Синдром Мюнхгаузена






























Синдром Мюнхгаузена
МКБ-10
F68.168.1
МКБ-9
301.51301.51
DiseasesDB
8459
MedlinePlus
001555
eMedicine
med/3543 emerg/322emerg/322 emerg/830emerg/830
MeSH
D009110

Синдро́м Мюнхга́узена — симулятивное расстройство, при котором человек симулирует, преувеличивает на глобальном уровне или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению, госпитализации, хирургическому вмешательству и т. п. Причины такого симулятивного поведения полностью не изучены. Общепринятое объяснение причин синдрома Мюнхгаузена гласит, что симуляция болезни позволяет людям с этим синдромом получить внимание, заботу, симпатию и психологическую поддержку, которых им не хватает.


Пациенты с синдромом Мюнхгаузена, как правило, отрицают искусственную природу своих симптомов, даже если им предъявляют доказательства симуляции. Обычно они имеют длительную историю госпитализаций из-за симулированных симптомов. Не получая ожидаемого внимания к своим симптомам, больные с синдромом Мюнхгаузена часто становятся вздорными и агрессивными. В случае отказа в лечении одним специалистом больной обращается к другому.




Содержание






  • 1 Название


  • 2 Классификация


  • 3 Делегированный синдром Мюнхгаузена


  • 4 В культуре


  • 5 Литература


    • 5.1 Использованная литература


    • 5.2 Рекомендуемая литература




  • 6 Ссылки


  • 7 Примечания





Название |


Название восходит к имени русского кавалерийского офицера XVIII века немецкого происхождения, барона И. К. Ф. фон Мюнхгаузена, который прославился фантастическими рассказами о своих приключениях.


Термин «синдром Мюнхгаузена» (англ. Münchausen syndrome) предложен Ричардом Ашером[en], впервые описавшим в 1951 году поведение пациентов, склонных выдумывать или вызывать у себя болезненные симптомы. Первоначально это название использовалось для обозначения всех таких расстройств. Сегодня этим называют крайнюю и длительную форму симулятивного расстройства, при которой симуляция болезни занимает центральное место в жизни человека.



Классификация |


В МКБ-10 синдром Мюнхгаузена обозначается кодом F68.168.1 — рубрика «умышленное вызывание или симулирование симптомов или инвалидности физического или психологического характера (симулятивное расстройство)».


Диагностические критерии F68.1[1]:



  • A. Преднамеренное воспроизведение или симулирование симптомов и/или самостоятельное нанесение ран с целью получения симптомов.

  • B. Отсутствие внешних мотиваций (например, уклонение от преследования за правонарушение, получение льгот, предназначенных для больных людей т. п.). Если доказательства наличия таких мотиваций обнаружены, используется категория Z76.576.5 (симуляция).

  • C. Наиболее часто используемый критерий исключения: отсутствие подтверждённого физического или психического расстройства, которое могло бы объяснить симптомы.


В F68.1 включаются: синдром «госпитальной блохи», синдром завсегдатая больниц, синдром Мюнхгаузена, кочующий больной[2].


Синдром Мюнхгаузена по доверенности (делегированный синдром Мюнхгаузена) — грубое обращение с детьми — кодируется в МКБ-10 рубрикой T74.874.8 («другие синдромы жестокого обращения»)[2].


В DSM-5 также присутствует симулятивное расстройство (англ. «factitious disorder») — код 300.19 (F68.10).
Критерии[3]:



  • А. Фальсификация физических или психологических признаков или симптомов.

  • B. Человек представляет себя больным, ослабленным или раненым.

  • C. Обманчивое поведение проявляется даже при отсутствии очевидной внешней выгоды.

  • D. Поведение не объясняется лучше другим психическим расстройством, таким как бредовое расстройство или другое психотическое расстройство.



Делегированный синдром Мюнхгаузена |






Под делегированным синдромом Мюнхгаузена, или синдромом Мюнхгаузена по доверенности (англ. Münchausen syndrome by proxy, аббр. MSBP), понимают такой вид симулятивного расстройства, при котором родители или лица, их замещающие, намеренно вызывают у ребёнка или уязвимого взрослого человека (например, инвалида) болезненные состояния или выдумывают их, чтобы обратиться за медицинской помощью. Такие действия совершают чаще женщины, в большинстве случаев — родные матери или супруги[4]. При этом лица, симулирующие болезни ребёнка, сами могут проявлять поведение, типичное для синдрома Мюнхгаузена. Частный случай MSBP имеет и другое название: синдром Полле (по имени дочери барона Мюнхгаузена, умершей на первом году жизни). Под этим названием он впервые был описан I. Burman в 1977 году и в то время относился только к детям больных синдромом Мюнхгаузена. У детей таких больных часты наследственные заболевания (психические, сахарный диабет) и высока смертность в очень молодом возрасте. В настоящее время синдром Полле рассматривается только как искусственное причинение болезни ребенку его собственной матерью или лицом, которое его опекает[5].


Лица, страдающие делегированным синдромом Мюнхгаузена, могут использовать самые различные методы, чтобы спровоцировать появление у ребёнка/уязвимого взрослого болезни. Воображаемая или вызываемая болезнь может принимать практически любую форму, но наиболее распространенными симптомами являются: кровотечения, припадки, диарея, рвота, отравления, инфекции, удушье, лихорадка, аллергии и синдром внезапной детской смерти. Искусственно вызываемые у детей болезни очень плохо поддаются лечению, поэтому дети, страдающие от таких расстройств, подвергаются большому числу ненужных медицинских процедур, некоторые из которых могут быть вредны.


Вред может наноситься любым способом, который не оставляет улик, например, затруднение дыхания (рука на рту, пальцы на ноздрях; лечь на младенца; полиэтиленовая пленка на лицо), удержание пищи, удержание лекарств, другие манипуляции с лекарствами (повышение дозы, ввод лекарств, когда это не нужно), а также умышленная задержка вызова медицинской помощи, когда такая необходимость возникла. В последнем случае, когда жертва коллапсирует (приступ и т. д.), MSBP-личность может, убедившись, что жизни пациента угрожает серьёзная опасность, предпринять действия по спасению с целью получения восхвалений как героя и заботливого человека, который спас пациенту жизнь.


Искусственные заболевания и многократное лечение негативно сказывается на психическом развитии и здоровье детей. Кроме того, действия, при помощи которых создаются симптомы болезни, могут наносить непоправимый вред здоровью ребёнка и представлять опасность для его жизни.


Делегированный синдром Мюнхгаузена очень трудно распознать, поэтому точно определить его распространенность пока не удается.


Родители, вызывающие у детей болезни, как правило, страдают от недостатка психологической поддержки. Они часто несчастливы в браке. Часть из них страдает от психических расстройств. Многие обладают некоторым запасом знаний в области медицины. В случае обнаружения искусственной природы болезни ребёнка они отрицают причинение вреда даже при наличии серьёзных доказательств и отказываются от какой-либо психотерапии. Mедсестра или медбрат с делегированным синдромом Мюнхгаузена может получать внимание и благодарность от родителей за доброту, которую проявляет во время короткой жизни их ребёнка. Однако такой человек озабочен только вниманием к себе и имеет доступ к огромному числу потенциальных жертв.


Лицо с делегированным синдромом Мюнхгаузена знает, что если у членов семьи или коллег появляются подозрения, они вряд ли озвучат их, так как боятся, что могут ошибаться. Никто не хочет обвинить MSBP-личность или подать заявление в органы расследования. Если они ошибаются, это обвинение в клевете и изоляция от семьи. Если MSBP-личность узнает, что такое обвинение было сделано, и сможет догадаться, кто сделал обвинение, это истолковывается как преследование, где личность является жертвой, и ситуация эксплуатируется как ещё более выгодная, чтобы такая личность снова оказалась в центре внимания. Когда это происходит в семье, это используется как возможность настроить всю семью против человека, сделавшего обвинение, либо против любого другого, кого MSBP-личность может идентифицировать как человека, который высказал подозрение. MSBP-личность, как и все личности с расстройствами, фокусированными на получении внимания, всегда внушают доверие своей «правдоподобностью» и убедительны.



В культуре |


  • Сериал «Тугая струна»[en], эпизод «Цвет янтаря» (5-й сезон, № 1).

  • В 10 серии 5 сезона сериала «Элементарно» Шерлок Холмс и доктор Ватсон обнаруживают, что жертва убийства страдала делегированным синдромом Мюнхгаузена, отравляя собственного сына, чтобы потом за счёт участия в его лечении от несуществующей болезни получать много внимания, за что и была убита сыном[6].

  • В фильме «Девятая жизнь Луи Дракса» (как и в одноименном романе Лиз Дженсен) главная героиня страдает делегированным синдромом Мюнхгаузена[7].

  • В 6 серии 1 сезона сериала «Настоящий детектив» одна из героинь серии по имени Шармейн Будро, подозреваемая в убийстве собственных детей, явно страдает делегированным синдромом Мюнхгаузена[источник не указан 600 дней]

  • В 9 серии 2 сезона сериала «Доктор Хаус» (серия «Обман»[en]) героиню подозревают в том, что она больна этим заболеванием.

  • В 1 серии сериала «Загадки реанимации» мать травила ребёнка, чтобы привлечь внимание отца ребёнка, который ушёл из семьи.

  • В шведско-датском сериале «Мост» делегированным синдромом Мюнхгаузена страдала мать главной героини Саги Норен, видимо поэтому Сага и заподозрила няню ребёнка своего коллеги в том, что у нее тот же синдром (сезон 2, серия 6).

  • В телесериале «Секретные материалы» (сезон 2, серия 21 «Калушары») агент Скалли подозревает у героев серии делегированный синдром Мюнхгаузена, однако в дальнейшем это подозрение не оправдывается.

  • В сериале «Мыслить как преступник»: 13 серия 5 сезона - мужчина, страдая таким же синдромом, создаёт сайт, где заставляет детей играть в игру и душить себя, а потом сам же спасает их, работая санитаром. Из-за этого же синдрома он душит своего сына.

  • В романе Гиллиан Флинн «Острые предметы» и его экранизациях этим синдромом страдает мать главной героини.

  • В 4 серии 2 сезона сериала "Анатомия страсти" пациентка имеет эту болезнь.

  • В сериале "Острые предметы" (Sharp objects) мать главной героини страдает делегированным синдромом Мюнхгаузена. Вся история сериала построена на этой болезни.


Литература |



Использованная литература |




  • Thomas K. (2003). “Munchausen syndrome by proxy: identification and diagnosis”. Journal of pediatric nursing. 18 (3): 174—180. DOI:10.1053/jpdn.2003.35. PMID 12796859..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}


  • Bennett K. (2000). “Munchausen syndrome by proxy abuse”. Journal of child health care. 4 (4): 163—166. DOI:10.1177/136749350000400407. PMID 11855474.


  • Rabinerson D., Kaplan B., Orvieto R., Dekel A. (2002). “Munchausen syndrome in obstetrics and gynecology”. Journal of psychosomatic obstetrics and gynaecology. 23 (4): 215—218. PMID 12520858.


  • Galvin H. K., Newton A. W., Vandeven A. M. (2005). “Update on Munchausen syndrome by proxy”. Current opinion in pediatrics. 17 (2): 252—257. PMID 15800422.


  • McClure R. J., Davis P. M., Meadow S. R., Sibert J. R. (1996). “Epidemiology of Munchausen syndrome by proxy, non-accidental poisoning, and non-accidental suffocation”. Archives of Disease in Childhood. 75 (1): 57—61. PMC 1511685. PMID 8813872.


  • Craft A. W., Hall D.M. (2004). “Munchausen syndrome by proxy and sudden infant death”. BMJ. 328 (7451): 1309—1312. DOI:10.1136/bmj.328.7451.1309. PMC 420178. PMID 15166071.


  • Fisher JA (2006). “Playing patient, playing doctor: Munchausen syndrome, clinical S/M, and ruptures of medical power”. Journal of Medical Humanities. 27 (3): 135—149. DOI:10.1007/s10912-006-9014-9. PMID 16817003.



Рекомендуемая литература |


  • Feldman M. D. Playing Sick? Untangling the Web of Munchausen Syndrome, Munchausen by Proxy, Malingering, and Factitious Disorder. — New York: Brunner-Routledge, 2004.


Ссылки |



  • The Medea of the modern times

  • Пример заболевания у израильтянки — Бунтующие ультраортодоксы и полиция достигли соглашения в суде

  • Примеры симуляции лихорадки у детей — Детские сказки для взрослых

  • Синдром Мюнхгаузена: влечение к лечению

  • Тот самый Мюнхгаузен



Примечания |





  1. Всемирная организация здравоохранения. F68.1 Intentional production or feigning of symptoms or disabilities, either physical or psychological [factitious disorder] // The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders. Diagnostic criteria for research. — Geneva. — С. 169. — 263 с.


  2. 12 Всемирная организация здравоохранения. Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). Часть 1 // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 272—273. — ISBN 5-86727-005-8.


  3. Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). — Arlington, VA, 2013. — Vol. 5. — P. 324. — ISBN 978-0-89042-554-1, 978-0-89042-555-8.


  4. Seymour Diamond, Amy Diamond. Headache and Your Child: The Complete Guide to Understanding and Treating Migraine and Other Headaches in Children and Adolescents. — Simon and Schuster, 2010-05-11. — 302 с. — ISBN 9780743219723.


  5. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. — 3-е изд., исправл. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — С. 715. — 880 с. — ISBN 978-5-9704-1407-1.


  6. Elementary Fall Finale Recap 12/18/16: Season 5 Episode 10 "Pick Your Poison" (неопр.). Celeb Dirty Laundry. www.celebdirtylaundry.com. Проверено 13 января 2017.


  7. Борис Иванов. Рецензия на фильм "9-ая жизнь Луи Дракса" (неопр.). film.ru (01.09.2016).









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?