Русский авангард

Multi tool use
Русский авангард — одно из направлений модернизма в России (1900—1930-е годы), расцвет которого пришёлся на 1914—1922 годы.

Чёрный квадрат. Казимир Малевич. 1915
Основными направлениями и их представителями были:
Абстракционизм, Василий Кандинский
Супрематизм, Казимир Малевич
Конструктивизм, Владимир Татлин
Кубофутуризм (кубизм, футуризм), Владимир Маяковский
Органическое направление, Михаил Матюшин
Содержание
1 Цитаты
2 Крупнейшие выставки
3 Экспертиза русского авангарда
4 Примечания
5 Библиография
5.1 Альбомы, монографии, сборники статей
5.2 Статьи
5.3 Теле- и радиопередачи, публичные выступления, интервью
6 Ссылки
Цитаты |
Сергей Бирюков:
.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}
![]() |
Русский авангард мне представляется более фундаментальным, глобальным, мессианским. Европейский в разных странах разный, но в целом более технологичный. Это относится как к живописному, так и литературному авангарду. Приведу такой пример. Году, кажется, в 83-м в Москве открылась выставка «Москва — Париж». И вот там на фоне знаменитейших французских художников были две или три картины Павла Филонова. Всё погасло — весь цвет французской живописи. Такого художника, как Филонов, просто не было ни в одном авангарде европейском. Недавно я разговаривал с моим приятелем, очень хорошим немецким поэтом. Он мне: «Немецкий авангард слабый». А я, между прочим, высоко ценю немецкий дадаизм. И привожу ему примеры. Он мне одним ударом: «Ну у нас же не было Хлебникова»[1]. | ![]() |
Крупнейшие выставки |
- 1981—1982 — «Авангард в России» (из коллекции Георгия Костаки) (Нью-Йорк, Музей Соломона Гуггенхайма). Сенсационная выставка, организованная директором музея Томасом Мессером, фактически открывшая западу русский авангард.
- 1999 — «Organica. The non-objective world of nature in the Russian Avant-garde» / «Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века» (Кёльн)[2]
- 1999—2000 — «Амазонки авангарда» (Нью-Йорк — Берлин — Бильбао — Москва; кураторы Джон Эллис Боулт, Зельфира Трегулова)
- 2000—2001 — «Революция в живописи. Кандинский, Малевич и русский авангард» (США — 4 города)
- 2001 — «Органика. Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда XX века» (Москва)[3]
- 2001 — «Русский авангард» (Буэнос-Айрес)
- 2012 — «Русский авангард» (Палермо — Рим)
- 2013—2014 — «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам — Бонн — Лондон; куратор Зельфира Трегулова)
- 2014 — «Золотой век русского авангарда» (Москва… Питер Гринуэй, Саския Боддеке)
- 2014 — «Иные миры» (из коллекции Николая Щукина), Нью-Йорк, «Галерея Щукин»; куратор Николай Щукин
Экспертиза русского авангарда |
До 1970-х годов экспертами и специалистами по русскому авангарду были сами коллекционеры. В 1970-х годах, с возникновением большого интереса к русскому авангарду, экспертами стали известные искусствоведы, занимавшиеся русским авангардом — Евгений Ковтун, Алла Повелихина, Дмитрий Сарабьянов, Глеб Поспелов и другие.

Дом Матюшина, в котором ныне находится Музей петербургского авангарда
В 1990-е годы на русский авангард (как и на русское искусство в целом) резко выросли цены, что повлекло за собой возникновение рынка русского авангарда и, одновременно, появление огромного количества подделок («фальшаков»). В это же время появился институт экспертизы и профессия эксперта русского авангарда[4].
В 2006 году в Санкт-Петербурге на улице профессора Попова, дом 10, открылся Музей петербургского авангарда, в доме, где жили Матюшин и Гуро.
Примечания |
↑ Шепелев Алексей. Хлебников хотел победить числом, словом и звучанием. Сергей Бирюков о фигуре, придающей современности поэтический импульс // НГ Ex libris. — 20 января 2011 года.
↑ Organica — Exhibitions — Galerie Gmurzynska
↑ Ъ-Газета — Художники, смотревшие затылком
↑ Светова Зоя. Фальшаки на потоке // The New Times. — 3 марта 2014 года. — № 7.
Библиография |
![]() |
Внешние ссылки в этой статье могут не соответствовать правилам Википедии. |
Альбомы, монографии, сборники статей |
- Gray Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863—1932. — New York, 1962.
- Из истории советской архитектуры. Документы и материалы. 1917—1925 / Сост., авт. вступ. ст. В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — 250 с.
- Anfänge des russischen Futurismus / Hrsg. von D. Tschiž ewskij. — Wiesbaden: Otto Harassowitz, 1963. — 122 S.
- Markov V. Russian futurism: A history. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968. — 467 p.
- Kopp Anatole. Town and Revolution: Soviet Architecture and City Planning. 1917—1935 / Translator Thomas E. Burton. — London, 1970.
- Хазанова В. Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917—1925 / Академия наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — М.: Наука, 1970. — 214 с.
- Barooshian V. D. Russian cubo-futurism 1910-1930: A study in Avant-Gardism. — The Hague; Paris: Mouton, 1974. — 176 p.
- Russian Art of the Avant-Garde. Theory and Criticism 1902—1934 / Ed. by John E. Bowlt. — New York, 1976.
- Shadowa Larissa A. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. — Dresden: VEB Verlag der Kunst Dresden, 1978. — 372 p.
- Хазанова В. Э. Советская архитектура первой пятилетки. — М.: Наука, 1980. — 364 с. — 5900 экз.
- Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910—1930. — London: Thames and Hudson, 1982.
- Russische Avantgarde. Vom Primitivismus zum Konstruktivismus / Hrsg. von Bodo Zelinsky. — Bonn, 1983.
- Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Рабочие клубы и дворцы культуры, Москва / Составитель В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1984. — 139 с.
- Gray Camilla, Burleigh-Motley Marian. The Russian experiment in art, 1863—1922. — London: Thames and Hudson, 1986.
- Krieger V. Von der Ikone zur Utopie. Kunstkonzepte der russischen Avantgarde. — Köln, Weimar, Wien, 1988.
- Авангард, остановленный на бегу: [Альбом] / Авт.-сост. С. М. Турутина и др.; авт. статей Е. Ф. Ковтун и др.. — Л.: Аврора, 1989. — 283 с.
- Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: Книга, 1989.
- Кузминский К., Янечек Д., Очеретянский А. Забытый авангард: Россия, первая треть XX столетия: Сб. справочных и теоретических материалов. — Wien: Wiener Slawistisher Almanac, [1989]. — Т. 1. — 335 с.
- Страницы истории советской художественной культуры, 1917—1932 / АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Отв. ред. А. Я. Зись. — М.: Наука, 1989. — 258 с. с.
- Glossarium der russischen Avantgarde / Hrsg. von A. Flaker. — Graz, Wien: Droschl, 1989. — 548 S.
- L'avant-garde russe et la synthèse des arts / Ed. par Gérard Conio. — Lausanne, 1990.
- Jaccard J.-Ph. Daniil Harms et la fin de l’avant-garde russe. — Bern: Peter Lang, 1991. — (Slavica Helvetica).
- Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под редакцией Луиджи Магаротто, Марцио Марцадури, Даниелы Рицци. — Bern, Berlin, Frankfurt/М., New York, Paris, Wien: Peter Lang, 1991.
- Наков А. Русский авангард = L'avant-garde russe / Пер. с фр. Е. М. Титаренко. — М.: Искусство, 1991. — 192 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-210-02162-9.
- Повелихина Алла, Ковтун Евгений. Русская живописная вывеска и художники авангарда. — Л.: Аврора, 1991. — 200 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7300-0274-2.
- Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. — М.: Советский художник, 1992. — 352 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-269-00326-0.
- Cohen Jean-Louis. Le Corbusier and the Mystique of the USSR, Theories and Projects for Moscow, 1928—1936. — Princeton: Princeton University Press, 1992.
- Русский авангард в кругу европейской культуры: Материалы международной конференции. — М.: РАН, Культурная инициатива, 1993.
- Очеретянский А., Янечек Дж., Крейд В. Забытый авангард: Россия: Первая треть XX столетия. — Нью-Йорк, СПб.: [Б. и.], 1993. — Т. 2: Новый сборник справочных и теоретических материалов. — 278 с.
- Сидорина Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. — М.: ВИНИТИ, 1994. — 373 с.
- Хазанова В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба: В 2 т. / Государственный институт искусствознания, Министерство культуры Российской Федерации. — М.: РИИ, 1994.
- Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Перевод с французского Ф. А. Петровской; Научный редактор В. Н. Сажин. — СПб.: Академический проект, 1995. — 472 с. — ISBN 5-7331-0050-8.
- Marcadé Jean-Claude. L'avant-garde russe, 1907—1927. — Flammarion, 1995. — 479 p. — (Tout l'art). — ISBN 208010179X, 978-2080101792.
- Мириманов В. Б. Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. — М.: РГГУ, 1995. — 64 с. — (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 13).
- Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. — М.: [Б. и.], 1995. — 240 с.
- Laboratory of Dreams: The Russian Avant-Garde and Cultural Experiment / Ed. by J. E. Boult and O. Matich. — Stanford: Stanford University Press, 1996. — P. 360.
- Roberts G. The Last Soviet Avant-garde: OBERIU — fact, fiction, metafiction. — Cambridge University Press, 1997. — 274 p. — ISBN 0-521-48283-6.
- Русский авангард и Брянщина / Составление и предисловие М. Е. Белодубровского. — Брянск: Издательство БГПУ, 1998.
- Сахно И. М. Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика. — М.: Диалог-МГУ, 1999. — 351 с.
- Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9.
- Дёготь Екатерина. Русское искусство XX века: История русского искусства. Книга третья. — М.: Трилистник, 2000. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89480-031-5.
- Хазанова Вигдария. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917—1941 / Государственный институт искусствознания, Министерство культуры Российской Федерации. — М.: Жираф, 2000. — 159 с. — (Avant Garde). — 1500 экз. — ISBN 5-89832-013-X.
- Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации: Сборник по материалам конференции, посвящённой выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея» (Санкт-Петербург, Русский музей, 1998) / Сост. И. Карасик; Ред. А. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2001. — 272 с.
- Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X.
- Бирюков С. Е. Поэзия русского авангарда. — М.: ЛИА «Руслана Элинина», 2001. — 280 с. — ISBN 5-86280-058-1.
- Abstraction in Russia: XX Century (подарочный комплект из 2-х книг): Государственный Русский музей. Альманах. № 17 / На русском и английском языках; ред. Евгения Петрова. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2001. — 814 с. — ISBN 5-93332-070-6, 3-935298-50-1.
- Чёрный квадрат над Чёрным морем: Материалы к истории авангардного искусства Одессы. XX век / Составители Е. М. Голубовский, Т. В. Щурова; Главный редактор О. Ф. Ботушанская. — Одесса, 2001.
- Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — Т. 2. Футуристическая революция (1917—1921). Кн. 1. — 808 с. — 1500 экз. — ISBN 5-86793-246-X, 5-86793-217-6.
- Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы: [Сборник статей]. — М.: Пятая страна, 2003. — 302 с. — (Новейшие исследования русской культуры; Вып. 2). — ISBN 5-901250-11-7.
- Символизм в авангарде / Отв. ред., сост. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2003. — 443 с. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-022743-9.
- Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — 1500 экз. — ISBN 5-02-006374-6.
- Валяева Мария. Морфология русской беспредметности. — М.: Виртуальная галерея, 2003. — 584 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98181-001-7.
- Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — 576 с. — ISBN 5-274-01554-9.
- Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. — Мн.: Экономпресс, 2003. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 985-6479-30-4.
- «Бубновый валет» в русском авангарде / Авторы Фаина Балаховская, Владимир Круглов, Жан-Клод Маркадэ, Глеб Поспелов, Дмитрий Сарабьянов; переводчик Елена Лаванан; редактор Анна Лакс. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. — 352 с. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 92). — ISBN 5-93332-143-5, 3-935298-96-X.
- Грёзы о Востоке = Oriental dreams: русский авангард и шелка Бухары: [Каталог выставки] / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера); Под редакцией Е. А. Резвана. — СПб.: МАЭ РАН, 2006. — 219 с. — ISBN 978-5-88431-254-8.
- Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. — М.: Гилея, 2006. — 557 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-038-3.
- Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 304 с. — ISBN 5-86793-448-9.
- Мир вокруг нас: авангард и традиции в единстве и противоречии: [Круглый стол, связанный со 120-летием со дня рождения В. Хлебникова] / Никит. клуб; Редактор Н. М. Румянцева. — М.: [Б. и.], 2006. — 79 с. — (Россия в глобальной контексте: Цикл публичных дискуссий; Выпуск 25). — ISBN 5-8341-0077-5.
- Ласло Мохой-Надь и русский авангард: Статьи и пер. с венг. и нем. / Сост. С. Митурич; ред. Ю. Герчук. — М.: Три квадрата, 2006. — 296 с. — (artes et media). — 1000 экз. — ISBN 5-94607-062-2.
- Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — М.: Архитектура-С, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-9647-0139-2.
- Грыгар Моймир. Знакотворчество: Семиотика русского авангарда / Пер. с чешского М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной. — СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2007. — 519 с. — (Современная западная русистика. Т. 67). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7331-0344-0.
- Поляков В. В.. Книги русского кубофутуризма. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Гилея, 2007. — 551 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-040-5.
- Боровков А. И. Заметки о русском авангарде. — М.: Любимая книга, 2007. — 206 с. — ISBN 978-5-903228-09-6.
- Пэр Ричард, Коэн Жан-Луи, Ламберт Филлис. Потерянный авангард. Русская модернистская архитектура 1922—1932: Фотоальбом. — М.: Татлин, 2007. — 348 с. — ISBN 938-5-903433-02-5.
- Юшкова О. А. Станция без остановки: Русский авангард. 1910—1920-е годы. — М.: Галарт, 2008. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-269-01054-0.
- Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.
- Авангард и идеология: русские примеры / Редактор Слободан Грубачич, редактор-составитель Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета Белградского университета, 2009. — 712 с. — 400 экз. — ISBN 978-86-86419-65-1.
- Regina Khidekel Homage to Diaghilev’s Enduring Legacy. NY, 2009
- Фещенко В. В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0318-1.
- Юрова Л. Л. Русский Авангард в собрании Ярославского художественного музея / Russian Avant-Gard from the Collection Yaroslavl Art Museum / На русском и английском языках; Редактор Мария Валяева, переводчик Дмитрий Федосов. — М.: Северный паломник, 2009. — 168 с. — ISBN 978-5-94431-280-8.
- Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-86793-769-0, 978-5-86793-771-3.
- Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. — 1104 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-86793-770-6, 978-5-86793-771-3.
- Турчинская Е. Ю. Авангард на Дальнем Востоке: «Зелёная кошка», Бурлюк и другие. — СПб.: Алетейя, 2011. — 196 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91419-174-7.
- Pare Richard, Tsantsanoglou Maria, Cohen Jean-Louis, u.a. Baumeister der Revolution. Sowjetische Kunst und Architektur 1915—1935. — Essen: Mehring Verlag, 2011. — ISBN 3886340961.
- Ettore Gualtiero Robbiani A Utopian Vision. Lazar Khidekel -the rediscovered Suprematist magazine AHEAD, Issue 3, Zurich, 2011
- Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-89826-365-2.
- Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — 528 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-10-8.
- Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Биографии. Л—Я. — 724 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-11-5.
Floating Worlds and Future Cities: The Genius of Lazar Khidekel, Suprematism and the Russian Avant-Garde. YIVO, Lazar Khidekel Society, NY 2013 Catalog: Regina Khidekel, editor and Chronology, Maria Kokkori and Alexander Bouras The Suprematist line: Kazimir Malevich and Lazar Khidekel , Gines Garrido Anti-Gravity urban visions for a new world Roman Khidekel From Visionary to Reality
- Чубаров Игорь. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с.
- Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: РИП-холдинг, 2014. — 232 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-903190-66-9.
- Русский авангард и война. — Белград, 2014. — 300 экз.
- Сироткина И. Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников / Европейский университет в Санкт-Петербурге; Научный редактор А. А. Россомахин. — СПб.: Издательство ЕУСПб, 2014. — 208 с. — (AVANT-GARDE; выпуск 6). — ISBN 978-5-94380-176-1.
- 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и Анник Морар. — СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. — 544 с. — ISBN 978-5-94380-181-5.
- Alla Efimova Surviving Suprematism: Lazar Khidekel. Judah L. Magnes Museum, Berkeley CA, 2004 (Conversation: Alla Efimova, Mark and Regina Khidekel)
- S. O. Khan-Magomedov 100 Masterpieces of Soviet Avant-garde Architecture. M., Editorial URSS, 2005
- S. O. Khan-MagomedovLazar Khidekel (Creators of Russian Classical Avant-garde series) M., 2008 (Russian). 2010 (English)
Dmitry Kozlov Review on «Lazar Khidekel» by S. O. Khan-Magomedov. NRS, New York, 2008
- Lazar Khidkel and Suprematism. Prestel Publishing 2014. Regina Khidekel, with contributions by Constantin Boym, Magdalena Dabrowski, Charlotte Douglas, Tatyana Goryacheva, Irina Karasik, Boris Kirikov and Margarita Shtiglits, and Alla Rosenfeld.
Parallel Cities: The Multilevel Metropolis April 26, 2016 Andrew Blauvelt (Author, Editor), Jennifer Yoos (Author), Vincent James (Author)
Статьи |
- Marshak Alexander. The Art of Russia That Nobody Sees // Life. — 1960, March 28. — P. 60—71.
- Grübel R. К прагматике литературных манифестов русского авангардизма // Umjetnost riječi: Časopis za znanost o književnosti. God. XXV (1981): Književnost — avangarda — revolucija. — Zagreb: Hrvatsko filološko društvo, 1981. — С. 59—75.
- Ковалёв Андрей. Существовал ли «русский авангард»? Тезисы по поводу терминологии // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 1. — С. 123—130.
Бобринская Е. Жест в поэтике раннего русского авангарда // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 49—62.
Азизян И. А. Итальянский футуризм и русский авангард // Искусствознание. 1/99. С. 300—329.- Гурьянова Нина. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 92—108.
- Адаскина Н. Л. Закат авангарда в России // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 148—158.
- Карасик И. Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 129—138. — ISBN 5-7859-0074-2.
Азизян И. А. Диалогизм в теоретической рефлексии лидеров русского авангарда // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. 2001. № 1.- Замятин Д. Н. Географические образы русского авангарда // Человек. — 2003. — № 6.
- Иньшаков Александр. Об искусстве «находить самого себя». Портрет и автопортрет в творчестве художников авангарда // Искусствознание. — 2003. — № 2. — С. 320–335.
- Хазанова Вигдария. Архитектура СССР 1930-х годов // Люди и судьбы. XX век. Книга очерков / Сост. и отв. ред. В. Е. Лебедева; редкол. В. Э. Хазанова и др.. — М.: Едиториал УРСС, 2005.
Ильченко М. С. Уралмаш между «наследием» и «утопией»: архитектура авангарда в поисках языков описания // Неприкосновенный запас. — 2017. — № 4 (114).
Сарафанова Н. В. «Цирковое искусство» русского авангарда: некоторые особенности поэтики В. В. Маяковского // Литература и театр. — Самара, 2006. С. 109—118.
Andrew Spira. The Avant-Garde Icon: Russian Avant-Garde Art and the Icon Painting Tradition. Aldershot, Lund Humphries, 2008.
Азизян И. А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма // Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Под. ред. И. А. Азизян. — СПб.: Коло, 2009. — 656 с. — ISBN 5-901841-56-3 °C. 288—376.- Бобринская Е. А. Русский авангард как историко-культурный феномен // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 5—65. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
- Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 66—138. — ISBN 978-5-9208-0363-4.
- Dmitry Kozlov Review on «Lazar Khidekel» by S. O. Khan-Magomedov. NRS, New York, 2008
Ильченко М. С. Советская авангардная архитектура глазами постсоветского человека // Каталог 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Екатеринбург, 2012.
Бруни Лев, Хлебникова Вероника. Андрей Сарабьянов: Авангард был временем невероятных открытий // Однако. — 2011. — 29 октября.- Михаил Карасик. Оммаж Хидекелю — литографские этюды. Санкт-Петербург: Издательство М. К., 2012.
- Gines Garrido. Cuidades aereas. Visions of Lazar Khidekel. Arquitectura Viva 153. 6/13, p. 58 — 61б
- Богданова Н. А. Пространство и время в искусстве Средневековья и русского авангарда // Третьяковские чтения. 2012: Материалы отчетной научной конференции / Научный редактор Л. И. Иовлева; редколлегия: Л. И. Иовлева, Т. В. Юденкова. — М.: СПМ-Индустрия, 2013. — С. 276—284.
Lazar Khidekel at Pushkin House, London by Edwin Heathcote, July 18, 2014 — Financial Times.- Cruz Garcia and Nathalie Frankowski _ WAI Think Tank . Lazar Khidekel’s Landscapes at the End of the World. Climates. The Avery Review, Columbia University, 2016
- Charlotte Douglas. Aero-Art, The Planetary View: Kazimir Malevich and Lazar Khidekel
Рыков А. В. Москва слезам не верит. Русский авангард как эстетика войны // Временник Зубовского института. 2015. Вып. 1 (14)
Теле- и радиопередачи, публичные выступления, интервью |
- Толстая Фёкла. Программа «Наблюдатель» с участием Андрея Сарабьянова, Евгении Илюхиной, Андрея Толстого и Ирины Вакар // Культура (телеканал). — 19 ноября 2013 года.
- Николаевич Сергей. Искусствовед Андрей Сарабьянов: Русский авангард сейчас переживает счастливую старость // ОТР. — 20 января 2014 года.
- Джон Боулт и Николетта Мислер о вдовах художников, исследователях и коллекционерах русского авангарда // Фонд «Устная история». — 4 марта 2014 года. Архивировано 29 мая 2014 года.
- Архангельский Александр. Передача «Почему в России так непопулярен авангард?» в программе «Тем временем» с участием Андрея Сарабьянова, Александра Митты, Александра Кабакова, Ирины Лебедевой, Михаила Каменского и Андрея Воробьёва // Культура (телеканал). — 6 мая 2014 года.
Телеканал «Россия-Культура»: 20 октября 2015. New broadcast about Lazar Khidekel, artist, architect and innovator, theorist and teacher
100 YEARS OF SUPREMATISM International conference, organized by Malevich Society, Lazar Khidekel Society, Columbia University, New York The Schapiro Center, 11—12 декабря 2015 Архивировано 27 июля 2016 года.
- Khidekel and the cosmist legacy of suprematism in architecture
- Lazar Khidekel Masterpieces // Google Arts & Culture.
Ссылки |
.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}
![]() |
Русский авангард на Викискладе |
---|
- Русский авангард // Энциклопедия «Кругосвет».
Это заготовка статьи по искусству. Вы можете помочь проекту, дополнив её. |
xFldeH,6CeviR2Wb4iKN6tB,mV 3,I,kBflRzK CR9ZTE1lPwzGhX2TGWocrnetey4Jq9UHjnIvFOm8v Ulfl6k XrfmzwRem0