Sikorsky S-61 Sea King












































S-61 / SH-3 Sea King
SH3H HS15 CVW15 1995.JPEG
Вертолёты SH-3H ВМС США.
Тип
противолодочный/
транспортный вертолёт

Разработчик
Сикорский Эйркрафт
Производитель
Сикорский Эйркрафт
Мицубиси
Уэстлэнд

Первый полёт
11 марта 1959 года
Начало эксплуатации
1961 год
Статус
эксплуатируется
Эксплуатанты
ВМС США
ВМС Италии
ВМС Бразилии
Морские силы самообороны Японии

Единиц произведено
796 (+ ~613 по лицензии)
Варианты
CH-124 Sea King
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Сикорский S-61/SH-3 «Си кинг» (англ. Sikorsky S-61/SH-3 Sea King) — транспортный вертолёт. Построен фирмой «Sikorsky Aero Engineering Corporation». Вертолёт разработан в соответствии с контрактом, заключённым ею 24 декабря 1957 г. с ВМС США. Первый полёт опытного образца вертолёта состоялся 11 марта 1959 г. Серийное производство было начато в 1961 году. Грузовая кабина имеет размеры 7,6х1,98х1,32 м, площадь её пола 15,1 м². Было построено 796 вертолётов S-61 всех модификаций; кроме того, по лицензии построено более 600 вертолётов.




Содержание






  • 1 Разработка


  • 2 Задействованные структуры


  • 3 Боевое применение


    • 3.1 Война во Вьетнаме


    • 3.2 Ирано-иракская война


    • 3.3 Война за Мальвинские острова


    • 3.4 Война в Афганистане


    • 3.5 Гражданская война в Мозамбике




  • 4 На вооружении


  • 5 Тактико-технические характеристики


  • 6 Примечания


  • 7 Литература


  • 8 Ссылки





Разработка |


В 1957 году компания Сикорского получила контракт на разработку всепогодного амфибийного вертолёта. Он должен был сочетать в себе роли по поиску и уничтожению подводных лодок. Вертолёт был сконструирован с возможностью базирования на кораблях, его пятилопастной несущий винт, так же как и хвостовой винт, складывается для уменьшения занимаемого на палубе корабля места.
Благодаря корпусу-лодке, «Морской Король» имеет способность взлетать с воды.



Задействованные структуры |


В разработке и производстве вертолётов SH-3 были задействованы следующие структуры:[1]


Генеральный подрядчик работ


  • Планер летательного аппарата — United Aircraft Corp., Sikorsky Aircraft Division, Стэнфорд, Коннектикут.





Субподрядчики



  • Шасси, колёса — Ozone Metal Products Corp., Озон-Парк, Лонг-Айленд, Нью-Йорк;


  • Топливные баки — Lawrence Aviation Industries, Inc., Порт-Джефферсон, Лонг-Айленд, Нью-Йорк;


  • Сервоприводы, аппаратура автоматической стабилизации — Syncro Machine Co., Перт-Амбой, Нью-Джерси;

  • Механизм системы стабилизации, усилитель контура управления системы стабилизации — United Aircraft Corp., Hamilton Standard Division, Брод-Брук, Коннектикут;


  • Трансмиссия, коробка привода агрегатов, главная передача, силовой привод шасси — Indiana Gear Works, Inc., Индианаполис, Индиана;





  • Бортовой регистратор — Systron-Donner Corp., Конкорд, Калифорния;

  • Запасные лопасти — Aluminum Co. of America, Бриджпорт, Коннектикут.


Поставщики бортового оборудования по госзаказам (.mw-parser-output .ts-comment-commentedText{border-bottom:1px dotted;cursor:help}@media(hover:none){.mw-parser-output .ts-comment-commentedText:not(.rt-commentedText){border-bottom:0;cursor:auto}}
GFE)


  • Двигатели T58-GE-8B/10 — General Electric Co., Вест-Линн, Массачусетс;


  • Гидролокатор AN/AQS-13 — Bendix Corp., Bendix-Pacific Division, Северный Голливуд, Калифорния;


  • Азимутально-дальномерная радиосистема ближней навигации AN/ARN-52 — ITT Co., Federal Laboratory Division, Натли, Нью-Джерси; Stewart-Warner Corp., Чикаго, Иллинойс;

  • Бортовой высокочастотный приёмопередатчик AN/ARC-51A — Collins Radio Co., Сидар-Рапидс, Айова;

  • Навигационный вычислитель AN/AYK-2 — Loral Electronics Corp., Нью-Йорк.




Боевое применение |



Война во Вьетнаме |


За время войны северовьетнамцы уничтожили 8 американских вертолётов SH-3 и 25 модернизированных CH-3. По техническим причинам и ошибкам пилотов было потеряно 12 SH-3 и 9 CH-3. Один из американских вертолётов был сбит северовьетнамским истребителем J-5(МиГ-17).[2][3]



Ирано-иракская война |


Одной из самых заметных страниц боевоего применения является участие иранских вертолётов AS.61 в «танкерной войне».


Известно по крайней мере о четырёх случаях применения против танкеров:



  • 5 апреля 1986 произошёл первый случай применения вертолёта против кораблей. Тогда иранские «Си Кинги» ракетами AGM-65 потопили панамский и саудовский танкера.

  • Немногим позже, 20 апреля, иранский вертолёт потопил турецкий танкер.

  • 23 июня этого же года иранский вертолёт поразил филиппинский танкер, однако тот остался в рабочем состоянии.[4]


Известно об одном потерянном иранском «Си Кинге», столкнувшимся с линиями электропередач в 1980 году.[5]



Война за Мальвинские острова |


В ходе войны с Аргентиной в 1982 году, Британия потеряла три вертолёта «Си кинг».[6]



Война в Афганистане |


Известен случай сбития британского «Си Кинга» из РПГ.[7]



Гражданская война в Мозамбике |


Один южноафриканский S-61 был захвачен бойцами Фрелимо.[8]



На вооружении |




Sea King бельгийских ВВС





Royal Danish Air Force S-61A




SH-3 Sea King




CH-3E-HH-3E JOLLY GREEN GIANT




Вертолёт президента США «Marine One»



  • Аргентина Аргентина


  • Австралия Австралия — 12 штук куплены в 1974 году для замены Westland Wessex, последние 6 машин сняты с вооружения в декабре 2011 года[9]

  • Бельгия Бельгия

  • Бразилия Бразилия

  • Канада Канада

  • Дания Дания

  • Египет Египет

  • Германия Германия

  • Индия Индия

  • Иран Иран

  • Ирак Ирак

  • Флаг Ирландии Ирландия

  • Италия Италия

  • Япония Япония

  • Малайзия Малайзия

  • Норвегия Норвегия

  • Пакистан Пакистан

  • Перу Перу

  • Катар Катар

  • Саудовская Аравия Саудовская Аравия

  • Испания Испания

  • Таиланд Таиланд

  • Венесуэла Венесуэла

  • Великобритания Великобритания

  • США США



Тактико-технические характеристики |


Приведённые характеристики соответствуют модификации SH-3H.
Источник данных: Swanborough, Bowers, 1990.


Технические характеристики



  • Экипаж: 2 пилота и 2 оператора


  • Длина: 22,15 м

  • Диаметр несущего винта: 18,9 м


  • Высота: 5,13 м

  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 280,5 м²


  • Масса пустого: 6108 кг

  • Нормальная взлётная масса: 8572 кг (вариант ПЛО)


  • Максимальная взлётная масса: 9525 кг


  • Силовая установка: 2 × турбовальных General Electric T58-GE-10


  • Мощность двигателей: 2 × 1500 л.с. (2 × 1103 кВт)


Лётные характеристики


  • Максимальная скорость: 267 км/ч


  • Крейсерская скорость: 219 км/ч

  • Практическая дальность: 1006 км


  • Практический потолок: 4481 м


  • Скороподъёмность: 11,18 м/с


Вооружение

  • Боевая нагрузка: 381 кг (торпеды Mk.46, глубинные бомбы и т. д.)


Примечания |





  1. Statement of Rear. Adm. William I. Martin, Acting Deputy Chief of Naval Operations (Air).  (англ.) / Hearings on Military Posture, and H.R. 4016 : Hearings before the Committee on Armed Services, 89th Congress, 1st Session. — Washington, D.C. : U.S. Government Printing Office, 1965. — P.899 — 1556 p.


  2. Vietnam Air Losses, USAF, USN, USMC, Fixed-Wing Aircraft Losses in Southeast Asia 1961–1973 (2001). Chris Hobson. North Branch, Minnesota: Specialty Press.


  3. Vietnamese Air-to-Air Victories, Part 1


  4. Tanker War, 1980-1988


  5. Потери ВВС Ирана


  6. Ethell, Jeffrey and Price, Alfred Air War South Atlantic Macmillan Publishing Company (1983) стр.248-251


  7. Larcombe, Duncan (May 22, 2010). "Copter is downed by Taliban". London: The Sun.


  8. Africa


  9. Австралия списала все вертолёты Sea King (рус.). Lenta.ru (16 декабря 2011). Проверено 16 декабря 2011. Архивировано 2 марта 2012 года.




Литература |


  • Swanborough, Gordon; Bowers, Peter M. United States Navy Aircraft since 1911. — London: Putnam Aeronautical Books, 1990. — P. 413-416. — 612 p. — ISBN 0-85177-838-0.


Ссылки |



  • SH-3 Sea King. Энциклопедия «Уголок неба». (рус.). Проверено 16 января 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.

  • Вертолёт Sikorsky S-61 / SH-3 «Sea King» (рус.). — история разработки, фотографии, чертежи, технические данные. Проверено 16 января 2010. Архивировано 2 марта 2012 года.









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?