Ненасилие

Multi tool use
Ненаси́лие — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.
Скульптура Карла Фредрика Рёйтерсвэрда Ненасилие перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке
Содержание
1 Подходы к ненасилию
1.1 Ненасилие в религии
1.2 Ненасилие в политике
2 Ненасилие и пацифизм
3 См. также
4 Примечания
5 Литература
5.1 Тексты
5.2 Исследования
5.3 Критика
6 Ссылки
Подходы к ненасилию |

Махатма Ганди, идеолог ненасилия.
Ненасилие может проявляться как принципиальное религиозное, этическое, философское убеждение и как прагматическая политическая стратегия.
Ненасилие в религии |
В христианстве заповеди ненасилия были даны в Нагорной проповеди. Одной из них была: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).
В буддизме и индуизме понятие ненасилия восходит к идее ахимса, означающему «непричинение вреда живым существам», противоположности насилию.
Вслед за использованием Махатмой Ганди понятия ахимса как синонима ненасилия такое понимание утвердилось в современной европейской культуре.
Однако понятие ахимса скрадывало активный, деятельный аспект ненасилия, как его понимал М. Ганди, и он впоследствии разработал новое в индийской философии понятие «сатьяграха» для выражения своих взглядов на ненасилие[1].
Ненасилие в политике |
Как способ гражданского воздействия на общество и власть, стратегия борьбы, ведущей к социальным преобразованиям, ненасилие было реализовано Махатмой Ганди в длящейся несколько десятилетий борьбе против английского правления в Индии.
Позже Мартин Лютер Кинг адаптировал и пропагандировал философию и методы Ганди для ненасильственной борьбы за гражданские права афроамериканцев в США.
Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций, будь они бюрократическими или милитаризированными.
Вследствие этого, стратегия ненасилия в масштабах общества будет нацелена на уменьшение власти правителей за счет уменьшения гражданами сотрудничества с ними и делегитимации власти за счет явного выражения несогласия.
Оппоненты стратегии ненасилия делают акцент на стремлении оппозиции к делегитимизации (демонизации) действующей власти. Обычно этот процесс производится не в правовом поле, а в сознании граждан. То есть все неприятности граждан (в их сознании) связываются с действиями действующей власти (легитимна она или нет, особого значения не имеет), подводя к мысли, что достаточно сменить действующую власть/режим и все заживут счастливо и свободно. Хотя после переворота/революции так происходит далеко не всегда.[2]
Ненасилие и пацифизм |
Ненасилие часто связывается с пацифизмом и иногда используется как его синоним.
Тем не менее, между двумя этими концепциями имеется заметное различие.
Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам.
Ненасилие, как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия.
Кроме того, ненасилие, как стратегия и инструмент социального протеста в определенной области, может сочетаться с применением насилия в каких-то других областях.
См. также |
- Ненасильственное сопротивление
- Пацифизм
- Сатьяграха
- Толстовство
- Международный день ненасилия
- Христианский пацифизм
Примечания |
↑ Гусейнов А. А. Этика ненасилия. Архивировано 8 августа 2011 года. // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.
↑ Ненасилие в политических трансформациях на постсоветском пространстве
Литература |
Тексты |
Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)
Г. Д. Торо «Гражданское неповиновение» (1848 г.) (недоступная ссылка)
Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас…» (1890-93 гг.)
Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)
П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)
Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)
М. К. Ганди «Моя вера в ненасилие».
М. Л. Кинг «Паломничество к ненасилию»
Исследования |
А. Швейцер «Христианство и мировые религии».
Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»
П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах
М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983
Рыбаков Р. Б. «Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди)» // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.
«Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.
Р. Джонсон «Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке» (недоступная ссылка) // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
«Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах
«Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.
Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.
У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.
М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»
О Великом чеченском суфии — Кунта-хаджи Кишиеве — о проповеднике ненасилия 19 века.
Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.
Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства
А. Е. Сериков «Гринпис как ненасильственная экологическая организация» // «Опыт ненасилия в XX столетии», М.: 1996.
Педагогика ненасилия: Опыт педагогической практики. (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2053 дня] — история, копия)
В. Г. Чертков «О революции. Насильственная революция или христианское освобождение?» (с пред. Л. Н. Толстого), 1904.- Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива
План академического курса «Насилие и ненасилие» (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2053 дня] — история, копия) (Утверждено: Учебно-методическим Советом по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию, профессор В. В. Миронов)
- Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. А. Гжегорчик. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54—64.
- Этика ненасилия. А. А. Гусейнов. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.
- Понятия насилия и ненасилия. А. А. Гусейнов Вопросы философии. 1994. № 6.
- Ненасилие: философия, этика, политика. Сборник под редакцией Гусейнова А. А. — М.: Наука, 1993.
- Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Братченко С. Л. — СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999
- Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Ситаров В. А., Маралов ВТ. — М., 2000.
Критика |
- Ненасилие и его насильственные последствия. Мейерс В.
Ссылки |
- Библиотека проекта «Вне насилия»
- Библиотека проекта «Некий»
Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова
![]() |
Для улучшения этой статьи желательно: |
6rI,UL,d xf7jrBGr9IiJYr,oq,vM 1XP4Q,q,YGh092E,za WSTlk 78SPen,fgja,F MlI4,f5W,m 7ZXrDoLhpNg4TDfsbjP9Q8Qg0JUR