Чойбалсан (город)
| Город | |
| Чойбалсан | |
|---|---|
| монг. Чойбалсан | |
48°04′14″ с. ш. 114°31′22″ в. д.HGЯOL | |
| Страна | |
| Аймак | Восточный аймак |
| Сомон | Чойбалсан (город) |
| История и география | |
| Прежние названия | до 1921 — Сан-Бейсе до 1941 — Баян-Тумен (монг. Баянтүмэн) |
| Площадь |
|
| Высота центра | 747 м |
| Часовой пояс | UTC+8 |
| Население | |
| Население | 39 500 человек (2007) |
| Цифровые идентификаторы | |
| Телефонный код | +976 (0)158 |
dornod.gov.mn | |
мост через речку Хэрлэн (фото 1972 года)
Чойбалса́н (монг. Чойбалсан) — четвёртый по величине город в Монголии. Административный центр Восточного (Дорнодского) аймака. Город расположен на реке Керулен на высоте 747 м над уровнем моря.
Содержание
1 История
2 Климат
3 Экономика
4 Транспорт
5 Ссылки
История |
На протяжении столетий место, где сейчас находится город, служило остановкой на караванном пути.
В XIX веке поселение выросло до размеров города, став экономическим центром Восточной Монголии уже в XX веке. До 1941 город назывался Баян-Тумен, позднее переименован в честь монгольского коммунистического политического деятеля Хорлогийна Чойбалсана.
После развала СССР в 1991 году, город покинули специалисты из бывшего СССР, некоторые секторы экономики пришли в упадок.
Климат |
Климат Чойбалсана резко континентальный. Зима морозная, лето сравнительно жаркое.
Климат Чойбалсана | |||||||||||||
|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
| Показатель | Янв. | Фев. | Март | Апр. | Май | Июнь | Июль | Авг. | Сен. | Окт. | Нояб. | Дек. | Год |
| Средний максимум, °C | −14,4 | −10,7 | −0,5 | 10,5 | 19,0 | 24,9 | 26,6 | 24,4 | 18,0 | 8,8 | −3,4 | −11,8 | 7,6 |
| Средняя температура, °C | −20,5 | −17,7 | −7,8 | 2,6 | 11,3 | 17,6 | 19,8 | 17,9 | 10,6 | 1,5 | −9,8 | −17,6 | 0,6 |
| Средний минимум, °C | −25,5 | −23,9 | −14,8 | −4,1 | 3,8 | 10,8 | 14,4 | 12,1 | 4,9 | −4,2 | −15,2 | −22,7 | −5,3 |
| Норма осадков, мм | 1 | 1 | 2 | 6 | 14 | 39 | 57 | 43 | 27 | 7 | 3 | 2 | 202 |
Источник: World Climate | |||||||||||||
Экономика |
В городе присутствует лёгкая и пищевая промышленность, развито производство стройматериалов. Для снабжения теплом и электричеством в 1982 году компанией Технопромэкспорт построена Чойбалсанская ТЭЦ. Установленная мощность - 24 МВт (2x6, 2х12), использует бурый уголь с разреза Бэрхе рядом с городом. Работают мукомольный и мясной комбинаты, шерстомоечная фабрика. В окрестностях развита добыча бурого угля и плавикового шпата (в Бэрхе). С недавних пор работает завод по переработке полиэтилена.
Транспорт |
Самолет Boeing 767 вылетает из Чойбалсанского аэропорта
Чойбалсанский аэропорт (COQ/ZMCD) располагает одной бетонной взлетно-посадочной полосой, регулярные рейсы в Улан-Батор. Бывший военный аэродром ВВС СССР.
В советское время на аэродроме базировалось 42 самолета Су-17М, впоследствии Су-17МЗ. В 1990 году 43-й полк был выведен из Монголии. Международный резервный аэропорт в Чойбалсане построен на базе бывшего военного аэродрома в 2001 году. А с 2008 года начались международные рейсы в Хайлар, Китайская Народная Республика.
Город связан железнодорожной линией со станцией Соловьёвск (и Борзя) Забайкальской железной дороги.
В городе родились:
Юрий Сенкевич (1937—2003) — советский и российский журналист.
Олег Яковлев (1969—2017) — российский певец, актёр, экс-солист группы «Иванушки International» (1998—2013).
Ссылки |
- Статистические данные по Дорнодскому аймаку
- Чойбалсан|Монголия|Ностальгия, военный гарнизон времен СССР
Это заготовка статьи по географии Монголии. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |