Будапештский метрополитен































































Будапештский метрополитен
Budapesti metró
BKV metro.svg
Budapest metro, Határ út.JPG
Описание
Страна
Флаг Венгрии Венгрия
Расположение
Герб Будапешта Будапешт
Дата открытия
2 мая 1896 года
Эксплуатант
BKV[d]
Дневной пассажиропоток
1 200 000 (рабочий день),
830 000 (в среднем)
Годовой пассажиропоток
302,4[1] млн (за 2011 год)
Маршрутная сеть
Число линий
4
Число станций

52
Длина сети
37,6 км[2]
Технические данные
Ширина колеи
европейская колея
Электрификация
550 В, верхняя контактная шина на линии 1; 825 В, боковой контактный рельс с верхним токосьемом на линиях 2-4



Схема линий

Budapest-metro.png


Commons-logo.svg Будапештский метрополитен
Budapesti metró на Викискладе

Будапештский метрополитен (венг. Budapesti metró) — система линий метрополитена в столице Венгрии Будапеште. Один из старейших метрополитенов мира, первый метрополитен (не считая стамбульского Тюнеля) в континентальной Европе.


Состоит из четырёх линий — старой и трёх новых — три из которых пересекаются на пересадочной станции «Деак Ференц тер» («Площадь Ференца Деака»). Общая длина линий 37,6 км[уточнить], 52 станции. В будапештском метрополитене действует линейная система движения поездов с тремя пересадочными станциями. Метро в рабочий день перевозит в среднем 1 200 000 человек.




Содержание






  • 1 История


  • 2 Линии


    • 2.1 Действующие


      • 2.1.1 Линия M1


      • 2.1.2 Линия M2


      • 2.1.3 Линия M3


      • 2.1.4 Линия M4




    • 2.2 Перспективные


      • 2.2.1 Линия M5






  • 3 Подвижной состав


    • 3.1 Пассажирский подвижной состав




  • 4 В компьютерных играх


  • 5 Галерея


  • 6 См. также


  • 7 Примечания


  • 8 Ссылки





История |


Будапешт, как столица собственно Венгрии и Транслейтании в целом, имел важное промышленное и культурное значение и являлся одним из крупнейших городов двуединой Австро-Венгерской империи. Растущее население города нуждалось в качественном городском транспорте, и ещё в 1870 году Национальная Ассамблея Венгрии приняла решение о строительстве в Будапеште метрополитена.


Большинство станций находится на низком (левом) берегу Дуная — в Пеште.


Старая линия метро Фёльдалатти (венг. Földalatti — Подземка) стала первым «полноценным» метро на Европейском континенте и первым в мире с электрической тягой.




Метрополитен Будапешта стал первым метрополитеном континентальной Европы


Строительство «подземной железной дороги» начали в 1894 году две будапештские трамвайные компании-конкуренты: Budapesti Villamos Városi Vasút (BVVV) и Budapesti Közúti Vaspálya Társasággal (BKVT) по проекту немецкой компании Siemens & Halske в Пештской части города, под проспектом Дьюлы Андраши. Линия была открыта в 1896 году к 1000-летию Обретения родины (прихода венгров в бассейн Карпат).


Лишь в 1950 году началось строительство второй линии по советским образцам. Из-за венгерского восстания строительство пришлось приостановить, линия была открыта 4 апреля 1970 года. После этого метро начало развиваться интенсивнее, чем раньше, в 1976 году была открыта третья линия. После демократических реформ и выхода из соцлагеря метро перестало развиваться.


28 марта 2014 года был открыт первый участок четвёртой линии из 10 станций, включая две новые пересадочные станции. В отдалённых планах продление этой линии, а также строительство пятой.



Линии |



Действующие |





















































Линия
Цвет
Маршрут
Длина
Количество станций
Год открытия
Подвижной состав
Электродепо
Budapest M1 Metro.svg Жёлтый
Вёрёшмарти тер ↔ Мексикои ут
4,4 км[3]
11 1896
Ganz Földalatti villamos[4][5]

Мексикои
Budapest M2 Metro.svg Красный
Дели пайаудвар ↔ Эрш везер тере
10,3 км[6]
11 1970 Alstom Metropolis
Фехер
Budapest M3 Metro.svg Синий
Уйпешт-Кёзпонт ↔ Кёбанья-Кишпешт
16,3 км[7]
20 1976 81-717.2К/714.2К
Кёер
Budapest M4 Metro.svg Зелёный
Келети пайаудвар ↔ Келенфёльд вашуталломаш
7,4 км[8]
10 2014 Alstom Metropolis
Келенфёльд


Линия M1 |



Первая линия Будапешта. Благодаря её открытию в 1896 году Будапешт стал первым метрополитеном в Евразии. Обозначается на схемах жёлтым цветом.



Линия M2 |



Вторую линию открыли в начале 70-х годов XX века. Она обозначается красным цветом. В 2000-х годах была проведена масштабная реконструкция всех станций на линии, а в 2012 были представлены поезда Alstom Metropolis, которые заменили советские вагоны типа Ев.



Линия M3 |



Построена в 1976 году, по состоянию на 2013 год — самая длинная линия в Будапеште. Обозначается синим цветом. Сейчас началась масштабная реконструкция станций северного участка (Lehel tér - Újpest-Központ). Дальше, возможно, пройдет реконструкция остальных станций.



Линия M4 |



Открыта в 2014 году. Обозначается зелёным цветом. На данный момент на этой линии самые новые (и самые красивые) поезда.



Перспективные |























Линия
Цвет
Маршрут
Длина
Количество станций
Год открытия
Подвижной состав
Электродепо

BKV metro.svgBKV h5 jms.svg
Фиолетовый
Кальвин тер ↔ Ракоци Хид
неизвестно 3 2020 неизвестно
неизвестно


Линия M5 |



Проектируемая линия Будапештского метрополитена. Обозначается лиловым цветом.



Подвижной состав |



Пассажирский подвижной состав |


В начале 50-х годов было запланировано строительство новых линий метро, а для них нужен был новый подвижной состав. В 1951 году на заводе Ganz началось проектирование и создание нового подвижного состава на базе вагонов Мытищинского завода, для чего были приглашены специалисты из СССР. 25 июня 1953 года работы над опытным составом из вагонов типа Р1 и Р2 были закончены. В 1954 году строительство Будапештского метро было приостановлено, после чего были прекращены и испытания поездов метро венгерского производства. Вагоны были отправлены в отстойник, где они простояли до 1970 года, после чего их разрезали. В 1963 году строительство Будапештского метро возобновилось, и на заводе Ganz в 80-е годы был спроектирован новый состав G2, который ходил на 3-й линии метро в 1990-е годы, но все остальные составы были закуплены в Советском Союзе, на Мытищинском вагоностроительном заводе, это вагоны метро типов Ев и 81-717/714.


Подвижной состав Будапештского метрополитена изначально состоял из вагонов типов Ев, Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М. На 2018 год используются поезда типов 81-717.2К/714.2К, Alstom Metropolis, а также вагоны уменьшенной ширины и высоты местного производства на 1-й линии. В 2006 году с французской компанией Alstom был заключён договор на поставку вагонов модели Metropolis для замены вагонов типа Ев на 2-й линии и обеспечения подвижным составом 4-й линии.


10 июля 2012 года первый такой состав вышел на 2-ю линию с пассажирами, а в июне 2013 года последний состав из вагонов типа Ев был выведен из эксплуатации на 2-й линии. В общей сложности поставлено 44 состава (22 для 2-й линии и 22 автоматических состава для 4-й линии). Вагоны Ев3, 81-717.2/714.2, 81-717.2М/714.2М оставались в эксплуатации на 3-й линии до 2018 года.
Также будет сохранен 1 состав Ев3 и 1 состав 81-717.2/714.2.



В компьютерных играх |


Весь Будапештский метрополитен был воссоздан в игре BVE. Станция Vörösmarty tér и весь пересадочный пункт Deák Ferenc tér воссозданы в Counter-Strike. Линия М2 воссоздана также и в Trainz Railroad Simulator. В OpenBVE созданы все 4 линии метро.



Галерея |




См. также |


  • HÉV


Примечания |





  1. http://www.bkv.hu/ftp/annual_report/annualreport2011en.pdf


  2. http://trackmap.ru/img/tm_budapest.png


  3. Az M1 Millenniumi Földalatti... (венг.) (PDF). Budapesti Közlekedési Központ (2012). Проверено 2 апреля 2014.


  4. Описание подвижного состава линии М1 на metros.hu


  5. Подвижной состав линии М1 на villamosok.hu


  6. 2-es metróvonal jellemzői (венг.). Проверено 2 апреля 2014.


  7. 3-as metróvonal jellemzői (венг.). Проверено 2 апреля 2014.


  8. New Surface Transport Network Following Start of Metro Line 4 on 29 March 2014 (неопр.). bkk.hu (28 March 2014). Проверено 30 марта 2014.




Ссылки |




  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме Будапештский метрополитен

  • Будапештский метрополитен на сайте UrbanRail.Net

  • Схема путевого развития Будапештского метрополитена

  • Вагоны Будапештского метрополитена, на сайте Мир метро

  • История и информация о Будапештском метро на русском языке








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?