Фладд, Роберт

































Роберт Фладд
Robert Fludd
Robert Fludd.jpg
Дата рождения
1574(1574)
Место рождения
Берстед, Кент, Великобритания
Дата смерти
8 сентября 1637(1637-09-08)
Место смерти
Лондон, Великобритания
Страна
  • Flag of England.svg Королевство Англия

Род деятельности
врач, астролог, музыковед, теоретик музыки, математик
Commons-logo.svg Роберт Фладд на Викискладе






Статьи о герметизме

Герметизм


Гермес Трисмегист



Пантеон
Гермес Трисмегист · Тот · Гермес · Меркурий · Германубис · Агатодемон · Амон · Асклепий · Исида · Гор


Главные книги
Герметический корпус · Поймандр · Асклепий · Изумрудная скрижаль · Пикатрикс


Учения и практики
Алхимия · Астрология · Теургия · Мантика · Магия


Символы герметизма
Анх · Кадуцей · Уроборос · Алхимические символы · Философский камень · Бафомет · Таро






Человек и макрокосм. Гравюра из книги Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia, 1617.




Микрокосм, гравюра из книги.


Роберт Фладд (англ. Robert Fludd, 1574, Берстедruen — 1637, Лондон) — английский врач, философ-мистик, астролог, музыковед и теоретик музыки.




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Труды


  • 3 Признание и наследие


  • 4 Сочинения


  • 5 Литература


  • 6 Примечания


  • 7 Ссылки





Биография |


Из англиканской семьи, сын высокого правительственного чиновника, среди его предков — вождь одного из кельтских племен Кунеда ап Эдерн. Учился в Оксфордском университете; сначала был военным, потом занялся изучением богословия, медицины и тайных наук, долго путешествовал по Франции, Испании, Италии и Германии, где познакомился со многими выдающимися учеными и приобрел значительную эрудицию. Вернувшись в Англию, получил ученую степень доктора медицины в Оксфордском университете, который в 1606 году возбудил против него преследование за отрицательное отношение к учению Галена. Поселившись в Лондоне, занялся врачебной практикой и литературной деятельностью. Фладд переписывался с Иоганном Кеплером по поводу герметических традиций. Полемизировал с Мерсенном и Гассенди.



Труды |


Сочинения Фладда составляют 8 томов in folio. Он писал частью под своим именем, частью под псевдонимом Rudolf Otreb и Joachim Frizius.


В медицине Фладд был последователем Парацельса, в философии — сторонником гностических и неоплатонических представлений. Фладд постоянно привлекал алхимию и астрологию в своих рассуждениях, иногда даже отождествляя философский камень с Христом. Ему принадлежат несколько проектов вечного двигателя. Занимался изучением механизма кровообращения, исходя из аналогии макро- и микрокосма, его наблюдения подтвердил на опытной основе Уильям Гарвей. Членство Флада в ордене розенкрейцеров не доказано, но он написал два трактата в их защиту. Сведения о его принадлежности к Приорату Сиона, как и о самом Приорате, — из области исторических мистификаций.


Среди философских трактатов Фладда следует упомянуть



  • «Philosophia mosaica» (1638),

  • «Philosophia sacra et vere christiana» (1629),

  • «Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia» (1617),

  • «De naturali, supernaturali, praeternaturali et contranaturali microcosmi historia» (1619—1621).


В этих трактатах общие вопросы часто чередуются с частными; так, за описанием небес эмпирейского (coeli empyrei), эфирного и элементарного следует ряд псевдонаучных трактатов, в которых рассматриваются и военное искусство, и приложение геометрии к живописи, и постройка крепостей и так далее.


В философии Φладда столько разнообразных элементов и они переплетены столь искусственным образом, что автор чувствовал постоянную необходимость в наглядном изображении своих отвлеченных воззрений; поэтому его сочинения, и в особенности трактат «Utriusque cosmi metaphysica, physica atque technica historia», переполнены вычурными гравюрами, в которых автор старается разъяснить отношение Божества к элементам и т. д. Эти гравюры много раз воспроизводились поздними авторами в книгах по «тайным наукам».


Краткое критическое изложение философских воззрений Фладда дано Гассенди и сводится к следующему[1].


Фладд уверен, что его философия представляет изложение откровения, которое было даровано первому человеку и перешло путём предания к Моисею. Христос вторично дал человеческому роду это учение. В древнее время Пифагор, Платон и Гермес Трисмегист, знавшие книгу Моисея, отчасти выразили в своих сочинениях истинную философию, умолчав об источниках её.


Бог есть начало и конец всего; все из него возникает и все к нему возвращается. Бога можно рассматривать двояко: во-первых, до его обнаружения в созданном им мире; во-вторых, в его обнаружениях. В первом смысле Бог есть непостижимое единство, в коем всякое различение исчезло; во втором — обнаружение тех скрытых противоположностей, которые в мире существуют как деятельное формальное начало света и страдательное материальное начало тьмы. Свет есть божественная сила, тьма — начало небытия (noluntas divina), пустота. Из взаимодействия света и тьмы возникает мир и все в нём содержащееся, то есть первоначальные элементы и качества: из света рождается тепло, которое рождает движение; холод, напротив, свойственен небытию, тьме. Сухое возникает из разделения тепла и холода, сырое — из их взаимодействия. Действием этих начал возникают четыре элемента: незримый воздух и эфир, созидающий небо; вода, которая под влиянием холодного воздуха становится землей, а земля под влиянием света становится огнём. Все предметы состоят из этих четырёх элементов и представляют собой вещество, в различной степени проникнутое формальным, деятельным началом света. Таким образом, все существующее может быть представлено в форме пирамиды, в основе которой находится земля, а на вершине — чистый свет.


Бог обнаруживается в трех мирах: в мире чистых духов, в макрокосме (то есть в мире небесного эфира) и в микрокосме, в котором господствует человек благодаря искусству, которое Фладд называет «обезьяной природы». Макрокосм есть создание и отражение божественной троицы и в свою очередь делится на три области, соответствующие трем лицам божества. В человеке, или микрокосме, мы находим повторение в малом виде частей макрокосма. Голова соответствует области «Empyreum», грудь — небесному эфиру, живот — области элементарной. По этим трем областям распределены и три степени одушевления человека: душа разумная, чувствующая и растительная. В груди живёт жизненный дух — посредник между разумом (формой) и растительной душой (материей). Этот посредник есть не что иное, как часть мировой души, которая в свою очередь отождествляется Фладдам с светом и с Христом как непосредственным выражением Божества. Разум непогрешим и по смерти человека возвращается в сверхнебесный мир; напротив того, растительная душа по своей природе всегда влечет человека к греху, будучи представительницей в человеке темного начала. Жизненный дух, помещенный между разумом и растительной душой с её темными влечениями, может дать перевес в жизни человека или разуму, или темным влечениям; таким образом, свобода выбора зависит от жизненного духа.


Из тайных наук его особенно занимали алхимия и геомантия; первая сблизила его с розенкрейцерами, вторая навлекла на него преследование иезуитов, о чём рассказал сам Фладд в своей геомантии, составляющей часть его «Historiae utriusque cosmi». Одна из любимых теорий Фладда — музыка сфер, заимствованная им у Платона и пифагорейцев, вызвала полемику Фладда с Иоганном Кеплером.



Признание и наследие |


Труды Фладда знал Лейбниц, его сочинение «О жизни, смерти и воскрешении» он упоминает в трактате «Теодицея». Книги Фладда фигурируют в новелле Хорхе Луиса Борхеса «Смерть и буссоль». Различные стороны его наследия изучала Фрэнсис Йейтс.



Сочинения |



  • Tractatus apologeticus integritatem Societatis de Rosea Cruce defendens (1617)

  • Tractatus theologico-philosophicus (1617)


  • Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia (1617)

  • Tractatus secundus. De naturae simia seu technica macrocosmi historia (1618)

  • Monochordium Mundi symphoniacum J. Kepplero oppositum (1622)

  • Philosophia sacra et vera christiana seu Meteorologia cosmica (1626)

  • Sophiae cum memoria certamen (1629)

  • Medicina Catholica (1629)

  • Clavis philosophiae et alchymiae (1633)

  • Philosophia Moysaica (1638)



Литература |




  • Hutin S. Robert Fludd (1574—1637) — Alchimiste et philosophe rosicrucien. Paris: Omnium Littéraire, 1971


  • Godwin J. Robert Fludd: hermetic philosopher and surveyor of two worlds. London: Thames and Hudson, 1979

  • Huffman W.H. Robert Fludd and the end of the Renaissance. London; New York: Routledge, 1988


  • Legood A. Robert Fludd of Bearsted. Kent: Bearsted & District Local History Society, 2006


  • Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб: Университетская книга, 1997, с.393-453


  • Йейтс Ф. Розенкрейцерское Просвещение. М.: Алетейа; Энигма, 1999, с.137-171


  • Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция. М.: Новое литературное обозрение, с.382-403


  • Артемьева Т. В. Британские мистики в России XVIII века // Философский век. Альманах. Вып.17. История идей как методология гуманитарных исследований. Часть I./ Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. -СПб.: Санкт-Петербургский Центр Истории Идей,2001. — С. 313—341. ISBN 5-7187-0372-8



Примечания |





  1. «Epistolica exercitatio, in qua principia philosophiae Roberti Fluddi medici reteguntur», 1630; см. Флудд, Роберт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.



.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;clear:right;float:right;font-size:90%;margin:0 0 1em 1em;padding:.5em .75em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты th,.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding:.25em 0;vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты td{padding-left:.5em}





Ссылки |




  • Fludd R. Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris Metaphysica, physica atque technica Historia, 1617

  • Robert Fludd chronology


  • История двух миров: великого и малого (Utriusque cosmi maioris scilicet et minoris) (рус.) Роберта Фладда








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?