Политехническая школа (Париж)

















































Политехническая школа
(«Икс», фр. l'X)
Ecole Polytechnique France seen from lake DSC03389.JPG
Оригинальное название
École Polytechnique
Девиз
«За Родину, науку и славу» (фр. "Pour la Patrie, les Sciences et la Gloire")
Год основания
1794
Ректор
Yves Demay (фр. Yves Demay)
Студенты
2316[1]
Бакалавриат
1902
Аспирантура
330
Расположение
Франция Франция, Палезо, 15 км от Парижа
Юридический адрес
École Polytechnique, F-91128 Palaiseau-Cedex, France
Сайт
polytechnique.fr
Commons-logo.svg Изображения по теме на Викискладе

Политехническая школа (фр. École Polytechnique) — знаменитая высшая школа для подготовки инженеров, основанная французскими учёными Гаспаром Монжем и Лазаром Карно в 1794 году. Первоначально располагалась в Латинском квартале Парижа, на горе Сен-Женевьев, a с 1976, — в пригороде Парижа Палезо. Учеников и выпускников школы называют «политехниками» (фр. polytechnicien). Кроме того, Политехническую школу называют «Икс» (фр. l'X), а её учеников «иксами», однако точное происхождение этого прозвища неизвестно: или сильный математический уклон преподавания, или герб школы с двумя скрещёнными пушками.


История Школы тесно связана со сложной, наполненной событиями историей Франции, в особенности с французскими революциями, Наполеоном, а также с развитием французской и мировой науки. Во Франции Школа пользуется всенародной известностью и является символом одновременно картезианства и прогресса французской индустрии. Отсюда вышло много великих учёных, знаменитых инженеров и предпринимателей.




Содержание






  • 1 История


    • 1.1 Главные события вкратце


    • 1.2 Революционное начало


    • 1.3 Военная школа Империи


    • 1.4 Трудная Реставрация


    • 1.5 Народная слава Революций 1830 и 1848 гг.


    • 1.6 Вторая Империя: спокойный рабочий период


    • 1.7 Республиканская школа


    • 1.8 Школа, смотрящая в будущее


    • 1.9 Политехническая школа и Россия




  • 2 Преподавание


    • 2.1 Инженерный цикл


      • 2.1.1 Первый год инженерного цикла


      • 2.1.2 Второй год инженерного цикла


      • 2.1.3 Третий год инженерного цикла


      • 2.1.4 Четвёртый год инженерного цикла




    • 2.2 Магистратура


    • 2.3 Аспирантура




  • 3 Департаменты


    • 3.1 Департамент гуманитарной и военной подготовки




  • 4 Лаборатории


  • 5 Традиции


  • 6 Кампус Политехнической школы


    • 6.1 Старые корпуса École Polytechnique в Париже (ныне Министерство образования и науки Франции)


    • 6.2 Кампус École Polytechnique в Палезо




  • 7 Знаменитые выпускники


  • 8 Примечания


  • 9 Литература





История |



Главные события вкратце |




  • 1794 г.: Создание «Центральной Школы Государственных Работ», которую переименуют в Политехническую Школу годом позже.


  • 1804 г.: Наполеон Бонапарт даёт Школе военный статус и девиз «За Родину, Науку и Славу» (фр. "Pour la Patrie, les Sciences et la Gloire").


  • 1970 г.: Школа становится государственным заведением под прямым покровительством Министерства Обороны.


  • 1972 г.: Поступление открыто для девушек.


  • 1976 г.: Школа переезжает в Палезо (фр. Palaiseau), в 18 км к юго-западу от Парижа.


  • 1995 г.: Поступление открыто для иностранцев посредством создания отдельного вступительного конкурса.


  • 2000 г.: Реформа преподавания, которая среди всего прочего делает образование четырёхлетним



Революционное начало |


После энтузиазма Французской революции в 1789 г. страна переживает значительные потрясения, сопровождающие свержение Монархии и двумя так называемыми периодами Террора. Молодая Республика должна бороться с врагами как снаружи, так и внутри страны. В начале 1794 г. ситуация практически безнадёжна, и, среди прочих бед, государству негде найти квалифицированные кадры для развития науки и техники. По настоянию нескольких именитых учёных, приверженцев новых идей, 11 июля 1794 г. комитет общественного спасения собирает Комиссию по Государственным Работам, которая и основывает Школу через восемь месяцев. Школа располагается в помещениях Пале-Бурбон, её преподавателей набирают среди самых видных учёных эпохи, а учеников — по конкурсу, который проходит во всей Франции. Первый урок в Школе прошёл 21 декабря 1794 г.


Чтобы те, кто своими знаниями и умом заслужил право поступить в новую Школу не испытывали материальных затруднений, будущим ученикам оплачивают приезд в Париж в первом классе (15 су в день), а также предлагают стипендию в размере 900 франков в год. Ученики проживают вне Школы у особо рекомендованных «хороших граждан», которые должны следить за своими жильцами, как за своими детьми. Школа со своей стороны пристально следит за отношениями учеников и хозяевами жилья, которых называют «чувствительными отцами». Заведующий учебной частью Школы, часто на пару с главным врачом, лично и регулярно совершают обходы по семьям.


В первый год своего существования Школа принимает около 400 учеников разного возраста и школьного уровня. Первые три месяца обучения называются «революционными уроками» и позволяют разделить учеников на три категории: тех, кто может напрямую идти в специальные школы госслужб, тех, кому для этого надо проучиться год, и наконец тех, кому потребуется два года учёбы. Благодаря «революционным урокам», учёба в Школе сразу рассчитана и организована на два года.


Таким образом, сразу после своего создания, Школа Государственных Работ, которую в сентябре 1795 г. переименуют в Политехническую школу, имеет чётко определённую цель: дать своим ученикам сильное научное образование, с математическим, физическим и химическим уклоном и подготовить их к поступлению в специальные школы государственных служб, как, например, Школа Артиллерии и Инженерии, Школа Шахт или Школа Мостов и Дорог.



Военная школа Империи |


В течение 10 лет, с 1794 г. по 1804 г., Школу заканчивают многие знаменитые учёные (см.ниже), например, математики Симеон-Дени Пуассон и Луи Пуансо, физики Жан-Батист Био и Огюстен Френель, химик Луи Гей-Люссак, астроном Франсуа Араго. Успех Школы несомненно объясняет тот факт, что Наполеон Бонапарт берёт в состав своей Египетской научно-военной экспедиции Гаспара Монжа и Луи Бертолле, которые преподавали в то время в Школе, а также 42 учеников и выпускников Школы.


Но в периоды Директории, затем Консульства и Империи, «Иксы» не только ведут себя не лучшим образом за пределами Школы, но более того, им не нравится поворот дел в политике. Чтобы вернуть Школу в нужное русло, Наполеон вводит военный режим и поселяет учеников в казармах. В 1804 Школа переезжает в бывшее помещение Наваррского Колледжа, на горе Сен-Женвьев в Латинском Квартале. Политехническая Школа останется в этом престижном, но неудобном, плохо адаптированном помещении до 1976 года. Наполеону Школа обязана и своим девизом «За Родину, Науку и Славу» (фр. "Pour la Patrie, les Sciences et la Gloire").



Трудная Реставрация |




Униформа учеников Политехнической школы, первые четыре изображения слева направо: 1795 г., 1803—1814 г., 1816—1827 г., 1830—1854 г.


Империя никогда не сможет полностью привлечь политически весьма враждебно настроенных учеников Школы на свою сторону, но в 1814 году, когда союзная армия подходит к Парижу, ученики, имеющие за плечами только несколько уроков артиллерии, с удивительной храбростью держат оборону на Барьер де Венсен. Однако их действия не спасают Париж от захвата союзной армией. Наполеон отрекается от престола, и Людовик XVIII, возвращающийся из изгнания, занимает трон. Ученики снова садятся за парты. Затем следуют Сто дней, и ситуация в Школе снова меняется, так как ученики приветствуют возвращение Наполеона и тем самым протестуют против Реставрации.


Власть принимает неадекватные, неуклюжие решения, увольняет Монжа, чем ещё больше злит учеников, которые освистывают правительство и хулиганят на улицах. В 1816 году после особенно дерзкой акции протеста, король увольняет всю Школу. В числе уволенных — философ Огюст Конт, в то время — ученик Школы. Уроки возобновляются в 1817 году в присутствии примерно половины учеников.


Школа теряет военный статус, униформа становится гражданской, но ученики остаются в интернате, а требования дисциплины ещё более усиливаются с появлением религиозных обязанностей, молитвы и мессы. Вместе с тем, главная роль Школы в стране остаётся неизменной — готовить учёных для государственной службы.



Народная слава Революций 1830 и 1848 гг. |


Ученики находятся в политической оппозиции на протяжении всего правления Людовика XVIII, и их враждебность возрастает при Карле X. Король же лишь ужесточает дисциплинарные требования. Тем не менее, в Школе продолжают преподавать такие выдающиеся учёные, как Коши, Араго, Пти, Дюлонг и Гей-Люссак, в основном, сами выпускники Школы. Впрочем, не стоит удивляться, что ученики встают на сторону народа в 1830 г.


29 июля несколько десятков из них силой выходят из Школы и присоединяются к восставшим, которых они ведут и защищают. Один из учеников, Вано, убит при взятии Вавилонской казармы. Народ полон восхищения и благодарности молодым учёным, отдающим свою жизнь во имя свободы.


Приход на трон Луи Филиппа, хоть и возвращает мир и порядок, всё же не отвечает тем чувствам и требованиям, которые спровоцировали Революцию 1830 г.. Школа вновь получает военный статус, однако ученики продолжают противостоять и новому режиму, который их увольняет в 1832, 1834 и 1844 гг. В 1848 г. «Иксы» снова принимают участие в народных событиях, однако на этот раз скорее в роли посредников между народом и властью. С февраля по апрель 1848 г. они подчиняются временному правительству. Как только порядок восстановлен, они спокойно возвращаются в Школу.



Вторая Империя: спокойный рабочий период |


Принц-Президент, впоследствии ставший императором Наполеоном III, недолюбливает Школу, ученики которой не уважают его, несмотря на сильное давление со стороны военных. Несмотря на это, эпоха больших волнений позади, и ученики посвящают время работе и учёбе. У них до сих пор есть своя политическая позиция, но они не выражают её так открыто и грубо, как в прошлом. В условиях жёсткой дисциплины они пытаются компенсировать недостаток свободы созданием своего собственного «фольклора», совершением различных ритуалов и посвящений и использованием особого жаргона. Эти традиции сильно развиваются после 1860 г.


Многие выпускники Школы идут в Армию и именно эти военные «Иксы» в лице Федерба и Данфера-Рошро спасут честь французской армии после ужасного поражения в франко-прусской войне 1870-71 гг..



Республиканская школа |


Вторая империя, при которой Франция так хорошо развивалась технически и экономически, рушится в одночасье после поражения под Седаном и кровавого подавления Парижской коммуны. В это время ученики находятся вне Парижа, так как Школу заранее убирают в Бордо, а затем в Тур ввиду немецкого наступления. Как только наступает мир, Школа немедленно начинает участие в процессе подъёма нации.


Армия укрепляет свои позиции в качестве главного работодателя Иксов, но и наука не остаётся в стороне: например, курс 1873 г. может гордиться присутствием как будущего маршала Файоля, так и Анри Пуанкаре, вошедшего впоследствии в ряд величайших математиков всех времён. Иксов можно найти во всех делах нации: развитии железнодорожной сети, создание новой промышленности, модернизации городов, завоевании и организации большой колониальной империи, и т. д.


Первая мировая война оставит сильный отпечаток как на Школе в частности, так и на стране в целом. На протяжении всей Войны Иксы мобилизованы, а сама Школа переоборудована в госпиталь. Школа может гордиться тем, что четыре её ученика, ставшие маршалами Франции, а именно, Фош, Файоль, Жоффр и Манури, привели страну к победе в этой Войне. Их именами названы улицы и площади во многих городах Франции. Более 900 учеников и выпускников погибли в результате сражений.


Потери были не менее драматичными и в других Высших учебных заведениях Франции. Можно предположить, что эти потери надолго лишили страну сил, что, в частности, сыграло свою роль в экономическом кризисе 30-х годов и неудачной обороне в 1940 г.


После капитуляции в 1940 г. Школа перемещается в Лион, в свободную зону, и снова становится гражданской. Тем не менее, униформа и военные парады проходят на территории Школы. Интеллектуальные конфликты, вспыхивающие по всей стране, не проходят мимо Школы. Ученики сражаются, и более 400 из них погибают — в их числе Оноре Дэстьен Дорв, Макс Борель, а также генерал Верно.



Школа, смотрящая в будущее |




Политехники на параде в День Победы 8 мая 2005 г. на Елисейских Полях.


И снова после военных действий Школа продолжает служить нации. Развиваются научные исследования, а преподавание приспосабливается к нуждам современного общества. В 1972 г. сюда впервые поступают девушки. В 1976 г. Школа с великим сожалением покидает гору Сен-Женвьев и устраивается в просторных помещениях в Палезо, к юго-западу от Парижа.


Политехническая школа полностью открывается международному сообществу. Так, увеличивается и набор иностранных студентов в Школу, и Иксов в зарубежные ВУЗы на специализацию. Сейчас на каждом курсе обучается 500 человек среди которых 100 иностранцы.


В таком недавнем прошлом становится труднее называть конкретные имена, однако Иксы действуют на всём фронте технологического прогресса: разработка атомной энергии, завоевание космоса, телекоммуникации, современный транспорт. Они работают в частных и государственных научно-исследовательских организациях и активно участвуют во всех больших национальных проектах, как в индустриальной сфере, так и в сфере услуг, а также в политике, культуре и спорте.



Политехническая школа и Россия |




Российские и другие студенты-иностранцы на приветственном собрании у директора Политехнической школы.


После распада СССР отдельные российские студенты частным порядком сдавали экзамены в Политехническую школу и учились там. Убедившись в высоком качестве советской образовательной системы, Политехническая школа решила пойти на заключение официальных договоров с вузами, из которых поступали лучшие студенты. Так, 29 августа 2005 года было подписано соглашение о «двойных дипломах» с Новосибирским государственным университетом, в соответствии с которым студент одного из вузов имеет право прослушать часть курсов в другом, а затем, защитив выпускную работу в обоих вузах, получить два диплома о высшем образовании — российский и французский.[2] Также Политехническая школа является партнером МГТУ им. Н. Э. Баумана[3] и МФТИ[4].



Преподавание |


В Политехнической школе разделяют три программы обучения: инженерный цикл, магистратура и аспирантура.



Инженерный цикл |


Ядром образовательного процесса является, как раз, инженерный цикл, который состоит из четырёх лет обучения (равносильно 2 — 6 курсам в российском ВУЗе). Набор на инженерный цикл осуществляется по принципу «республиканское право» (фр. mérite républicaine ), то есть через открытый конкурс. У вступительного конкурса имеются три ветви: 1) для студентов-граждан Франции, успешно окончивших «подготовительный класс к Высшим школам», (фр. classe préparatoire aux Grandes Ecoles); 2) для студентов-иностранцев, которые также окончили подготовительный класс наравне с французами, таких студентов называют EV1; 3) для студентов-иностранцев окончивших два года иностранного университета в области естественных наук или экономики, так называемые EV2. Для всех трех ветвей конкурса отведено 500 мест: 400 для первой, 40 и 60 для второй и третьей соответственно.



Первый год инженерного цикла |


Для французских студентов инженерный цикл начинается семимесячной военной или гражданской службой, так как французы-студенты Политехнической школы в момент зачисления автоматически становятся офицерами французской армии. Для студентов-иностранцев, владеющих французским языком, это гуманитарный стаж, в течение которого они участвуют в жизни различных благотворительных ассоциаций. Иностранцы, не владеющие французским, в это время изучают язык: первые четыре месяца в школе на юго-западе Франции в городе Вильнёв-сюр-Лот.



Второй год инженерного цикла |



Третий год инженерного цикла |



Четвёртый год инженерного цикла |



Магистратура |



Аспирантура |



Департаменты |


В образовательном процессе в Политехнической школе задействованы 11 различных департаментов.



  • Департамент математики

  • Департамент прикладной математики

  • Департамент физики

  • Департамент информатики

  • Департамент химии

  • Департамент биологии

  • Департамент механики

  • Департамент экономики

  • Департамент гуманитарных и социальных наук

  • Департамент языков и культур


В каталоге департамента языков и культур можно найти следующие языки:



  • французский (как иностранный)

  • английский

  • немецкий

  • испанский

  • итальянский

  • русский

  • китайский

  • японский

  • португальский


Для студентов, слабо владеющих тем или иным языком, проводятся стандартные занятия. Для тех же, кто владеет языком выше уровня В1, занятия — тематические. В зависимости от изучаемого языка, в каждом семестре на выбор студента дается около двадцати тематических курсов.



Департамент гуманитарной и военной подготовки |


Этот департамент ответственен, прежде всего, за спортивную подготовку. В начале инженерного цикла студент обязан выбрать один из 15 видов спорта, который он будет практиковать во время своего обучения. Он может выбрать среди следующих видов:



  • плавание

  • академическая гребля

  • спортивное ориентирование

  • волейбол

  • баскетбол

  • футбол

  • теннис

  • бадминтон

  • бокс

  • дзюдо

  • верховая езда

  • регби

  • фехтование

  • гандбол

  • скалолазание


Помимо этого, департамент организует различные конференции гуманитарного, политического, социального и культурного толка, гостями которых зачастую являются президенты советов правления крупнейших французских и международных компаний, а также министры, писатели и другие политические и культурные деятели.



Лаборатории |



Традиции |



Кампус Политехнической школы |



Старые корпуса École Polytechnique в Париже (ныне Министерство образования и науки Франции) |




Кампус École Polytechnique в Палезо |




Знаменитые выпускники |




Памятник политехникам — защитникам Парижа в 1814 г.


выпускники школы (указан год поступления):




  • Жан-Батист Био (Х1794) — физик


  • Жан-Батист Беланже — инженер, математик и гидромеханик.


  • Пьер Бертье (VII1798) — геолог


  • Луи Вика — инженер


  • Ипполит Ланглуа — французский генерал, сенатор, член Французской академии[5]


  • Этьенн Малюс (Х1795) — физик

  • Президент Мари Франсуа Сади Карно (X1857)

  • Президент Альбер Лебрен (X1890)

  • создатель концерна Citroën Андре Ситроен (X1898)

  • маршал Мишель Монури (X1863)

  • маршал Жозеф Жоффр (X1869)

  • маршал Фердинанд Фош (X1871)

  • маршал Эмиль Файоль (X1873)

  • советский танкист, Герой Советского Союза Поль Арман (Х1925); не окончил курса



Примечания |





  1. http://extranet.cti-commission.fr/recherche/showDonneesCertifiees/id/1356



  2. Студенты НГУ будут учиться во Франции (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 5 августа 2011. Архивировано 18 ноября 2011 года.


  3. Зарубежные партнеры МГТУ им. Н. Э. Баумана по сотрудничеству в образовательной и научной сферах (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 21 июня 2013. Архивировано 25 июня 2013 года.


  4. МФТИ и Политехническая школа (Париж) выходят на новый уровень сотрудничества (недоступная ссылка)


  5. Ланглуа // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. — СПб. ; [М.] : Тип. т-ва И. Д. Сытина, 1911—1915.




Литература |



  • Карлов Н. В., Кудрявцев Н. Н. (2000). “К истории элитного инженерного образования”. Вестник РАН. 70 (7): 579–88..mw-parser-output cite.citation{font-style:inherit}.mw-parser-output q{quotes:"""""""'""'"}.mw-parser-output code.cs1-code{color:inherit;background:inherit;border:inherit;padding:inherit}.mw-parser-output .cs1-lock-free a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/65/Lock-green.svg/9px-Lock-green.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-limited a,.mw-parser-output .cs1-lock-registration a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d6/Lock-gray-alt-2.svg/9px-Lock-gray-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-lock-subscription a{background:url("//upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/aa/Lock-red-alt-2.svg/9px-Lock-red-alt-2.svg.png")no-repeat;background-position:right .1em center}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration{color:#555}.mw-parser-output .cs1-subscription span,.mw-parser-output .cs1-registration span{border-bottom:1px dotted;cursor:help}.mw-parser-output .cs1-hidden-error{display:none;font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-visible-error{font-size:100%}.mw-parser-output .cs1-subscription,.mw-parser-output .cs1-registration,.mw-parser-output .cs1-format{font-size:95%}.mw-parser-output .cs1-kern-left,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-left{padding-left:0.2em}.mw-parser-output .cs1-kern-right,.mw-parser-output .cs1-kern-wl-right{padding-right:0.2em}








Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?