашла деньги для производства автобусов (неопр.). www.kommersant.ru (19 декабря 1995). Дата обращения 1 июня 2013. Архивировано 2 июня 2013 года.
↑ Автобусы КамАЗ: сделано в Словении! (неопр.). www.autoreview.ru (1997). Дата обращения 1 июня 2013. Архивировано 2 июня 2013 года.
↑ В упряжке с мустангом: история автобусов НефАЗ (неопр.). www.trucklist.ru. Дата обращения 1 июня 2013. Архивировано 2 июня 2013 года.
↑ Есть 10-тысячный пассажирский автобус НефАЗ-5299 (неопр.). neftekamsk.bezformata.ru (18 октября 2013). Дата обращения 2013-21-10.
↑ Городской НефАЗ-5299 (неопр.). www.omnibus.ru (2001). Дата обращения 1 июня 2013. Архивировано 2 июня 2013 года.
↑ НефАЗ-52994 – российский городской автобус нового поколения (неопр.). www.avtotransport.org (11 сентября 2011). Дата обращения 2 июня 2013.
↑ Электробус НЕФАЗ сертифицирован
↑ 12345 Автобусы НефАЗ: достижения и награды (неопр.) (недоступная ссылка). www.nefaz.ru (2013). Дата обращения 1 июня 2013. Архивировано 2 июня 2013 года.
Ссылки |
- Официальный сайт Нефтекамского автозавода
- Фотографии автобусов НефАЗ-5299 на сайте www.fotobus.ru
- Описание и технические подробности автобусов НефАЗ-5299