Посольский Спасо-Преображенский монастырь

































































Монастырь
Посольский Спасо-Преображенский
Посольское, Спасо-Преображенский Посольский монастырь, 1.jpg
Спасо-Преображенский собор (1774)

52°01′03″ с. ш. 106°10′40″ в. д.HGЯOL
Страна
Россия Россия
Адрес
Бурятия
Кабанский район, с Посольское

Конфессия
Русская Православная Церковь
Епархия
Улан-Удэнская
Тип
мужской
Дата основания
1682 год
Основные даты

1920-е — закрыт
2000 — возрождён

Здания

Спасо-Преображенский собор  • колокольня • стены и башни
Известные насельники
архимандрит Николай (Кривенко)
Статус
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 031520255500006 (ЕГРОКН). Объект № 0410017000 (БД Викигида)
Состояние
действующий
Сайт
posolsk-monastery.prihod.ru
Commons-logo.svg Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Викискладе

Посо́льский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь — действующий мужской монастырь Улан-Удэнской епархии Бурятской митрополии Русской Православной Церкви. Расположен в селе Посольское Кабанского района Республики Бурятия.


Основан в 1682 году на восточном берегу озера Байкал. Один из старейших архитектурных памятников Забайкалья. Является объектом культурного наследия народов России — охраняется государством[1].




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Монастырь


    • 1.2 Настоятели[17]


    • 1.3 Наместники (с 1735 года по 1764 год)


    • 1.4 Настоятели


    • 1.5 Настоятельницы


    • 1.6 Наместники


    • 1.7 Спасо-Преображенский собор


    • 1.8 Никольская церковь




  • 2 Хозяйственная деятельность монастыря


  • 3 Возрождение. Современная жизнь


    • 3.1 Святыни




  • 4 Галерея


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





История |



Монастырь |


Сначала на месте монастыря была построена заимка и пустынь для обитания монахов. Место было выбрано на байкальском мысу, где в 1651 году были убиты и похоронены члены русского посольства в Монголию: царский посол Ерофей Заболоцкий, его сын Кирилл и их спутники. Посольство везло казну, с ним ехали монгольский посол, переводчик и промышленные люди. Миссия шла на судне и причалила к берегу, где на неё напали с целью грабежа ясачные люди хана Тарухая-табуна, которому посольство везло жалование. Погибли те 8 человек из 20 членов миссии, которые сошли с судна на берег. Но захватить казну грабители не смогли.


В 1681 году на месте убийства основан Николаевский скит.[2]


Основателями монастыря были двенадцать монахов Темниковского Санаксарского монастыря во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием. Они составили ядро первой Забайкальской духовной миссии, присланной по повелению царя Фёдора Алексеевича и с благословения патриарха Иоакима. Главной целью основания и всей дальнейшей деятельности Посольского монастыря являлась просветительская деятельность среди бурят, монголов и тунгусов.


Первая часовня монастыря была названа в честь Святителя Николая Чудотворца. В 1700 году к часовне прирубили алтарь и освятили, как церковь. С этого момента по благословению Преосвященного Игнатия, Митрополита Тобольского и Сибирского заимка начала называться пустынным Посольским монастырём[3].


Средства на строительство обители пожертвовал яренский «купчина Пекинского коровану» Григорий Афанасьевич Осколков — основатель русской миссии в Пекине. В 1706 году он испросил благословения построить за свой счёт в монастыре церковь. Осколков успел заготовить строительные материалы (300 тысяч кирпичей), построить кельи; приобрёл книги, колокола и подарил монастырю скотный двор на месте которого позднее возникло село Степной Дворец. На обратном пути из Китая Осколков скончался в степях Монголии (10 декабря 1714 года[4]). Его тело было доставлено в Посольский монастырь и погребено здесь. Над могилой Г. А. Осколкова позднее была построена каменная часовня. В 1761 году по распоряжению сибирского губернатора Ф. И. Соймонова у монастыря были построены гавань и маяк.


На землях Посольского монастыря начинал свою деятельность Афанасий Сибиряков (около 1676—1754) — основатель купеческого рода Сибиряковых. Он владел несколькими парусными судами, занимался рыбным промыслом, перевозкой людей и грузов[5].


В 1724 году по представлению Антония Платковского Посольский монастырь был приписан к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Вся церковная утварь и монастырское имущество были перевезены в Вознесенский монастырь. В 1727 году губернатор Сибири князь Долгоруков обратился в Правительствующий Сенат, с просьбой не закрывать монастырь. Митрополит Тобольский Антоний с такой же просьбой обращался в Святейший Синод. 6 февраля 1727 года указами Сената и Синода Посольский монастырь был сохранён без приписки к Вознесенскому монастырю. До 1746 года Посольский монастырь ежемесячно оплачивал содержание семи учеников в школе китайского и монгольского языка при Вознесенском монастыре[6].


В 1735 году началось почтовое сообщение от Посольского монастыря до Кяхты[7].


После введения духовных штатов, Посольский монастырь был отнесён к третьему классу монастырей. В 1764 году монастырь занимал 86 место среди монастырей третьего класса[8].


После пожара 22 октября 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен собор с нижним приделом во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и верхним — в честь Преображения Господня.


17 июня 1777 года монастырь был ограблен беглыми каторжниками. После этого здесь был поставлен казачий караул с артиллерийской батареей[9][10].


Расположение обители близ залива Прорва с его морским портом являлось до середины XIX столетия причиной её посещения многими известными государственными и общественными деятелями на их пути из Прибайкалья в Забайкалье, Китай, Монголию и обратно. Особое внимание уделяли монастырю с его некрополем убиенных послов российские дипломатические миссии, которые принимали здесь посланников из других государств.


В 1802—1812 годах в Посольском монастыре была выстроена Никольская церковь (освящена 10 декабря 1812 года), в 1820 году заложена на месте деревянной надвратная церковь из кирпича. С 1861 по 1918 год в монастыре располагалась резиденция Забайкальской духовной миссии[11].


19 сентября 1836 года Высочайшим утверждением возведён во второй класс монастырей. Штат монастыря, привилегии и оклады увеличены в два раза. Настоятелями вместо игумнов начали назначать архимандритов[12].


Во время Кругобайкальского восстания ссыльных поляков летом 1866 года монастырь охранялся несколькими казаками и крестьянами села Посольское. Часть жителей села укрывалась в монастыре[13].


В 1864 году на западной стороне ограды построены каменные ворота с калитками. В 1866 году у пристани была построена гостиница. В 1868 году вне монастырской ограды в северо-западной стороне построена часовня над могилой посла Заболоцкого. В 1870 году рядом с гостиницей построено зимовье и амбар для склада товаров, напротив гостиницы — здание телеграфной станции, а на южной стороне монастыря — богадельня[14].


11 июня 1873 года монастырь посетил Великий князь Алексей Александрович. В 7 часов утра 12 июня на пароходе «Генерал Корсаков» Великий князь отправился на другой берег Байкала[15].


После Октябрьской революции обитель закрыли, все её сооружения, кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. В конце 1950-х годов разрушили световой этаж и снесли купола Спасо-Преображенского собора. До 1995 года монастырь использовали под клуб, школу и детскую психиатрическую больницу.


Архив монастыря погиб в 1917 году во время пожара архиерейского дома. Остатки архива игуменья Фатина вывезла в Верхнеудинск[16].






Монастырский кремль

Монастырский кремль





Спасо-Преображенский собор |



Собор был возведен в 1774[19] году в Посольском Спасо-Преображенском монастыре.


Входит в состав архитектурного ансамбля.




Никольская церковь |




Посольское, Церковь святителя Николая


Возведение церкви началось в 1802 году, севернее Преображенского собора. В 1812 году новая каменная церковь была освящена во имя святителя и чудотворца Николая.
Церковь была возведена на бутовом фундаменте, кирпичные стены оштукатурены. Двери и окна обрамлены плоскими наличниками, а углы — лопатками.[19]


Входит в состав архитектурного ансамбля.



Хозяйственная деятельность монастыря |




Макет


В начале XVIII века монастырь был крупным хозяйственным центром Забайкалья. Основной статьёй дохода обители было рыболовство. В XIX — начале XX века в Байкале и впадающих с восточной стороны реках водилось тридцать с лишним видов рыбы. Рыбные ловли сдавались в аренду. Монастырь владел несколькими рыбными статьями, такими как «Каргинский Сор» и по рекам Толбузихе и Абрамихе. Возможно, это были ловли, переданные монастырю по указу царя Петра I после ходатайства от 1707 года купца Григория Осколкова. Упоминаются также «Байкальские котцы» и «Зимний Сор».


Прибыль, поступающая с этих статей, должна была идти на содержание Забайкальской духовной миссии. Так было с 1866 по 1880 год, когда в обители проживал начальник миссии. В середине 1890-х годов ежегодный доход с рыбных ловль Посольской обители составлял до 6 тысяч рублей.


Земельные угодья монастыря были незначительными. В 1851 году на содержание духовной миссии во временное пользование было отведено 500 десятин земли. В конце 1910-х годов обитель владела приблизительно 75 десятинами.


Крупное изменение в хозяйственном укладе жизни Посольской обители произошло после её преобразования в женскую в 1900 году. При монастыре в 1901 году был открыт свечной завод, который в первый год своей работы произвёл 600 пудов свечей. В 1902 году мощность завода увеличилась до 1,5 тысяч пудов свечей в год. Завод был организован на деньги Забайкальского епархиального свечного склада[20].



Возрождение. Современная жизнь |


19 апреля 2000 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о возрождении Спасо-Преображенского Посольского монастыря на Байкале.


12 июля 2002 года в монастыре зазвонили новые колокола. С 18 июля 2002 года ведутся ремонтно-реставрационные работы главного храма обители — Спасо-Преображенского собора. Планируется восстановление всего монастырского комплекса.


В храме Святителя Николая Чудотворца ежедневно совершается суточный круг богослужения. В обители идёт возрождение монастырской жизни. Монастырю присвоен статус памятника архитектуры российского значения.



Святыни |



  • Распятие с частичкой древа Животворящего Креста Господня.

  • Икона с мощами святителя Иоанна Златоуста.

  • Икона с мощами святителя Николая Мирликийского.

  • Икона с мощами святителя Димитрия Ростовского.

  • Икона с мощами великомученика Евстафия Плакиды.

  • Ковчег с мощами св. апостола Иакова, св. Иоанна Крестителя, св. Николая Чудотворца, св. Георгия, св. мученика Вонифатия, св. Дионисия, св. Дарии, свв. Космы и Дамиана, свт. Василия Великого.



Галерея |




Примечания |





  1. Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960 г.


  2. Жалсараев А.Д. Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии XYII-XX столетий. Энциклопедический справочник. – Улан-Удэ, 2001. – с. 6; Наумова О.Е. Иркутская епархия ХУШ - первая половина Х1Х века.


  3. Историческое описание Посольского Спасо-преображенского монастыря // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 12, 18 марта 1872 года, стр.148-150


  4. Птицын, Владимир Васильевич (1858—1908). Селенгинская Даурия : Очерки Забайкальск. края : В 2 ч. с 10 рис. и геогр. карт. Забайкалья — Санкт-Петербург : Экон. типо-лит., 1896. стр.41


  5. Краткая энциклопедия по истории купечества и коммерции Сибири. Институт истории СО РАН г. Новосибирск, 1997. т.4, кн.1, стр.46


  6. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 13, 25 марта 1872 года. стр. 165-166


  7. Епископ Иннокентий Нерунович. Его общественные заслуги. // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. №34, 26 августа 1867 года, стр.424-432


  8. Посольский Преображенский монастырь // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 20, 20 мая 1872 года. стр. 249-253


  9. Пушки, заряженныя в прошлом столетии / / Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям,-1867.-№ 18.-С.219-220.


  10. Посольский Спасо-Преображенский монастырь. (Продолжение) // Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям,-1872,- № 20, — С.252,253.


  11. Дамешек Л. М. Внутренняя политика царизма и народы Сиб. (XIX — нач. XX в.). — Иркутск, 1986.


  12. Посольский монастырь в новом его состоянии // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 44, 4 ноября 1872 года, стр.552-556


  13. Забайкальская духовная миссия в 1866 году // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям, № 12, 25 марта 1867 года стр.138


  14. Посольский монастырь в новом его состоянии // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 46, 18 ноября 1872 года, стр.594-600


  15. I. М. Встреча Его Императорского Высочества, Великого Князя Алексея Александровича на Анинской станции и Посольском монастыре // Иркутские епархиальные ведомости. № 31, 4 августа 1872 года, стр. 292-296


  16. Отчёт Этнологической секции ВСОРГО //Сибирская живая старина. Иркутск, выпуск III, 1925 год. стр. 199


  17. Историческое описание Посольского Спасо-Преображенского монастыря // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 14, 1 апреля 1872 года. стр. 169-178


  18. Посольский Преображенский монастырь // Прибавления к Иркутским епархиальным ведомостям. № 28, 15 июля 1872 года. стр. 348


  19. 12 Л. К. Минерт «Памятники архитектуры Бурятии», Новосибирск: Наука, 1983


  20. Е. В. Дроботушенко Хозяйственная деятельность православных монастырей Забайкальской епархии во второй половине XIX — начале XX века // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология . 2008. № 2. С.86-95.




Литература |




  • Э. В. Дёмин Посольский монастырь на Байкале. Исторические материалы. — Улан-Удэ, 2002


  • Л. К. Минерт «Памятники архитектуры Бурятии», Новосибирск: Наука, 1983



Ссылки |



  • Официальный сайт Посольского Спасо-Преображенского монастыря

  • Край у Байкала

  • на сайте епархии









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?