Boeing KC-135 Stratotanker
KC-135 Stratotanker | |
---|---|
KC-135 | |
Тип | самолёт-заправщик |
Производитель | Boeing |
Первый полёт | 17 августа 1956 года |
Начало эксплуатации | июнь 1957 года |
Статус | на вооружении |
Эксплуатанты | ВВС США Франция Сингапур Турция |
Годы производства | 1954 — 1965 |
Единиц произведено | 803 |
Стоимость единицы | $39,6 млн (1998 год) |
Базовая модель | Boeing 367-80 |
Варианты | RC-135 Stratolifter[en] C-137 Stratoliner[en] NC-135[en] |
Изображения на Викискладе |
Боинг KC-135 Stratotanker — американский реактивный четырёхдвигательный специализированный многофункциональный военно-транспортный самолёт/самолёт-заправщик, спроектированный в начале 1950-х.
Содержание
1 Производство и модификации
2 Конструкция
3 Отличительные особенности самолёта
4 Модификации
5 История службы
6 Потери самолётов
7 Эксплуатанты
8 Лётно-технические характеристики
9 См. также
10 Примечания
Производство и модификации |
Самолёт KC-135 разрабатывался прежде всего для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52, для чего была разработана дистанционно-управляемая телескопическая штанга длиной до 14,3 метра. Первоначально предусматривалась перекачка около половины бортового топлива танкера (43,5 т).
Первый опытный серийный KC-135, созданный на базе Boeing 367-80 (англ.) и элементов конструкции 707 взлетел в августе 1956 года. Поставки для Стратегического командования ВВС США, на авиабазу Castle в Калифорнии, были начаты в июне 1957 года. В дальнейшем самолёт глубоко модернизировался, с заменой двигателей и бортовых систем, что значительно повысило его характеристики.
На базе KC-135 были созданы разнообразные модификации: разведчики, разведчики радиоэлектронных средств противника, разведчики погоды, самолёты для научных исследований, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, бомбардировщиками, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, перевозки командования вооружённых сил США. В настоящее время KC-135 и его различные военные и научно-исследовательские модификации продолжают летать. Предполагается их эксплуатация до 2040 года.
Конструкция |
Аэродинамическая схема: четырёхмоторный турбовентиляторный (первые модификации были с ТРД) низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.
Отличительные особенности самолёта |
- Первый в мире крупносерийный реактивный специализированный самолёт-заправщик.
- Военный реактивный самолёт-заправщик — самолёт-долгожитель (возможна служба до 80—85 лет).
Модификации |
KC-135 Stratotanker — заправщик:
KC-135A — базовая модель, с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney J-57-P-59W. Всего выпущено 732.
KC-135E — первая модификация KC-135A, с двигателями Pratt & Whitney TF-33-PW-102 (на 14 % более экономичными). Всего переоборудовано 167 машин. Снят с вооружения в 2009 году.
KC-135Q — вторая модификация KC-135A. Всего переоборудовано 56 машин. 30 из них были предназначены, из-за специфичности топлива JP-7, для дозаправки одной-единственной модели самолёта — самолёта-разведчика Lockheed SR-71 («Чёрный дрозд»)[1].
KC-135R — третья модификация. Установлены четыре турбовентиляторных двигателя CFM International CFM-56-2B-1, проведена замена части обшивки нижней поверхности крыла, установлено более совершенное пилотажно-навигационное оборудование, электрическая и гидравлическая системы, запас топлива увеличен с 86 до 92 тонн. В результате этого масса самолёта возросла со 137 до 146 тонн. Стоимость модернизации одного самолёта из KC-135 в KC-135R составляла 16 млн долларов США[2]. Всего переоборудовано не менее 361 машины.
KC-135T — модернизация KC-135Q до уровня KC-135R. Всего переоборудовано 54 машины.
KC-135F —
KC-135FR — модификация для ВВС Франции.
C-135 Stratolifter — транспортировщик:
- KC-135A —
- KC-135B —
- KC-135E —
- KC-135C —
Самолёты для перевозки командования вооружённых сил США:
VC-135 (VTP) — военный пассажирский вариант.
Военные модификации KC-135:
EC-135 Looking Glass (зеркало) — воздушная система, отражающая/повторяющая наземные системы, для управления пусками МБР c использованием системы ALCS.- EC-135H —
RC-135 Rivet Joint — серия самолётов (A, B, D, E, M, R, U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения. В составе ВВС и ВМФ США. Помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов.
RC-135S — самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет.
RC-135U — самолёт радиоэлектронной разведки вариант с двигателем TF33-P9
RC-135W — самолёт радиоэлектронной разведки, удлинённая носовая часть
RC-135V — самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиоэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.
WC-135B Constant Phoenix — самолёт-разведчик погоды, принадлежит Воздушным силам США.
OC-135B Open Skies — самолёт на базе разведчика RC-135B для контроля за военной деятельностью государств в рамках международной программы «Открытое небо».
Научно-исследовательские модификации KC-135:
NKC-135A — исследовательский самолёт, в составе Воздушных сил США.
EC-135N ARIA — самолёт связи и слежения за космическими объектами.
EC-135E ARIA —
Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на KC-135 создавались на базе планера Boeing 707.
История службы |
Этот раздел статьи ещё не написан. |
Потери самолётов |
- По одним данным, с начала эксплуатации в 1956 году до января 1990 года в авиакатастрофах было потеряно 73 самолёта КС-135 различных модификаций[3]; по другим — 62 шт. КС-135 всех модификаций[4][5].
- 3 мая 2013 года на севере Киргизии в районе села Чалдовар потерпел крушение KC-135R бортовой номер AMC-38877, принадлежащий американскому Центру транзитных перевозок аэропорта Манас[6].
Эксплуатанты |
Великобритания — 2 RC-135W, по состоянию на 2016 год[7] Заказано 3 самолёта[8]
Сингапур — 4 KC-135, по состоянию на 2016 год[9]
США — 363 KC-135R, 54 KC-135T, 2 WC-135, 8 RC-135V, 9 RC-135W, 3 RC-135S, 2 RC-135U и 2 OC-135B, по состоянию на 2016 год[10]
Турция — 7 KC-135R, по состоянию на 2016 год[11]
Франция — 6 KC-135 и 22 C-135FR, по состоянию на 2016 год[12]
Чили — 3 KC-135, по состоянию на 2016 год[13]
Лётно-технические характеристики |
- Экипаж = 3 чел.: командир, второй пилот, оператор дозаправки
- Длина = 41,53 м
- Размах крыла = 39,88 м
- Высота = 12,70 м
- Площадь крыла = 226 м²
- Вес пустого = 44 663 кг
- Максимальный взлётный вес = 146 000 кг
- Двигатели = 4 турбовентиляторных CFM International CFM-56 (тяга каждого — 96 кН) или Pratt & Whitney TF-33-PW-102 (тяга каждого — 80 кН)
- Максимальная скорость = 933 км/ч
- Дальность полёта = 5550 км
- Потолок = 15 200 м
- Скороподъёмность = 1490 м/мин.
См. также |
- КС-45
Примечания |
↑ Авиационная энциклопедия «Уголок неба». SR-71 Blackbird
↑ В. Ольгин. Модернизация американских самолётов-заправщиков KC-135 // «Зарубежное военное обозрение» № 3, 1983 г., стр. 75—76
↑ США // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1990. стр. 95
↑ C-135 FLIGHT MISHAP HISTORY Архивировано 19 марта 2012 года. (Проверено 17 марта 2012)
↑ Список потерь «летающих танкеров» (ASN Aviation Safety Database)
↑ В Киргизии упал самолёт КС-135
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 154. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 162. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 287. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47—51. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 150. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 95, 98. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
↑ International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 388. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.
Для улучшения этой статьи желательно: |
В другом языковом разделе есть более полная статья Boeing KC-135 (нем.). |