Марийцы











































Марийцы
Современное самоназвание
мар. марий, мары, маре, мӓрӹ
Численность и ареал

Всего:
  • 557 000 чел.



Россия Россия
  547 605 (2010 г.)[1], 604 298 (перепись 2002)[2]




    • Марий Эл Марий Эл:
      290 863 (2010 г.)[1], 312 178 (2002)[2]


    • Башкортостан Башкортостан:
      103 658 (2010 г.)[1], 105 829 (2002)[2]


    • Кировская область Кировская область:
      29 598 (2010 г.)[1], 38 390 (2002)[2]


    • Свердловская область Свердловская область:
      23 801 (2010 г.)[1], 27 863 (2002)[2]


    • Татарстан Татарстан:
      18 848 (2010 г.)[1], 18 787 (2002)[2]


    • Удмуртия Удмуртия:
      8067 (2010 г.)[1], 8985 (2002)[2]


    • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Ханты-Мансийский автономный округ — Югра:
      7289 (2010 г.)[1], 7309 (2002)[2]


    • Нижегородская область Нижегородская область:
      6415 (2010 г.)[1], 7757 (2002)[2]


    • Пермский край Пермский край:
      4121 (2010 г.)[1]


    • Чувашия Чувашия:
      3648 (2010 г.)[1]


Казахстан Казахстан:
4416 (перепись 2009)[3]
Украина Украина:
4130 (перепись 2001)[4]
Белоруссия Белоруссия:
416 (перепись 2009)[5]
Латвия Латвия:
277 (оценка 2009)[6]


Эстония Эстония:
245 (перепись 2000)[7]

Археологическая культура
Ананьинская культура
Городецкая культура
Древнемарийская культура
Язык
марийский и горномарийский
Религия
марийская традиционная религия, православие
Расовый тип
субуральский тип[8]
Входит в
финно-угорские народы
Родственные народы
мокша, эрзя

Мари́йцы (мар. мари, марий, мары, маре, мере, мӓрӹ; устаревшее русское наименование — черемисы) — финно-угорский народ в России, проживающий в основном в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек (2010). Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала.


Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.


Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугово-восточные марийцы. Говорят на марийском (лугово-восточном марийском), горномарийском и северо-западном марийском языках финно-угорской группы уральской семьи. Исповедуют православие. Также издавна распространена марийская традиционная религия.




Содержание






  • 1 Этногенез


  • 2 История


  • 3 Этногруппы


  • 4 Численность и расселение


    • 4.1 Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года)




  • 5 Антропологический тип


  • 6 Язык


  • 7 Традиционная одежда


  • 8 Религия


  • 9 Имена


  • 10 Свадебные традиции


  • 11 Уровень образования


  • 12 Марийцы Башкортостана


  • 13 Марийцы Кировской области


  • 14 Известные марийцы


  • 15 В искусстве


  • 16 См. также


  • 17 Примечания


  • 18 Литература


  • 19 Ссылки





Этногенез |


В раннежелезном веке в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III века до н. э.), носители которой являлись далекими предками коми-зырян, коми-пермяков, удмуртов и марийцев. Начало формирования этих народов относится к первой половине I тысячелетия нашей эры.


Область формирования марийских племён — правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля и противоположное левобережье вместе с нижним Поветлужьем. Основу марийцев составили потомки ананьинцев, испытавших этническое и культурное влияние позднегородецких племён (предков мордвы).


Из этого района марийцы расселялись в восточном направлении вплоть до реки Вятки и в южном до реки Казанки[9].



История |




Луговые и горные «черемисы» (марийцы) на карте Московии (1593)


Считается, что первое упоминание о черемисах встречается в VI в. у готского историка Иордана[10]. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами[источник не указан 1256 дней], позднее — с хазарами и Волжской Булгарией. Между XIII и XV веком марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. Во время военных действий между Московским государством и Казанским ханством марийцы воевали как на стороне русских, так и на стороне казанцев.[11] После завоевания Казанского ханства в 1552 году ранее зависевшие от него марийские земли стали частью российского государства. 4 ноября 1920 был провозглашён автономный округ марийцев в составе РСФСР, 5 декабря 1936 — АССР.


Присоединение к Русскому государству было крайне кровопролитным. Известно о трёх восстаниях — так называемых Черемисских войнах 1552—1585 гг.[12][13]


Вторая Черемисская война носила национально-освободительный и антифеодальный характер. Марийцам удалось поднять соседние народы и даже соседние государства. В войне участвовали все народы Поволжья и Приуралья, и были набеги со стороны Крымского и Сибирского ханств, Ногайской Орды и даже Турции. Вторая Черемисская война началась сразу же после похода крымского хана Давлет-Гирея, закончившегося захватом и сожжением Москвы.




Этногруппы |




  • Горные марийцы (горномарийский язык)

    • Лесные марийцы


    • Украинские чемерисы (барские черемисы)




  • Лугово-восточные марийцы (лугово-восточный марийский (марийский) язык)

    • Луговые марийцы


    • Восточные марийцы

      • Прибельские марийцы


      • Уральские марийцы

        • Кунгурские, или сылвенские, марийцы

        • Верхнеуфимские, или красноуфимские, марийцы








  • Северо-западные марийцы (северо-западный марийский язык)
    • Ветлужские марийцы




Численность и расселение |




Ареал расселения марийцев в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года.


Основная часть марийцев проживает в Республике Марий Эл (290 тыс. человек). Значительная часть проживает в Кировской, Нижегородской областях. Самая большая марийская диаспора находится в Республике Башкортостан (103 тыс. человек). Также марийцы компактно проживают в Татарстане (18,8 тыс. человек), Удмуртии (8 тыс. человек), Свердловской области (23,8 тыс. человек) и Пермском крае (4,1 тыс. человек), Ханты-Мансийском автономном округе, Челябинской и Томской областях[1]. Живут также в Казахстане (4 тыс., 2009 г. и 12 тыс., 1989 г.), на Украине (4 тыс., 2001 г. и 7 тыс., 1989 г.), в Узбекистане (3 тыс., 1989 г.)


Численность марийцев по данным переписей населения (человек):













































































1897[14][15]

1926[16]

1939[17]

1959[18]

1970[19]

1979[20]

1989[21]

2002[22]

2010[23]

СССР

428192

481587

504205

598628

621961

670868



Российская Федерация (Российская империя, РСФСР)
375439[24]

428001

476382

498006

581082

599637

643698

604298

547605

Республика Марий Эл (Марийская автономная область, Марийская АССР)

247979

273332

279450

299179

306627

324349

312178

290863

Кировская область (Вятская губерния)
144918[25]

59741

57008

52570

51682

47910

44496

38930

29598

Республика Башкортостан (Уфимская губерния, Башкирская АССР)
80608[26]

79298

90163

93902

109638

106793

105768

105829

103658

Кировская область

2002 год: район, количество, доля в районе:



  • Кильмезский, 2 тыс., 8 %;

  • Кикнурский, 4 тыс., 20 %;

  • Лебяжский, 1,5 тыс., 9 %;

  • Малмыжский, 5 тыс., 24 %;

  • Пижанский, 4,5 тыс., 23 %;

  • Санчурский, 1,8 тыс., 10 %;

  • Тужинский, 1,4 тыс., 9 %;

  • Уржумский, 7,5 тыс., 26 %.


Численность (Кировская область): 2002 год — 38 390, 2010 год — 29 598.



Доля марийцев по районам и городам России (по переписи 2010 года) |


(указаны муниципальные образования, где доля марийцев в численности населения превышает 20 %):


















































































































Доля марийцев по районам и городам России

Район (округ)

Субъект РФ

% марийцев
МР Волжский Марий Эл 86,9
МР Горномарийский Марий Эл 85,8
МР Моркинский Марий Эл 81,2
МР Сернурский Марий Эл 76,6
МР Мишкинский Башкортостан 71,5
МР Куженерский Марий Эл 69,2
МР Новоторъяльский Марий Эл 67,4
МР Советский Марий Эл 65,5
МР Оршанский Марий Эл 55,6
МР Мари-Турекский Марий Эл 49,5
МР Звениговский Марий Эл 49,3
МР Килемарский Марий Эл 47,2
МР Калтасинский Башкортостан 45,9
МР Параньгинский Марий Эл 43,2
МР Медведевский Марий Эл 42,5
ГО Козьмодемьянск Марий Эл 30,9
МР Пижанский Кировская 30,3
МР Кикнурский Кировская 29,5
МР Краснокамский Башкирия 26,5
ГО Йошкар-Ола Марий Эл 23,6
МР Бирский Башкортостан 20,5


Антропологический тип |




Иван Степанович Палантай


Марийцы относятся к субуральскому антропологическому типу, отличающемуся от классических вариантов уральской расы заметно бо́льшей долей монголоидного компонента[8]. Также встречаются носители светлого европеоидного типа[27].


По антропологическому облику марийцы относятся к древнеуральской общности, которая в результате метисации с европеоидами дала начало антропологическим типам финно-угорских народов[28][29][30].



Язык |




Марийские языки относятся к финно-волжской группе финно-угорской ветви уральских языков.


В России, по данным Всероссийской переписи населения 2002, марийскими языками владеют 487 855 человек, в том числе марийским (лугово-восточным марийским) — 451 033 человек (92,5 %), и горно-марийским — 36 822 человек (7,5 %). Среди 604 298 марийцев в России марийскими языками владеют 464 341 человек (76,8 %), русским — 587 452 человек (97,2 %), то есть широко распространено марийско-русское двуязычие[31][32]. Среди 312 195 марийцев в Марий Эл марийскими языками владеют 262 976 человек (84,2 %), в том числе лугово-восточным марийским — 245 151 человек (93,2 %) и горно-марийским — 17 825 человек (6,8 %); русским — 302 719 человек (97,0 %, 2002 г.)[33][34].



Традиционная одежда |


Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя (тувыр), штаны (йолаш), а также кафтан (шовыр); вся одежда опоясывалась поясным полотенцем (солык), а иногда и поясом (ÿштö).


Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже — валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы (кетырма).


У женщин были распространены поясные подвески — украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр. Также существовало три вида женских головных уборов: конусовидный колпак с затылочной лопастью; сорока (заимствована у русских), шарпан — головное полотенце с очельем. Схожим с мордовским и удмуртским головным убором является шурка[35].




Религия |



Кроме православия, у марийцев существует собственная традиционная религия, которая сохраняет определённую роль в их духовной культуре и в настоящее время. Приверженность марийцев к своей традиционной вере вызывает живой интерес у журналистов из Европы и России. Марийцев даже называют «последними язычниками Европы»[36].


В XIX веке традиционная религия марийцев подвергалась гонениям. Например, в 1830 году по указанию министра внутренних дел, к которому поступило обращение Святейшего Синода, было взорвано место молений — Чумбылат курык. Однако уничтожение Чумбылатова камня не дало ожидаемого эффекта, поскольку марийцы поклонялись не камню, а обитавшему там божеству[37].



Имена |



Испокон веков марийцы имели национальные имена. При взаимодействии с татарами к марийцам проникли тюркско-арабские имена, с принятием христианства — христианские. В настоящее время больше используются христианские имена, также набирает популярность возврат к национальным (марийским) именам.



Свадебные традиции |


Одним из главных атрибутов свадьбы является свадебная плетка «Сÿан лупш», оберег, защищающий «дорогу» жизни, по которой предстоит пройти вместе молодожёнам.



Уровень образования |


Уровень образования российских марийцев намного ниже, чем в целом у населения РФ. По переписи 2010 года, среди марийцев лишь 11,7 % имели высшее или послевузовское образование (55 277 человек из 470 834 лиц марийской национальности в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[38]. При этом среди жителей России всех национальностей доля лиц с высшим или послевузовским образованием в 2010 году составила 23,4 % (27 540 707 человек из 117 639 476 лиц в возрасте 15 лет и старше, указавших уровень образования)[39].



Марийцы Башкортостана |


Башкортостан — второй после Марий Эл регион России по численности проживающих марийцев. На территории Башкортостана проживает 105 829 марийцев (2002)[40][41], треть марийцев Башкортостана проживает в городах.


Переселение марийцев на Урал происходило в XV—XIX веках и было вызвано их насильственной христианизацией на Средней Волге. Марийцы Башкортостана в массе своей сохранили традиционные верования.


Доступно обучение на марийском языке в национальных школах, в среднеспециальных и высших учебных заведениях в Бирске и Благовещенске. В Уфе действует Марийское общественное объединение «Марий ушем».



Марийцы Кировской области |


Областной центр марийской культуры — деревня Мари-Ошаево Пижанского района Кировской области. Областной центр марийской культуры проводят национальные концерты, функционируют кружки, народные ансамбли. Каждый год в июне-июле в деревне Мари-Ошаево проходит праздник Пеледыш пайрем. Областной центр марийской культуры Кировской области сотрудничает с национальными общественными движениями Республики Марий Эл[42][43][44].



Известные марийцы |




  • Арбан (Деревяшкин) Николай Михайлович — прозаик, драматург, музыкант, художник, первый заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народный писатель Марий Эл[45].


  • Айзенворт (Деревяшкин) Анатолий Карпович — писатель, литературовед[46].


  • Борисов Иосиф Алексеевич (Тыныш Осып) — писатель, исследователь, педагог, член Союза писателей СССР[47].


  • Васикова Лидия Петровна — профессор, доктор филологических наук, первая среди женщин-мари[48].


  • Васильев Валериан Михайлович — языковед, этнограф, фольклорист, литератор[45].


  • Васин Ким Кириллович — писатель[49].


  • Герасимов Михаил Степанович — поэт и баснописец[50].


  • Григорьев Александр Владимирович  — художник[51].


  • Евсеев Тимофей Евсеевич — этнограф, краевед, педагог, основатель Национального музея Республики Марий Эл[52].


  • Ефимов Измаил Варсонофьевич — художник, герольдмейстер[45].


  • Ефруш Георгий Захарович — писатель[53].


  • Ефремов Тихон Ефремович — просветитель[54].


  • Зотин Владислав Максимович — 1-й Президент Марий Эл[55][56][57].


  • Игнатьев Никон Васильевич — писатель[45].


  • Йыван Кырла — поэт, киноактёр[58].


  • Искандаров Алексей Искандарович — композитор, хормейстер[59].


  • Казаков Николай Иванович — поэт[45].


  • Кириллова Сарра Степановна — режиссёр, заслуженный деятель искусств Марийской АССР, народная артистка Республики Марий Эл, лауреат Государственной премии МАССР[60][61].


  • Колумб Валентин Христофорович — поэт[45].


  • Конаков Александр Фёдорович — драматург[47].


  • Коршунов Константин Максимович — актёр, драматург, режиссёр, заслуженный артист МАССР, лауреат Государственной премии МАССР[62][45].


  • Лекайн Никандр Сергеевич — писатель[49].


  • Луппов Анатолий Борисович — композитор[45].


  • Мосолов Василий Петрович — агроном, первый академик из мари[63].


  • Мухин Николай Семёнович — поэт, переводчик[45].


  • Николаев Сергей Николаевич  — драматург[45].


  • Олык Ипай — поэт[45].


  • Орай Дмитрий Фёдорович — писатель[49].


  • Палантай Иван Степанович — композитор, фольклорист, педагог[64].


  • Першуткин Пётр Григорьевич — поэт[49].


  • Прохоров Зинон Филиппович — гвардии лейтенант, Герой Советского Союза[65].


  • Рыбаков Николай Фёдорович — драматург, писатель, журналист, артист[45].


  • Сави Владимир Алексеевич — писатель[50].


  • Савинов Эчан — писатель-драматург, переводчик, журналист, актёр[66].


  • Сануков Ксенофонт Никанорович — доктор исторических наук, журналист[67].


  • Сапаев Эрик Никитич — композитор[45].


  • Суворов Сергей Романович — первый Герой Советского Союза из народа мари[68].


  • Тойдемар Павел Степанович — музыкант[47].


  • Чавайн Сергей Григорьевич — поэт и драматург[45].


  • Чалай Васлий — поэт, прозаик[69].


  • Четкарёв Ксенофонт Архипович[mhr][70] — этнограф, фольклорист, писатель, организатор науки.


  • Шабдар Осып — писатель[50].


  • Шадт Булат — поэт[71].


  • Шкетан Яков Павлович — писатель[50].


  • Элексейн Яков Алексеевич — прозаик[72].


  • Эшкинин Андрей Карпович — писатель[53].


  • Эшпай Андрей Яковлевич — советский композитор[59].


  • Эшпай Яков Андреевич — этнограф и композитор[73].


  • Юзыкайн Александр Михайлович — писатель[45].


  • Юзыкайн Алеко — писатель, журналист[45].


  • Юксерн Василий Степанович — писатель[45].


  • Ялкайн Яныш Ялкаевич — писатель, критик, этнограф[74].


  • Ямбердов Иван Михайлович — художник[45].



В искусстве |



  • В 1839 году в сборнике повестей и рассказов Надежды Дуровой вышла романтическая повесть под титулом «Черемиска. Рассказ исправницы Лязовской», с подзаголовком «Черемисская повесть»[75] В настоящее время повесть известна под названием «Серный ключ».

  • Марийцы (черемисы) фигурируют в полудокументальном юмористическом рассказе Ярослава Гашека. В частности, упоминается многолетняя вражда черемисов с чувашами и язычество черемисов[76].

  • В 2006 году Алексей Федорченко снял фильм «Шошо» (мар. «весна»), а в 2012 году на экраны вышел его фильм «Небесные жёны луговых мари» по одноимённой книге Дениса Осокина. Оба фильма сняты на марийском языке.

  • В 2010 году режиссёр Василий Домрачев снял фильм «Салика» по комедии Сергея Николаева о жизни марийской деревни.

  • В повести Александра Ивановича Куприна «Поединок» (1905 г.) денщик подпоручика Ромашова Гайнан был черемисом.



См. также |




Марийцы




Примечания |





  1. 123456789101112 Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года


  2. 123456789 Всероссийская перепись населения 2002 года


  3. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. Архивировано 1 мая 2012 года. (Национальный состав населения Архивная копия от 23 июля 2011 на Wayback Machine.rar)


  4. Всеукраїнський перепис населення 2001. Русская версия. Результаты. Национальность и родной язык.


  5. Национальный состав населения Белоруссии, её областей и районов. Перепись 2009


  6. Распределение населения ЛР по национальному составу и государственной принадлежности на 01.07.2009. (латыш.)


  7. Статкомитет Эстонии Национальный состав населения Перепись 2000 г. Архивировано 27 августа 2011 года. ([1] Архивная копия от 17 июля 2011 на Wayback Machine)


  8. 12 Народы мира: Энциклопедия / под. ред. Минц Л. М. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007 г, — 638 c.: ил. С. 334 — ISBN 5-373-01057-3


  9. Этнология. Учебник. Для высших учебных заведений / Э. Г. Александренков, Л. Б. Заседателева, Ю. И. Зверева и др. — М.: Наука, 1994.


  10. Иордан // Марийская биографическая энциклопедия / Авт.-сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2007. — С. 152. — 486 с. — 2032 экз. — ISBN 5-87898-357-0.


  11. Участие марийцев в битвах за Казань. 1505—1552 гг.


  12. Тема 11. Присоединение левобережных марийцев к России. Черемисская война 1552—1557 гг.


  13. Тема 12. Черемисские войны 1571—1574 и 1581—1585 гг. Последствия присоединения марийцев к Русскому государству


  14. Данные по переписи 1897 г. приведены по территории Российской империи, Вятской и Уфимской губерниям


  15. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям.


  16. Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР.


  17. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по республикам СССР.


  18. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР.


  19. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР.


  20. Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР.


  21. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР.


  22. Всероссийская перепись населения 2002 года. Национальный состав населения по регионам России.


  23. Всероссийская перепись населения 2010 г. Население по национальности, полу и субъектам Российской Федерации.


  24. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. По империи. Черемисское.


  25. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Вятская. Черемисское.


  26. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Распределение населения по родному языку, губерниям и областям. Уфимская. Черемисское.


  27. В. В. Бунак. Антропологический тип черемис. «Русский антропологический журнал», т. 13, М., 1924, стр. 138


  28. Моисеев В. Г., Козинцев А. Г. Антропологическое своеобразие уралоязычных народов. Этнографическое обозрение 1998 № 2 С. 148


  29. Марийцы, 2005, с. 27.


  30. Энциклопедия Республики Марий Эл, 2009, с. 519—520.


  31. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.04. Распространенность владения языками в России (2002 г.)


  32. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.05. Владение языками населением наиболее многочисленных национальностей.


  33. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.06. Владение языками (кроме русского) населением отдельных национальностей по республикам, автономной области и автономным округам Российской Федерации.


  34. Всероссийская перепись населения 2002. Т.04.03. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации.


  35. Марийцы// Народы России. Гл. ред. В. А. Тишков М.: БРЭ 1994 стр.230


  36. Последние язычники Европы


  37. Кузнецов С. К. Поездка к древней черемисской святыне, известной со времён Олеария // Этнографическое обозрение. 1905. № 1. С. 129—157.


  38. Население наиболее многочисленных национальностей по возрастным группам, полу и уровню образования (c. 868).


  39. Население по возрастным группам, полу и уровню образования по субъектам Российской Федерации (c. 6).


  40. >. Число марийских деревень — более 240


  41. статья «Марийцы» в Энциклопедии Башкортостан (недоступная ссылка)


  42. Делу – время, потехе – час. «Пеледыш пайрем» – для всех нас! (неопр.). Сельские вести (6 июня 2016). Проверено 20 июля 2018.


  43. Пеледыш пайрем (неопр.). Сельские вести (7 июня 2016). Проверено 20 июля 2018.


  44. Пижанский краеведческий музей (неопр.). Пижанский краеведческий музей (2014). Проверено 20 июля 2018.


  45. 123456789101112131415161718 Марийцы, 2005, с. 252.


  46. История марийской литературы, 1989, с. 122.


  47. 123 Марийцы, 2005, с. 269.


  48. Васикова Лидия Петровна // Кто есть кто в Марий Эл / Сост. В. А. Мочаев. — Йошкар-Ола: Марийский биографический центр, 2002. — С. 85—86. — 704 с. — 2000 экз. — ISBN 5-87898-197-1.


  49. 1234 Марийцы, 2005, с. 267.


  50. 1234 Марийцы, 2005, с. 266.


  51. Марийцы, 2005, с. 279.


  52. История марийской литературы, 1989, с. 106.


  53. 12 История марийской литературы, 1989, с. 100.


  54. История марийской литературы, 1989, с. 41.


  55. Зотин Владислав Максимович.


  56. Выборы президента Республики Марий Эл.


  57. Зотин Владислав Максимович.


  58. Марийцы, 2005, с. 270.


  59. 12 Марийцы, 2005, с. 276.


  60. Кириллова Сарра Степановна (неопр.). Марийский национальный театр драмы им. Шкетана. Проверено 10 февраля 2017.


  61. Марийцы, 2005, с. 271.


  62. Коршунов Константин Максимович.


  63. Посёлок Мари-Турек // Мари-Турекский район. — Йошкар-Ола, 2003. — С. 176—186. — 320 с. — (История сёл и деревень Республики Марий Эл). — 1500 экз. — ISBN 5-87898-241-2.


  64. Марийцы, 2005, с. 275.


  65. Прохоров Зинон Филиппович (неопр.). Сайт «Герои страны».


  66. История марийской литературы, 1989, с. 99.


  67. История марийской литературы, 1989, с. 353.


  68. Кошкина Д. В Марий Эл открыли парк в честь первого героя Советского союза по национальности мари (неопр.). Марийская правда. Новости Республики Марий Эл (30 июля 2015).


  69. История марийской литературы, 1989, с. 277.


  70. Четкарев Ксенофонт Архипович — краткая биография на сайте «Марийская история в лицах»


  71. Шадт Булат // Писатели Марий Эл: биобиблиографический справочник / Сост. А. Васинкин, В. Абукаев и др. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2008. — С. 122—124. — 752 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-7590-0966-5.


  72. История марийской литературы, 1989, с. 61.


  73. Марийцы, 2005, с. 277.


  74. Марийцы, 2005, с. 268.


  75. Надежда Дурова. Записки кавалерист-девицы. — Казань: Татарское книжное издательство, 1979. — С. 197. — 200 с.


  76. «Комендант города Бугульмы» (неопр.) (недоступная ссылка — история). Проверено 20 декабря 2013. Архивировано 20 декабря 2013 года.




Литература |



  • Народы России: живописный альбом, Санкт-Петербург, типография Товарищества «Общественная Польза», 3 декабря 1877, ст. 161

  • История марийской литературы / Отв. редакторы К. К. Васин, А. А. Васинкин. — Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1989. — 432 с. — 3000 экз.

  • Марийцы. Историко-этнографические очерки. — Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2005. — 336 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94950-027-X.

  • Марийцы // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. Р. Г. Рафиков ; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3.

  • Марийцы / Марийцы восточные / Марийцы горные / Марийцы луговые / Марийцы северо-западные // Энциклопедия Республики Марий Эл / Отв. ред. Н. И. Сараева. — Йошкар-Ола, 2009. — С. 519—524. — 872 с. — 3505 экз. — ISBN 978-5-94950-049-1.

  • М. В. Пенькова, Д. Ю. Ефремова, А. П. Конкка. Материалы по духовной культуре марийцев // Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2009. C. 376—415.

  • С. В. Стариков. Марийцы (черемисы) Среднего Поволжья и Приуралья на рубеже XIX—XX веков. — Филокартия, 2009, № 4(14) — с. 2—6.



Ссылки |



  • Интернет-журнал «Кидшер» («На пульсе»)

  • MariUver — Независимый портал о марийцах, Марий Эл на четырёх языках: марийском, русском, эстонском и английском

  • Марийцы

  • История марийского этноса

  • Этническая карта марийцев в ПФО на уровне сельского поселения











Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?