Авиапочта

Multi tool use

Марка ФРГ (1969) к 50-летию немецких авиапочтовых перевозок
Авиапо́чта, или авиацио́нная по́чта (англ. airmail[1]), — вид почтовой связи, при котором почтовые отправления транспортируются воздушным путём с помощью авиации. Наиболее современный и используемый вид воздушной почты.
Раздел филателии, посвящённый авиапочте, называется аэрофилателией.
Содержание
1 Описание
2 История
2.1 Предыстория
2.2 Первые авиапочтовые рейсы
3 Современность
4 Авиапочтовые марки
5 Коллекционирование
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Описание |
Как правило, скорость доставки авиапочтовых отправлений быстрее, чем в случае обычной, наземной, почты, однако стоимость авиапочтовых услуг выше других видов почтовой связи. Авиапочта может быть единственным средством для отправки почты, если получатель находится за рубежом или на другом континенте, а важность письма требует его быстрой доставки адресату.

Письмо, отправленное авиапочтой, может называться аэрограммой и авиапочтовым письмом (авиаписьмом). Аэрограмма представляет собой закрытое авиаписьмо, наружная сторона которого используется для адреса и одновременно служит конвертом.
Пометка на конверте об отправлении письма по воздуху делается от руки или с помощью специальных авиапочтовых наклеек (ярлыков), либо используются специфически маркированные конверты[≡]. В зависимости от страны могут также применяться специальные авиапочтовые марки..mw-parser-output .ts-Переход img{margin-left:.285714em}
Первая в мире авиапочтовая марка (Италия, 1917)[^]
Авиапочтовый ярлык, напечатанный на конверте Таиланда[^]
История |
Предыстория |
Доставка писем по воздуху начала развиваться задолго до появления авиапочты как регулярной службы, доступной для широкой публики.
Первые авиапочтовые рейсы |
Появление в 1903 году аэропланов сразу же вызвало интерес относительно их привлечения к перевозке почты. Первый такой официальный рейс состоялся 18 февраля 1911 года в Индии из Аллахабада до Наини[en], во время которого Анри Пеке перевёз 6,6 тысяч писем и 250 специальных открыток на расстояние 13 км. Письма были погашены специальным штемпелем с надписью: «First aerial post. U. P. Exhibition. Allahabad. 1911» («Первая воздушная почта. Объединённая национальная выставка. Аллахабад. 1911 г.»). Специальный штемпель аллахабадской авиапочты ставили красной краской, небольшая часть корреспонденции служебного характера получила оттиски чёрного цвета. Штемпель был изготовлен по заказу правительства Индии почтовым ведомством в городе Алигархе и является уникальным: клише было уничтожено сразу же после окончания полёта. На штемпеле изображён силуэт летящего биплана над горами Азии[3]:

Проект штемпеля был нарисован инициатором полёта — Уолтером Уиндхэмом[en], владельцем автомобильной фирмы, основавшем в 1908 году авиационный клуб. Сумма, вырученная от перевозки авиапочты, была передана гостинице «Оксфорд и Кембридж» на содержание английских студентов[3].
Первая в истории авиации перевозка международной авиапочты стала осуществляться регулярно начиная с 31 марта 1918 года по маршруту Вена — Краков — Львов — Киев[≡][≡], что было на шесть недель ранее открытия почтового авиамаршрута между Вашингтоном и Нью-Йорком (Лонг-Айлендом)[4][≡][≡].
Марка Украины (1993): 75 лет первому авиапочтовому перелёту Вена — Краков — Львов — Киев (Mi #98)[^]
То же (Mi #99)
В 1919 году пилот Эдди Хаббард (Eddie Hubbard) перевёз 60 писем из Ванкувера (Канада) в Сиэтл (США) на самолёте Boeing Model C[en][5].
![]() Первый авиапочтовый полёт в Канаде 18 июня 1918 года из Монреаля в Торонто |
![]() Карта Почтовой службы США с маршрутом первого трансконтинентального авиапочтового сообщения из Нью-Йорка в Сан-Франциско, открытого 1 июля 1924 года |
В Австралии первый контракт на доставку корреспонденции авиапочтой получила молодая авиакомпания Qantas (сокращённо от Queensland and Northern Territory Aerial Services), начавшая перевозку почты в ноябре 1922 года. Самолёты многих других рейсов, подобно полёту биплана Vin Fiz Flyer[en], потерпели аварии, а некоторые даже закончились полной катастрофой. Тем не менее к 1920-м годам авиарейсы совершались во многих странах.
В изданной в 1928 году книге «Такой презренный[en]» Невила Шюта — романе, основанном на искреннем интересе автора к авиации и его глубоком знании её проблем, — есть монолог лётчика-ветерана, который передаёт атмосферу той эпохи становления авиации[6]:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}
«Мы летали по парижскому маршруту, из Хаунслоу в Ле Бурже, и пробивались как могли. Потом мы перешли в Кройдон. (…) Возили столь разрекламированную авиапочту. Это значило, что самолёты должны были летать независимо от наличия пассажиров. От самого лётчика зависело, отменять ли рейс в плохую погоду или лететь; лётчики же стремились летать в самых невозможных условиях. Именно так в Дуэнвилле погиб Сандерсон. А всё, что он вёз в самолёте, — пара открыток с видами, отправленных туристами из Парижа своим семьям как диковинка. Вот такая авиапочта. Никаких пассажиров или чего-то ещё — только лишь почта».
.mw-parser-output .ts-oq{overflow:auto;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-oq .ref-info{font-size:100%}.mw-parser-output .ts-oq .NavToggle{float:none;position:static;right:auto;text-align:left;margin-left:1em}
Оригинальный текст (англ.)
"We used to fly on the Paris route, from Hounslow to Le Bourget and get through as best as you could. Later we moved on to Croydon. (…) We carried the much advertised Air Mails. That meant the machines had to fly whether there were passengers to be carried or not. It was left to the discretion of the pilot whether or not the flight should be canceleled in bad weather; the pilots were dead keen on flying in the most impossible conditions. Sanderson got killed this way at Douinville. And all he had in the machine was a couple of picture postcards from trippers in Paris, sent to their families as a curiosity. That was the Air Mail. No passengers or anything — just the mail."
.mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}
В 1920-х — 1930-х годах пилотом международных авиапочтовых линий, в том числе французской авиакомпании «Аэропосталь», был знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери[≡], что нашло отражение в ряде его произведений (роман «Южный почтовый» и др.).

Грузовые самолёты почтовой компании DHL
Современность |
![]() |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Авиапочтовые марки |
Первые почтовые марки, предназначенные специально для авиапочты, были выпущены в Италии в 1917 году и использовались на экспериментальных авиарейсах: на марках спешной почты были сделаны надпечатки[≡].

Авиапочтовая марка Австро-Венгрии, 1918 (Mi #225)
Австрия также сделала надпечатки авиапочты на марках в марте 1918 года для первой в мире регулярной почтовой линии[4] Вена — Краков — Львов — Киев[^].
Вскоре появилась первая стандартная серия марок авиапочты, которая была выпущена в США в мае 1918 года[^].
В советской почтовой терминологии до 1932 года авиапочта официально называлась «воздушной почтой», после чего некоторое время было принято написание «Авиопочта».
Коллекционирование |
Поскольку ко времени начала эксплуатации самолётов для почтовых целей коллекционирование марок уже стало распространённым увлечением, филателисты внимательно следили за развитием авиапочты, не ленились разузнавать о первых полётах в разные места и направляли с этими рейсами письма. Власти часто прибегали к различным специальным гашениям на конвертах первого полёта. Нередко лётчик также ставил на них свою подпись.

Изучением авиапочты, а также других способов доставки почтовой корреспонденции по воздуху занимается аэрофилателия. Одно из самых внушительных собраний в этой области составил московский филателист Л. Я. Мельников. Его коллекция «Авиапочта СССР» получила признание на всемирных филателистических выставках, где неоднократно завоёвывала большие золотые медали[7].
- Примеры советских цельных вещей авиапочты
Художественный маркированный конверт авиапочты СССР в честь 175-летия Харьковского университета (1979), использованный для заказного письма от 30 марта 1981 года
Авиапочтовая односторонняя почтовая карточка с оригинальной маркой СССР (1980) в память о сверхдальнем перелёте Ил-18Д Москва — Антарктида — Москва и со спецгашением от 10 февраля 1981 года
Музейный макет почтового самолёта Caudron С.630 Simoun компании Air Bleu. На самолёте этой модели Сент-Экзюпери потерпел в 1938 году аварию при взлёте в Гватемале и получил серьёзные ранения[8][^]
См. также |
- Авиапочта (фильм)
- Авиапочта США[en]
- Авиапочтовая марка
- Авиапочтовая наклейка
- Американское авиапочтовое общество[en]
- Аэрограмма
- Аэрофилателия
- Воздушная почта
- Конверт первого полёта
- Международная федерация аэрофилателистических обществ
- Надпечатка (филателия)
- Почтовый самолёт[en]
- Aéropostale
Примечания |
↑ В английском и других языках для обозначения понятий воздушной почты и авиапочты используется один термин, в то время как в русском языке воздушная почта — более общее название для разных видов транспортировки почтовых отправлений по воздуху, а авиапочта подразумевает доставку почты только самолётами; см., например:
- Воздушная почта // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с.
↑ См. подробности в английской статье Airmail stamps of Denmark.
↑ 12 Токарев В. Премьера авиапочты // Филателия СССР. — 1991. — № 2. — С. 61—62.
↑ 12 В почтовом музее Австрии // Филателия СССР. — 1975. — № 12. — С. 46—47. — (Рубрика: Глобус: проблемы, информация). [По материалам публикации в «Philatelic Magazine», London, August 1975.] (Проверено 10 ноября 2015) Архивированная копия (неопр.). Проверено 10 ноября 2015. Архивировано 10 ноября 2015 года.
↑ Грузовые авиаперевозки: история и вклад в развитие мирового рынка (неопр.). Дайджест. НИИЭАП; ООО «АвиаПорт» (16 декабря 2003). — «Источник: компания «Boeing»». Проверено 24 июня 2011. Архивировано 17 марта 2012 года.
↑ Цитировано из первой главы книги Невила Шюта (1928): Shute N. So Disdained. — L., 1928. (англ.)
↑ Илюшин А. С. Филателия (неопр.). Megabook. Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия. М.: Компания «Кирилл и Мефодий». Проверено 15 октября 2015. Архивировано 15 октября 2015 года.
↑ Cabrera C. La relación que tienen los paisajes de Guatemala y el libro El Principito (исп.). Notas: Cultura. Guatemala, Guatemala: Guatemala.com (13 de julio de 2016). Проверено 17 июня 2017. Архивировано 17 июня 2017 года.
Литература |
Авиа; Авиапочта; Авиапочтовые линии // Филателистический словарь / Сост. О. Я. Басин. — М.: Связь, 1968. — 164 с. (Проверено 6 октября 2017) Архивировано 12 июня 2016 года.
«Авиа» и статьи, начинающиеся на Авиапочта // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 7—8. — ISBN 5-256-00175-2. (Проверено 6 октября 2017) Архивировано 28 сентября 2015 года.
Блехман С. Почту доставляет самолёт // Филателия СССР. — 1967. — № 9.
Лангер Ф. Розовый Меркурий. О чём рассказали марки. — М.: Связь, 1969. — 224 с. [См. Хайдарабад — воздушная почта.] (Проверено 15 июня 2016) Архивировано 15 июня 2016 года.
Отправления почтовые авиа // Большой филателистический словарь / Н. И. Владинец, Л. И. Ильичёв, И. Я. Левитас … [
и др.]; под общ. ред. Н. И. Владинца и В. А. Якобса. — М. : Радио и связь, 1988. — С. 216. — ISBN 5-256-00175-2. (Проверено 9 мая 2016) Архивировано 9 мая 2016 года.
Притула В. В. Почтовые маяки Пятого океана. — М.: Радио и связь, 1982. — 104 с. — (Сер. Библиотека юного филателиста; Вып. 12).
Соркин Е. Б. Почта спешит к людям. — М.: Знание, 1977. — 128 с. [См. На стремительных крыльях.]
Cabeen R. McP.[en] Standard Handbook of Stamp Collecting / Collectors Club of Chicago[en] Committee on Publications. — New York, NY, USA: Thomas Y. Crowell, 1979. — P. 207—221. — ISBN 0-690-01773-1. (англ.)
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
авиапочта в Викисловаре |
---|---|
![]() |
Авиапочта на Викискладе |
- Новосёлов В. А. Глава 11. Почты разные нужны, марки разные важны. Авиапочта (неопр.). Знакомство с филателией: Мир филателии. Смоленск: Мир м@рок; Союз филателистов России (30 октября 2008). — Электронная книга. Проверено 18 июня 2016. Архивировано 18 июня 2016 года.
- Авиапочта (неопр.). Русско-английский толковый словарь филателистических терминов — А. Юный филателист. Белпочта. Проверено 20 октября 2009. Архивировано 19 мая 2012 года.
Архив (недоступная ссылка) статей по авиапочте на сайте «The Ukrainian Weekly» (США) (англ.)
«Germany Airmail» — раздел авиапочты Германии в каталоге Эверта Класебоера (нидерл. Evert Klaseboer) (англ.)
- Flugausfallstempel (нем.). Lexikon — Buchstabe "F". Kamp-Lintfort, Germany: Phila-Lexikon; Gert W. F. Murmann. — Статьи, начинающиеся на Flug-, в словаре «Phila-Lexikon» Герта Мурманна (Германия). Проверено 25 января 2016. Архивировано 25 января 2016 года.
«Die Flugpost am Rhein und Main 1912» — статья Хайнца Фрайслера (нем. Heinz Freisler) об авиапочте на Рейне и Майне в 1912 году на сайте филателистического общества Рёдельхайма (Briefmarkenverein Rödelheim[en], Германия) (нем.)
![]() |
В другом языковом разделе есть более полная статья Luftpost (нем.). |
DdoVQTAw1 83Oo5sr19sSOAwz7 Qy0OoQdgGO zU,R CyZ C6VW X,WuDZP14GjP,gr65IZY2J N9q,uu0uwOB,M5,MhbwKFbHLn