Холмогоры (автодорога)

Multi tool use
Автодорога | ||
Холмогоры | ||
---|---|---|
| ||
![]() М-8 в сети автодорог России федерального значения | ||
Страны | Россия |
|
Регион | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
|
Часть дороги |
|
|
Статус | федеральная |
|
Владелец | Российская Федерация |
|
Управляется | Росавтодор |
|
Длина | 1271 |
|
Начало | Москва |
|
Через | Ярославль Вологда |
|
Конец | Архангельск |
|
Дорожное покрытие | асфальт |
|
![]() |
Федеральная автомобильная дорога М-8 «Холмогоры» — автомобильная дорога федерального значения Москва — Ярославль — Вологда — Архангельск (с подъездами к Костроме, Северодвинску, международному аэропорту «Архангельск» (Талаги), обходом Переславля-Залесского) [1]. Протяжённость — 1157,224 км, протяженность с подъездами — 1288,472 км [2].
Водоёмы: водохранилища — Пироговское, Учинское и Пестовское; озёра — Лесное, Торбеевское, Плещеево, Неро.
Дорога отличается высокой интенсивностью движения. С конца 2016 введена в эксплуатацию до микрорайона Клязьма (29 км трассы М8) г. Пушкино широкополосная современная автодорога с эстакадами и без светофоров. В районе Ивантеевского шоссе трасса сужается с 6 полос в 2 в каждую сторону.
Часть М8 от Москвы до Ярославля входит в европейский маршрут E 115.
Содержание
1 Маршрут
1.1 Москва
1.2 Московская область
1.3 Владимирская область
1.4 Ярославская область
1.5 Вологодская область
1.6 Архангельская область
2 История
2.1 Шоссе Москва — Ярославль, XIX век
2.2 Мытищи — Королёв
2.3 Участок Ярославль — Кострома
3 Текущее состояние
3.1 Участок в районе Мытищ и Королёва
3.2 Реконструкция трассы в районе Архангельска
4 Примечания
5 Ссылки
Маршрут |
Москва: пересечение МКАД и М8

Ярославское шоссе в километре после МКАД

Ярославское шоссе в районе торгового центра XL в Мытищах до реконструкции 2013-2016 гг.

Реконструкция Ярославское шоссе в районе г. Королёва, 7 км после МКАД (август 2016)

М-8 «Холмогоры»
Участок магистрали под Ростовом. Въезд на путепровод через старый советский ход Транссиба
Пересечение автодорог М8 и Р7 у деревни Чекшино59°39′06″ с. ш. 40°34′14″ в. д.HGЯOL

Монумент Михаилу Архангелу на трассе М-8, развилка к Холмогорам.
Трасса в Архангельской области
Является продолжением московского Ярославского шоссе. Количество полос на выезде из Москвы — 6.
Пересекает:
Московское Малое Кольцо А107 — в районе д. Могильцы (31 км от МКАД)
Московское Большое Кольцо А108 в районе оз. Торбеевского (64 км от МКАД)
А114 — 465 км.
Москва |
МоскваМКАД;
Московская область |
Мытищи;
Лесная улица;
1-я Вокзальная улица;
улица Карла Либкнехта;
3-й Ярославский переулок;
4-й Ярославский переулок;
5-й Ярославский переулок;
1-я Парковая улица;
Пограничная улица;
Пожарный проезд;
Фуражный проезд;
Советская улица;
Коллективная улица;
улица Дзержинского;
улица Фрунзе;
Заводская улица;
Улица Колонцова;
Монумент ЗСУ «Шилка» у АО «Метровагонмаш»;
улица Карла Маркса;
Владимирская улица;
Олимпийский проспект;
Королёв;
Пионерская улица;
Хлебозаводская улица;
Шоссейная улица;
2-я Институтская улица;
Болшевское шоссе;
Северная улица;
улица Мичурина;
Тарасовская улица;
Тарасовка;
Мост через реку Клязьму в Тарасовке (≈60 м);
Пушкино;
Боткинская улица;
Грибоедовская улица;
(3 км) Ивантеевка;
Ивантеевское шоссе;
Старое Ярославское шоссе;
Мост через реку Учу;
Левково;
улица Дзержинского;
Красноармейское шоссе;
Костино;
Братовщина (Московская область);
Мост через реку Скалбу;
Братовщина (Московская область);
Кощейково;
Лесной;
A107 (Московское малое кольцо) у дер. Талицы на Софрино, Ашукино;
мост через реку Талица
Васюково]];
Старое Ярославское шоссе в дер. Голыгино;
Голыгино;
Мост через реку Ворю;
Мост через реку Пажу;
на Радонеж, Лешково, Воздвиженское;
на Хотьково, Абрамцево у с. Воздвиженское;
(6,5 км) Сергиев Посад;
- Тураково;
Р104 (Новоугличское шоссе) (2 км) Сергиев Посад;
оз. Торбеево (Торбеевское);
A108 (Московское большое кольцо);
(6,5 км) Сергиев Посад;
(5,5 км) Краснозаводск, Сергиев Посад;
Владимирская область |
Р75 на Струнино, Александров, Кольчугино;
Ярославская область |
Мост через реку Кубрь;
Новое;
Глебовское;
Часовня «Крест» (место рождения Фёдора Иоанновича, сына Ивана IV Грозного);
Переславль-Залесский;;
Горицкий монастырь, Музей чайников, Ботик Петра I (музей-усадьба);
Спасо-Преображенский Собор;
Р74 на Юрьев-Польский, Владимир;
Троицкая слободаНикитский монастырь, Источник преподобного Никиты, исчезнувший город Клещин, Синь-камень;
Мост через реку Нерль (≈65 м);
Т-34 в пос. Говырино;
- Ивановское;
- Перелески;
- Слободка;
- Коленово;
Петровское;
Мост через реку Сару в с. Деболовском;
Львы;
РостовР153 на Углич;
Р152 на Тейково, Иваново, Шуя, Палех, Нижний Новгород;
Семибратово;
Макарово;
Р79 на Гаврилов-Ям и Иваново;
Мост через реку Которосль (≈115 м);
→ Подъезд к городу Костроме (Костромское шоссе)[1]:
Ярославль;
на юг: (40 км) Гаврилов-Ям, (107 км) Иваново, (213 км) Владимир; на Север (Суздальское шоссе): Ярославль-Центр через Суздалку;
проспект Фрунзе, Тормозное шоссе на Ярославль-Юг;
(17 км) Бурмакино (Ярославская область);
Аэропорт Туношна;
(3 км) Некрасовское;
КостромаР600 на Иваново;
→ Продолжение основного маршрута М-8 через Ярославль (в сторону Вологды)
Ярославль;
Костромское шоссе на (21 км.) Аэропорт Туношна, (79 км.) Кострому;
Московский проспект в центр города;- Юго-Западная окружная дорога;
мост через реку Которосль (≈130 м);
на Ширинье;
мост через реку Пахма;
на Углич, Мышкин;
путепровод через станцию Молот;
Р151 на (82 км.) Рыбинск;
Отводка Юбилейного моста;
Реконструированная Монинская эстакада
Юбилейный мост через реку Волгу в Ярославле (733 м);
Ярославский зоопарк;
Лесная Поляна;
Кузнечиха;- Глебовское;
- Андроники;
Даниловна Пошехонье;
Пречистоена Любим;
Вологодская область |
Мост через реку Обнору в Ростилове;
Грязовец;
Мост через реку Комёлу в Михалеве;
Вологда;
А114 на Череповец, Тихвин, Новую Ладогу
Мост через реку Вологду в Вологде (≈100 м);
Аэропорт Вологда;
- Оларево;
(860 м.) Сокол;
Мост через реку Сухону в Литеге (≈400 м);
Мост через реку Пельшму;
Кадников;- Чекшино
Р7 на Тотьму;
Мост через реку Сямжену в Сямже;
(1,2 км) Верховажье;
Архангельская область |
Мост через реку Пежму в дер. Шиловской (≈120 м);
(1,1 км) Аэропорт Вельск4
Вельск;
ЕкимовоДолматово Р2 на Няндому, Каргополь;
Ровдино;
Мост через реку Паденьгу в дер. Усть-Паденьге;
Чащинская(5 км) Шенкурск;
Шипуновская;
Мост через реку Ледь;
Мост через реку Сюму;
Березничек;
Важский;
на
через реку Вагу, на Чамово, Котлас;
Усть-Вага;- Аэродром Березник;
Березник;
Пянда;
Рязаново (Хетово);
Моржегоры;
Мост через реку Моржевку у дер. Монастырёк (≈110 м);
Почтовое;
Емецк;
Мост через реку Емцу в Емецке (≈320 м);
Мост через реку Илексу;
Брин-НаволокМост через реку Конду;
Брин-НаволокР1 на Плесецк, Каргополь;
Брин-НаволокМост через реку Смердью;
Брин-НаволокМост через реку Обокшу;
на Холмогоры;
Мост через реку Илас (≈32 м);
- Дорожников;
Исакогоркана Новодвинск;
- Зелёный Бор;
на аэропорт Васьково;
Мост и дамба через реку Исакогорку (Цигломинку) (≈250 м);
- Архангельск;
→ Подъезд к Международному Аэропорту "Архангельск" (Талаги):
Мост через реку Северная Двина (Северодвинский мост, Краснофлотский мост);
на Музей деревянного зодчества "Малые Корелы";
Мост через реку Юрас;
на п.Талаги;
Аэропорт Архангельск;
→ Подъезд к городу Северодвинск:
Мост через реку Левковку;
Мост через реку Заостровку (≈110 м);
Мост через реку Цигломинку (Исакогорку);
Мост через реку Виткурью;
Мост через реку Лаю в Лайском Доке (≈200 м);
Рикасиха;
Северодвинск;
История |
Шоссе Москва — Ярославль, XIX век |
Дорога от Москвы до Ярославля стала одной из первых шоссированных дорог страны — дорога получила многослойное покрытие из укатанного щебня, значительно улучшавшее её качество ещё при императоре Николае I [1].
Мытищи — Королёв |

Ярославское шоссе, 7 км за МКАД, корпуса РКК Энергия
Район Ярославского шоссе между городами Королёвым и Мытищами интенсивно застроен в 1990—2000 годы. Здесь, в отличие от Москвы, расположены наиболее крупные торговые и развлекательные заведения, рынки и предприятия:
- Торговый центр ХL;
- Аквапарк;
- Торговый центр «Спортмастер»;
- Авторынок;
- Рынок строительных материалов;
- Рынок металлоизделий и проката;
- Оптовый продуктовый рынок;
- Рынок хозтоваров;
- Дилерские центры иномарок (Ниссан и др.);
Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева;- Научно-производственное объединение измерительной техники[3];
- Завод «Метровагонмаш»;
- Завод энергетического машиностроения;
- кардиологический санаторий «Подлипки»[4].
Из достопримечательностей на данном участке стоит отметить монумент «Ракета» на въезде в Королёв и Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери в городе Мытищи.
Участок Ярославль — Кострома |
К 1940 году дорога Ярославль — Кострома была грунтовой и непроезжей с осени по весну. Однако потребность в хорошей трассе, связывающей два крупных города, а также расположенные на ней предприятия и колхозы, была очевидна. Строительство началось по решению Ярославского бюро обкома ВКП(б) и облисполкома от 7 декабря 1940 года (Ярославская область тогда включала территорию Костромской области) в соответствии со специальным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 7 февраля 1941 года. Проектирование было проведено Ленинградским отделением «Росдорпроекта» Главного дорожного управления при СНК СССР. Строительством руководило дорожно-эксплуатационное управление № 907. Общая стоимость работ составила 22 млн рублей. Средства выделяло правительство. Зимой и весной 1941 года прошли подготовительные работы.[5]
Ярославская область провела трудовую мобилизацию населения (так называемый метод народной стройки). Дорога была разделена на 7 дистанций и распределена между городами и районами, предприятиями и колхозами. В воскресенье 15 июня 1941 года 32 тысячи пеших и 10 тысяч конных человек одновременно вышли на строительство. Достраивать трассу пришлось уже в военное время, однако несмотря на занятость населения и отток строительной техники дорога была доделана к концу ноября. Всего в сооружении дороги приняло участие более 150 тысяч человек. Работали по 15-18 часов в сутки в любую погоду. На трассу было вывезено более 70 тысяч кубометров камня, более 150 тысяч кубометров песка, более 11 тысяч кубометров леса. Была замощена проезжая часть, построено несколько десятков мостов общей протяжённостью более 500 метров. Длина дороги составила 66 км, общая ширина дорожного полотна — 10 м (в том числе ширина проезжей части — 5 м).[5][6][7]
Текущее состояние |
По данным на начало 2017 года состояние дорожного покрытия от Москвы до границы с Ярославской областью отличное. От МКАД до Пушкино дорога имеет от 7 до 2 полос после деревни Тарасовка в каждом направлении, далее почти на всём участке дорога двухполосная в каждом направлении. Скорость движения — преимущественно 90 км/ч, имеется 2 участка с ограничением скорости: до 70 км/ч (регулируемый пешеходный переход в районе Пушкино) и до 50 км/ч (пост ДПС на пересечении с Московским Большим Кольцом). Движение на этом участке довольно интенсивное. Участок дороги, проходящий по Владимирской области (между Верхними двориками и Новинцами) является автомагистралью, установлены соответствующие знаки.
Участок дороги от границы Владимирской области и Ярославской области до Переславль-Залесского наиболее сложный для водителей. На протяжении примерно 100 км много подъемов, спусков и поворотов, трасса преимущественно двухполосная. Этот участок в народе даже называется «Переславские горки», и на нем очень затруднителен обгон: во-первых, он просто опасен, во-вторых, часто встречается сплошная линия. По этим причинам водители рискуют задержаться в пути, попав в вереницу фур.[8]
Движение грузового транспорта через Переславль-Залесский запрещено. Существует объездная дорога вокруг города, длина которой значительно превышает расстояние сквозного проезда.
В 2009 году активизировано строительство параллельного участка дороги Дворики — Мякишево — Василёво. В ноябре 2009 года данный участок открыт. В дальней перспективе эта дорога должна соединиться с объездной Переславля в районе д. Ям, существенно сократив время пути на участке Дворики — Переславль.
От Переславля-Залесского до Ростова имеется множество участков, расширенных до четырёх полос.
От Ростова до Ярославля дорога четырёхполосная с разделительной полосой на новом участке магистрали от Коромыслово до въезда в Ярославль.
Объездная дорога появилась только в сентябре 2010 года с открытием развязки на Юбилейном мосту.
Севернее Ярославля дорога двухполосная с некоторыми участками в четыре полосы. Движение малоинтенсивное, кроме участков около Вологды, Сокола и Архангельска. Вокруг Данилова построена объездная дорога.
Между Даниловом и Вологдой состояние дороги идеальное. Капитальный ремонт был проведён в 2006—2008 годах. Между Вологдой и Кадниковым состояние дороги хорошее.
Вельск — транзитный город. В 2012 году построена объездная дорога вокруг города с путепроводом через железнодорожные пути.
Двинской Березник — транзитный населённый пункт, длина почти 10 км. Всюду ограничение скорости до 40 км/час. От Вельска и до Архангельска дорога в отличном состоянии. Трасса находится в постоянном обслуживании.
В 2009 году произведён капитальный ремонт участка с 88 по 95 км (до границы с Вологодской областью) и реконструкция на участке с 96 по 114 км. В 2010 году произведён капитальный ремонт и реконструкция участка дороги Дорожный — Северово (севернее Вологды). Ведутся аналогичные работы на участке Северово-Барское (Сокольский район Вологодской области).
Участок в районе Мытищ и Королёва |
Сразу после пересечения с МКАД автодорога «Холмогоры» проходит через города Мытищи и Королёв. Сначала к юго-востоку от трассы расположен бывший посёлок Дружба (32 микрорайон Мытищ), к северо-западу — 31 и 34 микрорайоны, затем по шоссе проходит граница между городами Мытищи (микрорайоны № 35 им. Колонцова, № 36 Химгородок, Леонидовка и № 37) и Королёв, после чего шоссе на небольшом участке после проходит через Королёв (Залинейный район расположен к северо-западу от шоссе).
В этом районе на шоссе построены эстакады для въезда и выезда из Королёва и Мытищ и надземные пешеходные переходы. Дорога в конце 2000-х годов была расширена до 5 полос в каждом направлении (20 км — 22 км) и установлены противошумные щиты.
В 2009 году по заказу ФГУ ДСД «Центр» был объявлен тендер на разработку новой проектной документации по участку пускового комплекса № 2, км 22+100 — км 29+500 (обход п. Тарасовка) и пускового комплекса № 3, км 16 — 20 км (от МКАД до Мытищинской развязки), который выиграл ЗАО "Институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга.
В 2011 году проекты прошли государственную экспертизу, также в федеральной адресной инвестиционной программе заложено финансирование объекта: реконструкция автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска на участке МКАД — Пушкино км 16 — км 47 в Московской области. Пусковой комплекс № 2, км 22+100 — км 29+500 (обход п. Тарасовка) 2011; 2012; 2013 гг. 2 300 000,0; 2 000 000,0; 4 300 000,0 тыс. руб.
Весной 2012 года началась подготовка и перенос коммуникаций для последующей реконструкции Ярославского шоссе от МКАД до 20 км и с 22 км по 29 км.
В настоящее время трасса реконструирована, расширена до 10 полос движения, построены дублеры. В ходе реконструкции также была построена Болшевская эстакада, соединившая Ярославское и Болшевское шоссе, полностью перестроен Монинский путепровод и мост через реку Клязьма. 26 августа 2016 года состоялось официальное открытие пускового комплекса № 2 км 22+100 — км 29+500 (обход п. Тарасовка). Максимально допустимая скорость движения на данном участке обхода 120 км/ч, разрешенная — 90 км/ч.
Реконструкция трассы в районе Архангельска |
Первый отремонтированный участок протяжённостью 13 километров (1213-1226 км) был сдан в эксплуатацию 13 октября 2016 года[9] на выезде из Архангельска .Федеральная трасса от поселка Дорожников до Северодвинска стала шире на две полосы. На этом же участке сделали 4 развязки. Первая - Новодвинская. Завершено строительство путепровода, а рядом в районе посёлка Зелёный бор возвели дополнительную эстакаду.
Вторая развязка - при повороте на Васьково и аэропорт Васьково. Третья - Краснофлотская развязка. Автомобильные потоки разделены барьерным ограждением, что значительно разгрузит дороги. Четвёртая - самая крупная Северодвинская развязка.
Реконструкции подвергаются 70 километров автодороги.Ведется реконструкция участка с 1203 по 1213 км.
Примечания |
↑ 12 Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения Постановление правительства № 928
↑ ФКУ Упрдор «Холмогоры» - сеть обслуживаемых дорог (неопр.). www.ud-holmogory.ru. Проверено 18 июля 2017.
↑ НПО ИТ — головное предприятие по телеметрической и датчиковой аппаратуре, микроэлектронике для ракетно-космической техники — ОАО «НПО ИТ»
↑ Санаторий «Подлипки»
↑ 12 Автодорога Ярославль-Кострома // Ярославская область в годы Великой Отечественной войны. Научно-популярное справочное издание / Управление по делам архивов Правительства Ярославской области, Государственный архив Ярославской области; сост. Г. Казаринова, О. Кузнецова. — Ярославль: Индиго, 2010. — С. 19-21. — 400 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91722-028-4.
↑ Рязанцев Н. П., Салова Ю. Г. История Ярославского края (1930—2005 гг.): учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных учебных заведений. — Ярославль, Рыбинск: Б/и, Рыбинский Дом печати, 2005. — 277 с. — ISBN 5-88697-134-3.
↑ Книга памяти / Сост. В. А. Смирнов, Н. К. Калашников и др. — Ярославль: Рабочая группа редколлегии, 1994. — Т. 1: Поименный список. — 664 с. — С. 28. — 1000 экз. ISBN 5-86008-008-5
↑ Москва - Ярославль: автомобильный маршрут и дорога (англ.). www.yar.ru. Проверено 7 февраля 2017.
↑ Участок трассы М-8 «Холмогоры» открыли в Архангельске после ремонта
Ссылки |
- Карта трассы М8 "Холмогоры" на интерактивной карте (Google Maps)
На Викискладе есть медиафайлы по теме Холмогоры (автодорога)
- Управление дороги «Холмогоры»
На Ярославке (информационный портал)- Автомобильная дорога М-8 «Холмогоры». Реконструкция на участке МКАД — Пушкино (км 16 — км 47)
- Федеральная адресная инвестиционная программа на 2009—2014 гг.
М8: Ярославское шоссе с 75 по 77 км. (район оз. Торбеева) Видеофрагмент дающий представление о данном участке в целом
М8: на границе Владимирской и Ярославской областей Видео данного участка
М8: в Вологодской области Видео участка участка трассы от Чекшино до Сямженского района
u v9Y9OeT,Efj5cmLVvS1gGji zzXlmgCtOgvCm 0WaWod,3D,xqWnYJx PnE