Ненасилие




Ненаси́лие — система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.




Скульптура Карла Фредрика Рёйтерсвэрда (англ.) Ненасилие (англ.) перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке




Содержание






  • 1 Подходы к ненасилию


    • 1.1 Ненасилие в религии


    • 1.2 Ненасилие в политике




  • 2 Ненасилие и пацифизм


  • 3 См. также


  • 4 Примечания


  • 5 Литература


    • 5.1 Тексты


    • 5.2 Исследования


    • 5.3 Критика




  • 6 Ссылки





Подходы к ненасилию |





Махатма Ганди, идеолог ненасилия.


Ненасилие может проявляться как принципиальное религиозное, этическое, философское убеждение и как прагматическая политическая стратегия.



Ненасилие в религии |


В христианстве заповеди ненасилия были даны в Нагорной проповеди. Одной из них была: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39).


В буддизме и индуизме понятие ненасилия восходит к идее ахимса, означающему «непричинение вреда живым существам», противоположности насилию.
Вслед за использованием Махатмой Ганди понятия ахимса как синонима ненасилия такое понимание утвердилось в современной европейской культуре.
Однако понятие ахимса скрадывало активный, деятельный аспект ненасилия, как его понимал М. Ганди, и он впоследствии разработал новое в индийской философии понятие «сатьяграха» для выражения своих взглядов на ненасилие[1].



Ненасилие в политике |


Как способ гражданского воздействия на общество и власть, стратегия борьбы, ведущей к социальным преобразованиям, ненасилие было реализовано Махатмой Ганди в длящейся несколько десятилетий борьбе против английского правления в Индии.
Позже Мартин Лютер Кинг адаптировал и пропагандировал философию и методы Ганди для ненасильственной борьбы за гражданские права афроамериканцев в США.


Сторонники стратегии ненасилия считают, что в основе любой власти лежат сотрудничество и послушание граждан, и это справедливо для любых политических режимов и для любых организаций, будь они бюрократическими или милитаризированными.
Вследствие этого, стратегия ненасилия в масштабах общества будет нацелена на уменьшение власти правителей за счет уменьшения гражданами сотрудничества с ними и делегитимации власти за счет явного выражения несогласия.


Оппоненты стратегии ненасилия делают акцент на стремлении оппозиции к делегитимизации (демонизации) действующей власти. Обычно этот процесс производится не в правовом поле, а в сознании граждан. То есть все неприятности граждан (в их сознании) связываются с действиями действующей власти (легитимна она или нет, особого значения не имеет), подводя к мысли, что достаточно сменить действующую власть/режим и все заживут счастливо и свободно. Хотя после переворота/революции так происходит далеко не всегда.[2]



Ненасилие и пацифизм |


Ненасилие часто связывается с пацифизмом и иногда используется как его синоним.
Тем не менее, между двумя этими концепциями имеется заметное различие.
Пацифизм концентрируется на вопросах межгосударственного насилия (войны), но не обязательно подразумевает какое-либо движение к социальным или политическим переменам.
Ненасилие, как философия социального протеста, предполагает наличие какой-то социальной или политической цели, применительно к достижению которой и выдвигается идея ненасилия.
Кроме того, ненасилие, как стратегия и инструмент социального протеста в определенной области, может сочетаться с применением насилия в каких-то других областях.



См. также |



  • Ненасильственное сопротивление

  • Пацифизм

  • Сатьяграха

  • Толстовство

  • Международный день ненасилия

  • Христианский пацифизм



Примечания |





  1. Гусейнов А. А. Этика ненасилия. Архивировано 8 августа 2011 года. // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.


  2. Ненасилие в политических трансформациях на постсоветском пространстве




Литература |



Тексты |




  • Эразм Роттердамский «Жалоба мира» (1517 г.)


  • Г. Д. Торо «Гражданское неповиновение» (1848 г.) (недоступная ссылка)


  • Л. Н. Толстой «Царство Божие внутри вас…» (1890-93 гг.)


  • Л. Н. Толстой «Закон насилия и закон любви» (1908 г.)


  • П. В. Веригин «Декларация братской жизни» (1898 г.)


  • Архимандрит Спиридон (Кисляков) «Исповедь священника перед церковью» (1916 г.)


  • М. К. Ганди «Моя вера в ненасилие».


  • М. Л. Кинг «Паломничество к ненасилию»



Исследования |




  • А. Швейцер «Христианство и мировые религии».


  • Н. Н. Гусев «Отношение первых христиан к войне»


  • П. И. Бирюков «Гонение на христиан в России в 1895 г.» — о духоборах


  • М. А. Поповский «Русские мужики рассказывают. Последователи Л. Н. Толстого в Советском Союзе 1918—1977». L., 1983


  • Рыбаков Р. Б. «Ненасильственная борьба за мир без насилия (Ахимса в индийской традиции и в учении М. К. Ганди)» // «Пацифизм в истории. Идеи и движения мира», М.: ИВИ РАН, 1998.


  • «Биография» Хана Абдул Гаффар-хана — ненасилие и ислам.


  • Р. Джонсон «Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке» (недоступная ссылка) // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.


  • «Нобелевская премия мира 1947 года» — о квакерах


  • «Почему Свидетели Иеговы не участвуют в войнах?» // «Сторожевая Башня», 1 июля 2008.


  • Д. Хайнц «Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива» // «Ненасилие как мировоззрение и образ жизни», М., ИВИ РАН, 2000.


  • У. Саватский «Протестанты-пацифисты в Советской России в межвоенный период» // «Долгий путь российского пацифизма», М., ИВИ РАН, 1997.


  • М. и Л. Цвик «Дороти Дей, пророк пацифизма в Католической Церкви»


  • О Великом чеченском суфии — Кунта-хаджи Кишиеве — о проповеднике ненасилия 19 века.


  • Ф. Дайсон «Оружие и надежда», М., «Прогресс», 1990 — главы из книги.


  • Г. Пейдж «Общество без убийства: возможно ли это?», СПб.: Изд-во СПБУ, 2005 — см. Неприятие убийства


  • А. Е. Сериков «Гринпис как ненасильственная экологическая организация» // «Опыт ненасилия в XX столетии», М.: 1996.


  • Педагогика ненасилия: Опыт педагогической практики.  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2053 дня] — историякопия)


  • В. Г. Чертков «О революции. Насильственная революция или христианское освобождение?» (с пред. Л. Н. Толстого), 1904.

  • Эволюция ненасилия: историческая ретроспектива


  • План академического курса «Насилие и ненасилие»  (недоступная ссылка с 26-05-2013 [2053 дня] — историякопия) (Утверждено: Учебно-методическим Советом по философии, политологии и религиоведению УМО по классическому университетскому образованию, профессор В. В. Миронов)

  • Духовная коммуникация в свете идеала ненасилия. А. Гжегорчик. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 54—64.

  • Этика ненасилия. А. А. Гусейнов. Вопросы философии. 1992. № 3. С. 72—81.

  • Понятия насилия и ненасилия. А. А. Гусейнов Вопросы философии. 1994. № 6.

  • Ненасилие: философия, этика, политика. Сборник под редакцией Гусейнова А. А. — М.: Наука, 1993.

  • Гуманистическая психология как одно из направлений движения за ненасилие. Братченко С. Л. — СПб.: Издательство общества Я.Корчака, 1999

  • Педагогика и психология ненасилия в образовательном процессе. Ситаров В. А., Маралов ВТ. — М., 2000.



Критика |


  • Ненасилие и его насильственные последствия. Мейерс В.


Ссылки |



  • Библиотека проекта «Вне насилия»

  • Библиотека проекта «Некий»


  • Раздел «Ненасилие» в библиотеке Я. Г. Кротова








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?