Арабеска (орнамент)






АРАБЕСКИ.
Wilde Stämme некультурных племен. — (Römisch) Римские. — (Aegyptisch) Египетские. — (Assyrisch) Ассирийские. — (Pompejanisch) Помпейские. — (Griechisch) Греческие. — (Byzantinisch) Византийские. — (Persisch) Персидские. — (Maurisch) Мавританские. — (Arabisch) Арабские. — (Türkisch) Турецкие. — (Romanisch) Романские. — (Japanesisch u. Chinesish) Японские и китайские. — (Gotisch) Готические. — (Renaissance) Эпохи Возрождения (Ренессанса). — (Deutsche R.) Немецкого Ренессанса. — (Italienische R.) Итальянского Ренессанса. — (Barock) Стиля барокко. — (Roceco) Стиля Рококо.



Арабеска (итал. arabesco — арабский) — европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов. Арабеска может включать каллиграфические элементы на арабице. Особое распространение получили арабески в эпоху Возрождения, а позднее арабесками стали называть причудливый орнамент только из растительных форм — сложно переплетённых стилизованных стеблей, листьев, цветков и других вегетативных и генеративных частей растений.


Арабеска строится на повторении и умножении одного или нескольких фрагментов узора. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть остановлено или продолжено в любой точке без нарушения целостности узора. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один узор вписывается в другой, закрывая поверхность (европейцы называли это «боязнью пустоты»). Арабеску можно размещать на поверхности любой конфигурации, плоской или выпуклой. Нет никакой принципиальной разницы между композициями на стене или на ковре, на переплете рукописи или на керамике.


В искусствоведении многих стран Европы термин арабеска имеет и более узкое значение: орнамент лишь из стилизованных растительных мотивов (в противоположность т. н. мореске — орнаменту из геометрических мотивов).[1]



Примечания |





  1. Информация из справочника интерьерных идей 4living.ru (неопр.). Архивировано 3 декабря 2012 года.




Литература |




  • Михаил Ямпольский. Арабески. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: НЛО, 2007, с. 347—355 (неопр.). Архивировано 3 декабря 2012 года.

  • Изобразительное искусство. — Часть 4. — Учебник для 5-8 классов. — Краткий словарь художественных терминов. — Сокольникова Н. М. — 1998, с. 8—9





.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}











Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?