Горебогатырь Косометович

Multi tool use
Опера | |
Горе-богатырь Косометович | |
---|---|
Композитор | Висенте Мартин-и-Солер |
Либреттист | Екатерина II |
Язык либретто | русский |
Жанр | комическая опера |
Действий | 5 |
Год создания | 1789 |
Первая постановка | 29 января 1789 года |
Место первой постановки | Эрмитажный театр, Санкт-Петербург |
«Горебогатырь Косометович» — комическая опера Висенте Мартин-и-Солера по либретто императрицы Екатерины II. Первая постановка оперы состоялась 29 января 1789 года в Эрмитажном театре.
История создания и постановок |
Работу над оперой Екатерина начала в сентябре 1788 года и завершила к концу года. Весь процесс создания произведения был описан секретарём императрицы А. В. Храповицким[1]. По его воспоминаниям, императрица задумала написать оперу по сказке о фуфлыге[2]: «Отыскать сказку о фуфлыге-богатыре, чтоб прибавя к ней l`histoire du temps, сделать оперу». Это было второе обращение императрицы к сказочному сюжету о богатырях (первое — опера «Новгородский богатырь Боеславович», 1786 год). В распоряжении Екатерины были сборники французских и русских сказок, сюжеты из которых она использовала в своих произведениях[3]. В изданном впервые в 1886 году либретто оперы её автором указана только императрица Екатерина, но литературовед А. Н. Пыпин сообщает, что арии в опере были написаны секретарём императрицы Александром Храповицким[4].
По распространенному мнению, опера изображает в образе Горебогатыря шведского короля Густава III и его попытку нападения на Россию в 1788 году, когда он не смог взять крепости Нейшлот, защищавшейся незначительным гарнизоном под командованием безрукого коменданта Баранова[3][5]. Из-за этого «ради иностранных министров» оперу запретили ставить в Санкт-Петербурге в городских театрах, но в Москве, где не было дипломатических представительств, её ставили в публичных театрах[6].
По другой версии, героем оперы является Григорий Потёмкин (слух возник после того как Потёмкин, вернувшись в столицу после взятия Измаила, стал противодействовать публичным постановкам пьесы)[3].
Опера имела большой успех, а великие князья Александр и Константин выучили её наизусть[6].
Действующие лица |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Горебогатырь Косометович в Викитеке |
---|
- Горебогатырь Косометович
Локмета, его мать
Гремила Шумиловна, невеста Горебогатыря
Степанида Даниловна, мать Гремилы
Громкобай, казначей Локметы
Кривомозг, конюший Горебогатыря
Тороп, щитоносец Горебогатыря- Барские барыни Локметы и Степаниды
- Безрукий старик
Примечания |
↑ Памятные записки А. В. Храповицкого. М., 1990
↑ Невзрачный, малорослый человек
↑ 123 Погосян Е. Богатырская тема в творчестве Г. Р. Державина // Классицизм и модернизм. Сборник статей. Тарту, 1994. С.38-54
↑ Сочинения имп. Екатерины II с объяснит. примечаниями А. Н. Пыпина. СПб., 1901. Т. II, С 469—520
↑ Литературная деятельность императрицы Екатерины II // Сочинения императрицы Екатерины II. СПб, 1893. С. 4-16
↑ 12 Горебогатырь Косометович // Театр старинной музыки МГУ
i4Dp,sslotKW4He52ly,qc Vo0D5wZ Bk1Q,CvDAkEXWA6U8U3N24 u,yZR3,fYGDypmrIwMd,DsisH U20HzG8mWl2F,zQ06aFBe MIo