Горебогатырь Косометович







































Опера
Горе-богатырь Косометович
Композитор
Висенте Мартин-и-Солер
Либреттист
Екатерина II
Язык либретто
русский
Жанр
комическая опера
Действий
5
Год создания
1789
Первая постановка
29 января 1789 года
Место первой постановки
Эрмитажный театр, Санкт-Петербург

«Горебогатырь Косометович» — комическая опера Висенте Мартин-и-Солера по либретто императрицы Екатерины II. Первая постановка оперы состоялась 29 января 1789 года в Эрмитажном театре.



История создания и постановок |


Работу над оперой Екатерина начала в сентябре 1788 года и завершила к концу года. Весь процесс создания произведения был описан секретарём императрицы А. В. Храповицким[1]. По его воспоминаниям, императрица задумала написать оперу по сказке о фуфлыге[2]: «Отыскать сказку о фуфлыге-богатыре, чтоб прибавя к ней l`histoire du temps, сделать оперу». Это было второе обращение императрицы к сказочному сюжету о богатырях (первое — опера «Новгородский богатырь Боеславович», 1786 год). В распоряжении Екатерины были сборники французских и русских сказок, сюжеты из которых она использовала в своих произведениях[3]. В изданном впервые в 1886 году либретто оперы её автором указана только императрица Екатерина, но литературовед А. Н. Пыпин сообщает, что арии в опере были написаны секретарём императрицы Александром Храповицким[4].


По распространенному мнению, опера изображает в образе Горебогатыря шведского короля Густава III и его попытку нападения на Россию в 1788 году, когда он не смог взять крепости Нейшлот, защищавшейся незначительным гарнизоном под командованием безрукого коменданта Баранова[3][5]. Из-за этого «ради иностранных министров» оперу запретили ставить в Санкт-Петербурге в городских театрах, но в Москве, где не было дипломатических представительств, её ставили в публичных театрах[6].


По другой версии, героем оперы является Григорий Потёмкин (слух возник после того как Потёмкин, вернувшись в столицу после взятия Измаила, стал противодействовать публичным постановкам пьесы)[3].


Опера имела большой успех, а великие князья Александр и Константин выучили её наизусть[6].



Действующие лица |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





  • Горебогатырь Косометович


  • Локмета, его мать


  • Гремила Шумиловна, невеста Горебогатыря


  • Степанида Даниловна, мать Гремилы


  • Громкобай, казначей Локметы


  • Кривомозг, конюший Горебогатыря


  • Тороп, щитоносец Горебогатыря

  • Барские барыни Локметы и Степаниды

  • Безрукий старик



Примечания |





  1. Памятные записки А. В. Храповицкого. М., 1990


  2. Невзрачный, малорослый человек


  3. 123 Погосян Е. Богатырская тема в творчестве Г. Р. Державина // Классицизм и модернизм. Сборник статей. Тарту, 1994. С.38-54


  4. Сочинения имп. Екатерины II с объяснит. примечаниями А. Н. Пыпина. СПб., 1901. Т. II, С 469—520


  5. Литературная деятельность императрицы Екатерины II // Сочинения императрицы Екатерины II. СПб, 1893. С. 4-16


  6. 12 Горебогатырь Косометович // Театр старинной музыки МГУ








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?