Русский авангард






Русский авангард — одно из направлений модернизма в России (1900—1930-е годы), расцвет которого пришёлся на 1914—1922 годы.





Чёрный квадрат. Казимир Малевич. 1915


Основными направлениями и их представителями были:




  • Абстракционизм, Василий Кандинский


  • Супрематизм, Казимир Малевич


  • Конструктивизм, Владимир Татлин


  • Кубофутуризм (кубизм, футуризм), Владимир Маяковский


  • Органическое направление, Михаил Матюшин




Содержание






  • 1 Цитаты


  • 2 Крупнейшие выставки


  • 3 Экспертиза русского авангарда


  • 4 Примечания


  • 5 Библиография


    • 5.1 Альбомы, монографии, сборники статей


    • 5.2 Статьи


    • 5.3 Теле- и радиопередачи, публичные выступления, интервью




  • 6 Ссылки





Цитаты |


Сергей Бирюков:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« Русский авангард мне представляется более фундаментальным, глобальным, мессианским. Европейский в разных странах разный, но в целом более технологичный. Это относится как к живописному, так и литературному авангарду. Приведу такой пример. Году, кажется, в 83-м в Москве открылась выставка «Москва — Париж». И вот там на фоне знаменитейших французских художников были две или три картины Павла Филонова. Всё погасло — весь цвет французской живописи. Такого художника, как Филонов, просто не было ни в одном авангарде европейском. Недавно я разговаривал с моим приятелем, очень хорошим немецким поэтом. Он мне: «Немецкий авангард слабый». А я, между прочим, высоко ценю немецкий дадаизм. И привожу ему примеры. Он мне одним ударом: «Ну у нас же не было Хлебникова»[1]. »


Крупнейшие выставки |



  • 1981—1982 — «Авангард в России» (из коллекции Георгия Костаки) (Нью-Йорк, Музей Соломона Гуггенхайма). Сенсационная выставка, организованная директором музея Томасом Мессером, фактически открывшая западу русский авангард.

  • 1999 — «Organica. The non-objective world of nature in the Russian Avant-garde» / «Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века» (Кёльн)[2]

  • 1999—2000 — «Амазонки авангарда» (Нью-Йорк — Берлин — Бильбао — Москва; кураторы Джон Эллис Боулт, Зельфира Трегулова)

  • 2000—2001 — «Революция в живописи. Кандинский, Малевич и русский авангард» (США — 4 города)

  • 2001 — «Органика. Новая мера восприятия природы художниками русского авангарда XX века» (Москва)[3]

  • 2001 — «Русский авангард» (Буэнос-Айрес)

  • 2012 — «Русский авангард» (Палермо — Рим)

  • 2013—2014 — «Казимир Малевич и русский авангард» (Амстердам — Бонн — Лондон; куратор Зельфира Трегулова)

  • 2014 — «Золотой век русского авангарда» (Москва… Питер Гринуэй, Саския Боддеке)

  • 2014 — «Иные миры» (из коллекции Николая Щукина), Нью-Йорк, «Галерея Щукин»; куратор Николай Щукин



Экспертиза русского авангарда |


До 1970-х годов экспертами и специалистами по русскому авангарду были сами коллекционеры. В 1970-х годах, с возникновением большого интереса к русскому авангарду, экспертами стали известные искусствоведы, занимавшиеся русским авангардом — Евгений Ковтун, Алла Повелихина, Дмитрий Сарабьянов, Глеб Поспелов и другие.




Дом Матюшина, в котором ныне находится Музей петербургского авангарда


В 1990-е годы на русский авангард (как и на русское искусство в целом) резко выросли цены, что повлекло за собой возникновение рынка русского авангарда и, одновременно, появление огромного количества подделок («фальшаков»). В это же время появился институт экспертизы и профессия эксперта русского авангарда[4].


В 2006 году в Санкт-Петербурге на улице профессора Попова, дом 10, открылся Музей петербургского авангарда, в доме, где жили Матюшин и Гуро.



Примечания |





  1. Шепелев Алексей. Хлебников хотел победить числом, словом и звучанием. Сергей Бирюков о фигуре, придающей современности поэтический импульс // НГ Ex libris. — 20 января 2011 года.


  2. Organica — Exhibitions — Galerie Gmurzynska


  3. Ъ-Газета — Художники, смотревшие затылком


  4. Светова Зоя. Фальшаки на потоке // The New Times. — 3 марта 2014 года. — № 7.




Библиография |







Альбомы, монографии, сборники статей |




  • Gray Camilla. The Great Experiment: Russian Art 1863—1932. — New York, 1962.

  • Из истории советской архитектуры. Документы и материалы. 1917—1925 / Сост., авт. вступ. ст. В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. — 250 с.

  • Anfänge des russischen Futurismus / Hrsg. von D. Tschiž ewskij. — Wiesbaden: Otto Harassowitz, 1963. — 122 S.

  • Markov V. Russian futurism: A history. — Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1968. — 467 p.

  • Kopp Anatole. Town and Revolution: Soviet Architecture and City Planning. 1917—1935 / Translator Thomas E. Burton. — London, 1970.

  • Хазанова В. Э. Советская архитектура первых лет Октября. 1917—1925 / Академия наук СССР, Институт истории искусств Министерства культуры СССР. — М.: Наука, 1970. — 214 с.

  • Barooshian V. D. Russian cubo-futurism 1910-1930: A study in Avant-Gardism. — The Hague; Paris: Mouton, 1974. — 176 p.

  • Russian Art of the Avant-Garde. Theory and Criticism 1902—1934 / Ed. by John E. Bowlt. — New York, 1976.

  • Shadowa Larissa A. Suche und Experiment. Russische und sowjetische Kunst 1910 bis 1930. — Dresden: VEB Verlag der Kunst Dresden, 1978. — 372 p.

  • Хазанова В. Э. Советская архитектура первой пятилетки. — М.: Наука, 1980. — 364 с. — 5900 экз.

  • Zhadova L. Malevich. Suprematism and Revolution in Russian Art 1910—1930. — London: Thames and Hudson, 1982.

  • Russische Avantgarde. Vom Primitivismus zum Konstruktivismus / Hrsg. von Bodo Zelinsky. — Bonn, 1983.

  • Из истории советской архитектуры 1926-1932 гг.: Документы и материалы. Рабочие клубы и дворцы культуры, Москва / Составитель В. Э. Хазанова; отв. ред. К. Н. Афанасьев. — М.: Наука, 1984. — 139 с.

  • Gray Camilla, Burleigh-Motley Marian. The Russian experiment in art, 1863—1922. — London: Thames and Hudson, 1986.

  • Krieger V. Von der Ikone zur Utopie. Kunstkonzepte der russischen Avantgarde. — Köln, Weimar, Wien, 1988.

  • Авангард, остановленный на бегу: [Альбом] / Авт.-сост. С. М. Турутина и др.; авт. статей Е. Ф. Ковтун и др.. — Л.: Аврора, 1989. — 283 с.

  • Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: Книга, 1989.

  • Кузминский К., Янечек Д., Очеретянский А. Забытый авангард: Россия, первая треть XX столетия: Сб. справочных и теоретических материалов. — Wien: Wiener Slawistisher Almanac, [1989]. — Т. 1. — 335 с.

  • Страницы истории советской художественной культуры, 1917—1932 / АН СССР, ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР; Отв. ред. А. Я. Зись. — М.: Наука, 1989. — 258 с. с.

  • Glossarium der russischen Avantgarde / Hrsg. von A. Flaker. — Graz, Wien: Droschl, 1989. — 548 S.

  • L'avant-garde russe et la synthèse des arts / Ed. par Gérard Conio. — Lausanne, 1990.

  • Jaccard J.-Ph. Daniil Harms et la fin de l’avant-garde russe. — Bern: Peter Lang, 1991. — (Slavica Helvetica).

  • Заумный футуризм и дадаизм в русской культуре / Под редакцией Луиджи Магаротто, Марцио Марцадури, Даниелы Рицци. — Bern, Berlin, Frankfurt/М., New York, Paris, Wien: Peter Lang, 1991.

  • Наков А. Русский авангард = L'avant-garde russe / Пер. с фр. Е. М. Титаренко. — М.: Искусство, 1991. — 192 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-210-02162-9.

  • Повелихина Алла, Ковтун Евгений. Русская живописная вывеска и художники авангарда. — Л.: Аврора, 1991. — 200 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7300-0274-2.

  • Неизвестный русский авангард в музеях и частных собраниях / Авт.-сост. А. Д. Сарабьянов. — М.: Советский художник, 1992. — 352 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-269-00326-0.

  • Cohen Jean-Louis. Le Corbusier and the Mystique of the USSR, Theories and Projects for Moscow, 1928—1936. — Princeton: Princeton University Press, 1992.

  • Русский авангард в кругу европейской культуры: Материалы международной конференции. — М.: РАН, Культурная инициатива, 1993.

  • Очеретянский А., Янечек Дж., Крейд В. Забытый авангард: Россия: Первая треть XX столетия. — Нью-Йорк, СПб.: [Б. и.], 1993. — Т. 2: Новый сборник справочных и теоретических материалов. — 278 с.

  • Сидорина Е. В. Сквозь весь двадцатый век. Художественно-проектные концепции русского авангарда. — М.: ВИНИТИ, 1994. — 373 с.

  • Хазанова В. Э. Клубная жизнь и архитектура клуба: В 2 т. / Государственный институт искусствознания, Министерство культуры Российской Федерации. — М.: РИИ, 1994.

  • Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Перевод с французского Ф. А. Петровской; Научный редактор В. Н. Сажин. — СПб.: Академический проект, 1995. — 472 с. — ISBN 5-7331-0050-8.

  • Marcadé Jean-Claude. L'avant-garde russe, 1907—1927. — Flammarion, 1995. — 479 p. — (Tout l'art). — ISBN 208010179X, 978-2080101792.

  • Мириманов В. Б. Русский авангард и эстетическая революция XX века: Другая парадигма вечности. — М.: РГГУ, 1995. — 64 с. — (Чтения по истории и теории культуры / РГГУ, ИВГИ; Вып. 13).

  • Сидорина Е. В. Русский конструктивизм: Идеи, истоки, практика. — М.: [Б. и.], 1995. — 240 с.

  • Laboratory of Dreams: The Russian Avant-Garde and Cultural Experiment / Ed. by J. E. Boult and O. Matich. — Stanford: Stanford University Press, 1996. — P. 360.

  • Roberts G. The Last Soviet Avant-garde: OBERIU — fact, fiction, metafiction. — Cambridge University Press, 1997. — 274 p. — ISBN 0-521-48283-6.

  • Русский авангард и Брянщина / Составление и предисловие М. Е. Белодубровского. — Брянск: Издательство БГПУ, 1998.

  • Сахно И. М. Русский авангард: живописная теория и поэтическая практика. — М.: Диалог-МГУ, 1999. — 351 с.

  • Русский авангард 1910—1920-х годов в европейском контексте / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2000. — ISBN 5-02-011659-9.

  • Дёготь Екатерина. Русское искусство XX века: История русского искусства. Книга третья. — М.: Трилистник, 2000. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 5-89480-031-5.

  • Хазанова Вигдария. Клубная жизнь и архитектура клуба. 1917—1941 / Государственный институт искусствознания, Министерство культуры Российской Федерации. — М.: Жираф, 2000. — 159 с. — (Avant Garde). — 1500 экз. — ISBN 5-89832-013-X.

  • Русский авангард. Проблемы репрезентации и интерпретации: Сборник по материалам конференции, посвящённой выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея» (Санкт-Петербург, Русский музей, 1998) / Сост. И. Карасик; Ред. А. Лакс. — СПб.: Palace Editions, 2001. — 272 с.

  • Шатских А. С. Витебск. Жизнь искусства. 1917—1922. — М.: Языки русской культуры, 2001. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-7859-0117-X.

  • Бирюков С. Е. Поэзия русского авангарда. — М.: ЛИА «Руслана Элинина», 2001. — 280 с. — ISBN 5-86280-058-1.

  • Abstraction in Russia: XX Century (подарочный комплект из 2-х книг): Государственный Русский музей. Альманах. № 17 / На русском и английском языках; ред. Евгения Петрова. — Государственный Русский музей, Palace Editions, 2001. — 814 с. — ISBN 5-93332-070-6, 3-935298-50-1.

  • Чёрный квадрат над Чёрным морем: Материалы к истории авангардного искусства Одессы. XX век / Составители Е. М. Голубовский, Т. В. Щурова; Главный редактор О. Ф. Ботушанская. — Одесса, 2001.

  • Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — Т. 2. Футуристическая революция (1917—1921). Кн. 1. — 808 с. — 1500 экз. — ISBN 5-86793-246-X, 5-86793-217-6.

  • Бобринская Е. А. Русский авангард: истоки и метаморфозы: [Сборник статей]. — М.: Пятая страна, 2003. — 302 с. — (Новейшие исследования русской культуры; Вып. 2). — ISBN 5-901250-11-7.

  • Символизм в авангарде / Отв. ред., сост. Г. Ф. Коваленко. — М.: Наука, 2003. — 443 с. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — ISBN 5-02-022743-9.

  • Русский авангард 1910—1920-х годов и проблема экспрессионизма / Отв. ред. Г. Ф. Коваленко; Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. — М.: Наука, 2003. — (Искусство авангарда 1910—1920-х годов). — 1500 экз. — ISBN 5-02-006374-6.

  • Валяева Мария. Морфология русской беспредметности. — М.: Виртуальная галерея, 2003. — 584 с. — 2000 экз. — ISBN 5-98181-001-7.

  • Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм — концепция формообразования. — М.: Стройиздат, 2003. — 576 с. — ISBN 5-274-01554-9.

  • Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда. — Мн.: Экономпресс, 2003. — 416 с. — 3000 экз. — ISBN 985-6479-30-4.

  • «Бубновый валет» в русском авангарде / Авторы Фаина Балаховская, Владимир Круглов, Жан-Клод Маркадэ, Глеб Поспелов, Дмитрий Сарабьянов; переводчик Елена Лаванан; редактор Анна Лакс. — СПб.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2004. — 352 с. — (Государственный Русский музей. Альманах, № 92). — ISBN 5-93332-143-5, 3-935298-96-X.

  • Грёзы о Востоке = Oriental dreams: русский авангард и шелка Бухары: [Каталог выставки] / Российская академия наук, Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера); Под редакцией Е. А. Резвана. — СПб.: МАЭ РАН, 2006. — 219 с. — ISBN 978-5-88431-254-8.

  • Харджиев Н. И. От Маяковского до Кручёных: Избранные работы о русском футуризме / Сост. С. Кудрявцев. — М.: Гилея, 2006. — 557 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-038-3.

  • Бобринская Е. А. Русский авангард: границы искусства. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 304 с. — ISBN 5-86793-448-9.

  • Мир вокруг нас: авангард и традиции в единстве и противоречии: [Круглый стол, связанный со 120-летием со дня рождения В. Хлебникова] / Никит. клуб; Редактор Н. М. Румянцева. — М.: [Б. и.], 2006. — 79 с. — (Россия в глобальной контексте: Цикл публичных дискуссий; Выпуск 25). — ISBN 5-8341-0077-5.

  • Ласло Мохой-Надь и русский авангард: Статьи и пер. с венг. и нем. / Сост. С. Митурич; ред. Ю. Герчук. — М.: Три квадрата, 2006. — 296 с. — (artes et media). — 1000 экз. — ISBN 5-94607-062-2.

  • Хан-Магомедов С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования). — М.: Архитектура-С, 2007. — 520 с. — ISBN 978-5-9647-0139-2.

  • Грыгар Моймир. Знакотворчество: Семиотика русского авангарда / Пер. с чешского М. Шерешевской, Е. Чебучевой, Г. Вириной. — СПб.: Академический проект, Издательство ДНК, 2007. — 519 с. — (Современная западная русистика. Т. 67). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7331-0344-0.

  • Поляков В. В.. Книги русского кубофутуризма. — 2-е изд., испр. и доп.. — М.: Гилея, 2007. — 551 с. — 1500 экз. — ISBN 5-87987-040-5.

  • Боровков А. И. Заметки о русском авангарде. — М.: Любимая книга, 2007. — 206 с. — ISBN 978-5-903228-09-6.

  • Пэр Ричард, Коэн Жан-Луи, Ламберт Филлис. Потерянный авангард. Русская модернистская архитектура 1922—1932: Фотоальбом. — М.: Татлин, 2007. — 348 с. — ISBN 938-5-903433-02-5.

  • Юшкова О. А. Станция без остановки: Русский авангард. 1910—1920-е годы. — М.: Галарт, 2008. — 224 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-269-01054-0.

  • Шатских А. С. Казимир Малевич и общество Супремус. — М.: Три квадрата, 2009. — 464 с. — 700 экз. — ISBN 978-5-94607-120-8.

  • Авангард и идеология: русские примеры / Редактор Слободан Грубачич, редактор-составитель Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета Белградского университета, 2009. — 712 с. — 400 экз. — ISBN 978-86-86419-65-1.

  • Regina Khidekel Homage to Diaghilev’s Enduring Legacy. NY, 2009

  • Фещенко В. В. Лаборатория логоса: Языковой эксперимент в авангардном творчестве. — М.: Языки славянских культур, 2009. — 392 с. — ISBN 978-5-9551-0318-1.

  • Юрова Л. Л. Русский Авангард в собрании Ярославского художественного музея / Russian Avant-Gard from the Collection Yaroslavl Art Museum / На русском и английском языках; Редактор Мария Валяева, переводчик Дмитрий Федосов. — М.: Северный паломник, 2009. — 168 с. — ISBN 978-5-94431-280-8.

  • Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 1. — 784 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-86793-769-0, 978-5-86793-771-3.

  • Крусанов Андрей. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. Кн. 2. — 1104 с. — 3000 экз. — ISBN 978-5-86793-770-6, 978-5-86793-771-3.

  • Турчинская Е. Ю. Авангард на Дальнем Востоке: «Зелёная кошка», Бурлюк и другие. — СПб.: Алетейя, 2011. — 196 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-91419-174-7.

  • Pare Richard, Tsantsanoglou Maria, Cohen Jean-Louis, u.a. Baumeister der Revolution. Sowjetische Kunst und Architektur 1915—1935. — Essen: Mehring Verlag, 2011. — ISBN 3886340961.

  • Ettore Gualtiero Robbiani A Utopian Vision. Lazar Khidekel -the rediscovered Suprematist magazine AHEAD, Issue 3, Zurich, 2011

  • Сидорина Е. В. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. — М.: Прогресс-Традиция, 2012. — 656 с. — ISBN 978-5-89826-365-2.

  • Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. I: Биографии. А—К. — 528 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-10-8.

  • Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / Авторы-составители В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; Научный редактор А. Д. Сарабьянов. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. — Т. II: Биографии. Л—Я. — 724 с. — 2500 экз. — ISBN 978-5-902801-11-5.


  • Floating Worlds and Future Cities: The Genius of Lazar Khidekel, Suprematism and the Russian Avant-Garde. YIVO, Lazar Khidekel Society, NY 2013 Catalog: Regina Khidekel, editor and Chronology, Maria Kokkori and Alexander Bouras The Suprematist line: Kazimir Malevich and Lazar Khidekel , Gines Garrido Anti-Gravity urban visions for a new world Roman Khidekel From Visionary to Reality

  • Чубаров Игорь. Коллективная чувственность: теории и практики левого авангарда. — М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. — 344 с.

  • Ковтун Е. Ф. Русская футуристическая книга. — М.: РИП-холдинг, 2014. — 232 с. — 2000 экз. — ISBN 978-5-903190-66-9.

  • Русский авангард и война. — Белград, 2014. — 300 экз.

  • Сироткина И. Е. Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников / Европейский университет в Санкт-Петербурге; Научный редактор А. А. Россомахин. — СПб.: Издательство ЕУСПб, 2014. — 208 с. — (AVANT-GARDE; выпуск 6). — ISBN 978-5-94380-176-1.

  • 1913. «Слово как таковое»: К юбилейному году русского футуризма. Материалы международной научной конференции (Женева, 10–12 апреля 2013 г.) / Редактор Пётр Казарновский; Составление и научная редакция Жан-Филиппа Жаккара и Анник Морар. — СПб.: Издательство Европейского университета, 2015. — 544 с. — ISBN 978-5-94380-181-5.

  • Alla Efimova Surviving Suprematism: Lazar Khidekel. Judah L. Magnes Museum, Berkeley CA, 2004 (Conversation: Alla Efimova, Mark and Regina Khidekel)

  • S. O. Khan-Magomedov 100 Masterpieces of Soviet Avant-garde Architecture. M., Editorial URSS, 2005

  • S. O. Khan-MagomedovLazar Khidekel (Creators of Russian Classical Avant-garde series) M., 2008 (Russian). 2010 (English)


Dmitry Kozlov Review on «Lazar Khidekel» by S. O. Khan-Magomedov. NRS, New York, 2008



  • Lazar Khidkel and Suprematism. Prestel Publishing 2014. Regina Khidekel, with contributions by Constantin Boym, Magdalena Dabrowski, Charlotte Douglas, Tatyana Goryacheva, Irina Karasik, Boris Kirikov and Margarita Shtiglits, and Alla Rosenfeld.


  • Parallel Cities: The Multilevel Metropolis April 26, 2016 Andrew Blauvelt (Author, Editor), Jennifer Yoos (Author), Vincent James (Author)




Статьи |




  • Marshak Alexander. The Art of Russia That Nobody Sees // Life. — 1960, March 28. — P. 60—71.

  • Grübel R. К прагматике литературных манифестов русского авангардизма // Umjetnost riječi: Časopis za znanost o književnosti. God. XXV (1981): Književnost — avangarda — revolucija. — Zagreb: Hrvatsko filološko društvo, 1981. — С. 59—75.

  • Ковалёв Андрей. Существовал ли «русский авангард»? Тезисы по поводу терминологии // Вопросы искусствознания. — 1994. — № 1. — С. 123—130.


  • Бобринская Е. Жест в поэтике раннего русского авангарда // Хармсиздат представляет. Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 49—62.


  • Азизян И. А. Итальянский футуризм и русский авангард // Искусствознание. 1/99. С. 300—329.

  • Гурьянова Нина. Эстетика анархии в теории раннего русского авангарда // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Под ред. М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 92—108.

  • Адаскина Н. Л. Закат авангарда в России // Поэзия и живопись. Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 148—158.

  • Карасик И. Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: Сборник трудов памяти Н. И. Харджиева / Составление и общая редакция М. Б. Мейлаха и Д. В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000. — С. 129—138. — ISBN 5-7859-0074-2.


  • Азизян И. А. Диалогизм в теоретической рефлексии лидеров русского авангарда // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. 2001. № 1.

  • Замятин Д. Н. Географические образы русского авангарда // Человек. — 2003. — № 6.

  • Иньшаков Александр. Об искусстве «находить самого себя». Портрет и автопортрет в творчестве художников авангарда // Искусствознание. — 2003. — № 2. — С. 320–335.

  • Хазанова Вигдария. Архитектура СССР 1930-х годов // Люди и судьбы. XX век. Книга очерков / Сост. и отв. ред. В. Е. Лебедева; редкол. В. Э. Хазанова и др.. — М.: Едиториал УРСС, 2005.


  • Ильченко М. С. Уралмаш между «наследием» и «утопией»: архитектура авангарда в поисках языков описания // Неприкосновенный запас. — 2017. — № 4 (114).


  • Сарафанова Н. В. «Цирковое искусство» русского авангарда: некоторые особенности поэтики В. В. Маяковского // Литература и театр. — Самара, 2006. С. 109—118.


  • Andrew Spira. The Avant-Garde Icon: Russian Avant-Garde Art and the Icon Painting Tradition. Aldershot, Lund Humphries, 2008.


  • Азизян И. А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма // Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / Под. ред. И. А. Азизян. — СПб.: Коло, 2009. — 656 с. — ISBN 5-901841-56-3 °C. 288—376.

  • Бобринская Е. А. Русский авангард как историко-культурный феномен // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 5—65. — ISBN 978-5-9208-0363-4.

  • Горячева Т. В. Утопии в искусстве русского авангарда: футуризм и супрематизм // Авангард в культуре XX века (1900—1930 гг.): Теория. История. Поэтика: В 2 кн. / Под ред. Ю. Н. Гирина. — М.: ИМЛИ РАН, 2010. — Т. 2. — С. 66—138. — ISBN 978-5-9208-0363-4.

  • Dmitry Kozlov Review on «Lazar Khidekel» by S. O. Khan-Magomedov. NRS, New York, 2008


  • Ильченко М. С. Советская авангардная архитектура глазами постсоветского человека // Каталог 2-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Екатеринбург, 2012.


  • Бруни Лев, Хлебникова Вероника. Андрей Сарабьянов: Авангард был временем невероятных открытий // Однако. — 2011. — 29 октября.

  • Михаил Карасик. Оммаж Хидекелю — литографские этюды. Санкт-Петербург: Издательство М. К., 2012.

  • Gines Garrido. Cuidades aereas. Visions of Lazar Khidekel. Arquitectura Viva 153. 6/13, p. 58 — 61б

  • Богданова Н. А. Пространство и время в искусстве Средневековья и русского авангарда // Третьяковские чтения. 2012: Материалы отчетной научной конференции / Научный редактор Л. И. Иовлева; редколлегия: Л. И. Иовлева, Т. В. Юденкова. — М.: СПМ-Индустрия, 2013. — С. 276—284.


  • Lazar Khidekel at Pushkin House, London by Edwin Heathcote, July 18, 2014 — Financial Times.

  • Cruz Garcia and Nathalie Frankowski _ WAI Think Tank . Lazar Khidekel’s Landscapes at the End of the World. Climates. The Avery Review, Columbia University, 2016

  • Charlotte Douglas. Aero-Art, The Planetary View: Kazimir Malevich and Lazar Khidekel




  • Рыков А. В. Москва слезам не верит. Русский авангард как эстетика войны // Временник Зубовского института. 2015. Вып. 1 (14)


Теле- и радиопередачи, публичные выступления, интервью |




  • Толстая Фёкла. Программа «Наблюдатель» с участием Андрея Сарабьянова, Евгении Илюхиной, Андрея Толстого и Ирины Вакар // Культура (телеканал). — 19 ноября 2013 года.

  • Николаевич Сергей. Искусствовед Андрей Сарабьянов: Русский авангард сейчас переживает счастливую старость // ОТР. — 20 января 2014 года.

  • Джон Боулт и Николетта Мислер о вдовах художников, исследователях и коллекционерах русского авангарда // Фонд «Устная история». — 4 марта 2014 года. Архивировано 29 мая 2014 года.

  • Архангельский Александр. Передача «Почему в России так непопулярен авангард?» в программе «Тем временем» с участием Андрея Сарабьянова, Александра Митты, Александра Кабакова, Ирины Лебедевой, Михаила Каменского и Андрея Воробьёва // Культура (телеканал). — 6 мая 2014 года.


  • Телеканал «Россия-Культура»: 20 октября 2015. New broadcast about Lazar Khidekel, artist, architect and innovator, theorist and teacher


  • 100 YEARS OF SUPREMATISM International conference, organized by Malevich Society, Lazar Khidekel Society, Columbia University, New York The Schapiro Center, 11—12 декабря 2015 Архивировано 27 июля 2016 года.

  • Khidekel and the cosmist legacy of suprematism in architecture

  • Lazar Khidekel Masterpieces // Google Arts & Culture.




Ссылки |


.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}




  • Русский авангард // Энциклопедия «Кругосвет».









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?