Boeing KC-135 Stratotanker




















































KC-135 Stratotanker
KC-135 100th Air Refueling Wing.jpg
KC-135
Тип
самолёт-заправщик
Производитель
Флаг США Boeing
Первый полёт
17 августа 1956 года
Начало эксплуатации
июнь 1957 года
Статус
на вооружении
Эксплуатанты
ВВС США
Франция
Сингапур
Турция

Годы производства
1954 — 1965
Единиц произведено
803
Стоимость единицы
$39,6 млн (1998 год)
Базовая модель
Boeing 367-80
Варианты
RC-135 Stratolifter[en]
C-137 Stratoliner[en]
NC-135[en]
Commons-logo.svg Изображения на Викискладе

Боинг KC-135 Stratotanker — американский реактивный четырёхдвигательный специализированный многофункциональный военно-транспортный самолёт/самолёт-заправщик, спроектированный в начале 1950-х.




Содержание






  • 1 Производство и модификации


  • 2 Конструкция


  • 3 Отличительные особенности самолёта


  • 4 Модификации


  • 5 История службы


  • 6 Потери самолётов


  • 7 Эксплуатанты


  • 8 Лётно-технические характеристики


  • 9 См. также


  • 10 Примечания





Производство и модификации |


Самолёт KC-135 разрабатывался прежде всего для увеличения радиуса действия стратегических бомбардировщиков типа B-52, для чего была разработана дистанционно-управляемая телескопическая штанга длиной до 14,3 метра. Первоначально предусматривалась перекачка около половины бортового топлива танкера (43,5 т).


Первый опытный серийный KC-135, созданный на базе Boeing 367-80 (англ.) и элементов конструкции 707 взлетел в августе 1956 года. Поставки для Стратегического командования ВВС США, на авиабазу Castle в Калифорнии, были начаты в июне 1957 года. В дальнейшем самолёт глубоко модернизировался, с заменой двигателей и бортовых систем, что значительно повысило его характеристики.


На базе KC-135 были созданы разнообразные модификации: разведчики, разведчики радиоэлектронных средств противника, разведчики погоды, самолёты для научных исследований, воздушные командные пункты управления и связи со стратегическими ядерными силами — МБР, подводными лодками с БРПЛ, бомбардировщиками, на случай уничтожения наземных командных пунктов в ядерной войне, перевозки командования вооружённых сил США. В настоящее время KC-135 и его различные военные и научно-исследовательские модификации продолжают летать. Предполагается их эксплуатация до 2040 года.



Конструкция |


Аэродинамическая схема: четырёхмоторный турбовентиляторный (первые модификации были с ТРД) низкоплан со стреловидным крылом и однокилевым оперением.



Отличительные особенности самолёта |



  • Первый в мире крупносерийный реактивный специализированный самолёт-заправщик.

  • Военный реактивный самолёт-заправщик — самолёт-долгожитель (возможна служба до 80—85 лет).











Приборы Боинга KC-135.





KC-135R, вид сзади.





Хвостовое оперение Боинга КС-135. Хорошо видна заправочная штанга.





USAFE танкер KC-135R





KC-135RQ дозаправляет SR-71




Модификации |


KC-135 Stratotanker — заправщик:




  • KC-135A — базовая модель, с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney J-57-P-59W. Всего выпущено 732.


  • KC-135E — первая модификация KC-135A, с двигателями Pratt & Whitney TF-33-PW-102 (на 14 % более экономичными). Всего переоборудовано 167 машин. Снят с вооружения в 2009 году.


  • KC-135Q — вторая модификация KC-135A. Всего переоборудовано 56 машин. 30 из них были предназначены, из-за специфичности топлива JP-7, для дозаправки одной-единственной модели самолёта — самолёта-разведчика Lockheed SR-71 («Чёрный дрозд»)[1].


  • KC-135R — третья модификация. Установлены четыре турбовентиляторных двигателя CFM International CFM-56-2B-1, проведена замена части обшивки нижней поверхности крыла, установлено более совершенное пилотажно-навигационное оборудование, электрическая и гидравлическая системы, запас топлива увеличен с 86 до 92 тонн. В результате этого масса самолёта возросла со 137 до 146 тонн. Стоимость модернизации одного самолёта из KC-135 в KC-135R составляла 16 млн долларов США[2]. Всего переоборудовано не менее 361 машины.


  • KC-135T — модернизация KC-135Q до уровня KC-135R. Всего переоборудовано 54 машины.


  • KC-135F


  • KC-135FR — модификация для ВВС Франции.


C-135 Stratolifter — транспортировщик:



  • KC-135A

  • KC-135B

  • KC-135E

  • KC-135C


Самолёты для перевозки командования вооружённых сил США:



  • VC-135 (VTP) — военный пассажирский вариант.

Военные модификации KC-135:




  • EC-135 Looking Glass (зеркало) — воздушная система, отражающая/повторяющая наземные системы, для управления пусками МБР c использованием системы ALCS.

  • EC-135H —


  • RC-135 Rivet Joint — серия самолётов (A, B, D, E, M, R, U) для радиоэлектронной разведки и аэрофотосъёмки, не имеющих вооружения. В составе ВВС и ВМФ США. Помимо лётного экипажа, на борту работают 25-30 операторов.


  • RC-135S — самолёт телеметрии при испытании баллистических ракет.


  • RC-135U — самолёт радиоэлектронной разведки вариант с двигателем TF33-P9


  • RC-135W — самолёт радиоэлектронной разведки, удлинённая носовая часть


  • RC-135V — самолёт радиоразведки и сбора данных о работе иностранных радиоэлектронных средств, применяется при разработке новых систем радиоэлектронных помех. Самолёт RC-135V/W оборудован комплексной аппаратурой радиоэлектронной разведки и системами управления и целеуказания наземным и воздушным средствам ПВО, в составе экипажа работают семь операторов.


  • WC-135B Constant Phoenix — самолёт-разведчик погоды, принадлежит Воздушным силам США.


  • OC-135B Open Skies — самолёт на базе разведчика RC-135B для контроля за военной деятельностью государств в рамках международной программы «Открытое небо».


Научно-исследовательские модификации KC-135:




  • NKC-135A — исследовательский самолёт, в составе Воздушных сил США.


  • EC-135N ARIA — самолёт связи и слежения за космическими объектами.


  • EC-135E ARIA


Другие военные и исследовательские самолёты, похожие на KC-135 создавались на базе планера Boeing 707.



История службы |







Потери самолётов |



  • По одним данным, с начала эксплуатации в 1956 году до января 1990 года в авиакатастрофах было потеряно 73 самолёта КС-135 различных модификаций[3]; по другим — 62 шт. КС-135 всех модификаций[4][5].

  • 3 мая 2013 года на севере Киргизии в районе села Чалдовар потерпел крушение KC-135R бортовой номер AMC-38877, принадлежащий американскому Центру транзитных перевозок аэропорта Манас[6].



Эксплуатанты |




  • Великобритания Великобритания — 2 RC-135W, по состоянию на 2016 год[7] Заказано 3 самолёта[8]


  • Сингапур Сингапур — 4 KC-135, по состоянию на 2016 год[9]


  • США США — 363 KC-135R, 54 KC-135T, 2 WC-135, 8 RC-135V, 9 RC-135W, 3 RC-135S, 2 RC-135U и 2 OC-135B, по состоянию на 2016 год[10]


  • Турция Турция — 7 KC-135R, по состоянию на 2016 год[11]


  • Франция Франция — 6 KC-135 и 22 C-135FR, по состоянию на 2016 год[12]


  • Чили Чили — 3 KC-135, по состоянию на 2016 год[13]



Лётно-технические характеристики |



  • Экипаж = 3 чел.: командир, второй пилот, оператор дозаправки

  • Длина = 41,53 м

  • Размах крыла = 39,88 м

  • Высота = 12,70 м

  • Площадь крыла = 226 м²

  • Вес пустого = 44 663 кг

  • Максимальный взлётный вес = 146 000 кг

  • Двигатели = 4 турбовентиляторных CFM International CFM-56 (тяга каждого — 96 кН) или Pratt & Whitney TF-33-PW-102 (тяга каждого — 80 кН)

  • Максимальная скорость = 933 км/ч

  • Дальность полёта = 5550 км

  • Потолок = 15 200 м

  • Скороподъёмность = 1490 м/мин.



См. также |


  • КС-45


Примечания |





  1. Авиационная энциклопедия «Уголок неба». SR-71 Blackbird


  2. В. Ольгин. Модернизация американских самолётов-заправщиков KC-135 // «Зарубежное военное обозрение» № 3, 1983 г., стр. 75—76


  3. США // «Зарубежное военное обозрение», № 1, 1990. стр. 95


  4. C-135 FLIGHT MISHAP HISTORY Архивировано 19 марта 2012 года.  (Проверено 17 марта 2012)


  5. Список потерь «летающих танкеров» (ASN Aviation Safety Database)


  6. В Киргизии упал самолёт КС-135


  7. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 154. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.


  8. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 162. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.


  9. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 287. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.


  10. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 47—51. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.


  11. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 150. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.


  12. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 95, 98. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.


  13. International Institute for Strategic Studies. The Military Balance 2016 / James Hackett. — London: Taylor&Francis, 2016. — С. 388. — 504 с. — ISBN ISBN 9781857438352.













Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?