71-619 (трамвайный вагон)





















































































































71-619 (КТМ-19)
NN tram OktyabrskayaStreet 08-2016 img4.jpg
Трамвайный вагон 71-619КТ в Нижнем Новгороде
Производитель
Усть-Катавский вагоностроительный завод
Единиц построено
831
Год проекта
1998
Годы выпуска
1999 — 2012
Характеристики
Максимальная скорость
75 км/ч
Масса
19,5 т
Мест для сидения
30
Номинальная вместимость
126 (5 чел/м²)
Полная вместимость
184 (8 чел/м²)
Низкопольность
0%
Напряжение сети
550 В
Напряжение бортовой сети
24 В
Тип тягового редуктора
одноступенчатый с зацеплением Новикова
Передаточное число тягового редуктора
7,143
Количество дверей
4 с интервалом 1/2/2/1
Срок службы
16
Габариты
Колея
1000, 1435, 1524 мм
Длина
15 400 мм
Ширина
2500 ± 20 мм
Высота
3850 мм
База
7350 ± 6 мм
База тележки
1940 ± 0,5 мм
Диаметр колёс
716 мм
Двигатели
Тип двигателя
4хТАД-21,(4хКР252 в модификации КТ)
Мощность
50 кВт
Commons-logo.svg 71-619 (КТМ-19) на Викискладе

71-619 (согласно Единой нумерации. Также известен как КТМ-19) — серия высокопольных трамвайных вагонов с двумя двухосными тележками. Предназначен для перевозки пассажиров как в одиночном режиме, так и в составе поезда из двух или трёх вагонов по системе многих единиц, управляемых машинистом из головного вагона.


Вагон был спроектирован и впервые выпущен в 1999 году Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С. М. Кирова. Серийные модификации 71-619К, 71-619КТ и 71-619А. В декабре 2012 года УКВЗ снял с производства трамваи данной модели в связи с отсутствием заказов; на заводском складе остался последний не выкупленный вагон[1][2]. Последняя партия вагонов была выпущена для Ульяновска[3].


Модель 71-619 используется во многих городах России, а также в странах СНГ.




Содержание






  • 1 История создания


    • 1.1 71-616


    • 1.2 КТМА




  • 2 Конструкция[9]


    • 2.1 Отличие от предыдущих моделей


    • 2.2 Кузов


    • 2.3 Интерьер


      • 2.3.1 Кабина управления


      • 2.3.2 Пассажирский салон




    • 2.4 Тележки


    • 2.5 Токоприёмник




  • 3 Модификации[13]


  • 4 Происшествия при эксплуатации вагонов


  • 5 Эксплуатирующие города


  • 6 Фотогалерея


  • 7 Примечания


  • 8 Литература


  • 9 Ссылки





История создания |


В 1993 году Усть-Катавский вагоностроительный завод подписал четырёхсторонний контракт УКВЗ — «Динамо» — «Siemens» — «Duewag» на разработку и сборку двух комплектов электрооборудования и механического оборудования для создания принципиально новой модели трамвая. «Siemens» поставляла комплект оборудования с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) и кондиционер, компания «Duewag» поставляла тележки с двухступенчатым подрессориванием «Мега», завод «Динамо» — тяговые электродвигатели и некоторые элементы электропривода, УКВЗ — кузов вагона, механическое оборудование салона и кабины водителя, редукторы для ходовых тележек. Кузов вагона построен на раме ранее созданного серийного вагона 71-608КМ[4].


Вагоны этого проекта получили серийную модель 71-616 и были впервые презентованы в 1995 году, а затем в 1996 году в Москве. Но ввиду высокой цены многие города утратили интерес к проекту. Ввиду серьёзных замечаний по кузову и электрооборудованию вагоны не были допущены к эксплуатации.


В 1999 году на основе российско-германского проекта было построено два новых вагона из российских комплектующих, — им был присвоен модельный номер 71-619, и один из них был отправлен в город Челябинск, а один в Москву, но из-за низкой надёжности российской ТИСУ вагоны так и не поступили в серию[5]. Позже был разработан вагон 71-619К с РКСУ, который и пошёл в серийное производство.



71-616 |



Первые два прототипа данной серии, вагоны 71-616 с бортовыми номерами 5000 и 5001[6], ввиду частых отказов были отстранены от эксплуатации. Впоследствии вагон 5000 был переоборудован и отправлен на учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс» в качестве учебной платформы[5].
Вагон 5001 был разобран, а в 2010 году кузов был использован для создания еще одного учебного вагона. При этом ТИСУ была заменена на РКСУ[4].



КТМА |




Вагон типа КТМА


Вагон 71-619 поступил в трамвайное депо имени Н. Э. Баумана, где получил бортовой номер 2220, затем передан в депо имени И. В. Русакова, где получил бортовой номер 0003[7]. Из-за частых поломок вагон также был отстранён от эксплуатации и в начале 2005 года отправлен на Тушинский машиностроительный завод. Затем, в феврале 2008 года, он был отправлен на ТРЗ, где на вагоне установили оборудование фирмы «ЭПРО» с асинхронными электродвигателями. Вагон получил новое модельное наименование — «КТМА» — и новую окраску и вновь вступил в строй с бортовым номером 0503 в трамвайном депо имени И. В. Русакова. В январе 2009 года был перенумерован в 5310[8] и закреплён на 36 маршруте. Потом его передали в трамвайное депо имени Н. В. Баумана, где получил номер 2200.




Конструкция[9] |



Отличие от предыдущих моделей |


В вагоне 71-619 применён ряд усовершенствований по сравнению с предыдущей моделью 71-608. К основным отличиям относятся усовершенствованный пульт управления вагоном, использование системы диагностики с возможностью вывода информации на интерфейс ЭВМ, использование дверей шарнирно-поворотного (планетарного) типа (в модификации для города Челябинска — прислонно-сдвижного[10] типа), применение обогреваемых стёкол кабины водителя.



Кузов |




Вид трамвая спереди справа с открытыми дверями




Вид трамвая сзади слева


Вагон имеет металлический сварной кузов рамного типа с сужениями в передней и задней части.


Рама кузова цельносварной конструкции, собрана из стальных профилей. В раму вварены две поперечные шкворневые балки коробчатого сечения с установленными на них пятниковыми опорами. С помощью этих опор кузов опирается на тележки. При прохождении кривых участков пути тележки могут поворачиваться на угол до 15° относительно продольной оси кузова. К раме приварены подножки из нержавеющей стали, а на консольных частях рамы — кронштейны для установки сцепных приборов. Конструкция рамы позволяет поднимать кузов со всем оборудованием четырьмя домкратами.


Передняя и задняя стенка кузова имеют гладкую изогнутую выпуклую форму, близкую к вертикальной, и по ширине несколько уже его основной части. На уровне ниже лобового стекла трамвай имеет две полуовально-прямоугольные фары. Задняя стенка трамвая имеет заднее салонное стекло, ниже его уровня установлено специальное стекло с четырьмя светосигнальными лампами с каждой стороны по краям, которые расположены в форме квадрата относительно друг друга: вверху — оранжевые поворотные по краям и белые заднего хода ближе к центру; внизу — оранжевые хвостовые габаритные по краям и красные тормозные ближе к центру.


Боковые стенки трамвая гладкие и вертикальные, в передней и задней части трамвая имеют изгибы с сужениями. Вагон с правой стороны имеет 4 дверных проёма для входа и выхода пассажиров с поворотными автоматическими дверями: по одному узкому с одностворчатыми дверями в передней и задней части и по два широких с двусторчатыми дверями в середине трамвая. С левой стороны трамвая двери отсутствуют. Каждому широкому дверному проёму справа соответствует расположенное напротив него широкое окно, а узкому дверному проёму — более узкое. Слева боковая стенка в зоне широкой части кузова имеет 9 окон (из них 7 широких, а переднее и заднее — узкое), справа — по два широких окна между одностворчатой и двустворчатой дверями и о одно широкое между двустворчатыми. Все широкие окна снабжены форточками. В зоне сужений боковых стенок спереди и сзади трамвая также имеется по одному окну, в передней части пространство между ними занимает кабина управления.



Интерьер |



Кабина управления |


Кабина машиниста отделена от пассажирского салона перегородкой со сдвижной дверью. В кабине расположены все основные органы управления вагоном, элементы сигнализации, а также контрольные приборы и плавкие предохранители. В модификации 71-619А приборы контроля и сигнализации заменены жидкокристаллическим дисплеем. В отличие от предыдущих моделей, в модификации 71-619 основные плавкие предохранители были заменены на автоматические выключатели типа АЗС.
Кабина оборудована обогреваемыми стёклами, естественной и принудительной вентиляцией, а также обогревом.
Управление вагоном осуществляется с помощью контроллера.




Пассажирский салон |


Салон имеет хорошую естественную освещённость благодаря большим окнам. В ночное время салон освещается двумя рядами люминесцентных ламп (в настоящее время в процессе технического обслуживания заменяются светодиодными светильниками). Вентиляция салона естественная, с помощью форточек, и принудительная (на вагонах 71-619КТ и 71-619А), с помощью электрической системы вентиляции, включаемой из кабины водителя.
В вагоне используются пластиковые сиденья с мягкой обивкой, установленные по ходу движения вагона. С левой стороны установлен один ряд сидений, с правой — два ряда. Сиденья крепятся на металлических кронштейнах, прикреплённых к полу и борту кузова. Снизу сидений находятся электропечи для обогрева салона. Общее количество сидений в салоне — 30 сидений.
В салоне имеется четыре двери в комбинации 1-2-2-1, ширина одностворчатых дверей в свету — 890 мм, двустворчатых — 1390 мм.





Тележка 608AM, вид сбоку



Тележки |


На вагонах используются две тележки серии 608КМ.09.00.000 (у 71-619А 608А.09.00.000) безрамной конструкции с одноступенчатым подрессориванием. Тележка состоит из двух тяговых одноступенчатых редукторов, соединённых между собой продольными балками, на которые устанавливаются балки крепления тяговых электродвигателей. Передача вращения от двигателя к редуктору осуществляется при помощи карданного вала. Комплект центрального подвешивания состоит из двух амортизационных пакетов, которые устанавливаются на продольные балки, каждый пакет состоит из двух металлических пружин и шести резиновых колец. На амортизационные пакеты устанавливается шкворневая балка, которая крепится к кузову вагона. Для смягчения продольных нагрузок шкворневая балка фиксируется с двух сторон резиновыми буферами. Для обеспечения мягкости хода между тяговыми редукторами и карданными валами устанавливаются эластичные муфты, а между ступицами и ребордами колёсных пар — резиновые амортизаторы.


По состоянию на май 2009 года, выпуск тележек такого типа был сокращён в пользу новых тележек 608АМ.09.00.000[11], имеющих две ступени подрессоривания. Тележка 608АМ.09.00.000 состоит из сварной рамы, устанавливаемой на колёсные пары через осевые рессоры. Комплект центрального подвешивания аналогичен тележкам 608КМ.09.00.000.




Полупантограф



Токоприёмник |


Изначально на вагонах использовался токоприёмник пантографного типа (обозначение в конструкторской документации — 606.29.00.000). Начиная с середины 2006 года, заводом выпускаются вагоны, оборудованные полупантографом[12], который имеет дистанционный привод, управляемый из кабины водителя.
В конце 2009 года УКВЗ разработал и выпустил полупантограф нового образца, конструкцией похожий на «Lekov».
Этот новый полупантограф стоит на последних выпущенных вагонах 71-619А-01, 71-623.
Некоторые вагоны оборудованы бугелем (в Волчанске, Новосибирске).



Модификации[13] |




  • 71-616 (КТМ-16) Комплект ТИСУ Siemens. Построено 2 вагона.


  • 71-619 (КТМ-19ТИ). Комплект ТИСУ МРК-1 производства фирмы «Кросна». В 1998—1999 годах построено по одному вагону для Москвы и Челябинска. Вагон для Москвы имел двухстворчатую первую и заднюю дверь, позже их заменили одностворчатыми (в 2008 году переоборудован Трамвайно-ремонтным заводом в модель КТМА). Челябинский вагон оборудован кондиционером, не имеет форточек.


  • 71-619К (КТМ-19). Реостатно-контакторная система управления, окна с форточками, без кондиционера. Строятся с 1999 года, выпущено 192 вагона.


  • 71-619КМ (К-01) (КТМ-19М). Опытный вагон с тележками двухступенчатого подвешивания типа «Меги». Электронное табло «BUSE», деревянные подоконники. В 1999 году единственный вагон отправлен в Казань. На вагоне испробовали новую компоновку салона и тонировку окон, которые и пошли в серию. От деревянного салона отказались. Вскоре тележки заменили на обычные.


  • 71-619КС (КТМ-19С). 71-619К со стажёрской (двухместной) кабиной по заказу Москвы. Выпущены 2 вагона в 2002 и 2003 году.


  • 71-619КУ (К-02) (КТМ-19У). 71-619К с тележками для колеи 1435 мм. Построено 17 вагонов по заказу Ростова-на-Дону.


  • 71-619КТ (КТМ-19Т). Контакторно-транзисторная система управления производства фирмы «Канопус». Строились с 1999 года, — выпущены 413 вагонов.


  • 71-619КТМ (КТ-01) (КТМ-19ТМ). 71-619КТ с тележками типа «Меги». Выпущено 3 вагона с 1999 года для Ижевска, Нижнекамска и Санкт-Петербурга (передан в Волжский).


  • 71-619КТУ (КТ-02) (КТМ-19ТУ). 71-619КТ с тележками колеи 1435 мм. Построено 2 вагона по заказу Ростова-на-Дону.


  • 71-619А (КТМ-19А). Оборудован асинхронным тяговым приводом. Построены 124 вагона.


  • 71-619А-01 (КТМ-19АМ). В отличие от вагона 71-619А комплектуются тележками 608АМ.09.00.000, несколько вагонов оборудованы тяговыми двигателями АТМ225М4У2. Построено 74 вагона.


  • 71-621 (КТМ-21) Укороченный вариант 71-619К. См. также 71-621


  • КТМА 71-619, оснащённый асинхронной системой производства фирмы «ЭПРО». Собран 1 вагон на Трамвайном Ремонтном заводе (Москва) из кузова 71-619 № 00002



Происшествия при эксплуатации вагонов |


4 мая 2009 года, в результате поджога, в Москве полностью сгорел вагон 71-619КТ № 2105, принадлежавший трамвайному депо имени Н. Э. Баумана.[14]


19 февраля 2011 года в Магнитогорске сгорел вагон 71-619КТ (бортовой номер 3161), следовавший по маршруту № 7. Возгорание произошло из-за обрыва (вследствие морозов) высоковольтного провода — провод затянуло под колеса. В кабине произошло короткое замыкание и, затем, возгорание. Стеклопластик вспыхнул в считанные секунды, вагон выгорел дотла. Жертв удалось избежать.


27 марта 2011 года, из-за залома полупантографа, на улице Менжинского в Москве сгорел трамвай 71-619КТ № 2111, следовавший по маршруту № 17.


2 июня 2012 года в Перми у вагона марки КТМ-19КТ (бортовой номер 082), по предварительной версии, отказали тормоза и заклинило токоприемник, в результате чего он протаранил автобус и несколько автомобилей.[15][16][17]


1 ноября 2012 года в Москве сгорел вагон 71-619А № 1139.


31 января 2014 года в московском трамвайном депо имени Русакова из-за неисправности обогревателя сгорел 71-619А №5305[18].


15 марта 2019 в Саратове сгорел вагон 1014 из-за короткого замыкания по сети между пантографом и вв-1, вв-2[19]



Эксплуатирующие города |


Вагоны 71-619 можно встретить во многих городах России, а также стран ближнего зарубежья[20]:







































































































































































































































































Страна

Город

Эксплуатирующая организация

Количество (всех моделей)

Россия Россия
Ангарск МУП АМО «Ангарский трамвай» 7 единиц

Россия Россия
Бийск МУП «Трамвайное управление» 1 единица

Россия Россия
Волжский ВМУП «Горэлектротранс» 3 единицы

Россия Россия
Волчанск МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» 1 единица


Россия Россия
Златоуст МУП — ЗГО «Златоустовское трамвайное управление» 9 единиц

Россия Россия
Ижевск МУП «Ижгорэлектротранс» 1 единица

Россия Россия
Иркутск МУП «Иркутскгорэлектротранс» 18 единиц

Россия Россия
Кемерово ОАО «Кемеровская электротранспортная компания» 37 единиц
(1 сгорел)

Россия Россия
Коломна ГУП МО «Мособлэлектротранс» 11 единиц

Россия Россия
Краснодар МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» 10 единиц

Россия Россия
Красноярск КМП «Горэлектротранс» 4 единицы

Россия Россия
Курск МУП «Курскэлектротранс» 20 единиц

Россия Россия
Липецк МУП «Липецкпассажиртранс» 12 единиц

Россия Россия
Магнитогорск МП Трест «Маггортранс» 15 единиц
(1 сгорел, 1 разобран на запчасти)

Россия Россия
Москва ГУП «Мосгортранс» 243 единицы линейных, 2 служебных

(175 передано в регионы в рамках обновления парка (Усолье-Сибирское 3 единицы, Иркутск и Череповец по 10 единиц, Липецк 12 единиц, Ярославль 20 единиц, Курск 20 единиц, Смоленск 20 единиц, Ульяновск 30 единиц, Тула 50 единиц), 7 списано)


1 единица передана на ТРЗ для переоборудования в путеизмеритель



Россия Россия
Набережные Челны ООО «Электротранспорт» 4 единицы

Россия Россия
Нижнекамск ГУП «Горэлектротранспорт» 8 единиц

Россия Россия
Нижний Новгород МУП «Нижегородэлектротранс» 29 единиц

Россия Россия
Новокузнецк МУП «Новокузнецкий электротранспорт» 8 единицы

Россия Россия
Новосибирск МКП «ГЭТ» 4 единицы

Россия Россия
Новотроицк МУП «НовЭлект» 3 единицы

(не работают)



Россия Россия
Новочеркасск МУП «Горэлектротранс» 3 единицы

Россия Россия
Омск МП «Электрический транспорт» 2 единицы

Россия Россия
Пермь МУП «Пермгорэлектротранс» 27 единиц

Россия Россия
Прокопьевск МУП «Городское управление жизнеобеспечением» «Трамвайное хозяйство» 9 единиц

Россия Россия
Ростов-на-Дону МУП «Ростовская транспортная компания» 19 единиц

Россия Россия
Салават МУП «Трамвайное управление» 2 единицы

Россия Россия
Саратов МУП «Саратовгорэлектротранс» 23 единицы

(1 разобрали на запчасти)



Россия Россия
Старый Оскол ОАО «Скоростной трамвай» 11 единиц

Россия Россия
Смоленск МУТТП «Муниципальное унитарное трамвайно-троллейбусное предприятие» 20 единиц

Россия Россия
Томск ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» 14 единиц

Россия Россия

Тула

МКП «Тулгорэлектротранс»
50 единиц[21]

Россия Россия
Улан-Удэ МУП «Управление трамвая» 20 единиц

Россия Россия
Ульяновск МУП «Ульяновскэлектротранс» 49 единиц

Россия Россия
Усолье-Сибирское МУП «Электроавтотранс» 5 единиц

Россия Россия
Уфа МУП УЭТ 2 единицы

Россия Россия
Челябинск ООО "ЧелябГЭТ" 9 единиц
(1 сломан)

Россия Россия
Череповец МУП «Электротранс» 10 единиц

Россия Россия
Ярославль АО «Яргорэлектротранс» 56 единиц

Казахстан Казахстан
Павлодар АО «Трамвайное управление г. Павлодара» 1 единица

Узбекистан Узбекистан
Ташкент Ассоциация «Тошшахартрансхизмат» 30 единиц
(4 сгорели)

Украина Украина
Харьков КП «Октябрьское трамвайное депо» 10 единиц

(1 разбит)





Фотогалерея |














71-619 (KTM-19) (at number T202) in Angarsk.jpg


Волчанск. 71-619КТ выезжает из депо.jpg


KTM-19 tram in Moscow near VDNH.jpg

71-619КТ в Ангарске
71-619КТ в Волчанске
71-619К в Москве













Трамвай 71-619КТ в старой части города Набережные Челны.jpg


Tram 71-619A plant №00164.JPG


71-619A-01 in Moscow.jpg

71-619КТ в Набережных Челнах
71-619А в Москве (оснащён двигателями мощностью 55 кВт)
71-619А-01 в Москве













71-619KT (KTM-19KT) in Moscow.jpg


71-619K-01 (KTM-19) (at number 1401) in Kazan.jpg


71-619K (KTM-19K) in Nizhny Novgorod.jpg

71-619КТ в Москве
71-619К-01 в Казани
71-619К в Нижнем Новгороде













Tram 71-619КТ in Yaroslavl 01.jpg


71-619 (KTM-19) in Biysk.jpg

71-619KT (KTM-19KT) in Prokopyevsk, Gaydar str..jpg

71-619КТ в Ярославле
71-619 в Бийске (окраска в цвета «Алтайэлектротранс»)
71-619КТ в Прокопьевске













71-619K (KTM-19K) in Ufa.jpg


71-619 (KTM-19) in Perm, Lenina st..jpg


KTMA (71-619 mod) tram in Moscow.jpg

71-619К в Уфе
71-619КТ в Перми
Вагон типа КТМА в Москве


Примечания |





  1. Фото: Усть-Катав, 71-619К № б/н; Усть-Катав — ФГУП УКВЗ — TransPhoto


  2. Фото: Усть-Катав — ФГУП УКВЗ — TransPhoto


  3. http://transphoto.ru/list.php?&mid=204&sort=built 71-619А - Список подвижного состава


  4. 12 Трамвайные вагоны 71-616 Архивировано 1 марта 2009 года.


  5. 12 Трамвайные вагоны 71-619 Архивировано 12 февраля 2007 года.


  6. Городской электротранспорт СТТС 71-616


  7. Городской электротранспорт СТТС 71-619


  8. Городской электротранспорт СТТСТрамвайное депо имени И. В. Русакова.


  9. Трамвайные вагоны 71-619А Архивировано 16 мая 2010 года.


  10. Фотография из альбома Трамваи 71-619 в Челябинске (неопр.). uppm.ru. Проверено 11 августа 2016.


  11. Информационный портал городского электрического транспорта России Архивировано 26 декабря 2009 года.


  12. Трамвайные вагоны 71-619-КТ Архивировано 15 июня 2009 года.


  13. Городской электротранспорт (неопр.). Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт. Проверено 16 октября 2011. Архивировано 31 марта 2012 года.


  14. «ВЕСТИ» Москва (неопр.) (05.05.2009). Архивировано 31 марта 2012 года.


  15. «ВЗГЛЯД / Неуправляемый трамвай в Перми протаранил два автобуса» (неопр.) (02.06.2012). Архивировано 28 июня 2012 года.


  16. Видео: «Бешеный трамвай в Перми 02.06.2012» (неопр.) (02.06.2012).


  17. Видео: «"Бешеный" трамвай в Перми.» (неопр.) (02.06.2012).


  18. Фото: Москва, трамвай 71-619А № 5305 — TransPhoto


  19. В Саратове сгорел трамвай: пожар произошел из-за короткого замыкания (рус.). saratov24.tv. Проверено 15 марта 2019.


  20. Городской электротранспорт (неопр.). Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт. Проверено 3 декабря 2010. Архивировано 31 марта 2012 года.


  21. Тула, 71-619КТ — Список подвижного состава — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Проверено 9 декабря 2016.




Литература |



  • Руководство по эксплуатации трамвайного вагона 71-619КТ.

  • Руководство по эксплуатации трамвайного вагона 71-619А.

  • А. И. Кирсанов. Трамвайные вагоны. В помощь водителю.. — Москва: Железнодорожное дело, 2012. — ISBN 978-5-990210-91-2.



Ссылки |



  • Описание вагона 71-619 на сайте УКВЗ


  • Описание вагона 71-619А на сайте УКВЗ (недоступная ссылка)

  • Описание вагонов Усть-Катавского вагоностроительного завода на сайте «Трамвайные вагоны»

  • 71-619 на сайте «Нижегородский Трамвай»








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?