71-619 (трамвайный вагон)

Multi tool use
71-619 (КТМ-19) | |
---|---|
![]() Трамвайный вагон 71-619КТ в Нижнем Новгороде | |
Производитель | Усть-Катавский вагоностроительный завод |
Единиц построено | 831 |
Год проекта | 1998 |
Годы выпуска | 1999 — 2012 |
Характеристики | |
Максимальная скорость | 75 км/ч |
Масса | 19,5 т |
Мест для сидения | 30 |
Номинальная вместимость | 126 (5 чел/м²) |
Полная вместимость | 184 (8 чел/м²) |
Низкопольность | 0% |
Напряжение сети | 550 В |
Напряжение бортовой сети | 24 В |
Тип тягового редуктора | одноступенчатый с зацеплением Новикова |
Передаточное число тягового редуктора | 7,143 |
Количество дверей | 4 с интервалом 1/2/2/1 |
Срок службы | 16 |
Габариты | |
Колея | 1000, 1435, 1524 мм |
Длина | 15 400 мм |
Ширина | 2500 ± 20 мм |
Высота | 3850 мм |
База | 7350 ± 6 мм |
База тележки | 1940 ± 0,5 мм |
Диаметр колёс | 716 мм |
Двигатели | |
Тип двигателя | 4хТАД-21,(4хКР252 в модификации КТ) |
Мощность | 50 кВт |
![]() |
71-619 (согласно Единой нумерации. Также известен как КТМ-19) — серия высокопольных трамвайных вагонов с двумя двухосными тележками. Предназначен для перевозки пассажиров как в одиночном режиме, так и в составе поезда из двух или трёх вагонов по системе многих единиц, управляемых машинистом из головного вагона.
Вагон был спроектирован и впервые выпущен в 1999 году Усть-Катавским вагоностроительным заводом имени С. М. Кирова. Серийные модификации 71-619К, 71-619КТ и 71-619А. В декабре 2012 года УКВЗ снял с производства трамваи данной модели в связи с отсутствием заказов; на заводском складе остался последний не выкупленный вагон[1][2]. Последняя партия вагонов была выпущена для Ульяновска[3].
Модель 71-619 используется во многих городах России, а также в странах СНГ.
Содержание
1 История создания
1.1 71-616
1.2 КТМА
2 Конструкция[9]
2.1 Отличие от предыдущих моделей
2.2 Кузов
2.3 Интерьер
2.3.1 Кабина управления
2.3.2 Пассажирский салон
2.4 Тележки
2.5 Токоприёмник
3 Модификации[13]
4 Происшествия при эксплуатации вагонов
5 Эксплуатирующие города
6 Фотогалерея
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
История создания |
В 1993 году Усть-Катавский вагоностроительный завод подписал четырёхсторонний контракт УКВЗ — «Динамо» — «Siemens» — «Duewag» на разработку и сборку двух комплектов электрооборудования и механического оборудования для создания принципиально новой модели трамвая. «Siemens» поставляла комплект оборудования с тиристорно-импульсной системой управления (ТИСУ) и кондиционер, компания «Duewag» поставляла тележки с двухступенчатым подрессориванием «Мега», завод «Динамо» — тяговые электродвигатели и некоторые элементы электропривода, УКВЗ — кузов вагона, механическое оборудование салона и кабины водителя, редукторы для ходовых тележек. Кузов вагона построен на раме ранее созданного серийного вагона 71-608КМ[4].
Вагоны этого проекта получили серийную модель 71-616 и были впервые презентованы в 1995 году, а затем в 1996 году в Москве. Но ввиду высокой цены многие города утратили интерес к проекту. Ввиду серьёзных замечаний по кузову и электрооборудованию вагоны не были допущены к эксплуатации.
В 1999 году на основе российско-германского проекта было построено два новых вагона из российских комплектующих, — им был присвоен модельный номер 71-619, и один из них был отправлен в город Челябинск, а один в Москву, но из-за низкой надёжности российской ТИСУ вагоны так и не поступили в серию[5]. Позже был разработан вагон 71-619К с РКСУ, который и пошёл в серийное производство.
71-616 |
Первые два прототипа данной серии, вагоны 71-616 с бортовыми номерами 5000 и 5001[6], ввиду частых отказов были отстранены от эксплуатации. Впоследствии вагон 5000 был переоборудован и отправлен на учебно-курсовой комбинат ГУП «Мосгортранс» в качестве учебной платформы[5].
Вагон 5001 был разобран, а в 2010 году кузов был использован для создания еще одного учебного вагона. При этом ТИСУ была заменена на РКСУ[4].
КТМА |

Вагон типа КТМА
Вагон 71-619 поступил в трамвайное депо имени Н. Э. Баумана, где получил бортовой номер 2220, затем передан в депо имени И. В. Русакова, где получил бортовой номер 0003[7]. Из-за частых поломок вагон также был отстранён от эксплуатации и в начале 2005 года отправлен на Тушинский машиностроительный завод. Затем, в феврале 2008 года, он был отправлен на ТРЗ, где на вагоне установили оборудование фирмы «ЭПРО» с асинхронными электродвигателями. Вагон получил новое модельное наименование — «КТМА» — и новую окраску и вновь вступил в строй с бортовым номером 0503 в трамвайном депо имени И. В. Русакова. В январе 2009 года был перенумерован в 5310[8] и закреплён на 36 маршруте. Потом его передали в трамвайное депо имени Н. В. Баумана, где получил номер 2200.
Конструкция[9] |
Отличие от предыдущих моделей |
В вагоне 71-619 применён ряд усовершенствований по сравнению с предыдущей моделью 71-608. К основным отличиям относятся усовершенствованный пульт управления вагоном, использование системы диагностики с возможностью вывода информации на интерфейс ЭВМ, использование дверей шарнирно-поворотного (планетарного) типа (в модификации для города Челябинска — прислонно-сдвижного[10] типа), применение обогреваемых стёкол кабины водителя.
Кузов |

Вид трамвая спереди справа с открытыми дверями

Вид трамвая сзади слева
Вагон имеет металлический сварной кузов рамного типа с сужениями в передней и задней части.
Рама кузова цельносварной конструкции, собрана из стальных профилей. В раму вварены две поперечные шкворневые балки коробчатого сечения с установленными на них пятниковыми опорами. С помощью этих опор кузов опирается на тележки. При прохождении кривых участков пути тележки могут поворачиваться на угол до 15° относительно продольной оси кузова. К раме приварены подножки из нержавеющей стали, а на консольных частях рамы — кронштейны для установки сцепных приборов. Конструкция рамы позволяет поднимать кузов со всем оборудованием четырьмя домкратами.
Передняя и задняя стенка кузова имеют гладкую изогнутую выпуклую форму, близкую к вертикальной, и по ширине несколько уже его основной части. На уровне ниже лобового стекла трамвай имеет две полуовально-прямоугольные фары. Задняя стенка трамвая имеет заднее салонное стекло, ниже его уровня установлено специальное стекло с четырьмя светосигнальными лампами с каждой стороны по краям, которые расположены в форме квадрата относительно друг друга: вверху — оранжевые поворотные по краям и белые заднего хода ближе к центру; внизу — оранжевые хвостовые габаритные по краям и красные тормозные ближе к центру.
Боковые стенки трамвая гладкие и вертикальные, в передней и задней части трамвая имеют изгибы с сужениями. Вагон с правой стороны имеет 4 дверных проёма для входа и выхода пассажиров с поворотными автоматическими дверями: по одному узкому с одностворчатыми дверями в передней и задней части и по два широких с двусторчатыми дверями в середине трамвая. С левой стороны трамвая двери отсутствуют. Каждому широкому дверному проёму справа соответствует расположенное напротив него широкое окно, а узкому дверному проёму — более узкое. Слева боковая стенка в зоне широкой части кузова имеет 9 окон (из них 7 широких, а переднее и заднее — узкое), справа — по два широких окна между одностворчатой и двустворчатой дверями и о одно широкое между двустворчатыми. Все широкие окна снабжены форточками. В зоне сужений боковых стенок спереди и сзади трамвая также имеется по одному окну, в передней части пространство между ними занимает кабина управления.
Интерьер |
Кабина управления |
Кабина машиниста отделена от пассажирского салона перегородкой со сдвижной дверью. В кабине расположены все основные органы управления вагоном, элементы сигнализации, а также контрольные приборы и плавкие предохранители. В модификации 71-619А приборы контроля и сигнализации заменены жидкокристаллическим дисплеем. В отличие от предыдущих моделей, в модификации 71-619 основные плавкие предохранители были заменены на автоматические выключатели типа АЗС.
Кабина оборудована обогреваемыми стёклами, естественной и принудительной вентиляцией, а также обогревом.
Управление вагоном осуществляется с помощью контроллера.
Пульт управления вагона 71-619КТ
Пульт управления вагона 71-619А
Пассажирский салон |
Салон имеет хорошую естественную освещённость благодаря большим окнам. В ночное время салон освещается двумя рядами люминесцентных ламп (в настоящее время в процессе технического обслуживания заменяются светодиодными светильниками). Вентиляция салона естественная, с помощью форточек, и принудительная (на вагонах 71-619КТ и 71-619А), с помощью электрической системы вентиляции, включаемой из кабины водителя.
В вагоне используются пластиковые сиденья с мягкой обивкой, установленные по ходу движения вагона. С левой стороны установлен один ряд сидений, с правой — два ряда. Сиденья крепятся на металлических кронштейнах, прикреплённых к полу и борту кузова. Снизу сидений находятся электропечи для обогрева салона. Общее количество сидений в салоне — 30 сидений.
В салоне имеется четыре двери в комбинации 1-2-2-1, ширина одностворчатых дверей в свету — 890 мм, двустворчатых — 1390 мм.
Салон вагона 71-619, вид вперёд
Салон вагона 71-619А, вид назад

Тележка 608AM, вид сбоку
Тележки |
На вагонах используются две тележки серии 608КМ.09.00.000 (у 71-619А 608А.09.00.000) безрамной конструкции с одноступенчатым подрессориванием. Тележка состоит из двух тяговых одноступенчатых редукторов, соединённых между собой продольными балками, на которые устанавливаются балки крепления тяговых электродвигателей. Передача вращения от двигателя к редуктору осуществляется при помощи карданного вала. Комплект центрального подвешивания состоит из двух амортизационных пакетов, которые устанавливаются на продольные балки, каждый пакет состоит из двух металлических пружин и шести резиновых колец. На амортизационные пакеты устанавливается шкворневая балка, которая крепится к кузову вагона. Для смягчения продольных нагрузок шкворневая балка фиксируется с двух сторон резиновыми буферами. Для обеспечения мягкости хода между тяговыми редукторами и карданными валами устанавливаются эластичные муфты, а между ступицами и ребордами колёсных пар — резиновые амортизаторы.
По состоянию на май 2009 года, выпуск тележек такого типа был сокращён в пользу новых тележек 608АМ.09.00.000[11], имеющих две ступени подрессоривания. Тележка 608АМ.09.00.000 состоит из сварной рамы, устанавливаемой на колёсные пары через осевые рессоры. Комплект центрального подвешивания аналогичен тележкам 608КМ.09.00.000.

Полупантограф
Токоприёмник |
Изначально на вагонах использовался токоприёмник пантографного типа (обозначение в конструкторской документации — 606.29.00.000). Начиная с середины 2006 года, заводом выпускаются вагоны, оборудованные полупантографом[12], который имеет дистанционный привод, управляемый из кабины водителя.
В конце 2009 года УКВЗ разработал и выпустил полупантограф нового образца, конструкцией похожий на «Lekov».
Этот новый полупантограф стоит на последних выпущенных вагонах 71-619А-01, 71-623.
Некоторые вагоны оборудованы бугелем (в Волчанске, Новосибирске).
Модификации[13] |
71-616 (КТМ-16) Комплект ТИСУ Siemens. Построено 2 вагона.
71-619 (КТМ-19ТИ). Комплект ТИСУ МРК-1 производства фирмы «Кросна». В 1998—1999 годах построено по одному вагону для Москвы и Челябинска. Вагон для Москвы имел двухстворчатую первую и заднюю дверь, позже их заменили одностворчатыми (в 2008 году переоборудован Трамвайно-ремонтным заводом в модель КТМА). Челябинский вагон оборудован кондиционером, не имеет форточек.
71-619К (КТМ-19). Реостатно-контакторная система управления, окна с форточками, без кондиционера. Строятся с 1999 года, выпущено 192 вагона.
71-619КМ (К-01) (КТМ-19М). Опытный вагон с тележками двухступенчатого подвешивания типа «Меги». Электронное табло «BUSE», деревянные подоконники. В 1999 году единственный вагон отправлен в Казань. На вагоне испробовали новую компоновку салона и тонировку окон, которые и пошли в серию. От деревянного салона отказались. Вскоре тележки заменили на обычные.
71-619КС (КТМ-19С). 71-619К со стажёрской (двухместной) кабиной по заказу Москвы. Выпущены 2 вагона в 2002 и 2003 году.
71-619КУ (К-02) (КТМ-19У). 71-619К с тележками для колеи 1435 мм. Построено 17 вагонов по заказу Ростова-на-Дону.
71-619КТ (КТМ-19Т). Контакторно-транзисторная система управления производства фирмы «Канопус». Строились с 1999 года, — выпущены 413 вагонов.
71-619КТМ (КТ-01) (КТМ-19ТМ). 71-619КТ с тележками типа «Меги». Выпущено 3 вагона с 1999 года для Ижевска, Нижнекамска и Санкт-Петербурга (передан в Волжский).
71-619КТУ (КТ-02) (КТМ-19ТУ). 71-619КТ с тележками колеи 1435 мм. Построено 2 вагона по заказу Ростова-на-Дону.
71-619А (КТМ-19А). Оборудован асинхронным тяговым приводом. Построены 124 вагона.
71-619А-01 (КТМ-19АМ). В отличие от вагона 71-619А комплектуются тележками 608АМ.09.00.000, несколько вагонов оборудованы тяговыми двигателями АТМ225М4У2. Построено 74 вагона.
71-621 (КТМ-21) Укороченный вариант 71-619К. См. также 71-621
КТМА 71-619, оснащённый асинхронной системой производства фирмы «ЭПРО». Собран 1 вагон на Трамвайном Ремонтном заводе (Москва) из кузова 71-619 № 00002
Происшествия при эксплуатации вагонов |
4 мая 2009 года, в результате поджога, в Москве полностью сгорел вагон 71-619КТ № 2105, принадлежавший трамвайному депо имени Н. Э. Баумана.[14]
19 февраля 2011 года в Магнитогорске сгорел вагон 71-619КТ (бортовой номер 3161), следовавший по маршруту № 7. Возгорание произошло из-за обрыва (вследствие морозов) высоковольтного провода — провод затянуло под колеса. В кабине произошло короткое замыкание и, затем, возгорание. Стеклопластик вспыхнул в считанные секунды, вагон выгорел дотла. Жертв удалось избежать.
27 марта 2011 года, из-за залома полупантографа, на улице Менжинского в Москве сгорел трамвай 71-619КТ № 2111, следовавший по маршруту № 17.
2 июня 2012 года в Перми у вагона марки КТМ-19КТ (бортовой номер 082), по предварительной версии, отказали тормоза и заклинило токоприемник, в результате чего он протаранил автобус и несколько автомобилей.[15][16][17]
1 ноября 2012 года в Москве сгорел вагон 71-619А № 1139.
31 января 2014 года в московском трамвайном депо имени Русакова из-за неисправности обогревателя сгорел 71-619А №5305[18].
15 марта 2019 в Саратове сгорел вагон 1014 из-за короткого замыкания по сети между пантографом и вв-1, вв-2[19]
Эксплуатирующие города |
Вагоны 71-619 можно встретить во многих городах России, а также стран ближнего зарубежья[20]:
Страна |
Город |
Эксплуатирующая организация |
Количество (всех моделей) |
![]() |
Ангарск | МУП АМО «Ангарский трамвай» | 7 единиц |
![]() |
Бийск | МУП «Трамвайное управление» | 1 единица |
![]() |
Волжский | ВМУП «Горэлектротранс» | 3 единицы |
![]() |
Волчанск | МУП «Волчанский автоэлектротранспорт» | 1 единица |
![]() |
Златоуст | МУП — ЗГО «Златоустовское трамвайное управление» | 9 единиц |
![]() |
Ижевск | МУП «Ижгорэлектротранс» | 1 единица |
![]() |
Иркутск | МУП «Иркутскгорэлектротранс» | 18 единиц |
![]() |
Кемерово | ОАО «Кемеровская электротранспортная компания» | 37 единиц (1 сгорел) |
![]() |
Коломна | ГУП МО «Мособлэлектротранс» | 11 единиц |
![]() |
Краснодар | МУП «Краснодарское трамвайно-троллейбусное управление» | 10 единиц |
![]() |
Красноярск | КМП «Горэлектротранс» | 4 единицы |
![]() |
Курск | МУП «Курскэлектротранс» | 20 единиц |
![]() |
Липецк | МУП «Липецкпассажиртранс» | 12 единиц |
![]() |
Магнитогорск | МП Трест «Маггортранс» | 15 единиц (1 сгорел, 1 разобран на запчасти) |
![]() |
Москва | ГУП «Мосгортранс» | 243 единицы линейных, 2 служебных (175 передано в регионы в рамках обновления парка (Усолье-Сибирское 3 единицы, Иркутск и Череповец по 10 единиц, Липецк 12 единиц, Ярославль 20 единиц, Курск 20 единиц, Смоленск 20 единиц, Ульяновск 30 единиц, Тула 50 единиц), 7 списано) 1 единица передана на ТРЗ для переоборудования в путеизмеритель |
![]() |
Набережные Челны | ООО «Электротранспорт» | 4 единицы |
![]() |
Нижнекамск | ГУП «Горэлектротранспорт» | 8 единиц |
![]() |
Нижний Новгород | МУП «Нижегородэлектротранс» | 29 единиц |
![]() |
Новокузнецк | МУП «Новокузнецкий электротранспорт» | 8 единицы |
![]() |
Новосибирск | МКП «ГЭТ» | 4 единицы |
![]() |
Новотроицк | МУП «НовЭлект» | 3 единицы (не работают) |
![]() |
Новочеркасск | МУП «Горэлектротранс» | 3 единицы |
![]() |
Омск | МП «Электрический транспорт» | 2 единицы |
![]() |
Пермь | МУП «Пермгорэлектротранс» | 27 единиц |
![]() |
Прокопьевск | МУП «Городское управление жизнеобеспечением» «Трамвайное хозяйство» | 9 единиц |
![]() |
Ростов-на-Дону | МУП «Ростовская транспортная компания» | 19 единиц |
![]() |
Салават | МУП «Трамвайное управление» | 2 единицы |
![]() |
Саратов | МУП «Саратовгорэлектротранс» | 23 единицы (1 разобрали на запчасти) |
![]() |
Старый Оскол | ОАО «Скоростной трамвай» | 11 единиц |
![]() |
Смоленск | МУТТП «Муниципальное унитарное трамвайно-троллейбусное предприятие» | 20 единиц |
![]() |
Томск | ТГУ МП «Трамвайно-троллейбусное управление» | 14 единиц |
![]() |
Тула |
МКП «Тулгорэлектротранс» |
50 единиц[21] |
![]() |
Улан-Удэ | МУП «Управление трамвая» | 20 единиц |
![]() |
Ульяновск | МУП «Ульяновскэлектротранс» | 49 единиц |
![]() |
Усолье-Сибирское | МУП «Электроавтотранс» | 5 единиц |
![]() |
Уфа | МУП УЭТ | 2 единицы |
![]() |
Челябинск | ООО "ЧелябГЭТ" | 9 единиц (1 сломан) |
![]() |
Череповец | МУП «Электротранс» | 10 единиц |
![]() |
Ярославль | АО «Яргорэлектротранс» | 56 единиц |
![]() |
Павлодар | АО «Трамвайное управление г. Павлодара» | 1 единица |
![]() |
Ташкент | Ассоциация «Тошшахартрансхизмат» | 30 единиц (4 сгорели) |
![]() |
Харьков | КП «Октябрьское трамвайное депо» | 10 единиц (1 разбит) |
Фотогалерея |
![]() |
![]() |
![]() |
71-619КТ в Ангарске |
71-619КТ в Волчанске |
71-619К в Москве |
![]() |
![]() |
|
71-619КТ в Набережных Челнах |
71-619А в Москве (оснащён двигателями мощностью 55 кВт) |
71-619А-01 в Москве |
![]() |
![]() |
![]() |
71-619КТ в Москве |
71-619К-01 в Казани |
71-619К в Нижнем Новгороде |
![]() |
![]() |
![]() |
71-619КТ в Ярославле |
71-619 в Бийске (окраска в цвета «Алтайэлектротранс») |
71-619КТ в Прокопьевске |
![]() |
![]() |
![]() |
71-619К в Уфе |
71-619КТ в Перми |
Вагон типа КТМА в Москве |
Примечания |
↑ Фото: Усть-Катав, 71-619К № б/н; Усть-Катав — ФГУП УКВЗ — TransPhoto
↑ Фото: Усть-Катав — ФГУП УКВЗ — TransPhoto
↑ http://transphoto.ru/list.php?&mid=204&sort=built 71-619А - Список подвижного состава
↑ 12 Трамвайные вагоны 71-616 Архивировано 1 марта 2009 года.
↑ 12 Трамвайные вагоны 71-619 Архивировано 12 февраля 2007 года.
↑ Городской электротранспорт СТТС 71-616
↑ Городской электротранспорт СТТС 71-619
↑ Городской электротранспорт СТТСТрамвайное депо имени И. В. Русакова.
↑ Трамвайные вагоны 71-619А Архивировано 16 мая 2010 года.
↑ Фотография из альбома Трамваи 71-619 в Челябинске (неопр.). uppm.ru. Проверено 11 августа 2016.
↑ Информационный портал городского электрического транспорта России Архивировано 26 декабря 2009 года.
↑ Трамвайные вагоны 71-619-КТ Архивировано 15 июня 2009 года.
↑ Городской электротранспорт (неопр.). Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт. Проверено 16 октября 2011. Архивировано 31 марта 2012 года.
↑ «ВЕСТИ» Москва (неопр.) (05.05.2009). Архивировано 31 марта 2012 года.
↑ «ВЗГЛЯД / Неуправляемый трамвай в Перми протаранил два автобуса» (неопр.) (02.06.2012). Архивировано 28 июня 2012 года.
↑ Видео: «Бешеный трамвай в Перми 02.06.2012» (неопр.) (02.06.2012).
↑ Видео: «"Бешеный" трамвай в Перми.» (неопр.) (02.06.2012).
↑ Фото: Москва, трамвай 71-619А № 5305 — TransPhoto
↑ В Саратове сгорел трамвай: пожар произошел из-за короткого замыкания (рус.). saratov24.tv. Проверено 15 марта 2019.
↑ Городской электротранспорт (неопр.). Совмещённый трамвайно-троллейбусный сайт. Проверено 3 декабря 2010. Архивировано 31 марта 2012 года.
↑ Тула, 71-619КТ — Список подвижного состава — TransPhoto (неопр.). transphoto.ru. Проверено 9 декабря 2016.
Литература |
- Руководство по эксплуатации трамвайного вагона 71-619КТ.
- Руководство по эксплуатации трамвайного вагона 71-619А.
- А. И. Кирсанов. Трамвайные вагоны. В помощь водителю.. — Москва: Железнодорожное дело, 2012. — ISBN 978-5-990210-91-2.
Ссылки |
- Описание вагона 71-619 на сайте УКВЗ
Описание вагона 71-619А на сайте УКВЗ (недоступная ссылка)
- Описание вагонов Усть-Катавского вагоностроительного завода на сайте «Трамвайные вагоны»
- 71-619 на сайте «Нижегородский Трамвай»
u9NzSoDjAK wAId7n91cVTIDYKnP gfH 6c wpg,Dt 2U5ZaMX75hEABMyglqC OHYF55LSR1n,wn A1gAj4c