Барановский, Пётр Дмитриевич

Multi tool use
Пётр Дмитриевич Барановский | |
---|---|
![]() | |
Основные сведения | |
Страна |
|
Дата рождения | 29 января (10 февраля) 1892 |
Место рождения | Шуйское, Вяземский уезд, Смоленская губерния, Российская империя |
Дата смерти | 12 июня 1984(1984-06-12) (92 года) |
Место смерти |
|
Работы и достижения | |
Работал в городах | Москва, Смоленск, Чернигов |
Архитектурный стиль | Реставратор памятников древнерусского зодчества |
Градостроительные проекты | Послевоенное восстановление Смоленска |
Реставрация памятников | Крутицкое подворье, Коломенское, Андроников монастырь, Свято-Герасимов Троицкий монастырь в Болдине |
Научные труды | «О методах консервации и реставрации руин», «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове», «Памятники в селениях Кум и Лекит» и др. |
Награды |

Мемориальная доска П. Д. Барановскому на Крутицком подворье
Пётр Дми́триевич Барано́вский (29 января [9 февраля] 1892, с. Шуйское Вяземского уезда Смоленской губернии — 12 июня 1984, Москва) — российский, советский архитектор, реставратор памятников древнерусского зодчества. Основатель музея в Коломенском и Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре[1][2]. Считается (некоторыми публицистами, но без убедительных на это обоснований) спасителем храма Василия Блаженного от уничтожения[3].
Содержание
1 Начало деятельности
2 Музей в Коломенском
3 Музей в Болдине и арест
4 Музей имени Андрея Рублёва
5 Послевоенные работы
6 См. также
7 Примечания
8 Литература
9 Ссылки
Начало деятельности |
Барановский, выходец из дорогобужских крестьян, окончил инженерный курс в Москве в 1912 году с лицензией на производство строительных работ и медалью Московского археологического общества — за реставрацию Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря в Болдине (Смоленской губернии). После непродолжительной работы на железнодорожных и промышленных постройках, с началом Первой мировой войны был призван в армию, служил военным инженером. В 1918 году получил второй диплом, по искусствоведению, и стал преподавателем Московского университета; в том же году восстанавливал здания Спасо-Преображенского монастыря, церкви Петра и Павла и Митрополичьих палат в Ярославле, пострадавшие при разгроме антибольшевистского восстания.
В 1921 году организовал свою первую (из десяти) экспедицию на русский Север. За свою жизнь Барановский исследовал сотни памятников народной архитектуры, от Белого моря до Азербайджана.
В конце 1920-x годов, в разгар антирелигиозного движения, Барановский реставрировал Казанский собор на Красной площади (закрытый ещё в 1918 году, храм быстро разрушался). Его принцип в реставрации — восстанавливать первоначальный облик здания, уничтожая все позднейшие пристройки и наслоения, — многими воспринимался в штыки, однако в те годы это был один из способов сберечь памятник от немедленного сноса.
Музей в Коломенском |

В парке Коломенского
В 1924 году Барановский добился учреждения в Коломенском музея народного творчества и стал его первым директором. В 1927—1933 годах он разыскал, вывез в Коломенское и сохранил для будущего памятники деревянного зодчества: домик Петра I, Моховую башню из Сумского острога, хозяйственную постройку[4] из Преображенского и пр. Барановский зафиксировал состояние памятников и отреставрировал их, вновь удаляя «позднейшие» слои (в результате колокольня Георгиевской церкви стоит отдельно от трапезной — связующая пристройка была снесена Барановским). В Коломенском Барановский развил собственную школу реставрации (среди его учеников и последователей Л. А. Давид и др.).
Музей в Болдине и арест |
По роду своей деятельности Барановский обмерял и описывал церкви, намеченные к сносу, в том числе был последним человеком, посетившим Чудов монастырь в Кремле перед его сносом в 1929 году. Он успел вынести оттуда только мощи митрополита Алексия.
Самым надежным способом спасти церковь от разрушения в те годы была организация в ней музея. В 1923 году Барановскому удалось добиться присвоения для Свято-Троицкого Герасим-Болдинского монастыря статуса филиала дорогобужского музея. Он и его помощники собирали в монастыре то, что оставалось от разгромленных окрестных храмов, перевезли в Болдино коллекцию закрытого музея в Ельне. В Болдине концентрировались памятники уничтоженной (и теперь почти восстановленной по обмерам Барановского) храмовой культуры русско-литовского пограничья на верхнем Днепре. Понимая шаткость своего положения, Барановский нанял фотографа Михаила Погодина (внука историка М. П. Погодина) для документирования монастыря и его коллекции (1928—1929).
Музей был разгромлен в 1929 году; коллекция и большинство погодинских фотографий — утрачены, а здания разрушены немцами в 1943 году в отместку за сопротивление местного населения. В январе 1930 года был арестован директор болдинского музея Семён Бузанов (умер в лагере), директор дорогобужского музея бежал, Погодин «вычищен» как «классово чуждый».
Для Барановского дело кончилось строгим выговором, но 4 октября 1933 года он был арестован[5][6] и пробыл три года в Мариинских лагерях. «Вскоре по прибытии в сибирские лагеря в г. Мариинск я был назначен помощником начальника строительной части. Там мною, помимо других работ, спроектировано здание сельскохозяйственного музея» (из автобиографии).
Отсидев, Барановский был вынужден поселиться «за сто первым километром» в Александрове, где поступил на должность архитектора-реставратора в местный музей, который на тот момент являлся филиалом Государственного исторического музея. На новом месте жительства занимался научным исследованием и реставрацией памятников Александровского кремля.
Отреставрированный им частично Казанский собор на Красной площади в Москве был уничтожен вскоре после его возвращения.
Музей имени Андрея Рублёва |
В феврале 1947 года на объединенном заседании Сектора архитектуры и Сектора живописи Института истории искусств АН СССР Барановский сделал доклад «О времени и месте погребения Андрея Рублева». Он сообщил о находке копии фрагментарно сохранившейся надписи с надгробия Андрея Рублева в Андрониковом монастыре Москвы, сделанной в XVIII веке Г. Ф. Миллером, и предложил свой вариант реконструкции текста надписи[7] . Находка оказалась весомым доводом в пользу сохранения монастыря (уже частично разрушенного)[8]. Барановский и И. Э. Грабарь выступили совместно за создание музея древнерусского искусства на базе монастыря; официальное решение было принято в 1947 году, но музей открылся для посещения только в 1960 году (в период с 1949 по 1960 годы созданием музея и формированием экспозиции руководил его первый директор Давид Ильич Арсенишвили).
Похоронен вместе с супругой Марией Юрьевной Барановской в Донском монастыре в Москве.
Послевоенные работы |
Восстановлено Барановским:
Пятницкая церковь (Чернигов)
Болдин монастырь
Крутицкое подворье, Москва
См. также |
- Львиные ворота
- Сухарева башня
- Старый английский двор
Примечания |
↑ Барановский Петр Дмитриевич (1892–1984) (неопр.). kenozerje.17-71.com. Проверено 18 июня 2013. Архивировано 18 июня 2013 года.
↑ Хорватова, Е. Петр Барановский. Простой великий человек (неопр.). eho-2013.livejournal.com (Feb. 15th, 2013). Проверено 18 июня 2013. Архивировано 18 июня 2013 года.
↑ Человек, который спас храм Василия Блаженного (неопр.). nsad.ru (05.11.07). Проверено 15 июня 2013. Архивировано 16 июня 2013 года.
↑ По мнению С. А. Гаврилова, конюшню на несколько лошадей.
↑ Сам П. Д. Барановский в разговоре с С. А. Гавриловым причиной своего ареста назвал противостояние с заместителем председателя районного исполнительного комитета по сносу Сухаревской башни в Москве.
↑ Автобиография // Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников / Составители: Ю. А. Бычков, О. П. Барановская, В. А. Десятников, А. М. Пономарев; Фонд П. Д. Барановского, МГО ВООПИиК, Управление капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения Правительства г. Москвы. — М.: Отчий дом, 1996. — 280 с. — ISBN 5-7676-0010-4.
↑ Научные труды, исследования, обзоры, статьи // Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников / Составители: Ю. А. Бычков, О. П. Барановская, В. А. Десятников, А. М. Пономарев; Фонд П. Д. Барановского, МГО ВООПИиК, Управление капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения Правительства г. Москвы. — М.: Отчий дом, 1996. — 280 с. — ISBN 5-7676-0010-4.
↑ Иконы XIII–XVI веков в собрании Музея имени Андрея Рублева / Под общей редакцией Г. В. Попова, редактор-составитель и автор вступительных статей — Л. М. Евсеева. — Москва: Северный паломник, 2007. — С. 11. — 620 с. — (Древнерусская живопись в музеях России). — 1000 экз. — ISBN 5-94431-203-3.
Литература |
- Пётр Барановский: Труды, воспоминания современников / Составители: Ю. А. Бычков, О. П. Барановская, В. А. Десятников, А. М. Пономарёв; Фонд П. Д. Барановского, МГО ВООПИиК, Управление капитального ремонта и строительства Департамента инженерного обеспечения Правительства г. Москвы. — М.: Отчий дом, 1996. — 280 с. — ISBN 5-7676-0010-4.
Барановский П.Д. ПАМЯТНИКИ АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ, СВЯЗАННЫЕ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ РУБЛЕВА (1947)
- Бычков Ю. А. Житие Петра Барановского. — М.: Сов. Россия, 1991. — 173 с. — ISBN 5-268-00494-8.
Ульянов О. Г. Эпитафия прп. Андрею Рублеву (проблемы атрибуции) // II Чтения памяти В.А. Плугина. М., 2012.- Андрей Можаев. Красная площадь Петра Барановского // Верноподданные России. — М.: Традиция, 2010. — 312 с. — (Библиотека журнала «Голос Эпохи»). — ISBN 978-5-905074-11-0.
- Савельев Ю. Р. Барановский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. IV. — С. 328-329. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.
Ссылки |
- Музей имени Андрея Рублева. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. Памяти Петра Барановского
- Реставрация Свято-Герасимова Троицкого монастыря [1] [2]
- Церковь Петра и Павла на Городянке (Смоленск), реставрирована Барановским в 1960-х годах [3] воспоминания Барановского
- Пётр Барановский в Александрове [4]
AwUxyaoUPkgzHa4MqD3W6OGl6,VVq1MtD2ks67gRALnZsgH9,8h