Дисдери, Андре-Адольф-Эжен

Multi tool use
Андре-Адольф-Эжен Дисдери | |
---|---|
André-Adolphe-Eugène Disdéri | |
![]() автопортрет, ок. 1860 (Париж, музей Орсе) | |
Имя при рождении | фр. André Adolphe Disdéri[1] |
Дата рождения | 28 марта 1819(1819-03-28) |
Место рождения | Париж, Франция |
Дата смерти | 4 октября 1889(1889-10-04) (70 лет) |
Место смерти | Париж, Франция |
Страна |
|
Род деятельности | фотограф-дагерротипист |
Супруга | Geneviève Élisabeth Disdéri[d] |
Автограф | ![]() |
![]() |
Андре́-Адо́льф-Эже́н Дисдери́ (фр. André-Adolphe-Eugène Disdéri, 1819 — 1889) — французский фотограф, который начал карьеру в качестве дагерротиписта, но вошёл в историю благодаря патенту на изобретение способа изготовления фотографий на визитных карточках, сделавшего его всемирно известным[2].
Содержание
1 Биография
2 Галерея
3 Примечания
4 Литература
5 Ссылки
Биография |
В молодости Дисдери пробовал себя в ряде профессий, одновременно изучая искусство[3]. Он начал карьеру фотографа в качестве дагерротиписта в Бресте в 1848 или 1849 году, но примерно в декабре 1852- январе 1853 года переехал в Ним, где сотрудничал с Э.Бойером и Ж.Лораном, занимавшимися химическими экспериментами в области фотографии[4][5][6]. Через год после переезда в Ним Дисдери перебрался в Париж, где разработал и в 1854 году запатентовал «карт де визит» — фотоаппарат с четырьмя объективами, который делал восемь небольших фотографий размером 3,25×1,125 дюйма на «полной» фотопластинке формата 6,5×8,5 дюйма. Эти восемь фотографий, каждая из которых представляла собой визитную карточку размером 4×2,5 дюйма, продавались примерно за 4 доллара, более чем вдвое дешевле того, что обычно запрашивали портретные фотографы за один полноразмерный отпечаток[7][нет в источнике][8]. Это был первый в мире патент на визитные карточки[9] (недоступная ссылка с 08-09-2017 [560 дней]). Дисдери также изобрёл двойную форматную камеру[10].
Технология Дисдери имела огромный успех и быстро распространилась по всему миру. По оценке одного немецкого туриста, студия Дисдери в Париже «стала „Храмом фотографии“ — местом, уникальным по своей роскоши и элегантности. Ежедневно он [Дисдери] продаёт портреты [на сумму] от трёх до четырёх тысяч франков» [11]. Изготовление недорогих фотографий в больших количествах привело к быстрому упадку
дагерротипии, а также превратило визитные карточки в предмет коллекционирования. Огромным спросом стали пользоваться визитки знаменитостей, положившие начало культу «звёзд» в Европе и США[10][12].
Великий французский фотограф Надар, который был конкурентом Дисдери, написал в своей автобиографической книге «Когда я был фотографом» (фр. Quand j'étais photographe), о появлении визитных карточек Дисдери: «Это означало катастрофу. Вам приходилось или поддаваться, то есть следовать тренду — или уходить в отставку» [13].
На вершине своей карьеры Дисдери был чрезвычайно богатым и популярным, но с 1866 года спрос на визитные карточки его формата упал так же стремительно, как и рос вначале. Дисдери всячески стремился вернуть к жизни свой угасающий бизнес, пытался печатать фотографии на шёлке, на керамике, но его попытки не увенчались успехом — он стал жертвой собственного изобретения: массового изготовления дешёвых визитных карточек, и к концу жизни остался без гроша. Он умер 4 октября 1889 года в Париже в госпитале Святой Анны — приюте для «неимущих, алкоголиков и душевнобольных»[14].
Галерея |
- Фото Дисдери
Ноги оперы (ок. 1862), Лос-Анжелес, Центр Гетти
Фотопортрет Джузеппе Верди в формате визитной карточки. Париж, музей Орсе
Наполеон III с супругой Евгенией (ок. 1870), Лос-Анжелес, Центр Гетти
Визитная карточка Надара
Примечания |
↑ https://ellesaussi.wordpress.com/genevieve-elizabeth-francart-disderi-ca-1817-1878/
↑ «André Adolphe-Eugène Disdéri» at the Getty.
↑ К.Уилдер характеризует его род занятий как «коммерция, общественная деятельность и политика».
↑ McCauley, Elizabeth Anne. A. A. E. Disdéri and the Carte de Visite Portrait Photograph. — Yale University Press, 1985. — P. 14–15,231.
↑ Disdéri. Manuel opératoire de photographie sur collodion instantané. — Paris, 1853. — P. 7. — «J'ajouterai un mot pour remercier M. Boyer, pharmacien, et surtout M. Laurent, chimiste et contrôleur de garantie à Nimes, pour les renseignemens [sic] que ce dernier eût la bonté de me fournir au sujet de la partie chimique de cet ouvrage...».
↑ Disdéri (1853-09-24). “Correspondance”. La Lumière (39): 156.C'est alors que, de concert avec M. Laurent, amateur distingué de cette ville, nous fîmes quelques expériences...
.mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}
↑ Лекции по истории фотографии, 2014, с. 59—60.
↑ Date according to Wilder. Provision of ten images in the patent according to McCauley. An eight-image example from 1858 is displayed in metmuseum.org
↑ McCauley.
↑ 12 Leggat, Robert Disdéri, Andre Adolphe Eugene (неопр.). mpritchard.com.
↑ Liesegang, E. Geschichte der Firma Ed. Liesegand, page 8 (1929).
↑ A History of Photography: From its beginnings till the 1920s (неопр.).
↑ Nadar. Quand j'étais photographe, ISBN 2742717978 date=February 2009}}
↑ Elizabeth Anne McCauley, A.A.E. Disdéri and the Carybzte de Visite Portrait Photograph, Yale University Press, 1985.
Литература |
- Владимир Левашов. Лекции по истории фотографии / Галина Ельшевская. — 2-е изд.. — М.: «Тримедиа Контент», 2014. — 464 с. — ISBN 978-5-903788-63-7.
- McCauley, Elizabeth Anne. «Carte de visite.» Oxford Companion to the Photograph, ed. Robin Lenman. Oxford: Oxford University Press, 2005. ISBN 0-19-866271-8.
- Wilder, Kelley E. «Disdéri, André-Adolphe-Eugène.» Oxford Companion to the Photograph, ed. Robin Lenman. Oxford: Oxford University Press, 2005. ISBN 0-19-866271-8.
Ссылки |
- npg.org
- getty.edu
- metmuseum.org
Encyclopædia Britannica, Andre-Adolphe-Eugene Disdéri. Accessed 28 November 2007.- The virtual Cabinet Card museum.
Works by Disdéri Collection Paul Frecker, London.
19th Century Actors Carte de Visite Collection. 1860—1885. 605 photographic prints on carte de visite mounts ; 4 x 2½ in. At University of Washington Libraries, Special Collections.
4QVzpcgYaDL67aSs4Sw4odNQrye,a FTDq ly1EKY9 maTe96oqbyMVQ,BR,eod2KiA,MLH3dD ma1 JUfm D JhtteE 4Yd4