Гофман, Эрнст Теодор Амадей

Multi tool use
Multi tool use
























































Эрнст Теодор Амадей Гофман
Ernst Theodor Amadeus Hoffmann
E. T. A. Hoffmann, autorretrato.jpg
Псевдонимы
E. T. A. Hoffmann
Дата рождения
24 января 1776(1776-01-24)[1][2][…]
Место рождения
  • Кёнигсберг, Пруссия[5][3][…]

Дата смерти
25 июня 1822(1822-06-25)[1][2][…](46 лет)
Место смерти
  • Берлин, Германский союз[5]

Гражданство (подданство)
  • Flag of the Kingdom of Prussia (1803-1892).svg Королевство Пруссия

Род деятельности

писатель, композитор, художник

Направление
романтизм
Жанр
новелла
Язык произведений
немецкий
Подпись
Подпись

Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Логотип Викицитатника Цитаты в Викицитатнике

Эрнст Теодо́р Вильге́льм Го́фман (нем. Ernst Theodor Wilhelm Hoffmann; произ. Хофман; 24 января 1776, Кёнигсберг, Королевство Пруссия — 25 июня 1822, Берлин, Королевство Пруссия) — немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Из уважения к Амадею Моцарту в 1805 году сменил имя «Вильгельм» на «Амадей» (Amadeus). Заметки о музыке публиковал под именем Иоганн Крайслер (нем. Johannes Kreisler).




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Хронология жизни и творчества


  • 3 Гофман и романтизм


  • 4 Произведения


    • 4.1 Литературные произведения.


    • 4.2 Основные музыкальные произведения




  • 5 Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана


  • 6 Экранизации


  • 7 В астрономии


  • 8 Примечания


  • 9 Литература


  • 10 Ссылки





Биография |


Отец — прусский адвокат Кристоф Людвиг Гофман (1736—1797), мать — Ловиза Альбертина Дёрфер (1748–1796). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста Отто Вильгельма Дёрфера, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусством.


В 1800 году Гофман прекрасно окончил курс юридических наук в Кёнигсбергском университете и связал свою жизнь с государственной службой[6]. В этом же году он покинул Кёнигсберг и до 1807 года работал в разных чинах, в свободное время занимаясь музыкой и рисованием.


Все попытки Гофмана зарабатывать на жизнь искусством приводили к бедности и бедствиям. Лишь после 1813 года дела его пошли лучше после получения небольшого наследства. Место капельмейстера в Дрездене ненадолго удовлетворило его профессиональные амбиции; после 1815 он потерял это место и принуждён был снова поступить на ненавистную службу, уже в Берлине. Однако новое место давало и заработок, и оставляло много времени для творчества.


Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого. А в узаконенный час Гофман уже сидел на службе и усердно работал.


В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.


В возрасте 46 лет Гофман был окончательно истощён своим образом жизни; но и на смертном одре он сохранил силу воображения и остроумие. Умер в Берлине, похоронен на Иерусалимском кладбище[de] Берлина в районе Кройцберг. Обстоятельства биографии Гофмана обыграны в опере Жака Оффенбаха «Сказки Гофмана» и поэме Миколы Бажана «Ночь Гофмана».



Хронология жизни и творчества |


24 января 1776 года — в Кёнигсберге (Пруссия), в семье адвоката королевского суда Кристофа Людвига Гофмана и его кузины Ловизы Альбертины (урождённой Дёрфер), рождается второй сын — Эрнст Теодор Вильгельм Гофман[7].


1778 — родители Гофмана разводятся. Трёхлетний Эрнст вместе с матерью возвращается в дом своей бабушки, где и воспитывается под присмотром семьи Дёрферов. Старший брат Иоганн Людвиг остаётся с отцом.




Автопортрет Гофмана с другом Гиппелем в образе Кастора и Полидевка (1803)


24 мая 1779 — умирает обожаемая тётя Фюсхен (Шарлотта Вильгельмина Дёрфер).


1782—1792 — Гофман посещает реформатскую школу в Кёнигсберге. Отца Гофмана переводят на службу в Инстербург.


1786 — Гофман знакомится с Теодором Готлибом Гиппелем[en] (1775—1843). Их дружба будет продолжаться до самой смерти Гофмана.


1790 — Гофман становится учеником соборного органиста и композитора Кристиана Подбельски и живописца Земана.


1792 — Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского университета, продолжая семейные традиции. В свободное время он пишет, сочиняет музыку и рисует.


1793 — начинается роман Гофмана с замужней Дорой Хатт, которая старше его на 9 лет.


1794 — отъезд Гиппеля из Кёнигсберга. Гофман начинает переписку с ним.


1795 — Гофман пишет романы «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственный» (не сохранились) и в первый раз слушает «Дон Жуана» Моцарта. Круг его чтения в это время составляют сочинения Гроссе, Стерна, Жана Поля, Руссо и Шекспира. Продолжается тайный роман с Дорой Хатт.


1795 — 22 июля Гофман сдаёт первый экзамен по юриспруденции и назначается судебным следователем при кёнигсбергском окружном управлении.


1796 — в январе у Гофмана происходит конфликт с любовником Доры Хатт, и юноша хочет покинуть Кёнигсберг. Семья принимает решение отослать его в Глогау, к дяде по матери, И. Л. Дёрферу, крёстному отцу Эрнста. 13 марта умирает мать Гофмана. В июле он уезжает в Глогау, где знакомится с художником Алоисом Молинари и расписывает с ним местную иезуитскую церковь. Знакомство с И. фон Фоссом.


1797 — Гофман начинает дружбу с чиновником и композитором Иоганном Хампе. 27 апреля умирает отец Гофмана, и в мае—июне он совершает поездку в Кёнигсберг. Короткая встреча в пути с Гиппелем. Последнее свидание и окончательный разрыв с Дорой Хатт.


1798 — помолвка Гофмана с кузиной Минной Дёрфер. 20 июня он с успехом сдаёт второй экзамен по юриспруденции и хлопочет о своём переводе в Берлин, на должность референдария апелляционного суда. В августе Гофмана переводят в Берлин. Он путешествует по Исполинским горам вместе со своим экзаменатором Ф. Г. Ягвицем и впервые увлекается азартной игрой. В конце августа Гофман через Дрезден возвращается в Берлин и селится сначала в пансионе, а затем в доме Дёрферов. Начинается дружба Гофмана с актёром и гитаристом Ф. фон Гольбейном. Гофман изучает композицию у Ф. Рейхардта.


1799 — Гофман пишет музыку и текст трёхактного зингшпиля «Маска».


1800 — в январе Гофман безуспешно хлопочет о постановке своего зингшпиля в Королевском национальном театре (Königliches Nationaltheater). 27 марта он сдаёт третий экзамен по юриспруденции и в мае назначается на должность асессора в познаньском окружном суде. В начале лета Гофман путешествует вместе с Гиппелем в Потсдам, Лейпциг и Дрезден, а затем прибывает в Познань. На Рождество Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Жаном Полем, бывающим в доме Дёрферов.




Автопортрет-карикатура


1801 — Гофман пишет зингшпиль «Шутка, хитрость и месть» на слова Гёте, который в Познани ставят на сцене. Жан Поль отправляет партитуру со своей рекомендацией Гёте.


1802 — Гофман создаёт карикатуры на некоторых лиц познаньского высшего общества. В результате последовавшего за этим скандала Гофман переводится в порядке наказания в Плоцк. В начале марта Гофман разрывает помолвку с Минной Дёрфер и женится на польке Михалине Рорер-Тжчиньской (он нежно зовёт её Мишей). Летом юные супруги переезжают в Плоцк. Здесь Гофман остро переживает свою вынужденную изоляцию, он ведёт замкнутый образ жизни, пишет церковную музыку и произведения для фортепиано, изучает теорию композиции.


1803 — первая литературная публикация Гофмана: эссе «Письмо монаха своему столичному другу» напечатано 9 сентября в «Прямодушном». Безуспешная попытка участвовать в конкурсе Коцебу на лучшую комедию («Премия»). Гофман хлопочет о переводе в одну из западных провинций Пруссии.


1804 — с 24 января до 15 февраля Гофман в последний раз гостит в Кёнигсберге, где встречается с Гиппелем и Мальхен Хатт, дочерью скончавшейся к тому времени Доры Хатт. В марте его переводят в Варшаву и назначают на должность правительственного чиновника; здесь начинается дружба Гофмана и Юлиуса Эдуарда Хитцига. В декабре Гофман создаёт двухактный зингшпиль «Весёлые музыканты» по тексту К. Брентано — и впервые на титульном листе партитуры появляется имя Амадей.


1805 — Гофман пишет музыку к спектаклю Захарии Вернера «Крест на Балтике». «Весёлых музыкантов» ставят на сцене в Варшаве. 31 мая возникает «Музыкальное общество», и одним из его руководителей становится Гофман. В июле на свет появляется дочь Цецилия — первый и единственный ребёнок Гофмана.


1806 — Гофман занимается оформлением дворца Мнишков, приобретённом «Музыкальным обществом», сам расписывает многие его помещения. На торжественном открытии дворца Гофман дирижирует своей симфонией ми-бемоль мажор. 28 ноября Варшаву занимают французы; прусские учреждения закрыты, и Гофман лишается должности.


1807 — в январе Миша с Цецилией уезжают в Познань, к родственникам. Гофман селится в мансарде дворца Мнишков, ставшего резиденцией Дарю, и тяжело болеет. Срывается его переезд в Вену, и Гофман едет в Берлин, к Хитцигу, на помощь которого он очень рассчитывает. Гофман прибывает в Берлин 18 июня; должности у него нет, и он пытается зарабатывать на жизнь исключительно искусством. Начало нужды и голода. В середине августа в Познани умирает его дочь Цецилия.




Дом Гофмана в Бамберге


1808 — в середине апреля Гофман занимает должность капельмейстера в недавно открытом театре Бамберга. В начале мая у Гофмана возникает замысел «Кавалера Глюка»; в это время он очень остро нуждается. 9 июня Гофман уезжает из Берлина, посещает Хампе в Глогау и забирает Мишу из Познани. 1 сентября он прибывает в Бамберг, а 21 октября неудачно дебютирует как дирижёр в Бамбергском театре. Сохранив звание капельмейстера, Гофман слагает с себя обязанности дирижёра. На жизнь он зарабатывает частными уроками и случайными музыкальными сочинениями для театра.


1809 — публикация «Кавалера Глюка» во «Всеобщей музыкальной газете» (15 февраля); начало сотрудничества с этим изданием. В этом году Гофман знакомится с виноторговцем К. Ф. Кунцем, который станет позднее его первым издателем. В августе Гофман пишет фортепианное трио ми-мажор.


1810 — Гофман выступает в качестве композитора, декоратора, драматурга, режиссёра и помощника директора Бамбергского театра, переживающего свой расцвет. Создание образа Иоганнеса Крейслера — alter ego Гофмана («Музыкальные страдания капельмейстера Крейслера»).


1811 — Гофман даёт уроки пения Юлии Марк и влюбляется в свою ученицу. Она не догадывается о чувствах учителя. Гофман знакомится с К. М. фон Вебером.


1812 — Гофман страстно влюблён в Юлию, что вызывает ревность его жены Миши. Родные устраивают помолвку Юлии. Гофман находится на грани безумия и помышляет о двойном самоубийстве. Первый замысел романа «Часы просветления некоего бедного музыканта». Много времени Гофман посвящает изучению натурфилософии и «животного магнетизма». 14 мая в Бамберге проездом оказывается Наполеон. Летом Гофман задумывает оперу «Ундина». 5 сентября, во время поездки в Поммерсфельден, Гофман порывает с семейством Марк, а 19 сентября начинает писать «Дон Жуана». В декабре Юлия Марк вступает в брак с купцом Грепелем. Фридрих де ла Мотт Фуке создаёт либретто к опере «Ундина».


1813 — в феврале Гофмана приглашают на должность музыкального директора оперной труппы Йозефа Секонды. 18 марта он заключает издательский договор с Кунцем. 25 апреля Гофман приезжает в Дрезден, где встречает Гиппеля. 19 мая Гофман начинает писать «Магнетизёра», а 20 мая уезжает в Лейпциг, где находится оперная труппа Секонды, и приступает к исполнению обязанностей её директора. 24—25 июня вместе с труппой Гофман перебирается в Дрезден. Здесь он становится свидетелем битвы под городом (26—27 августа). 4 ноября Гофман дирижирует оперой Моцарта "Волшебная флейта" в осаждённом Дрездене и вскоре начинает повесть-сказку «Золотой горшок». После поражения Наполеона (10 декабря) Гофман возвращается с труппой в Лейпциг.


1814 — 15 февраля Гофман заканчивает «Золотой горшок». Секонда увольняет Гофмана, обвинив его в некомпетентности. Гофман вновь нуждается и пытается заработать на жизнь антинаполеоновскими карикатурами и рецензиями для «Всеобщей музыкальной газеты». 5 марта он приступает к работе над романом «Эликсиры сатаны», с которым связывает надежды на улучшение своего финансового положения и называет его «эликсиром жизни». В начале мая выходят первые два тома «Фантазий в манере Калло». 5 августа Гофман завершает оперу «Ундина». В сентябре министерство юстиции Пруссии предлагает Гофману должность государственного чиновника, поначалу без оклада, и он соглашается. 26 сентября Гофман приезжает в Берлин, где знакомится с Фуке, Шамиссо, Тиком, Францем Хорном, Филиппом Фейтом. «Фантазии в манере Калло» пользуются популярностью, Гофмана приглашают в литературные салоны.





Шарж на Юлия Фосс



1815 — Гофман больше не нуждается: он популярный автор альманахов и карманных изданий; не приносящая существенного дохода работа для «Всеобщей музыкальной газеты» прекращается. 27 мая «Ундина» принимается для постановки на сцене Национального театра. Гофман знакомится с Брентано и Эйхендорфом. 1 июля он арендует квартиру на Таубенштрассе, 31 (на Жандармском рынке), ставшую последним его пристанищем. Дружба с Девриентом. В сентябре выходит 1-й том «Эликсиров сатаны».


1816 — рушатся надежды Гофмана занять должность капельмейстера. 22 апреля он назначается советником апелляционного суда с окладом; Гофман смиряется со своими юридическими занятиями «хлеба насущного» ради. В мае выходит 2-й том «Эликсиров сатаны». Летом возникает его дружба с К. М. фон Вебером. 3 августа играют премьеру «Ундины»; музыка Гофмана имеет успех. Начинают выходить в свет «Ночные рассказы» (до 1817 года).


1817 — восторженная рецензия К. М. фон Вебера на «Ундину» во «Всеобщей музыкальной газете». Финансовые дела Гофмана поправляются: он популярен как композитор и литератор; кроме того, он пользуется репутацией блестящего судьи апелляционного суда. 27 июля играют 14-е (последнее) представление «Ундины»; 29 июля пожар уничтожает театр, при этом сгорают декорации «Ундины». Дом, в котором живёт Гофман, также едва не становится жертвой огня. Гофман не заходит более в литературные салоны, вместо того он становится частым гостем питейных заведений, особенно винного погребка «Люттер и Вегнер».


1818 — Гофман задумывает книгу «Мастера пения. Роман для друзей музыкального искусства» (не написана). Возникает замысел сборника рассказов «Серапионовы братья» (первоначально — «Серафимовы братья») и оперы «Любовник после смерти» по произведению Кальдерона, либретто к которой пишет Контесса. Весной Гофман тяжело болеет; у него появляется замысел «Крошки Цахеса». Летом Гофман заводит кота и называет его Мурр. В октябре писатель оканчивает рассказ «Мадемуазель де Скюдери». 14 ноября учреждается кружок «Серапионовых братьев», куда входят, помимо самого Гофмана, Хитциг, Контесса и Кореф.


1819 — в январе в свет выходит 1-й том «Фантазий в манере Калло», в феврале — 1-й том «Серапионовых братьев». В мае Гофман начинает роман «Житейские воззрения кота Мурра». 1 октября он назначается членом «Непосредственной следственной комиссии по выявлению изменнических связей и других опасных происков»; в процессе работы комиссии в октябре—ноябре Гофман подготавливает судебные заключения с требованием об освобождении обвиняемых. В конце ноября Гофман поддерживает иск арестованного Яна («отца гимнастического движения»), поданный против начальника полиции Кампца; нарастают разногласия «Непосредственной комиссии» с прусским правительством. В декабре выходит 1-й том «Кота Мурра».





А. Кравченко. Иллюстрация к повести «Повелитель блох», 1922




Могила Гофмана на Иерусалимском кладбище[de] Берлина в районе Кройцберг


1820 — в феврале Гофман готовит решение по делу Яна, требуя его освобождения. 23 марта писатель получает письмо от Бетховена с выражениями признательности. К началу лета Гофман оканчивает «Принцессу Брамбиллу». В сентябре—октябре в свет выходит 3-й том «Серапионовых братьев». Гофман делает перевод и перерабатывает либретто оперы «Олимпия».


1821 — в августе Гофман приступает к работе над 2-м томом «Житейских воззрений кота Мурра» и к началу декабря заканчивает его. 8 октября его переводят в Верховный апелляционный сенат апелляционного суда с повышением оклада. В начале ноября Гофман посылает издателю Вильмансу первые страницы «Повелителя блох». Замысел романа «Предсвадебный медовый месяц Тимотеуса Шнельпфеффера» (не был написан). В ночь с 29 на 30 ноября у Гофмана умирает любимый кот Мурр, не дождавшись издания 2-го тома «Житейских воззрений» (середина декабря).


1822 — приблизительно 18 января Гофман тяжело заболевает. 23 января по распоряжению прусского правительства конфискованы рукопись и уже отпечатанные листы «Повелителя блох», а также переписка писателя с издателем. 31 января Кампц решает вопрос доказанности выдвинутых против Гофмана обвинений относительно насмешек над чиновниками и нарушения служебной тайны; он требует применить к Гофману строгое наказание. По ходатайству Гиппеля допрос Гофмана откладывается. 23 февраля больной Гофман диктует речь в свою защиту; 28 февраля он диктует окончание «Повелителя блох». 26 марта Гофман составляет завещание, вслед за этим у него наступает паралич. В апреле писатель диктует новеллу «Угловое окно». В свет выходит «Повелитель блох» (в урезанном варианте). Примерно 10 июня Гофман диктует рассказ «Враг» (оставшийся незаконченным) и анекдот «Наивность». 24 июня паралич достигает шеи. 25 июня в 11 часов утра Гофман умирает.



Гофман и романтизм |


Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с йенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Музыкант и композитор, художник-декоратор и мастер графического рисунка, писатель Гофман близок к практическому осуществлению идеи синтеза искусств.


Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий йенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью. В. Соловьёв так охарактеризовал творчество Гофмана:
.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote{float:none;padding:0.25em 1em;border:thin solid #eaecf0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-source{margin:1em 0 0 5%;font-size:105%}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq{margin:0 -1em -0.25em}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavFrame{padding:0}.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavHead,.mw-parser-output .ts-Начало_цитаты-quote .ts-oq .NavContent{padding-left:1.052632em;padding-right:1.052632em}



Существенный характер поэзии Гофмана… состоит в постоянной внутренней связи и взаимном проникновении фантастического и реального элементов, причем фантастические образы, несмотря на всю свою причудливость, являются не как привидения из иного, чуждого мира, а как другая сторона той же самой действительности, того же самого реального мира, в котором действуют и страдают живые лица, выводимые поэтом. …В фантастических рассказах Гофмана все лица живут двойною жизнью, попеременно выступая то в фантастическом, то в реальном мире. Вследствие этого они или, лучше сказать, поэт — через них — чувствует себя свободным, не привязанным исключительно ни к той, ни к другой области[8]..mw-parser-output .ts-Конец_цитаты-source{margin:0.357143em 2em 0 0;text-align:right}


Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет своё направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот. По наблюдению Н. Я. Берковского:




Гофман делает очень важное для тогдашней литературы открытие: страшный мир отлично уживается с бидермейером, с добряками стиля бидермейер. В чреве бидермейера обитают преступления, суды, следствия, четвертования и повешения. Самому Гофману как художнику более всего удавалось изображение страшного мира, когда практиковалось оно в его переплетенности с обыденной гражданской жизнью. Когда же Гофман писал страшное как некий жанр, в себе самом закрытый, когда он преподносил его вытяжками, чёрными экстрактами, как во многих из своих «Ночных рассказов» — «Игнац Деннер», например, — то он терпел несомненную неудачу. Чтобы впечатлять, страшное нуждалось в обыденной основе, в гарантиях реальности, иначе оно только раздражало воображение и ум[9].



Произведения |



Литературные произведения. |



  • Сборник новелл «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot's Manier) (1814):

    • «Жак Калло» (нем. Jaques Callot)

    • «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Glück)

    • «Крейслериана (I)» (нем. Kreisleriana):
      • Музыкальные страдания капельмейстера Иоганнеса Крейслера; Ombra adorata; Мысли о высоком значении музыки; Инструментальная музыка Бетховена; Крайне бессвязные мысли; Совершенный машинист


    • «Дон Жуан» (нем. Don Juan)

    • «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza)

    • «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur)

    • «Золотой горшок» (нем. Der goldene Topf)

    • «Приключение в ночь под Новый год» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht)

    • «Крейслериана (II)» (нем. Kreisleriana):
      • Письмо барона Вальборна капельмейстеру Крейслеру; Письмо капельмейстера Крейслера барону Вальборну; Музыкально-поэтический клуб Крейслера; Сведения об одном образованном молодом человеке; Враг музыки; Об одном изречении Саккини и так называемых музыкальных эффектах; Аттестат Иоганнеса Крейслера




  • Пьеса-сказка «Принцесса Бландина» (нем. Prinzessin Blandina) (1814)

  • Роман «Эликсиры сатаны» (нем. Die Elixiere des Teufels) (1815)

  • Повесть-сказка «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig) (1816)

  • Сборник новелл «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke) (1817):

    • «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann)

    • «Обет» (нем. Das Gelübde)

    • «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner)

    • «Церковь иезуитов в Г.» (нем. Die Jesuiterkirche in G.)

    • «Майорат» (нем. Das Majorat)

    • «Пустой дом» (нем. Das öde Haus)

    • «Sanctus» (нем. Das Sanctus)

    • «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz)



  • Эссе «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors) (1818)

  • Повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober) (1819)

  • Повесть-сказка «Принцесса Брамбилла» (нем. Prinzessin Brambilla) (1820)

  • Сборник новелл «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder) (1819-21):

    • «Отшельник Серапион» (нем. Der Einsiedler Serapion)

    • «Советник Креспель» (нем. Rat Krespel)

    • «Фермата» (нем. Die Fermate)

    • «Поэт и композитор» (нем. Der Dichter und der Komponist)

    • «Эпизод из жизни трех друзей» (нем. Ein Fragment aus dem Leben dreier Freunde)

    • «Артурова зала» (нем. Der Artushof)

    • «Фалунские рудники» (нем. Die Bergwerke zu Falun)

    • «Щелкунчик и Мышиный король» (нем. Nußknacker und Mausekönig)

    • «Состязание певцов» (нем. Der Kampf der Sänger)

    • «История с привидением» (нем. Eine Spukgeschichte)

    • «Автоматы» (нем. Die Automate)

    • «Дож и догаресса» (нем. Doge und Dogaresse)

    • «Старая и новая духовная музыка» (нем. Alte und neue Kirchenmusik)

    • «Майстер Мартин-бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen)

    • «Неизвестное дитя» (нем. Das fremde Kind)

    • «Сведения из жизни известного лица» (нем. Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes)

    • «Выбор невесты» (нем. Die Brautwahl)

    • «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast)

    • «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry)

    • «Счастье игрока» (нем. Spielerglück)

    • «Барон фон Б.» (нем. Der Baron von B.)

    • «Синьор Формика» (нем. Signor Formica)

    • «Захариас Вернер» (нем. Zacharias Werner)

    • «Видения» (нем. Erscheinungen)

    • «Взаимозависимость событий» (нем. Der Zusammenhang der Dinge)

    • «Вампиризм» (нем. Vampirismus)

    • «Эстетическое чаепитие» (нем. Die ästhetische Teegesellschaft)

    • «Королевская невеста» (нем. Die Königsbraut)



  • Роман «Житейские воззрения кота Мурра» (нем. Lebensansichten des Katers Murr) (1819-21)

  • Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh) (1822)

  • Поздние новеллы (1819—1822):

    • «Хайматохаре» (нем. Haimatochare)

    • «Маркиза де ла Пивардьер» (нем. Die Marquise de la Pivardiere)

    • «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger)

    • «Разбойники» (нем. Die Räuber)

    • «Ошибки» (нем. Die Irrungen)

    • «Тайны» (нем. Die Geheimnisse)

    • «Огненный дух» (нем. Der Elementargeist)

    • «Datura fastuosa» (нем. Datura fastuosa)

    • «Мастер Иоганн Вахт» (нем. Meister Johannes Wacht)

    • «Враг» (нем. Der Feind (Fragment))

    • «Выздоровление» (нем. Die Genesung)

    • «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster)





Основные музыкальные произведения |




  • зингшпиль «Веселые музыканты» (нем. Die lustigen Musikanten) (либретто: Клеменс Брентано) (1804)

  • музыка к трагедии Захариаса Вернера «Крест на Балтийском море» (нем. Bühnenmusik zu Zacharias Werners Trauerspiel Das Kreuz an der Ostsee) (1805)


  • сонаты для фортепиано: A-Dur, f-moll, F-Dur, f-moll, cis-moll (1805—1808)


  • балет «Арлекин» (нем. Arlequin) (1808)

  • Miserere b-moll (1809)

  • «Большое трио для фортепиано, скрипки и виолончели» (нем. Grand Trio E-Dur) (1809)


  • мелодрама «Дирна. Индийская мелодрама в 3-х актах» (нем. Dirna) (либретто: Юлиус фон Зоден) (1809)


  • опера «Аврора» (нем. Aurora) (либретто: Франц фон Хольбайн) (1812)


  • опера «Ундина» (нем. Undine) (либретто: Фридрих де ла Мотт Фуке) (1816)



Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана |



  • Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» (первая постановка в 1892 году).


  • Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia) — комический балет французского композитора Лео Делиба. Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном).

  • Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году).



Экранизации |



  • Щелкунчик (мультфильм, 1973)


  • Орех Кракатук, 1977 — фильм Леонида Квинихидзе

  • Ошибка старого волшебника (фильм), 1983 год


  • Щелкунчик и мышиный король (мультфильм), 1999 год

  • Щелкунчик (мультфильм, 2004)

  • «Гофманиада»


  • Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 год

  • Щелкунчик и четыре королевства, 2018 год



В астрономии |


В честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла» назван астероид (640) Брамбилла, открытый в 1907 году.



Примечания |





  1. 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118552465 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. 12 J. G. R. Hoffmann, Ernst Theodor Wilhelm // 1911 Encyclopædia Britannica — 11 — New York City: 1911. — Vol. 13. — ISBN 0-671-76747-X
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q18911675"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q867541"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q60"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q23665527"></a>



  4. 12 Ѳ. Н. М. Гоффманъ // Энциклопедический лексиконСПб.: 1838. — Т. 15. — С. 51–53.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q23665523"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q4532135"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q21282466"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q22813345"></a>



  5. 12 Гофман Эрнст Теодор Амадей // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т. 7 : Гоголь — Дебит. — С. 189–190.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q17378135"></a>



  6. Шлапоберская С. Сказка и жизнь у Э.-Т.-А. Гофмана // Гофман Э.-Т.-А. Новеллы / Составление, вступ. статья и примеч. С. Шлапоберской. — М.: Худож. лит., 1983. — С. 5. — 399 с.


  7. Сафранский, 2005, с. 376—381.


  8. Золотой горшок : Сказка из новых времен // Огонёк : журнал / Эрнст Теодор Амадей Гофман; Перевод <и предисл.> Вл. Соловьева. — 1880. — № 24.


  9. Берковский, Наум Яковлевич. Романтизм в Германии. — Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1973. — С. 520. — 565 с.




Литература |



  • Сафранский, Рюдигер. Гофман = E.T.A. Hoffmann. Das Leben eines skeptischen Phantasten / Пер. с нем.; вступ. статья В. Д. Балакина. — М.: Молодая гвардия, 2005. — 383 с. — (Жизнь замечательных людей : Сер. биогр.; вып. 946). — ISBN 5-235-02813-9.

  • Берковский, Наум Яковлевич. Предисловие // Новеллы и повести / Э. Т. А. Гофман ; Пер. с нем. под ред. А. В. Федорова. — Л.: Гослитиздат, 1936. — 798 с.

  • Берковский, Наум Яковлевич. Романтизм в Германии. — СПб.: Азбука-классика, 2001. — 510 с. — (Academia). — ISBN 5-352-00015-X.

  • Ботникова, Алла Борисовна. Э. Т. А. Гофман и русская литература : (Первая половина XIX в.) : К проблеме русско-немецких литературных связей. — Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1977. — 206 с.

  • Ветчинов, Константин Михайлович. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. — Пущино: Фотон-век, 2009. — 288 с. — ISBN 978-5-903789-15-3.

  • Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Собрание сочинений : Пер. с нем. / Эрнст Теодор Амадей Гофман ; Редкол.: А. Б. Ботникова и др.. — М.: Художественная литература, 1991. — Т. 1: Фантазии в манере Калло; Принцесса Бландина; Необыкновенные страдания директора театра. — С. 5—26. — 493 с. — ISBN 5-280-01693-4.

  • Миримский, Израиль Владимирович. Гофман // История немецкой литературы : В 5 т. / Под общ. ред. Н. И. Балашова и др.. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1966. — Т. 3: 1790-1848. — 586 с.

  • Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы : в 9 т. / редкол.: И. А. Тертерян (отв. ред.) и др.. — М.: Наука, 1989. — Т. 6. — 880 с. — ISBN 5-02-011345-X.

  • Русский круг Гофмана / составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн. — М.: Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2017. — 668 с. — ISBN 978-5-7380-0278-6.

  • Художественный мир Э. Т. А. Гофмана : Сборник статей / АН СССР, Научный совет по истории мировой культуры; Редкол.: И. Ф. Бэлза и др.. — М.: Наука, 1982. — 295 с.

  • Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. — М.: Радуга, 1987. — 464 с.

  • Полянская, Мина Иосифовна. Берлинский рассказчик // Зарубежные Задворки. — 2010. — № 1/3.

  • Полянская, Мина Иосифовна. Э. Т. А. Гофман в Берлине. Трагедия романтика при исполнении служебных обязанностей // Лёд и пламень : альманах. — Союз российских писателей, 2018.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}



















  • Кирпичников А. И. Гофман, Эрнст Теодор Вильгельм Амадей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.


  • Гофман, Эрнст Теодор Амадей в библиотеке Максима Мошкова

  • Произведения Гофмана

  • Статьи о Гофмане

  • Сафрански Рюдигер Гофман

  • Произведения на русском и немецком, музыка, рисунки Гофмана на etagofman.narod.ru

  • Сергей Курий — «Фантасмагория реальности (сказки Э. Т. А. Гофмана)», журнал «Время Z» № 1/2007


  • Луков Вл. А. Гофман Эрнст Теодор Амадей // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира» [2010].

  • Каталог AV музыкальных произведений Э. Т. А. Гофмана

  • Полянская М. «Э. Т. А. Гофман в Берлине. Берлинский текст». Литературный альманах «Мнемозина».

  • Полянская М. Берлинский рассказчик. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Зарубежные Задворки, 2010 № 1/3

  • Полянская М. Музы города. Берлин, Support Edition, 2000 ISBN 3-927869-13-9








1p6xcW66MkhB3yxKZk,4cqwhmK,LBAx8 Ch
P93oXWJ,grfwKGmUk2nWcO,B iInCP4jjG6y4EQujE,tN8,1wBKPhVFwI0b,yLLLwl9Mr8BOixgg22

Popular posts from this blog

Meaning of 'jiggelin' - word from the song 'Policeman' of Eva Simons

Высокополье (Харьковская область)

Усть-Каменогорск