Леви-Стросс, Клод










































Клод Леви-Стросс
фр. Claude Lévi-Strauss
Портрет
Дата рождения
28 ноября 1908(1908-11-28)[1][2][…]
Место рождения
Брюссель, Бельгия
Дата смерти
30 октября 2009(2009-10-30)[4][1][…](100 лет)
Место смерти
Париж, Франция
Страна

  • Flag of France.svg Франция

  • Flag of Belgium.svg Бельгия


Род деятельности
этнолог, социолог, философ
Награды и премии






Кавалер Большого Креста ордена Почётного легиона Командор ордена «За заслуги» (Франция)
Командор ордена Академических пальм





Командор ордена Искусств и литературы (Франция) Командор ордена Короны (Бельгия)
Орден Восходящего солнца 2 класса


Командор ордена Южного Креста



Автограф
Signature levistrauss.jpg
Commons-logo.svg Клод Леви-Стросс на Викискладе

Клод Леви́-Стросс (фр. Claude Lévi-Strauss [klod levi stʁos]; 28 ноября 1908 года, Брюссель — 30 октября 2009 года, Париж) — французский этнолог, социолог, этнограф, философ и культуролог, создатель собственного научного направления в этнологии — структурной антропологии и теории инцеста (одной из концепций происхождения культуры), исследователь систем родства, мифологии и фольклора. Леви-Стросс произвел революцию в антропологии, поместив в её основание культуру и сделав её независимой от естественных наук[5].




Содержание






  • 1 Биография


  • 2 Теории


  • 3 Награды


  • 4 Избранные работы


  • 5 Примечания


  • 6 Литература


  • 7 Ссылки





Биография |


Родился в столице Бельгии Брюсселе в 1908 году в еврейской семье. Его отец, Реймон Леви-Стросс (Raymond Lévi-Strauss), был художником-портретистом, как и оба его брата; дед по материнской линии, Эмиль Леви (Emile Lévy) — главным раввином Версаля.[6][7] В 1909 году семья вернулась в Париж, а после призыва отца во французскую армию в 1914 году мать Клода — Эмма Леви (Emma Lévy) — вернулась к родителям, и будущий антрополог вырос в доме деда в Версале. В своих мемуарах Клод Леви-Стросс вспоминает, что атмосфера в доме была богемной, ему с детства прививалась любовь к музыке на примере его прадеда — композитора Исаака Стросса (Штраусса; Isaac Strauss, 1806—1888), родом из Эльзаса.


Посещал Lycée Janson de Sailly в Париже, затем изучал право и философию в Сорбонне. Посещал также семинары этнографа и социолога Марселя Мосса. Одновременно был левым политическим активистом, членом Французской секции Рабочего Интернационала; в 1932 году в возрасте 24 лет социалисты даже выдвигали его кандидатом на местных выборах. В то время находился под влиянием марксизма; утверждал, что редко берется «решать социологическую или этнографическую проблему, не освежив мыслей несколькими страницами „18 брюмера Луи Бонапарта“ или „К критике политической экономии“»[8]. После окончания университета и службы в армии стал лицейским преподавателем. Однако, следуя совету Поля Низана, молодой агреже философии избирает иной путь реализации своих способностей — через познание жизни, как антрополог в поле, по его словам, «постоянного физического и психического истощения»[9] — в 1935 году вместе с женой Диной Дрейфус (Dina Dreyfus) Клод Леви-Стросс направляется в Бразилию, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу.
После первого учебного года супруги совершили экспедицию к индейцам племён кадиувеу и бороро. Этнографическая коллекция, собранная там, была показана на выставке в Париже. Интерес, вызванный этой выставкой, помог Леви-Строссу получить финансовую поддержку для продолжения экспедиций. Он вернулся в Бразилию, где организовал экспедицию к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, длившуюся более года. О своих бразильских путешествиях учёный рассказал в книге «Печальные тропики».


После вторжения во Францию немецких войск оставаться в Париже Леви-Строссу из-за его еврейского происхождения было нельзя. Некоторое время он работал преподавателем в лицее Перпиньяна, а затем профессором философии в Политехнической школе Монпелье, но был уволен после вступления в силу «расовых законов».


Благодаря программе Рокфеллера по спасению европейских учёных Леви-Стросс был приглашён в США (1940). В Нью-Йорке читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. Тесно общался с Романом Якобсоном, благодаря влиянию которого сформулировал структуралистский подход к культурной антропологии. Благодаря общению с видными американскими этнологами, особенно с «отцом американской антропологии» Францем Боасом, Клод Леви-Стросс познакомился и с достижениями этнографии США. В 1942 году Ф. Боас умер в Колумбийском университете на руках Леви-Стросса.


В начале 1945 года вернулся во Францию, но вскоре вновь отправился в США в качестве советника по культуре во французском консульстве в Нью-Йорке. Пробыл на этой должности до 1947 года. Вернувшись на следующий год в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы «Семейная и социальная жизнь индейцев намбиквара» и «Элементарные структуры родства» (здесь интересно сотрудничество Леви-Стросса и выдающегося математика А. Вейля, который написал математическое приложение к этой книге)[10].


В конце 1940-х и в начале 1950-х Леви-Стросс ведет активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований (CNRS), одновременно с этим читает лекции и занимает должность заместителя директора по этнологии в Музее человека. Наконец, Леви-Стросс возглавляет пятую секцию Практической школы высших исследований, ранее руководимую Марселем Моссом. Во время его руководства секция была переименована из «Исследования религий примитивных народов» в «Сравнительное религиоведение бесписьменных народов».


В 1952 году по заказу ЮНЕСКО К. Леви-Стросс пишет работу «Раса и история», посвящённую многообразию культур и межкультурным отношениям.


В начале 1960 года Леви-Стросс стал руководить кафедрой социальной антропологии в Коллеж де Франс. На базе Коллеж де Франс он создал Лабораторию социальной антропологии, чтобы дать молодым учёным возможность исследовательской работы. В Лаборатории готовились диссертации, организовывались экспедиции в самые разные районы мира. Там стали работать не только французы, но и учёные из других стран. В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвенистом и географом Пьером Гуру основал академический антропологический журнал «Человек» (l’Homme) по аналогии с англоязычными журналами «Man» и «American Anthropologist». Он руководил Лабораторией вплоть до своего выхода на пенсию в 1984 году.


В 2008 году Леви-Строссу исполнилось 100 лет, он стал первым членом Французской академии, достигшим этого возраста. Французская академия широко отметила столетний юбилей Леви-Стросса, который стал первым её членом, дожившим до этого возраста[11]. При этом Леви-Стросс находился в здравом уме и трезвой памяти. В этом же году Библиотека Плеяды приступила к публикации его работ (обычно этого при жизни автора не делается).


Ученый скончался 30 октября 2009 года в своем доме в Париже от сердечного приступа. О смерти Леви-Стросса было объявлено 3 ноября, и в тот же день он был похоронен в деревне Линьероль (департамент Кот-д’Ор, Бургундия)[12].



Теории |






В 1949 году К. Леви-Стросс выпустил знаковую книгу «Элементарные структуры родства» по материалу своей диссертации. В ней он описал свои наблюдения за особенностями брачных обычаев в бразильских племенах. Изучая их, он ввел понятие симметричных и асимметричных браков, а также выработал для описания жизни внутри племен универсальные структуры, которые помогли ему в дальнейшем систематизировать межкультурные различия. [источник не указан 401 день]


Впоследствии он развил свои идеи в дальнейших книгах. Особенно достойна внимания написанная им книга «Раса и история», в которой он размышляет о многообразии культур и о их значении в достижениях современного мира. В этой книге, написанной с целью развенчать идеи расизма, включая расовую теорию Ж. А. де Гобино, Леви-Стросс приводит некоторые похожие или общие черты, свойственные различным расам и объединявшие их протяжении долгого времени, что говорит об общих закономерностях развития рас и всего человеческого общества[13][источник не указан 401 день].


Леви-Стросс был приверженцем структурной лингвистики Фердинанда де Соссюра и стремился применить тот же метод к антропологии[14], полагая, что в основе всех человеческих культурных практик лежат общие повторяющиеся структуры и понять отдельные детали возможно только через описание их места в общей системе. В то время фундаментальным объектом анализа была семья, как замкнутая единица, состоящая из мужа, жены и их детей. Племянники, кузены, тети, дяди, бабки и деды рассматривались как вторичные субъекты. Леви-Стросс возражал против такой точки зрения, утверждая, что, подобно лингвистической значимости, семьи обретают определённую идентичность только через отношения с другими. Таким образом, он перевернул классический взгляд на антропологию, поместив на первое место вторичных членов семей и настаивая, что исследовать надлежит не семьи, а отношения между семьями[15].


Обнаружил у первобытных племён поведение, подобное феномену Пиаже[16]. Наряду с Р. О. Якобсоном является автором идеи возникновения языка как комбинации жестов и выкриков, которые превратились в фонемы[17].


К. Леви-Стросс сыграл существенную роль в изучении тотемизма и первобытного мышления. В своих трудах «Тотемизм сегодня» (Le Totemisme aujourdhui,1962) и «Неприрученная мысль» (La Pensée sauvage,1962) он рассматривает тотемизм как важный элемент социального устройства первобытных обществ[18]:


.mw-parser-output .ts-Цитата-container{margin:auto;border-collapse:collapse;display:flex;justify-content:center}.mw-parser-output .ts-Цитата-quote{font-style:italic}.mw-parser-output .ts-Цитата-container cite{display:block;float:right;font-style:normal}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote,.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{width:30px;padding-right:10px}.mw-parser-output .ts-Цитата-leftQuote{vertical-align:top}.mw-parser-output .ts-Цитата-rightQuote{vertical-align:bottom}.mw-parser-output .ts-Цитата-container .ts-oq .NavFrame{padding:0.25em 0 0}




« За многообразием явлений, составляющих тотемический комплекс (отождествление членами социальной группы себя с животным или растительным видом, соответствующие этой мыслительной связи верования, обряды, пищевые запреты), Леви-Стросс увидел специфические коды, посредством которых происходит "обмен сходствами и различиями между природой и культурой" и различение социальных групп между собой. Тотемические коды суть логические формы, пригодные для выявления сходства-различия. Две другие из основных операций современного мышления, а именно обобщение — конкретизация и расчленение — соединение, также осуществляются, поскольку использование природного вида (тотема) в качестве оператора делает возможным переходы: индивид — социальная группа (половозрастная группа, клан, линидж) — племя. Если же племя использует для поименования кланов части тела природного существа, то при такой мысленной детотализации в означаемом происходит движение от общего к частному, а если имеет место и ретотализация — движение от частного к общему. »

В отличие от Л. Леви-Брюля, выдвигавшего концепцию, согласно которым людям традиционных обществ свойственно дологическое мышление, управляемое мистической верой и неспособное к усмотрению противоречий, К. Леви-Стросс вывел модели, позволяющие анализировать специфические логические формы мифологического мышления: это наука конкретного, бриколаж и тотализирующее мышление. Наука конкретного — способ упорядочения в классификациях: внимание к конкретному сочетается с одновременным стремлением к символизации. Символы играют роль специфических единиц мышления, обладают промежуточным логическим статусом между конкретно-чувственными образами и абстрактными понятиями. Бриколаж предполагает, что мыслительная деятельность свободна от подчинения средств цели, в отличии от проектирования. Интенция мысли определяется рекомбинацией образов-символов. Тотализирующее мышление — использование классификаций различного типа, одни формы переходят в другие, дополняя друг друга[18].



Награды |




  • Золотая медаль Национального центра научных исследований (1967)

  • Член Французской академии (с 1973), занимал 29-е кресло;

  • Иностранный член Национальной академии наук США;

  • Член-корреспондент Британской академии (1966);

  • Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона;

  • Командор Национального ордена Заслуг;

  • Командор ордена Академических пальм;

  • Командор ордена искусств и литературы;

  • Командор ордена Короны (Бельгия);

  • Командор ордена Южного Креста (Бразилия);

  • Кавалер ордена Восходящего солнца 2-го класса (Япония);

  • Кавалер Большого креста ордена Заслуг в науках (Бразилия).



Избранные работы |




  • La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara (1948).


  • Les Structures élémentaires de la parenté (1949)


  • Race et histoire (1952, рус. пер. Раса и история, 2000[19])


  • Tristes tropiques (1955, рус. пер. Печальные тропики, 1984)


  • Anthropologie structurale (1958, рус. пер. Структурная антропология, 1983)
    • Леви-Стросс К. Структурная антропология = Anthropologie structurale / Пер. с фр. В.В. Иванова. — М., 2001. — 512 с.



  • Le Totemisme aujourdhui (1962, рус. пер. Тотемизм сегодня, 1994[20].)


  • La Pensée sauvage (1962, рус. пер. Неприрученная мысль, 1994[20])


  • Mythologiques I—IV (Мифологики)


    • Le Cru et le cuit (1964, рус. пер. Сырое и приготовленное, 2000, ранее в русской литературе упоминалась под названием «Сырое и варёное»[21])


    • Du miel aux cendres (1966, рус. пер. От мёда к пеплу, 2000)


    • L’Origine des manières de table (1968, рус. пер. Происхождение застольных обычаев, 2000)


    • L’Homme nu (1971, рус. пер. Человек голый, 2007)




  • Anthropologie structurale deux (1973, Структурная антропология-2)


  • La Voie des masques (1972, рус. пер. Путь масок, 2000[19])


  • Paroles donnés (1984)


  • Le Regard éloigné (1983, Взгляд издалека)


  • La Potière jalouse (1985, рус. пер. Ревнивая горшечница, 2000[19])


  • De Près et de loin (1988)


  • Histoire de lynx (1991, История рыси)


  • Regarder, écouter, lire (1993)


  • Saudades du Brasil, (1994)



Примечания |





  1. 12 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118572385 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q27302"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q304037"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q256507"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q170109"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q36578"></a>



  2. 12 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q19938912"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:P268"></a><a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q54837"></a>



  3. Комитет исторических и научных работ — 1834.
    <a href="https://wikidata.org/wiki/Track:Q2985434"></a>



  4. http://www.nytimes.com/2009/11/04/world/europe/04levistrauss.html



  5. Dosse, François. History of Structuralism. Volume I: The Rising Sign, 1945—1966. — L., Minneapolis: University of Minnesota Press, 1997. — С. 21. — ISBN 0-8166-2239-6.


  6. Claude of the Jungle


  7. Dictionary of Literary Biography on Claude Levi-Strauss


  8. Сьюзен Зонтаг. Против интерпретации и другие эссе


  9. Индеец века — Un Indien dans le siècle (le Nouvel Observateur" du 1-er mai 2008) (неопр.) (недоступная ссылка). Проверено 29 июня 2009. Архивировано 19 апреля 2009 года.


  10. Weil A. Sur l'étude de certains types de bois de marriage (Système Murngin). — С. Lévi-Strauss. Les structures élémentaires de la parenté. P., 1949 (2 éd. P., 1968).


  11. Скончался известный французский антрополог Клод Леви-Стросс // Газета.ру, 05.11.2009


  12. Claude Lévi-Strauss, 100, Father of Modern Anthropology, Dies — Obituary (Obit) — NYTimes.com


  13. А.А.Алексеева. "Многообразие культур по К.Леви-Строссу" // МГУ имени М.В.Ломоносова.


  14. Moore,, Jerry D. Visions of Culture: An Introduction to Anthropological Theories and Theorists. — AltaMira Press, 2009. — P. 237. — ISBN 9780759111462.


  15. Lévi-Strauss,, Claude. Structural Anthropology. — Basic Books, 1963. — P. 51. — ISBN 9780465095162.


  16. Человек, который принял жену за шляпу = The Man Who Mistook His Wife for a Hat. — СПб.: Science Press, 2006. — 301 с. — 5 000 экз, экз. — ISBN 5-902626-01-3.


  17. Иванов В. В. Целесообразность человека. // Новая газета, № 92 от 17 августа 2012


  18. 12 Островский А. Б. Этнологический структурализм Клода Леви-Стросcа // Леви-Стросс К. Первобытное мышление. — М.: Республика, 1994. — С. 3-14.


  19. 123 Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Путь масок. М., 2000


  20. 12 Вошло в издание Клод Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994


  21. Примечания переводчика //Клод Леви-Стросс. Мифологики. В 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М., СПб., 1999, с. 344




Литература |



  • Балагушкин Е. Г. Леви-Стросс К. // Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. — Т. 1. — С. 1127—1133. — 1392 с. — (Summa culturologiae). — ISBN 978-5-8243-0838-9, ISBN 978-5-8243-0840-2.

  • Леви-Стросс, Клод / Белик А. А. // Лас-Тунас — Ломонос. — М. : Большая российская энциклопедия, 2011. — С. 120. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 17). — ISBN 978-5-85270-350-7.

  • Социолог Александр Гофман: «Клод Леви-Стросс был новатором социальных и гуманитарных наук. Такие люди если и уходят, то только для того, чтобы остаться навсегда» // Полит.ру. — 05.11.2009.



Ссылки |



  • Книги Клода Леви-Стросса в электронной библиотеке SOCINF

  • Печальный тропик. Сто лет Клоду Леви-Строссу

  • К. Леви-Стросс Отношения симметрии между ритуалами и мифами соседних народов

  • К. Леви-Стросс Структурализм и экология


  • К. Леви-Стросс Тотемизм сегодня (избранное)

  • К. Леви-Стросс. Путь масок

  • К. Леви-Стросс. Индейское общество и его стиль

  • Клод Леви-Стросс. Печальные тропики


  • Леви-Стросс К. Природа музыки — заметка из «Мифологик»


  • Век обаятельной дикости: 100 лет вместе с Леви-Строссом. Заметки к юбилею.


  • Мост между современными и бесписьменными обществами — статья А.Островского о жизни и трудах К. Леви-Стросса.









Popular posts from this blog

Усть-Каменогорск

Халкинская богословская школа

Where does the word Sparryheid come from and mean?