ЯМЗ-236/238






























































































ЯМЗ-236/238
Шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236.JPG

Производитель: ОАО «Автодизель»
Тип: дизельный

Объём:
11 150/14 866 см3
Максимальная мощность: 150-300 / 235-420 л.с., при 1700-2100 об/мин
Максимальный крутящий момент: 667-1275 / 882-1765 Н·м, при 1200-1500 об/мин
Конфигурация: V-образный

Цилиндров:
6/8
Клапанов: 12/16
Экологические нормы: Евро 0 - 3
Ход поршня: 140 мм
Диаметр цилиндра: 130 мм

Степень сжатия:
17,5
Система питания: топливоподкачивающий насос низкого и топливный насос высокого давления, с непосредственным впрыском
Охлаждение:
жидкостное
Клапанной механизм:
OHV
Материал блока цилиндров: чугун
Материал ГБЦ: чугун
Ресурс: 800 тыс. км.
Тактность (число тактов): 4
Порядок работы цилиндров: 1-4-2-5-3-6 / 1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо: дизельное топливо

О двенадцатицилиндровом двигателе ЯМЗ-240 существует отдельная статья.




МАЗ-5551 с шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236




Плавающий вездеход ЧЕТРА с шестицилиндровым двигателем ЯМЗ-236




Шестицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-236





КрАЗ-6443 с восьмицилиндровым двигателем ЯМЗ-238




Восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238 в моторном отделении бронетранспортёра МТ-ЛБ




Он же


ЯМЗ-236/238 — семейство дизельных двигателей для большегрузных автомобилей, выпускаемых Ярославским моторным заводом. Пришли на смену двигателям ЯАЗ-204, ЯАЗ-206.




Содержание






  • 1 История создания


  • 2 Описание


  • 3 Устройство


  • 4 Модификации


    • 4.1 ЯМЗ-236


    • 4.2 ЯМЗ-238




  • 5 Настоящее время


  • 6 Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238


  • 7 См. также


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





История создания |


В конце 1950-х годов Ярославскому моторному заводу было предписано разработать более экономичный четырёхтактный дизельный двигатель взамен устаревших двухтактных ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206, а также в рамках дизелизации транспорта. В итоге ярославские моторы стали штатными для МАЗ-500, КрАЗ-255Б, КрАЗ-250, КрАЗ-257, КрАЗ-260, КрАЗ-6322, также устанавливались на тракторы К-700, на бронетранспортёры, строительную технику, на электростанции, водный транспорт и т. д. На начало 1960-х годов двигатель был весьма современным и имел высокие удельные показатели.



Описание |


Дизельные четырёхтактные двигатели, с турбонаддувом и без него, V-образные шестицилиндровые (ЯМЗ-236) и восьмицилиндровые (ЯМЗ-238). Назначение — оснащение большегрузных автомобилей («МАЗ», «Урал» и т. д.), тракторов (К-700), бронетранспортёров, строительной техники и т. д. В это семейство также входит 12-цилиндровый ЯМЗ-240. Базовые версии двигателей турбонаддува не имели.



Устройство |


Система питания — механический ТНВД, по одной насосной секции на цилиндр, с непосредственным впрыском. Расположен в развале блока цилиндров. Впускные трубопроводы расположены в развале блока цилиндров. Клапанный механизм OHV, клапаны расположены (по 2 на цилиндр) в головке и приводятся через коромысла и штанги от нижнего распределительного вала, находящегося над коленчатым валом и приводимого в движение через две шестерни, расположенные на переднем конце двигателя и закрытые крышкой. Штанги имеют роликовые толкатели. У коленчатого вала шатунные шейки расположены под углом 90° (ЯМЗ-238), 120° (ЯМЗ-236), что обеспечивает равномерные вспышки каждые 90° у ЯМЗ-238, но неравномерные (через 90° и 150°) у ЯМЗ-236. Шатуны смещённые. Охлаждение двигателя жидкостное. Гильзы цилиндров отлиты из высокопрочного чугуна. Все впускные и выпускные клапаны снабжены двумя пружинами. Специальным замком тарелка пружины соединяется с клапаном, обеспечивая его вращение при работе двигателя


Распределительный вал стальной, штампованный, движение от кулачков, индивидуальных для каждого клапана, передаётся штангами с роликовыми толкателями. Коленчатый вал изготавливается горячей штамповкой из стали. 1-й и 4-й кривошипы расположены под углом 180° в плоскости, перпендикулярной к плоскости 2-го и 3-го кривошипов, смещённых относительно друг друга тоже на 180°.


Топливный насос высокого давления (ТНВД) 6-и/8-и плунжерный, размещён между рядами цилиндров. Привод — центробежной муфтой с авторегулированием опережения впрыска топлива. Все плунжеры расположены в ряд.


Поршни отливаются из высококремнистого алюминиевого сплава, каждый имеет 3 компрессионных кольца и 1 маслосъёмное.



Тип: дизельный;

Ход поршня: 140 мм;

Клапанный механизм: OHV (нижневальный, верхнеклапанный);

Расположение цилиндров: V-образное, под углом 90 градусов;

Охлаждение: жидкостное;

Материал блока цилиндров: чугун;

Система питания: механический рядный ТНВД;

Число тактов: 4.



Модификации |



ЯМЗ-236 |



  • Число цилиндров: 6;

  • Число клапанов: 12;

  • Рабочий объём: 11 150 см3.



  • 150 л.с. (110 кВт) при 1700 об/мин — ЯМЗ-236Г

  • 165 л.с. (121 кВт) при 1800 об/мин, 736 Н•м (75 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НБ

  • 175 л.с. (129 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-236ДК

  • 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-236 (базовый)

  • 185 л.с. (136 кВт) при 1900 об/мин, 833 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НК

  • 210 л.с. (154 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НД

  • 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236НЕ

  • 230 л.с. (169 кВт) при 1900 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6563

  • 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236Н

  • 230 л.с. (169 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236НЕ2

  • 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236БК

  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6562

  • 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1030 Н•м (105 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-236Б

  • 250 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1078 Н•м (110 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236БЕ2

  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1275 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7601

  • 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-236M2


Показатели базового двигателя — 180 л.с. (132 кВт) при 2100 об/мин, 667 Н•м (68 кгс•м) при 1500 об/мин



ЯМЗ-238 |



  • Количество цилиндров: 8;

  • Количество клапанов: 16;

  • Рабочий объём: 14 866 см3



  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД3

  • 235 л.с. (173 кВт) при 1700 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД6

  • 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н*м (90 кгс*м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238 (базовый)

  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД4

  • 250 л.с. (184 кВт) при 1900 об/мин, 1108 Н•м (113 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД7

  • 280 л.с. (206 кВт) при 2100 об/мин, 1029 Н•м (105 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ПМ

  • 290 л.с. (184 кВт) при 2000 об/мин, 1128 Н•м (115 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК

  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/мин, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД5

  • 300 л.с. (220 кВт) при 1900 об/ммн, 1280 Н•м (131 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238НД8

  • 320 л.с. (235 кВт) при 2100 об/мин, 1117 Н•м (114 кгс•м) при 1500 об/мин — ЯМЗ-238ФМ

  • 330 л.с. (243 кВт) при 2000 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1400 об/мин — ЯМЗ-238ДК

  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238Д

  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1225 Н•м (125 кгс•м) при 1300 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ

  • 330 л.с. (243 кВт) при 2100 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-238ДЕ2

  • 330 л.с. (243 кВт) при 1900 об/мин, 1274 Н•м (130 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6582

  • 360 л.с. (265 кВт) при 1900 об/мин, 1570 Н•м (160 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7512

  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1715 Н•м (175 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7511

  • 400 л.с. (294 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-6581

  • 420 л.с. (309 кВт) при 1900 об/мин, 1764 Н•м (180 кгс•м) при 1200 об/мин — ЯМЗ-7513


Показатели базового двигателя: 240 л.с. (177 кВт) при 2100 об/мин, 882 Н•м (90 кгс•м) при 1500 об/мин



Настоящее время |


Данные дизели имеют широкое распространение благодаря продолжавшемуся долгое время выпуску автомобилей с этими моторами (МАЗ-500, их модификации и пр.). Несмотря на посредственные удельные показатели и устаревшую конструкцию в целом (главным образом механическая топливная система, не позволяющая выполнять нормы выше Евро-3 и т. д.), двигатели пользуются спросом и в 2010-х годах благодаря удовлетворительной надёжности, высокой ремонтопригодности, распространению запчастей и низкой цене в сравнении с заграничными аналогами. По этим же причинам (особенно по последней) двигатели ЯМЗ-236/238 устанавливают и на новые модели техники. Некоторую конкуренцию ему мог бы составить КАМАЗ-740 схожей мощности, конструкции, цены, но имеет более низкую надёжность и другие недостатки, хотя и он пользуется популярностью, кроме того, пожар на заводе КАМАЗа 1993 года приостановил выпуск этих двигателей и производители техники, которая оснащалась ими, стали временно ставить ЯМЗ-236/238 вместо него, до восстановления выпуска КАМАЗ-740. По состоянию на 2014 год двигатели были модернизированы для выполнения норм Евро-2, −3, обязательных для новых автомобилей, выпускаемых в России, повышена мощность, у ЯМЗ-236 до 300 л.с., у ЯМЗ-238 — 400 л.с.


По состоянию на 2014 год на Ярославском моторном заводе (Автодизель) выпускаются его преемники дизели ЯМЗ-530, однако семейство 236/238 не снято с производства.


В конце 2014 года в связи с военными действиями на Украине ЯМЗ прекратил поставки двигателей для КрАЗа[1].



Автомобили, на которые устанавливались ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 |




  • МАЗ-500 (1965—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-503 (1965—1977). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-504 (1965—1982). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-509 (1966—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-516 (1973—1980). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-5335 (1977—1990). ЯМЗ-236 (180, 300 л.с.).


  • МАЗ-5549 (1977—1990). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-5551 (с 1985). ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-5432 (с 1981). ЯМЗ-238 (240, 250, 280, 300, 330, 360, 425 л.с.), ЯМЗ-236 (180 л.с.).


  • МАЗ-5516 (с 1995). ЯМЗ-238 (400 л.с.).


  • МАЗ-6422 (с 1978). ЯМЗ-238 (320, 330, 360, 425 л.с.).


  • Урал-4320 (с 1977). ЯМЗ-236 (230 л.с.), ЯМЗ-238 (300 л.с.).


  • КрАЗ-255 (1967—1994). ЯМЗ-238 (240 л.с.).


  • КрАЗ-6443 (с 1992). ЯМЗ-238 (330 л.с.).


  • КрАЗ-6322 (с 1994). ЯМЗ-238 (330 л.с.).


  • Урал-5323 (с 1989). ЯМЗ-238 (300 л.с.).


  • КамАЗ-5320 (1976—2000).


  • ЛиАЗ-5256.30 (2001—2004). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).


  • МАЗ-104.Х25 (2004—2005). ЯМЗ-236НЕ2 (230 л.с.).



См. также |



  • КрАЗ-6443

  • Урал-5323

  • ЛиАЗ-5256

  • КрАЗ-6322

  • ЛАЗ-699

  • АСГ-30



Примечания |





  1. Россия саботирует производство украинской военной техники (неопр.). Дата обращения 3 января 2015.




Литература |


Алексеев, В. П., Иващенко, Н. А., Ивин, В. И. Автомобильные комбинированные четырёхтактные двигатели // Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. / Орлин А. С., Круглов М. Г. — 3-е изд. — Москва : «Машиностроение», 1980. — с. 219—223.



Ссылки |




  • Описание двигателей ЯМЗ-236/238 в «За рулём» за май 1960 zr.ru


  • Двигатели ЯМЗ V-образные 6-цилиндровые. Архив официального сайта «Группы ГАЗ»


  • Двигатели ЯМЗ V-образные 8-цилиндровые. Архив официального сайта «Группы ГАЗ»









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Высокополье (Харьковская область)