Будапештский метрополитен
Будапештский метрополитен Budapesti metró | |||
---|---|---|---|
Описание | |||
Страна | Венгрия | ||
Расположение | Будапешт | ||
Дата открытия | 2 мая 1896 года | ||
Эксплуатант | BKV[d] | ||
Дневной пассажиропоток | 1 200 000 (рабочий день), 830 000 (в среднем) | ||
Годовой пассажиропоток | 302,4[1] млн (за 2011 год) | ||
Маршрутная сеть | |||
Число линий | 4 | ||
Число станций | 52 | ||
Длина сети | 37,6 км[2] | ||
Технические данные | |||
Ширина колеи | европейская колея | ||
Электрификация | 550 В, верхняя контактная шина на линии 1; 825 В, боковой контактный рельс с верхним токосьемом на линиях 2-4 | ||
| |||
Будапештский метрополитен Budapesti metró на Викискладе |
Будапештский метрополитен (венг. Budapesti metró) — система линий метрополитена в столице Венгрии Будапеште. Один из старейших метрополитенов мира, первый метрополитен (не считая стамбульского Тюнеля) в континентальной Европе.
Состоит из четырёх линий — старой и трёх новых — три из которых пересекаются на пересадочной станции «Деак Ференц тер» («Площадь Ференца Деака»). Общая длина линий 37,6 км[уточнить], 52 станции. В будапештском метрополитене действует линейная система движения поездов с тремя пересадочными станциями. Метро в рабочий день перевозит в среднем 1 200 000 человек.
Содержание
1 История
2 Линии
2.1 Действующие
2.1.1 Линия M1
2.1.2 Линия M2
2.1.3 Линия M3
2.1.4 Линия M4
2.2 Перспективные
2.2.1 Линия M5
3 Подвижной состав
3.1 Пассажирский подвижной состав
4 В компьютерных играх
5 Галерея
6 См. также
7 Примечания
8 Ссылки
История |
Будапешт, как столица собственно Венгрии и Транслейтании в целом, имел важное промышленное и культурное значение и являлся одним из крупнейших городов двуединой Австро-Венгерской империи. Растущее население города нуждалось в качественном городском транспорте, и ещё в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии приняла решение о строительстве в Будапеште метрополитена.
Большинство станций находится на низком (левом) берегу Дуная — в Пеште.
Старая линия метро Фёльдалатти (венг. Földalatti — Подземка) стала первым «полноценным» метро на Европейском континенте и первым в мире с электрической тягой.
Строительство «подземной железной дороги» начали в 1894 году две будапештские трамвайные компании-конкуренты: Budapesti Villamos Városi Vasút (BVVV) и Budapesti Közúti Vaspálya Társasággal (BKVT) по проекту немецкой компании Siemens & Halske в Пештской части города, под проспектом Дьюлы Андраши. Линия была открыта в 1896 году к 1000-летию Обретения родины (прихода венгров в бассейн Карпат).
Лишь в 1950 году началось строительство второй линии по советским образцам. Из-за венгерского восстания строительство пришлось приостановить, линия была открыта 4 апреля 1970 года. После этого метро начало развиваться интенсивнее, чем раньше, в 1976 году была открыта третья линия. После демократических реформ и выхода из соцлагеря метро перестало развиваться.
28 марта 2014 года был открыт первый участок четвёртой линии из 10 станций, включая две новые пересадочные станции. В отдалённых планах продление этой линии, а также строительство пятой.
Линии |
Действующие |
Линия | Цвет | Маршрут | Длина | Количество станций | Год открытия | Подвижной состав | Электродепо |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Жёлтый | Вёрёшмарти тер ↔ Мексикои ут | 4,4 км[3] | 11 | 1896 | Ganz Földalatti villamos[4][5] | Мексикои | |
Красный | Дели пайаудвар ↔ Эрш везер тере | 10,3 км[6] | 11 | 1970 | Alstom Metropolis | Фехер | |
Синий | Уйпешт-Кёзпонт ↔ Кёбанья-Кишпешт | 16,3 км[7] | 20 | 1976 | 81-717.2К/714.2К | Кёер | |
Зелёный | Келети пайаудвар ↔ Келенфёльд вашуталломаш | 7,4 км[8] | 10 | 2014 | Alstom Metropolis | Келенфёльд |
Линия M1 |
Первая линия Будапешта. Благодаря её открытию в 1896 году Будапешт стал первым метрополитеном в Евразии. Обозначается на схемах жёлтым цветом.
Линия M2 |
Вторую линию открыли в начале 70-х годов XX века. Она обозначается красным цветом. В 2000-х годах была проведена масштабная реконструкция всех станций на линии, а в 2012 были представлены поезда Alstom Metropolis, которые заменили советские вагоны типа Ев.
Линия M3 |
Построена в 1976 году, по состоянию на 2013 год — самая длинная линия в Будапеште. Обозначается синим цветом. Сейчас началась масштабная реконструкция станций северного участка (Lehel tér - Újpest-Központ). Дальше, возможно, пройдет реконструкция остальных станций.
Линия M4 |
Открыта в 2014 году. Обозначается зелёным цветом. На данный момент на этой линии самые новые (и самые красивые) поезда.
Перспективные |
Линия | Цвет | Маршрут | Длина | Количество станций | Год открытия | Подвижной состав | Электродепо |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Фиолетовый | Кальвин тер ↔ Ракоци Хид | неизвестно | 3 | 2020 | неизвестно | неизвестно |
Линия M5 |
Проектируемая линия Будапештского метрополитена. Обозначается лиловым цветом.
Подвижной состав |
Пассажирский подвижной состав |
В начале 50-х годов было запланировано строительство новых линий метро, а для них нужен был новый подвижной состав. В 1951 году на заводе Ganz началось проектирование и создание нового подвижного состава на базе вагонов Мытищинского завода, для чего были приглашены специалисты из СССР. 25 июня 1953 года работы над опытным составом из вагонов типа Р1 и Р2 были закончены. В 1954 году строительство Будапештского метро было приостановлено, после чего были прекращены и испытания поездов метро венгерского производства. Вагоны были отправлены в отстойник, где они простояли до 1970 года, после чего их разрезали. В 1963 году строительство Будапештского метро возобновилось, и на заводе Ganz в 80-е годы был спроектирован новый состав G2, который ходил на 3-й линии метро в 1990-е годы, но все остальные составы были закуплены в Советском Союзе, на Мытищинском вагоностроительном заводе, это вагоны метро типов Ев и 81-717/714.
Подвижной состав Будапештского метрополитена изначально состоял из вагонов типов Ев, Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М. На 2018 год используются поезда типов 81-717.2К/714.2К, Alstom Metropolis, а также вагоны уменьшенной ширины и высоты местного производства на 1-й линии. В 2006 году с французской компанией Alstom был заключён договор на поставку вагонов модели Metropolis для замены вагонов типа Ев на 2-й линии и обеспечения подвижным составом 4-й линии.
10 июля 2012 года первый такой состав вышел на 2-ю линию с пассажирами, а в июне 2013 года последний состав из вагонов типа Ев был выведен из эксплуатации на 2-й линии. В общей сложности поставлено 44 состава (22 для 2-й линии и 22 автоматических состава для 4-й линии). Вагоны Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М оставались в эксплуатации на 3-й линии до 2018 года.
Также будет сохранен 1 состав Ев3 и 1 состав 81-717.2/714.2.
В компьютерных играх |
Весь Будапештский метрополитен был воссоздан в игре BVE. Станция Vörösmarty tér и весь пересадочный пункт Deák Ferenc tér воссозданы в Counter-Strike. Линия М2 воссоздана также и в Trainz Railroad Simulator. В OpenBVE созданы все 4 линии метро.
Галерея |
Станция «Опера» на первой (жёлтой) линии метро
Подземка (Földalatti)
«Келети пайаудвар»
«Кёбанья-Кишпешт»
Станция 4-й линии Szent Gellért tér
См. также |
- HÉV
Примечания |
↑ http://www.bkv.hu/ftp/annual_report/annualreport2011en.pdf
↑ http://trackmap.ru/img/tm_budapest.png
↑ Az M1 Millenniumi Földalatti... (венг.) (PDF). Budapesti Közlekedési Központ (2012). Проверено 2 апреля 2014.
↑ Описание подвижного состава линии М1 на metros.hu
↑ Подвижной состав линии М1 на villamosok.hu
↑ 2-es metróvonal jellemzői (венг.). Проверено 2 апреля 2014.
↑ 3-as metróvonal jellemzői (венг.). Проверено 2 апреля 2014.
↑ New Surface Transport Network Following Start of Metro Line 4 on 29 March 2014 (неопр.). bkk.hu (28 March 2014). Проверено 30 марта 2014.
Ссылки |
На Викискладе есть медиафайлы по теме Будапештский метрополитен
- Будапештский метрополитен на сайте UrbanRail.Net
- Схема путевого развития Будапештского метрополитена
- Вагоны Будапештского метрополитена, на сайте Мир метро
- История и информация о Будапештском метро на русском языке
В другом языковом разделе есть более полная статья Metró Budapest (нем.). |